Иисус сравнивал фарисеев с красивыми гробами, полными нечистоты. «Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что уподобляетесь окрашенным гробам, которые снаружи кажутся красивыми, а внутри полны костей мертвых и всякой нечистоты…» (Матфей 23:27). С первых глав и до конца Библия учит нас, что человек судит по внешнему виду, а Бог видит наше сердце. Но в Писании сердце не считается единственным предметом для размышлений, оно скорее отправной пункт. Истинная женская красота не та, что начинается и заканчивается в сердце; она начинается с сердца и заканчивается внешними украшениями.
Итак, мы не должны принимать на веру языческое заблуждение, утверждающее ценность только «духовных вещей», но и не должны ударяться в другую крайность, идею о том, что лишь материальное и внешнее имеет ценность, а внутренняя духовная красота изжила себя, что если только женщина начнет применять подходящий увлажнитель кожи, правильно подберет косметику, начнет хорошо одеваться и следить за фигурой, и так ad infinitum, то она станет красивой. Библия учит, что в этом нет необходимости — женщина красивая и безрассудная так же нелепа, как золотое кольцо в носу у свиньи (Притчи 11:22). Библия запрещает христианкам применять овеществленный подход к красоте.
Павел, например, учит, «чтобы также и жены, в приличном одеянии, со стыдливостью и целомудрием, украшали себя не плетением [волос], не золотом, не жемчугом, не многоценною одеждою…» (1 Тимофею 2:9). Важно отметить, что он не запрещает украшения как таковые, но требует, чтобы женщины одевались определенным образом. Он запрещает нарочито выставлять наряды и украшения. В первом столетии женщины вплетали украшения в волосы или покрывали их золотистой пылью. Такая нарочитая демонстрация красоты была отвратительна Павлу, она оскорбляла пророка Исаию. Она отвратительна и по сей день. Он, очевидно, видел надменных дочерей Сиона, прогуливающихся по торговым рядам: «И сказал Господь: за то, что дочери Сиона надменны и ходят подняв шею и обольщая взорами, и выступают величавою поступью, и гремят цепочками на ногах…» (Исаия 3:16). Поскольку они были столь надменны в своей красоте, Господь поклялся отнять у них волосы (ст. 17), цепочки на ногах, звездочки, луночки (ст.18), серьги, ожерелья, опахала, увясла и запястья, пояса, сосудцы с духами и привески волшебные (ст. 19), перстни и кольца в носу (ст. 20), верхнюю одежду и нижнюю, и платки и кошельки (ст. 21), светлые тонкие епанчи и повязки, и покрывала (ст. 22).
Иными словами, если женщины красивы и нечестивы, их красота провоцирует Господа. «И будет вместо благовония зловоние, и вместо пояса будет веревка, и вместо завитых волос плешь, и вместо широкой епанчи узкое вретище, вместо красоты клеймо» (Исаия 3:23). Бог не бывает поругаем; Он ненавидит красоту, внутри которой уродство. Более того, Он привлечет внешние силы, под стать внутренней нечистоте.
И наоборот, когда женщина прекрасна духом, эту красоту нельзя утаить. Она очаровывает ее мужа — даже того, кто не имеет страха Господня.
«Также и вы, жены, повинуйтесь своим мужьям, чтобы те из них, которые не покоряются слову, житием жен своих без слова приобретаемы были, когда увидят ваше чистое, богобоязненное житие. Да будет украшением вашим не внешнее плетение волос, не золотые уборы или нарядность в одежде, но сокровенный сердца человек в нетленной красоте кроткого и молчаливого духа, что драгоценно пред Богом. Так некогда и святые жены, уповавшие на Бога, украшали себя, повинуясь своим мужьям. Так Сарра повиновалась Аврааму, называя его господином. Вы — дети ее, если делаете добро и не смущаетесь ни от какого страха»
(1 Петра 3:1-6).
Апостол Петр призывает жен к внутренней молчаливой кротости духа. Но, принимая во внимание все Писание, мы видим, что женщина достигает этого под любящим водительством мужа. Если он любит ее, она приносит плод. Когда она приносит плоды, это восхищает его. В восхищении он любит ее больше, и она приносит больше плодов. Жена должна участвовать в этом, получая его любовь, но он несет ответственность за проявление любви.