«Если же не угодно вам служить Господу, то изберите себе ныне, кому служить, богам ли, которым служили отцы ваши, бывшие за рекою, или богам Аморреев, в земле которых живете; а я и дом мой будем служить Господу»
(Иисус Навин 24:15).
Определением евангельский в последние годы много злоупотребляли. То, что раньше обозначало приверженность к евангелию Иисуса Христа, в современной Америке описывает субъективные религиозные переживания практически любого толка. Те, кто используют это слово в его старом значении, должны осторожно подходить к определению терминов. Под определением «муж — евангельский христианин» я склонен понимать, что это человек, осознающий постулаты исторического протестантизма и строящий свою жизнь в соответствии с ними.
Евангельский мир отбрасывает богословское наследие, так как нет веры в христианские доктрины в семьях. Не секрет, что с церковной кафедры по всей стране звучат анекдоты, сентиментальная болтовня, визгливо-крикливые песни поклонения и «гони-что-нам-нравится» богословие; и главы христианских семей приняли все это. Когда требования к мужчинам в евангельских кругах стали ниже, мужчины не только не выразили возмущения, а, наоборот, с облегчением вздохнули.
Подобно Иисусу Навину, мужчина отвечает за весь дом, и он должен учить семью и отказываться подчинять свой дом глупости неверия, и неважно, во что рядится это неверие — в либеральные или поп-евангельские одежды. Когда Иисус учит, что его овцы не будут слушать голоса чужака, Он подразумевает правильность их действий в случае отсутствия голоса Пастыря (Иоанн а 10:5).
Первое, что необходимо сделать мужу, это устроить свой дом так, чтобы там исповедовалась вера, то есть муж должен знать, во что он верит, и научить этому свою семью. Человек, недавно обретший спасение, возможно, сможет только исповедовать, что Иисус есть Господь, — и этого достаточно, скажут многие. Несомненно, этого достаточно для спасения (Римлянам 10:9-10), но не достаточно, чтобы наставить в вере свою семью.
«Ибо, судя по времени, вам надлежало быть учителями; но вас снова нужно учить первым началам слова Божия, и для вас нужно молоко, а не твердая пища»
(Евреям 5:12).
Библия учит, что минималистский подход к доктрине — позор для зрелых христиан. Печально, что сегодня многие торжествуют, довольствуясь ущемленным богословием. Вопрос состоит не в том, какой минимум надо знать, чтобы попасть на небо. Вопрос для мужей ставится так: «Как многому я могу научиться сам и научить свою жену и детей, располагая моим временем, ресурсами и обладая моими способностями?»
Мужчина может не быть теологом по профессии, но он должен быть домашним богословом. Апостол Павел, побуждая женщин молчать в церкви, говорил: «Если же они хотят чему научиться, пусть спрашивают [о том] дома у мужей своих…» (1 Коринфянам 14:35). Трагедия современной женщины состоит в том, что она гадает, что же сказано в Библии, вместо того чтобы спросить об этом мужа. «Он не знает». Муж должен быть готов ответить на доктринальные вопросы жены, а если у него нет ответа, он должен быть готов изучить вопрос и наверстать упущенное. Слова апостола Павла не столько ограничивают жену, сколько выдвигают требование мужу. Если он чего-то не знает, он должен это выяснить.
Во-вторых, он должен знать, почему он верит, чтобы научить этому и семью. Это невозможно без постоянного чтения Библии. В дополнение к изучению Библии евангельский верующий должен посвятить себя чтению книг, здраво излагающих учение и написанных квалифицированными богословами. Он должен не только размышлять над Словом, но и пользоваться трудами учителей.
По мере изучения Библии он, несомненно, начнет лучше понимать величие и суверенную волю Бога. И тогда он должен со смирением отринуть все ошибочные доктрины, которых он раньше придерживался, и просить прощения у семьи за то, что он вел их по ложному пути, и начать все с начала. Ни при каких обстоятельствах муж — евангельский христианин не должен держаться за свои ложные убеждения, даже если перемены достанутся дорогой ценой.
В-третьих, мы должны развивать определенные добродетели, заложенные в исповедании веры. Эти добродетели должны просто обосноваться в вашем доме. Библия учит, что все учение должно отражаться в нашей жизни, и наш образ жизни должен, в свою очередь, прославлять христианское учение.
В доме, ведомом евангельским мужем, должно быть много добродетелей, составляющих аромат дома. Такой муж никогда не должен говорить с женой, не проявляя нежности и не оказывая ей должных знаков внимания. Он никогда не должен выходить из себя, наказывая детей. Согрешив, он должен восстановить положение. Он должен быть скалой в доме — небольшим камнем, по благодати Божьей отражающим образ Той Скалы, Которая есть Христос.