Краткий урок грамматики поможет объяснить природу библейского авторитета в доме. Читая Писание, христиане часто путают изъявительное наклонение с повелительным наклонением. Изъявительное наклонение констатирует факт; оно не содержит значения долженствования — стул коричневый; корабль накренился; снег комками. Цель таких утверждений — просто донести до нас информацию о положении вещей. Повелительное наклонение, напротив, является командой; оно сообщает нам, что мы должны делать. Закрой дверь! Выключи компьютер! Прижмись к обочине! Следовательно, если кто-то скажет: «Книга на столе», — это простое указание на факт, выраженное изъявительным наклонением. Но если кто-то сказал: «Положи книгу на стол», — это приказание, или императив.
Нам пришлось прибегнуть к этому упражнению, поскольку многие христиане не понимают Библии, так как пытаются переделать изъявительное наклонение в повелительное. Когда дело доходит до евангелия, плотское сердце с радостью совершает ту же ошибку. Что такое благая весть, как не Великая Констатация Факта? Проповедники провозглашают то, что Бог уже совершил на кресте для спасения грешников, а грешные люди тем временем пытаются исказить суть евангельской вести и призвать к спасению по делам.
Такая же «грамматическая» путаница возникает, когда мужья пытаются истолковать библейское учение о главенстве и авторитете в браке. В Библии сказано, что «муж есть глава жены, как и Христос глава Церкви, и Он же Спаситель тела» (Ефесянам 5:23). Павел не пишет, что мужу следует быть главой жены. Он ясно указывает на главенство мужа. В данном стихе апостол не наставляет, каким должно быть браку (об этом говорят последующие стихи). Здесь он скорее раскрывает суть брачных отношений между мужем и женой. Брак определяется главенством мужа над женой. Иными словами, без главенства не существует и брака.
Это не означает, что Бог не дает повелений мужу. В последующих стихах мы находим поистине основополагающий императив — мужьям заповедовано любить своих жен, как Христос возлюбил церковь. Нигде мужу не дается повеление быть главой жены именно потому, что он уже им является в силу самой природы брака. Горе ему, если он не любит свою жену, но, так или иначе, он сохраняет свое главенство.
Размышление над этим установлением сослужит мужьям добрую службу. Поскольку муж является главой жены, он неизбежно оказывается в положении руководителя. Он не может просто так отказаться от лидерства. В случае частичного отречения от своей главной обязанности, он, взбунтовавшись против Бога, будет никудышным руководителем. Что бы он ни делал, где бы он ни находился, он всегда будет оставаться в положении главы своей жены. Таким Бог задумал брак. Он создал нас мужчинами и женщинами, чтобы утвердить главенство мужчины в браке. Если муж благочестив, то его господство не будет суровым; оно будет характеризоваться жертвенной любовью, явленной нашим Господом на кресте. Если муж пытается уклониться от своих обязанностей, его сложение полномочий будет тяготить весь дом. Если он покинет дом, его отсутствие будет все время напоминать о нем. Сколько детей выросло в домах, где за обеденным столом главенствовал пустой стул? Если муж «тряпка» и в доме заправляет жена, то это несчастная семья. Там господствует его отказ от полномочий.
В Послании к Ефесянам апостол Павел говорит, что муж в качестве главы семьи отражает образ отношений Христа и церкви. Каждый брак в любом уголке мира — картина отношений Христа и церкви. Грех и бунт против Бога превратили эти образы в ложь и клевету на Христа. Но муж никогда не перестает свидетельствовать о Христе и церкви. Если он послушен Богу, он проповедует истину; если он не любит свою жену, то он извергает ересь и ложь — но он продолжает свидетельствовать. Если он оставляет свою жену, он показывает этим, что Христос оставляет свою невесту, и это — ложь. Если он суров с женой и бьет ее, он говорит, что Христос так же суров со своей церковью, а это еще одна ложь. Если он спит с другой женщиной, он прелюбодей, да и богохульник к тому же. Как может Христос любить еще кого-то, кроме Своей Невесты? Поразительно, как ради сиюминутного удовольствия неверные мужья могут так опорочить преданность Христа.
Это резкие слова. И даже несмотря на разъяснение, некоторые читатели наверняка негативно отреагировали на ранее употребленное слово господство. Этот факт лишний раз доказывает, насколько христианская церковь подверглась влиянию феминизма — в мужененавистническом мирском или в приглаженном «евангельском» варианте. Тем не менее господство мужчины неопровержимо; за нами остается выбор формы господства: любящая и конструктивная власть или полная ненависти, разрушительная тирания. Оспаривание главенства мужа в доме подобно прыжку со скалы наперекор закону тяготения. Приводите какие угодно аргументы во время падения, но их несостоятельность будет доказана в момент приземления.
Как бы христиане ни пытались пойти на компромисс с феминизмом, уступки не в силах изменить данность, заложенную Богом при творении. Да и как это возможно? Главенство мужа является неотъемлемой частью созданного Богом брака. Поиск компромисса хорошо выполняет одну задачу — он приносит с собой грех и бунт против Бога. Противление Господу не дает мужчинам исполнить повеление, то есть любить своих жен. Каков результат? Мужья отказываются от статуса главы семьи и перестают любить своих жен, как об этом сказано в Библии.