В предыдущей главе мы рассмотрели вопрос божественного установления брака и увидели, что семья существовала от начала сотворения человечества. Когда была сотворена только половина человечества, Бог взглянул на дела рук Своих и сказал: «Не хорошо быть человеку одному; сотворим ему помощника, соответственного ему» (Бытие 2:18). Создавая мир, Бог неоднократно утверждал, что все сотворенное им было хорошо, вплоть до сотворения мужчины. В этот момент Бог видит, что не хорошо быть человеку одному.
Бог сотворил Адама и дал ему определенное поручение (Бытие 2:15). Адам должен был не только возделывать и хранить Едемский сад, но и плодиться и наполнять землю. Он самым очевидным образом нуждался в помощнике, ибо не мог самостоятельно воспроизводить себе подобных. Адаму было поручено владычествовать над землей, и для выполнения этого наказа он нуждался в многочисленном потомстве. Ева должна была не только помочь Адаму плодиться, но разделить с ним Божье призвание в качестве помощницы.
Господь уже знал, что Адаму потребуется помощь. Женщина была создана с опозданием не из-за того, что Бога вдруг осенило дать ей жизнь на полпути творения. Бог преследовал цель утверждения авторитета в доме на все времена. Павел говорит об этом просто: «Ибо не муж от жены, но жена от мужа; и не муж создан для жены, но жена для мужа» (1 Коринфянам 11:8-9).
Другими словами, последовательность творения свидетельствует о том, что не Адам был создан для Евы, но Ева для Адама. Более того, Павел, ссылаясь на это, показывает, что отношения Адама и Евы применимы не только к ним одним. Как уже упоминалось ранее, они представляют собой образец для всех последующих браков; эта модель стала нормой для всего человеческого рода. Суть заключается в намерении Бога — наши выводы основываются не только на хронологической последовательности акта творения. На свете много жен, которые старше своих мужей (они родились раньше их), но этот факт не может отменить порядка, установленного при сотворении Евы после Адама.
Павел применяет принципы божественного установления брака к коринфским мужьям и женам, жившим тысячи лет спустя после Адама и Евы. И хотя мы тоже живем спустя тысячелетия после создания Послания к коринфянам, это правило остается в силе для всех последующих поколений мужчин и женщин, вступающих в брак.
Божественное установление брака означает, что все мужья призваны выполнять определенное поручение. Их жены призваны помогать и поддерживать мужей в их призвании. Мужчина поставлен Богом во главе дома. В глазах Бога он определяется трудом, к которому призван, в то время как она определяется мужчиной, к которому она призвана. И поэтому мужчина несет ответственность как за труд, так и за жену.
Это утверждение, очевидно, расходится с бытующим мнением, что мужчины и женщины равны в правах создания профессиональной карьеры. К сожалению, эта идея вполне допустима в современных евангельских церквях. Она в корне противоречит Библии, но породили ее не феминистки, а мужья, сложившие с себя ответственность за жен. Одна из главных проблем нашей культуры — превращение мужа-христианина в «слюнтяя». Мужчины отказались от дарованных Богом силы, лидерства и авторитета. Они не хотят играть свою роль в семье и брать инициативу на себя, потому что они нашли более легкий выход из положения. Выполнение божьего поручения требует большой отдачи, и мужчины должны усердно трудиться. Это не означает, что они должны держать жен в строгости, они должны трудиться ради жен.
Мужчины и женщины по-разному воспринимают работу и, следовательно, имеют разные взгляды на власть. Это заложено в порядок вещей, несмотря на посягательства апологетов феминизма. Феминистское учение, созданное нечестивыми людьми, заставило множество женщин пополнить ряды рабочих. Но оно нисколько не изменило распределение ролей. Оно просто не в силах что-либо изменить. И хотя на многих предприятиях количество работниц превышает количество работников-мужчин, мужчины по-прежнему удерживают за собой руководство. С помощью красивых слов о равенстве женщин привлекли к работе вне дома; они пошли на вторую работу и не смогли заставить мужей разделить бремя первой. Женщина по-прежнему стирает, готовит и так далее, а эгоист-мужчина извлекает пользу из «освобождения» женщин и получает две зарплаты, не прилагая особых усилий, разве что иногда вынесет мусор.
Мы должны признать, что божья модель благочестивого главенства мужа над женой имеет глубокий смысл. Единственная альтернатива — это нечестивое подавление женщин мужчинами.
Это ни в кой мере не означает, что женщины не компетентны во многих вопросах. Гаечный ключ можно использовать для забивания гвоздей, но, тем не менее, он для этого не предназначен. Женщины блестяще справляются со многими делами вне дома. Но тот факт, что кто-то способен выполнить работу, не означает, что к этому его призвал Бог. Женщина может делать многое в доме и находить в этом удовлетворение. Ее муж тоже сможет ее выполнить, но эта работа будет для него мучением. Он не найдет в ней никакого удовлетворения, потому что мужчина и женщина не призваны к домашней работе в равной мере.
В 11-й главе 1-го Послания к коринфянам Павел высказывает утверждение, которое должно вызывать страх Божий и благоговение в мужьях: женщина была создана помощницей мужчине. Ничто так не оскорбительно, как несерьезное отношение невежд к библейским истинам — шутки о покорности и тому подобное. Такой тон недопустим в отношении Библии. Когда мужчина понимает, для чего он создан и к чему он призван, это само по себе уже действует ошеломляюще (Ефесянам 2:10). И если он затем понимает свою нужду в помощи, но при этом им не движет страх Божий, то тогда он ведет себя, как последний болван.
Следовательно, мужья должны укреплять свое положение ради своих жен. Нечестивые люди укрепляются из эгоистических побуждений, не ради других. Благочестивый муж использует свою силу, чтобы отдавать жене, а не отнимать у нее. При правильной постановке отношений мужчина знает, что он создан Богом для исполнения определенного поручения и его жена создана Богом, чтобы помогать ему в этом. Он был создан к славе Божьей, а она, как бы ни было страшно произносить эти слова, создана для него (1 Коринфянам 11:7-8).