Осознав, что исповедание необходимо, мы еще должны научиться признаваться в грехах и просить прощения. Трагедия состоит в том, что многие мужья и жены, которым необходимо извиниться перед супругами за многочисленные обиды, ходят вокруг да около. Искреннее извинение – благо, оно укрепляет христианскую веру.
Одним из лучших способов самодисциплины для предотвращения греха является полное восстановление первоначального положения. Во-первых, восстановление первоначального положения необходимо само по себе. Если ты что-то украл, то должен не только исповедовать этот поступок перед Господом, но и вернуть украденное законному владельцу. Исповедание не передает права на собственность, оно не позволяет вору обладать украденным. Во-вторых, смирение как результат восстановления первоначального положения благодатно для души. Восстановление первоначального положения преподает нам такой урок смирения, что в следующий раз мы дважды подумаем, прежде чем согрешить.
Итак, если мужчина накричит на свою жену, а затем почитает газету и немного остынет, это не спасет положения. Когда Закхей обратился к Богу, он обещал воздать украденное. В браке одной из наиболее важных форм восстановления первоначального положения является благочестивое извинение. Но супружеские пары могут легко превратить извинение в способ «сохранения лица», а не примирения друг с другом.
Более того, второй супруг тоже ломает голову над этой ситуацией, потому что он знает, как прощать согрешившего, не более чем тот, кто просит прощения. Прощение заранее предполагает дурной поступок со стороны партнера. Трудность заключается в том, что мы прощаем проступки скрепя сердце. Вот почему люди просят прощения, словно их «настоящее я» невиновно: «Извини. Я погорячился и наговорил лишнего. Но я не имел в виду ничего такого». Сравнительно легко прощать то, что человек не имел в виду. Но грех может быть прощен только тогда, когда человек говорил серьезно – тогда это грех, который может быть прощен. Человек, просящий извинения, должен был сказать так: «Я поступил плохо, наговорив тебе лишнего сегодня утром. Я рассердился, хотя это неправильно. Я нагрубил тебе, потому что хотел сделать тебе больно. В тот момент я говорил серьезно, а это было оскорбительно для Бога и причинило боль тебе. Я прошу у тебя прощения». Это искреннее извинение, и оно ведет к настоящему восстановлению дружеских отношений. Однако это трудный шаг, требующий смирения.
Если муж и жена не ладят долгое время, им следует попросить прощения друг у друга, подробно обсуждая каждую провинность. Это не означает, что надо смаковать подробности совершенного проступка, но все же необходимо заглянуть в корень. Например, если мужчина долгие годы желал другой женщины, ему не нужно говорить жене: «А вот знаешь, еще в 1988 году…» Но он должен исповедовать свою неверность в мыслях и попросить у нее прощения.
Если супружеская пара общается с Господом, оба супруга поступают так же и друг с другом. «…Если же ходим во свете, подобно как Он во свете, то имеем общение друг с другом, и Кровь Иисуса Христа, Сына Его, очищает нас от всякого греха» (1 Иоанна 1:7). Если супруги общаются друг с другом, то в принципе для них не существует проблемы, которую они не могли бы разрешить совместно. Следовательно, необходимо оберегать брак от греха, который препятствует общению.
Когда в доме есть неисповедованный грех, общение затрудняется. Библия учит, чтобы христиане признавались друг другу в проступках (Иаков 5:16). Если кто-либо приносит дар к жертвеннику и вспоминает, что брат его имеет что-нибудь против него, он должен прежде примириться с братом своим (Матфей 5:23–24). Это обязательное требование ко всем верующим, однако важно практиковать этот принцип в семейной жизни. Грех отравляет отношения. Грех никогда не улетучивается. Если бы время могло хоть на йоту загладить грех, то Божий Сын умер напрасно. Верующие мужья должны признаваться в грехах своим женам, а жены должны исповедовать грехи мужьям.
Если грех не нашел прощения в доме, то общение также затрудняется. Сложность исповедания грехов в том, что иногда партнер сердится из-за сделанного признания или, уже зная о грехе, с негодованием отказывается прощать. До этого был один грех; теперь их стало уже два. «…И прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим» (Матфей 6:12). Когда муж и жена лелеют свое оскорбленное самолюбие, они препятствуют общению в браке. Что бы ни совершил партнер, обиженная сторона не имеет права не простить.
Другой важный аспект: если грех не исповедан и не прощен незамедлительно, общение также нарушено. Бог учит признаваться в грехах и прощать их. Он говорит нам, чтобы мы были скоры на исповедание и прощение. Любопытно отметить, что Бог никогда не просит нас отложить это до завтра, или до воскресенья, или до беседы с душепопечителем, или до прохождения «12 шагов». Мы должны поступать по правде незамедлительно. Вы, возможно, твердо решили примириться с супругой потом, но тем временем общение уже нарушено, и другие грехи скоро нахлынут рекой. Когда исповедание откладывается, накапливается еще больше грехов. Промедление – смерти подобно. Жены не должны стараться захватить духовное лидерство в данном вопросе. Библия говорит: «Но как Церковь повинуется Христу, так и жены своим мужьям во всем» (Ефесянам 5:24). Жены должны подчиняться мужьям и в этом. Подталкивание мужа к духовном лидерству не даст видимых результатов. Возможно, он не лидер по природе, но у него достаточно ума не поддаваться желаниям жены. Очевидно, что это не дает мужу права отказываться от полномочий лидера. Когда муж лежит на диване, как мешок, с ним трудно общаться. Мужья обязаны «питать и греть» своих жен (Ефесянам 5:29), а не сидеть до ночи, уткнувшись носом в «ящик», пока не придет время заниматься любовью. У Бога Свои взгляды на супружеское общение.
Зачастую муж и жена не могут определить суть проблемы. Жена склонна считать, что все плохо, в то время как муж полагает, что есть только кое-какие сложности. Так или иначе, неисповеданный грех прочно укоренен в наших браках. Наше поколение стало свидетелем расцвета целой индустрии под названием «консультирование по вопросам семьи и брака». Однако оказывая «помощь», эти специалисты едва ли упоминают о грехе. Все не так уж плохо, просто не везет слегка. Подход «считай себя хорошим» мало помогает в реальных ситуациях. У проблемы брака нет никаких симптомов болезни, она даже не является синдромом, это просто старый добрый эгоцентризм.
Если супружеская пара всерьез желает улучшить отношения, она признает грех перед Богом и благодарит Его за прощение. Если грех причинил боль еще кому-нибудь, то необходимо восстановить первоначальное положение. Если жена накричала на мужа, она должна извиниться перед ним. Она не должна искать оправданий и обвинять мужа в том, что он спровоцировал ее. То же самое относится и к мужу; он должен исповедовать свои грехи, а не ее. Равно и она должна исповедовать свои грехи, а не его. Каждый мог бы исповедовать грехи другого весь день напролет, и все же они не обрели бы радость вновь. Он должен исповедовать то, что бывает груб с ней, увлекается другими женщинами, транжирит деньги, не дает духовного руководства и проводит слишком много времени перед телевизором. Ей следует признаться в том, что в ней сидит дух критиканства, что она не выказывает ему должного уважения на людях, не считается с его мнением, не слушается его дома и пытается захватить духовное лидерство в семье.
Тот, кто желает исповедовать грех, должен разговаривать с Богом предметно. Каждый промах должен быть вознесен в молитве и назван своим именем: похоть – похотью, злость – злостью. Человек должен исповедовать только свой грех, а не пытаться сомнительным образом вынудить другого извиниться.