Верующие мужья должны подражать любви Христа к Его народу в обращении с женами во всех отношениях. Но это подражание не всегда предсказуемо, оно будет двигать нами самым неожиданным образом.
«…Ибо ты не должен поклоняться богу иному, кроме Господа; потому что имя Его – ревнитель…» (Исход 34:14). Господь, Которому мы служим, называется Ревнителем; Он не только ожидает, чтобы Его народ воздерживался от духовного блуда, но и требует, чтобы он не позволял себе заигрывать. Он нетерпим к неверности во всех ее проявлениях. Он ревнив.
Апостол Павел использует понятие «ревность» в контексте христианского брака в качестве назидательного образа для церкви. «Ибо я ревную о вас ревностью Божиею; потому что я обручил вас единому мужу, чтобы представить Христу чистою девою» (2 Коринфянам 11:2). Этот образ прекрасен; он не создает впечатления, что апостол пытается тайком без всякого на то основания «контролировать» коринфян и «манипулировать» ими.
Мы можем легко проверить, насколько мы сами понимаем положительную сторону ревности. Представим себе, что молодой человек обручен и вдруг узнает, что его невеста не девушка. Для него это важно, и после размышлений и молитвы он разрывает помолвку. Если отношение к этому поступку сводится к выражениям вроде «придурок!» или «спорю, что сам такой!», то мы сталкиваемся с серьезной проблемой. Мы заблуждаемся, полагая, что девственность – это хорошо, а не девственность – тоже ничего плохого.
Конечно, от жениха не требуется разрывать помолвку. Если он все же поступает именно так, а мы осуждаем его, то мы просто демонстрируем свое непонимание праведности Иосифа (Матфей 1:19).
Безусловно, добродетель ревнителя может сойти с рельсов, как все остальное. Любовь может перестать быть любовью из-за потакания, руководство может перестать быть руководством из-за тирании. Работа может перестать быть работой из-за бизнеса. В падшем мире все может быть извращено, включая и необходимость в ревности.
Каким образом ревность может давать всходы? Давайте вернемся к нашему примеру с молодым человеком. Представим, что он решил все-таки жениться на этой девушке. Предположим далее, что ее сексуальный опыт не волновал его до свадьбы, но вскоре он не может не думать о ее предыдущей связи. Ему нужны имена, детали, он хочет знать, как она относилась к нему, и т. д. Он донимает ее расспросами, и, как говорит Черчилль, описывая фанатика, он не может «сменить пластинку».
У нас появляется желание списать его со счетов как безнадежного, не потому, что в нашем мире высокие требования к прощению, а наоборот, слишком искаженное представление о грехе. Мы должны усвоить, что проблема мужа не в том, что он серьезно относится к прошлым грехам. Это само по себе нормально. Его проблема в том, что он чересчур серьезно относится к самому себе. Грех был совершен до того, как он стал ее мужем, и ее прошлое в руках нашего Господа и Спасителя Иисуса Христа. Мужья не в силах защитить жен от прошлого. Только Господь может простить грех.
Горькая ирония в том, что, пытаясь защитить ее от прошлого (на что он не способен), он оставляет ее незащищенной в настоящем. Благочестивая ревность мужа ищет, как защитить женщину здесь и сейчас. В нашем случае жене нужна защита от безрассудного мужа. Ретроспективная ревность пагубна не из-за ревности как таковой, но потому, что человек пытается исправить то, что за пределом его сил. В результате его жена полностью лишена чувства уверенности. Благочестивая ревность, напротив, дает чувство защищенности. Она созидательна – благочестивая ревность охраняет ту, которая очень нуждается в такой защите.
Библейская ревность дает нам осознать ценность подчинения. Библия учит, что жена должна быть покорна мужу. Она не учит, что жена должна быть покорна мужчинам вообще. Когда жены подчиняются своим мужьям, это будет заметно и в более широком смысле, как в церкви, так и в обществе в целом. Но Библия очень ясно говорит, что подчинение мужу исключает подчинение другим мужчинам. Христос учит нас, что человек не может служить двум господам; эта истина в равной мере относится и к женщинам. Подчинение определенному мужчине означает неподчинение бесконечному множеству других мужчин.
Если муж ревнует жену в библейском смысле слова, он защищает ее от подчинения другим мужчинам. Когда отец ревниво относится к непорочности дочери, он соблюдает ее интересы. И когда отец отдает свою дочь в жены достойному человеку, ее молодой муж обещает отцу так же ревниво относиться к своей жене. Когда благочестивая женщина подчиняется мужу, она получает освобождение через благочестивую мужскую защиту.
Тот факт, что эта истина приводит в ярость феминисток, не должен огорчать нас. Женщины в любом случае нуждаются в такой защите. Единственная разница между христианками и феминистками в том, что первые возлагают роль защитника на отцов и мужей, а последние – на различные госучреждения, где подавляющее большинство сотрудников – мужчины. Урок понятен. Христиане призваны развивать библейскую добродетель ревности.