Все человеческие культуры иерархичны. Не все люди одинаково талантливы, красивы, умны и образованны. Библия не требует подчинения женщин мужчинам вообще, а скорее подчинения определенной женщины определенному мужчине. Подчинение женщины мужчине избавляет ее от обязательств перед другими мужчинами. Ее муж – щит, защищающий ее от других мужчин. Она должна быть покорна своему мужу, ибо никто не может служить двум господам, о чем ясно учит Библия.
Говоря о том, что мужу следует быть главой жены, нельзя однозначно утверждать, что каждый мужчина способен быть духовным лидером, кормильцем, утешителем и защитником каждой женщины. Некоторые считают, что христианское учение о покорности требует принять на веру эту мысль. Но это не только ложно, но и нелепо.
Женщины не созданы для подчинения любому мужчине. Следовательно, благочестивая женщина должна ограничиться определенным выбором. Если она понимает библейское учение, то она знает, что была создана зависимой от одного мужчины. Чем больше Бог делает для нее и дает ей, чем более женщина совершенствуется, тем более разборчивой должна она быть. Некоторые умные женщины подвергались искушению затеять игру, чтобы заполучить мужчину. Это неправильно; Бог сотворил ее в помощь определенному мужчине, и он нуждается в ее способностях – независимо от остальных мужчин. Благочестивой женщине не следует занижать требования; совместная жизнь с человеком, не имеющим интеллектуальной или духовной способности к лидерству в доме, не сулит ничего хорошего. Авигея не была парой Навалу.
Библия учит о покорности одной женщины одному мужчине, а не одной женщины всей мужчинам. Женщина может охотно признать, что определенный мужчина может быть благочестивым христианским лидером, но не для нее. И, наоборот, благочестивым мужчинам следует согласиться с тем, что на свете существует много женщин, которые, на индивидуальном уровне, стоят выше него. Бог создал их, чтобы они подчинялись своим мужьям.
Иерархия существует, несмотря на современную догму о равноправии. В мире существуют освященные Богом различия и соответствующие им ценности. Что лучше – быть умным или глупым? Богатым или бедным? Духовно богатым или духовно бедным? Что лучше – получать наставление в Писании или нет? Наше общество демонстрирует горячее стремление к «уравниловке», якобы стремится уничтожить зависть, но совсем не отражает истинного положения вещей в сотворенном Богом мире. Как только мы примиримся с освященным Богом неравенством, мы начнем понимать, как следует поступать дальше.
Верующий муж должен уважать слабость жены, обращаясь с ней, словно Христос с церковью, защищая и оберегая ее, а не смотреть на нее свысока. Немощность, о которой упоминает апостол Петр, – не ее вина. В этом вообще нет ничьей вины. Слабость становится виной, если она грешит против замысла Творца. Фарфоровая чашка, в отличие от саней, – хрупкая вещь, а молоток не годится для чаепития.
Это не означает, что все женщины – слабые создания. Есть вещи, с которыми женщины, к изумлению мужчин, отлично справляются. Тем не менее в браке именно муж должен быть ведущей силой. На этом основании жена может развивать свои сильные стороны, чтобы угождать мужу. Муж должен служить источником силы для жены, даже если она более компетентна в каком-то вопросе, чем он. И даже если жена сильнее в какой-то сфере, он должен обладать достаточной эмоциональной и духовной силой, чтобы взять на себя ответственность в этой сфере.
Например, предположим, что муж принимает решение, основанное на информации, предоставленной женой, так как она лучше владеет вопросом. Далее выясняется, что решение было неверным. Он принимает на себя руководство даже в этой ситуации, если готов нести ответственность за случившееся. Но если он уходит от ответственности перед семьей, то жена услышит от него: «Почему ты…?»