Библия учит, чтобы народ Божий соблюдал себя в чистоте и непорочности.
«Ибо воля Божия есть освящение ваше, чтобы вы воздерживались от блуда; чтобы каждый из вас умел соблюдать свой сосуд в святости и чести, а не в страсти похотения, как и язычники, не знающие Бога…»
(1 Фессалоникийцам 4:3–5).
Это выражение Божьей воли, которое необходимо усвоить многим мужьям, ибо не все умеют взять жену в святости и чести. Они приходят к супружескому ложу с той страстью похотения, что и неверующие. Но Павел здесь утверждает, что нужно поступать по-другому в том, как любить, а не только в том, кого любить.
Современная жизнь подтолкнула нас к бесплодным поискам совершенного сексуального наслаждения, и эта лихорадка захватила даже многие христианские семьи. Нам говорят, и не только неверующие, что мы обязаны иметь «динамичную половую жизнь». Малейшее искажение этой идеи может иметь два последствия. Либо оно приведет к неистовой погоне за высшими сексуальными переживаниями, либо к молчаливому разочарованию и неудовлетворенности «нормальным сексом». Но современные апостолы сексуального наслаждения, возводящие такое динамическое наслаждение в норму, позабыли о двух взаимосвязанных факторах: эмоциональной инфляции и пределе наших возможностей.
Во-первых, если весь секс особенный, то значит, ничего особенного в нем нет. Если все «динамично», то динамика пропадает. Необходимо продолжать искать новые острые ощущения, как правило, с причудливыми фантазиями, чтобы угнаться за «динамическим императивом». Срабатывает закон сокращающихся доходов, и новшества требуются для поддержания прежнего уровня возбуждения. Это происходит оттого, что многие мужья не умеют взять жену в святости и чести; они делают это со страстью (и отчаянием) похотения, как неверующие. Эти тщетные поиски Совершенного Оргазма Каждый Раз поглотили многие христианские браки. Подобное искажение может легко привести к разного рода извращениям в исступленном стремлении к большему сексуальному наслаждению. Сейчас некоторые читатели должно быть чешут в затылке, удивляясь, почему христианским парам не следует наслаждаться «динамичным» сексом. Конечно, надо – иногда.
Вторая проблема такого подхода заключается в ограниченности наших сил и возможностей. Мы – конечные существа, и, следовательно, наши возможности в сексуальном наслаждении имеют пределы. Но похоть по своей природе не способна распознавать эти границы. Похоть требует от конечного человека того, что может дать только бесконечный Бог. Следовательно, если человек, охваченный похотью, натыкается на стену предельных возможностей, он требует альтернативных решений. Это нежелание смириться с предельностью сексуального наслаждения породило разнообразные половые извращения. Поэтому Павел советует нам оберегать супружеское ложе от философии похотливых язычников. Похоть – бесплодна, она гонится за призрачными фантазиями.
Мужчина и женщина, понимающие свои пределы и желающие прославить Бога в любви, несомненно, будут получать удовлетворение в сексе. Но это наслаждение имеет разумные границы, как и всякое физическое наслаждение. Иногда у них будет «бифштекс на ужин» как что-то необычное. В остальное время все будет довольно скромно – «макароны с сыром» – и, тем не менее, приятно. Следует ли им искать необычных сексуальных переживаний? Да, разумеется, – время от времени. Но все же они ни в коем случае не должны поддаваться лжи о том, что сексуальное наслаждение занижено до тех пор, пока оно не соответствует стандартам, введенным сексологами-гуманистами. Христиане должны признать, что «эксперты» с блокнотами, наблюдающие за сексуальным опытом других людей, в действительности не имеют представления о том, что есть норма.
Бунт против пределов связан с сопротивлением биологической цели союза полов, то есть продолжению рода. Осознание биологического предназначения людей не сводит каждый половой акт только к зачатию, но и не запрещает предохранение. (Дальнейшие рассуждения о контроле над рождаемостью можно найти в следующей главе.) Но в наших целях лучше обезопасить себя от постоянного желания провести границу между соединением полов и рождением детей.
Можно сравнить секс с питанием, биологическая цель которого – дать организму материал для выработки энергии. Эта цель достигается независимо от того, каков вкус еды. Бог мог сотворить всю еду с одинаковым вкусом холодной овсянки, но при этом очень питательной. Но Он этого не сделал, и спасибо Ему за это. И тем не менее цель питания – не только наслаждение вкусом.
Разочарованность в наших возможностях и неприятие биологических границ, требующие постоянной подзарядки, в конечном итоге уничтожат сексуальное наслаждение. Поэтому я выступаю за защиту сексуального наслаждения от атак. Но я выступаю в защиту Божьего установления – удивительного дара от Бога Его творению. Давление приносит разрушение.
Многие полагают, что Божьи установления в сфере сексуальных отношений уважают лишь ханжи-пуритане, не способные на развлечения и запрещающие их всем остальным. Предположим, что христианин беседует с неверующим приятелем о еде. Неверующий спрашивает: «В чем состоит смысл еды?» Христианин отвечает, что питание предназначено для выработки энергии организмом. Неверующий хохочет в ответ: «Да ты просто зануда! Ты хочешь сказать, что тебе не нравится вкус еды?»
Конечно, нравится. Но почему он ест? Иногда он ест, потому что голоден, иногда – потому что жена приготовила что-нибудь вкусное, а иногда просто потому, что надо поесть. Но причина, по которой мы питаемся вообще, – другая. У человека могут быть самые разнообразные поводы заглянуть в холодильник, но он никогда не должен отрицать биологической цели питания. В противном случае он скоро утратит интерес к еде. Если удовольствие, получаемое от еды, отделить от биологической функции, то наслаждение вкусовыми ощущениями долго не продлится. Все задуманное Богом перестает выполнять свое предназначение, если его удалить с определенного ему Богом места. Расстройства пищеварения наглядно демонстрируют, как человек впадет в зависимость от еды и одновременно с этим утрачивает способность наслаждаться ею.
Так что и христианская пара может заниматься любовью по разным причинам, начиная от простого желания и заканчивая эмоциональным спокойствием. Но ни одна из них не меняет биологической природы полового акта, то есть не исключает возможности зачатия. Тот, кто ищет лишь наслаждения, подобен человеку, который полагает, что цель работы в поле – хороший загар.