Бог сотворил нас мужчинами и женщинами. Это очевидный факт; но сам процесс творения назидателен. Когда Господь Иисус учил о разводе, Он обращался к божественному установлению брака при творении, о котором рассказывают первые главы Бытия. Он учил нас, что Бог создает супружескую пару, а что Бог соединил, то человек не в силах разорвать. Нам хочется поспорить, что в Бытии Бог соединил лишь Адама и Еву — две личности. Но этот аргумент противоречит учению Иисуса, Который настаивал на том, что Адам и Ева были образцовой супружеской парой. Когда Господь соединял их, Он сочетал каждых мужчину и женщину, желающих заключить супружеский завет.
Другие очевидные факты также вытекают из божественного установления брака при творении. Поскольку Бог сотворил Адама и Еву, гомосексуальные связи исключаются; поскольку Адам не мог найти себе соответствующего помощника среди животных, скотоложство запрещено. И, наконец, поскольку Бог сотворил только одну женщину для Адама, Он четко демонстрирует нам моногамную модель брака.
Вопрос с моногамией мог бы решаться легко, ели бы не случаи полигамии, встречающиеся у мужей веры в Ветхом Завете. Как нам следует понимать это? Во-первых, полигамия была введена человеком, а не Богом. Первое упоминание о многоженстве мы встречаем в Бытии 4:19, однако там нет никакого намека на божественное одобрение действий Ламеха. И все же, даже признавая человеческое происхождение полигамии, мы видим, что многие святые Ветхого Завета — Авраам, Иаков, Давид, — имели по нескольку жен.
Приступая к рассмотрению данного вопроса, необходимо отметить, что он не относится к разряду академических. Он не высосан из пальца. Мы живем в культуре, непрестанно атакующей семью в библейском понимании этого слова. Если в нашем обществе не произойдет библейская реформация, то в скором времени в Соединенных Штатах будут узаконены полигамные браки. Какова будет позиция церкви в этом случае? И почему? Мы не можем отделаться расхожими фразами; наш ответ должен быть обоснован с точки зрения Библии. Мы должны построить богословие брака, принимая все Писание во внимание, включая и многоженство ветхозаветных мужей веры.
Во-первых, мы должны помнить божественное установление: Бог сотворил пару людей. Мы, христиане, должны стремиться жить согласно этому установлению.
Во-вторых, Новый Завет учит нас, что каждая супружеская пара представляет Христа и церковь. Грешные мятежники не только разрушают свои собственные жизни, но и лгут о Христе. Христос — Жених, и церковь — Его Невеста. Поскольку у Христа лишь одна Невеста, полигамный брак искажает представление о Нем. Следовательно, полигамии должны избегать все утвердившиеся христиане, эта практика бесчестит Бога верности.
Такое понимание брака объясняет, почему христианская церковь требует, чтобы епископы и пресвитеры были «одной жены мужьями» (1 Тимофею 3:2; Титу 1:6). Наставники должны подавать пример всем остальным святым (Евреям 13:7, 17). Следовательно, Библия строго запрещает полигамные браки среди служителей церкви. В то же время в культурах, где полигамия легальна, многоженец может быть принят в члены церкви. Например, что делать мужу, у которого три жены, если он обратится к Богу? В отличие от прелюбодея или гомосексуалиста, он не может расстаться со своим грехом. Он должен оставаться в браке со своими женами. Мужчина может избежать полигамии только через развод, а это уже другой грех. Такой человек не должен допускаться до руководства в церкви, потому что его брак не отвечает библейской модели. Тем не менее примеры из Ветхого Завета свидетельствуют, что Бог до некоторой степени терпим к полигамии.
Готовясь к браку, христиане должны воспитывать в себе верность женам.
«Ибо воля Божия есть освящение ваше, чтобы вы воздерживались от блуда; чтобы каждый из вас умел соблюдать свой сосуд в святости и чести, а не в страсти похотения, как и язычники, не знающие Бога…»
(1 Фессалоникийцам 4:3-5).
Здесь выделяются два аспекта.
Первое — это противостояние неверности, или, словами Павла, воздержание от блуда. Иисус говорит резкие слова в отношении похоти, а мы живем в обществе, которое не поощряет скромность в одежде женщины. Нас окружает блуд в журналах, фильмах и книгах. Каждый день мы многократно подвергаемся соблазну измены. Слово Божье заповедует мужчинам воздерживаться от блуда.
Второй аспект наставлений Павла говорит о безраздельном внимании к женам. В этом отрывке внимание носит сексуальный характер. Мужской сосуд должен соблюдаться в «святости и чести». Автор Послания к Евреям утверждает тоже: «Брак у всех [да будет] честен и ложе непорочно; блудников же и прелюбодеев судит Бог» (Евреям 13:4).
Существуют и внешние опасности. Зачастую мужу не удается оградить брак от тесных отношений с представителями противоположного пола вне семьи. Мужчина может позволить развиваться женской дружбе — его жена не только мать, сестра, дочь или бабушка. Женщина может быть близка с мужем, отцом, братом, сыном или дедом. Это безрассудство, когда двое стоят на страже только лишь физической близости, позволяя бесконтрольно развиваться другим формам близости. Ради сохранения единства супругам следует подружиться с другими семейными парами и общаться с ними всей семьей.
Мужчинам следует уклоняться от блуда не потому, что они против секса; они против надругательства над ним. Наша культура поступает с сексом так же, как те, кто жуют с открытым ртом. Библия говорит, что секс должен быть в чести у христиан; оказывать честь — значит высоко ценить. Христиане, укрывшиеся от общественного блуда в пуританском ханжестве своих спален, тоже часть этой проблемы.