«И живите в любви, как и Христос возлюбил нас и предал Себя за нас в приношение и жертву Богу, в благоухание приятное»
(Ефесянам 5:2).
Как бы вы описали духовное благоухание вашего дома? Когда в доме появляются гости, что они подмечают в первую очередь? В большинстве случаев гости чувствуют запах. Создается ли у них впечатление, будто ваши плохие отношения забрались под холодильник и там закончили свое существование? Или же, наоборот, что весь день на кухне выпекали духовный хлеб?
Пожалуй, хозяева дома не могут судить об этом объективно. Благоухание относится к разряду явлений, к которым быстро привыкаешь. Постоянные обитатели дома обычно не замечают вещей, столь очевидных для посетителей. Если ваш дом источает неприятный запах, то порой от него трудно избавиться. Простой формулы разрешения этой проблемы не существует. Тем не менее Библия учит нас и этому. Приведенная выше цитата из Писания говорит о том, что, если христиане живут в любви, они подражают Христу, и это приношение Христа — благоухание, приятное Богу. Подобным образом христианская атмосфера дома источает благоухание, приятное Богу, а значит, и людям.
Другими словами, соблюдение Божьего закона всем сердцем (а в этом и заключается любовь) проявляется не только в послушании Господу. Аромат любви — это вторичный эффект, производимый нашим повиновением Богу. Такое благоухание недоступно тем, кто лицемерно пускает пыль в глаза. Многие могут имитировать благочестие путем неких внешних проявлений. Но мы не можем подделать результат — ясно различимое благоухание, приятное Богу.
С чего должно начинаться в доме послушание всем сердцем? Где искать источник благоухания? Иисус учил, что сосуды следует очищать с внутренней стороны. Если применить этот образ к браку, то «внутренней стороной» семьи, безусловно, являются взаимоотношения мужа и жены, осознанно подражающие отношениям Христа и церкви. Джон Буньян когда-то наставлял мужчину быть «таким верующим мужем по отношению к верующей жене, чтобы она могла сказать: «Бог даровал мне не просто супруга, но такого мужа, о котором мне каждый день проповедует отношение Христа к Его церкви». Здоровые отношения в доме прежде всего зависят от этих взаимоотношений, а ключ ко всему — обращение мужа с женой.
Далее в пятой главе послания к Ефесянам Павел говорит, что мужьям следует любить своих жен, как свои тела. Он подчеркивает, что каждый человек питает и, говоря буквально, греет свое тело. Следовательно, одной из основополагающих обязанностей мужа является сохранение тепла жены. Когда это условие выполнено, тепло распространяется по всему дому. Но как мы можем согревать ее? Обратите внимание, текст говорит о том, что нам следует жить в любви. Любовь, в соответствии с требованием Павла, должна быть постоянна. Итак, благочестивое поддержание семьи заключено в постоянстве.
Из контекста отрывка понятно, что любовь также является подражающей. Ей учатся у Бога путем созерцания Иисуса Христа. Подобно тому, как дети учатся у родителей, наблюдая за ними, так и христианам следует учиться у Христа. Это означает, что мужу, любящему жену, не надо прокладывать путь, ибо все уже сделано за него. Христос так возлюбил церковь, как Он хотел бы, чтобы мужья любили своих жен. Любовь Христа к церкви подала нам пример. Любовь и привязанность Христа проявляется только к Его народу. Так и мужья должны любить только своих жен. Эту тему я надеюсь раскрыть в своей книге более подробно.
На основании вышесказанного мы должны понимать, что послушание не исчерпывается показным подчинением Божьим требованиям. Благочестивое послушание приносит с собой нечто неуловимое. Оно — источник благоухания, и этот аспект истинного повиновения приводит в отчаяние сторонников логического подхода к оздоровлению брака. Эта книга мало поможет тем, кто ожидает от меня «формулы» для построения счастливого брака. Говоря о внешних проявлениях, простой подражатель всегда может сказать о себе словами невозрожденного Савла: «Непорочен в праведности по закону». Как бы ни старался имитатор, он не способен воспроизвести благоухание праведности. Вот почему так много людей читают книги и посещают семинары по вопросам семьи и брака со столь малой отдачей. Послушание христианина не ограничивается новыми поступками — действиями, которые, в конце концов, можно воспроизвести механически. Подобное заблуждение — не редкость и не диковинка; многие люди, абсолютно несчастные в браке, входят в число тех, кто прочитал все эти книги.
Конечно, определенные поступки — благочестивое послушание во внешних проявлениях — необходимы для всех здоровых браков; но для создания отчетливого аромата внешние действия должны исходить от нового сердца. Уильям Тендейл выразил эту мысль следующим образом: когда Бог «созидает, он сначала все разрушает. Он не латает старье». Подобным образом любовь мужа-христианина не строится на чтении «нужных» книг, включая и эту, или посещении семинаров. Бог не станет латать Своей благодатью гуманистический вздор психологов — даже если эта бессмыслица будет обильно сдобрена христианской терминологией. Любовь исходит от послушного Богу сердца, и именно слава Божья, а не счастье домашнего очага является величайшим желанием послушного сердца. Перефразируя слова катехизиса, конечная цель брака заключена в прославлении Бога и вечном наслаждении от общения с Ним. Причина несчастливых браков в том, что брак для нас стал объектом поклонения. Но слава Божья выше семейного счастья.
В устроенном Богом мире творение, поклоняющееся чему-либо вместо Творца, в конечном итоге теряет предмет своего поклонения. Мужья должны любить своих жен; они не должны поклоняться им. Те, кто поставят своих жен выше Бога, потеряют их. Те, кто прославляют Бога, будут, конечно, повиноваться Ему в жертвенной любви к своим женам. Безоговорочно, жена получает огромное благословение, если муж любит Христа больше, чем ее. Если муж стремится прославить Христа в своем доме, наряду с заповедью ему будет дано все необходимое для того, чтобы любить жену. И если он любит жену согласно заповеди, то благоухание его дома будет поистине приятно Богу.