В-пятых, прими решение, что где бы ты ни был, ты будешь молиться.
Молитва – это дыхание, необходимое для жизни души. Без нее мы можем и иметь имя, чтобы жить, и считаться христианами; но перед Богом мы мертвы. Ощущение того, что мы должны взывать к Богу о милости и мире, – это знак благодати; и обычай открывания перед Ним нужд нашей души свидетельствует о том, что мы имеем дух усыновления. И молитва – это определенный Богом способ, чтобы получить помощь в наших духовных необходимостях. Она открывает сокровищницу и возобновляет течение источника. И если у нас нет этого, так это потому, что мы не попросили (Иаков 4:3).
Молитва – это способ получить излияние Духа в наши сердца. Иисус обещал Святого Духа, Утешителя (Иоанн 14:16). Он готов сойти со всеми Своими драгоценными дарами обновления, освящения, очищения, укрепления, ободрения, вразумления, наставления, направления и указания на всю истину. Но Он ждет приглашения.
И тут-то, говорю это с сожалением, тут-то человек терпит неудачу. Не много можно найти тех, кто действительно молится; возможно, много тех, кто преклоняет колени и говорит заученную молитву, но мало тех, кто молится; мало тех, кто взывает к Богу, тех, кто призывает Господа, мало тех, кто ищет так, как будто хочет найти, мало тех, кто стучит, как голодный и жаждущий, мало тех, кто борется, мало тех, кто постоянно стремится к Богу за ответом, тех, кто не дает Ему покоя, тех, кто продолжает молиться, кто взирает на молитву, тех, кто, не переставая, молится и не ослабевает. Да, не многие молятся! Молитва часто воспринимается как дело принципа, но редко практикуется; это то, что касается каждого, но едва ли кем-то исполняется.
Юноша, поверь мне, для спасения твоей души ты должен молиться. У Бога нет молчаливых детей. Если ты хочешь противостать этому миру, плоти и дьяволу, ты должен молиться; бесполезно пытаться найти силу в часы испытаний, если мы прежде не искали ее. Ты можешь находиться вместе с теми, кто никогда не делает этого, ты можешь спать в одной комнате с тем, кто никогда ничего не просит у Бога, – тем не менее, помни мои слова: ты должен молиться.
Я могу поверить, что ты можешь встретить трудности с молитвой, трудности найти возможность, время и место. Я не посмею давать тебе конкретный список правил, как это делать. Я предоставлю это твоей совести. Ты должен смотреть по обстоятельствам. Наш Господь Иисус Христос молился на горе; Исаак молился в поле; Езекия повернул свое лицо к стене, когда лежал на своей кровати; Даниил молился на берегу реки; апостол Петр – на кровле дома. Я слышал о молодых людях, молящихся в конюшнях и на сеновалах. Все, чего я сильно желаю, – чтобы ты знал, что такое «войди в комнату твою» (Матфей 6:6). Должно быть определенное время, когда ты должен общаться с Богом лицом к лицу, каждый день у тебя должно быть на это время. Ты должен молиться.
Без этого все остальные советы и наставления бесполезны. Это часть духовного всеоружия, которое, в Еф.6 последнее в списке Павла, но поистине оно самое первое по ценности и важности. Это то мясо, которое ты должен есть каждый день, если хочешь безопасно пройти через пустыню этой жизни. Только в этом ты найдешь силу, чтобы продолжать идти вперед к горе Божьей. Я слышал, что шлифовальщики иголок в Шеффилде иногда носят на работу намагниченный мундштук, который собирает всю тонкодисперсную пыль вокруг них, предотвращая этим ее попадание в легкие и, таким образом, сохраняя им жизнь. Молитва является тем мундштуком, который ты должен постоянно иметь, или в противном случае ты не сможешь продолжать трудиться без вреда от нездоровой атмосферы этого мира. Ты должен молиться.
Юноша, будь уверен, что нет лучшего времени, чем время, проведенное на коленях. Выделяй время для этого, какой бы ни была твоя работа. Подумай о Давиде, царе Израиля: что он говорит? «Вечером и утром и в полдень буду умолять, и вопиять, и Он услышит голос мой» (Псалом 54:17). Подумай о Данииле. Он управлял всеми делами страны; тем не менее, он молился три раза в день (Даниил 6:10). Вот в чем секрет его безопасности в нечестивом Вавилоне. Подумай о Соломоне. Он начинает свое правление с молитвы о помощи и поддержке, и отсюда его чудесное процветание (2 Паралипоменон 1:7-12). Подумай о Неемии. Он мог найти время помолиться Богу небес, даже когда находился в присутствии своего господина Артаксеркса (Неемия 2:4). Подумай о примерах, оставленных тебе этими благочестивыми мужами, и иди, и поступай так же.
И пусть Господь даст тебе для этого Дух благодати и умиления (Захария 12:10)! «Не будешь ли ты отныне взывать ко мне: Отец мой! Ты был путеводителем юности моей!» (Иеремия 3:4). Я с радостью бы позволил забыть все слова этой книги, если бы только эта доктрина важности молитвы запечатлелась в твоем сердце.