«И было в те дни, пришел Иисус из Назарета Галилейского и крестился от Иоанна в Иордане. И когда выходил из воды, тотчас увидел Иоанн разверзающиеся небеса и Духа, как голубя сходящего на Него. И глас был с небес: Ты Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение. Немедленно после того Дух ведет Его в пустыню. И был Он там в пустыне сорок дней, искушаемый сатаною, и был со зверями; и Ангелы служили Ему» (Марк 1:9-13).

Одной из отличительных особенностей Евангелия от Марка является его динамичный стиль повествования. В нем передается постоянное действие разными интересными способами. Например, Марк строит многие фразы, просто добавляя одно утверждение к другому, используя союз «и». Он часто применяет греческое слово «тотчас», хотя в переводе это и не всегда передается. С помощью таких простых приемов он дает нам почувствовать динамику описываемых событий.

Он добивается того же эффекта, описывая очень кратко события, которым другие Евангелия уделяют гораздо больше времени. Крещение и искушение Иисуса – хорошая иллюстрация вышесказанного. Матфей и Лука описывают их очень подробно (см. напр. Лука 4), в то время как Марк уделяет этим важнейшим событиям в жизни Иисуса всего несколько стихов.

Это совсем не значит, что Марк недооценивает описываемые события. На самом деле краткость изложения подчеркивает важность происшедшего: Иисус – Спаситель, Сын Божий – вошел вместе с грешниками в реку Иордан и был крещен Иоанном. Иисус – Господь творения (как Марк покажет позже)- голодал и жаждал в пустыне, был искушаем диаволом. Евангелист не считал, что следует подчеркивать различие между личностью Иисуса и опытом Иисуса как Спасителя. Достаточно только указать факты: Он был Сыном Божьим, однако, восприняв плоть и кровь, разделил Свою жизнь с грешными людьми и испытал всю полноту жесточайших нападок искусителя.

В этих стихах Марк выделяет три элемента.

Явление народу

Крещение Иисуса – это Его явление народу в качестве Мессии. Он пришел в мир сей, чтобы стать Спасителем грешников. И вот Он впервые действует так, чтобы доказать это. Он не пришел с пышностью и высокомерием, чтобы повелевать людьми; Он пришел с кротостью и смирением, чтобы спасти их. Стоя в реке, в водах которой достойные наказания иудеи символически омывали свои грехи, и позволяя этим водам, загрязненным грехами, пролиться на Его совершенное естество, Иисус показывает, каким образом Он станет нашим Спасителем.

В отличие от других евангелистов, Марк не ставил своей целью рассказать читателям о споре Иоанна с Иисусом о Его крещении. Иоанн знал, что Иисусу не нужно было креститься, символизируя Свое покаяние, – Он не имел греха, в котором Ему нужно было каяться. Иисус был непорочным Агнцем Божьим, который не нуждался в жертве для прощения. Но Марк позволяет нарастать внутреннему «противоречию», потому что оно ведет прямо к сущности служения нашего Господа. Крещение Христа представляет нам Его в роли священника, который понес грехи людей, чтобы дать им прощение и спасение.

С водного крещения начинается служение Иисуса, которое достигнет своего апогея позже в Его крещении Кровью на Голгофском кресте (см. Лук. 12:50). Здесь же мы видим явление Иисуса народу как пришедшего в сей мир, чтобы занять то место, где должны стоять грешники, получить то, что они заслуживают получить, а взамен дать им Свой дар благодати и общения с Богом.

Откровение Личности

Как только Иисус вышел из воды, Иоанн увидел разверзающиеся небеса и Духа, как голубя, сходящего на Него. Это было Божьим подтверждением правильности действий Иоанна Крестителя. Итак, после того как Иисус всенародно посвятил Себя на это служение спасения, Он был запечатлен Духом Святым (Иоанн 6:27).

Зримая часть Божьего запечатления была представлена в виде голубя-Духа. Это было напоминанием того, как окончился Божий гнев, когда голубь, посланный Ноем из ковчега, нашел место на земле после потопа. Это символ начала нового Божьего творения. Это то же самое, как бы Бог сказал: «Иисус – Тот, в Ком я снова начинаю».

Но была также и словесная часть Божьего запечатления Иисуса. Явился глас с небес, называющий Его. Он описал личность Иисуса при помощи ветхозаветных обетований. Иисус – возлюбленный Сын Божий; Тот, Которого любит Бог; Иисус есть Тот, в Котором пребывает благоволение Отца. Здесь использованы три ветхозаветных отрывка. Это было как бы эхо того голоса, который услышал Авраам, когда ему было велено принести в жертву своего единственного, горячо любимого сына (Бытие 22:2); эхо провозглашения Сына Царем (Псалом 2:6-9); и, наконец, эхо слов, представляющих Страдающего Раба (Исаия 42:1).

Глас с небес засвидетельствовал о личности Иисуса. Он – Сын Божий, Царь в Царстве Божием. Он любим более всех, и имеет уникальные отношения с Отцом. Он также Тот, Кто пришел пострадать за грехи народа, Раб, Который будет поражен, наказан и уничижен за других (Исаия 53:4-6).

В этих трех утверждениях сосредоточено все понимание Иисусом Своей задачи и служения.

Искушение

Затем в повествовании Марка происходит неожиданный поворот. Дух Божий только что почил на Иисусе, а теперь Тот же Дух посылает Его в пустыню, чтобы подвергнуть яростным нападкам диавола.

Почему Марк (единственный из всех евангелистов) специально отмечает, что Иисус «был со зверями» (ст.13)? Иисус Христос пришел, чтобы стать, как сказал Павел, последним Адамом и вторым человеком (1 Коринфянам 15:45, 47). Он пришел, чтобы расторгнуть то, что сделал Адам своим грехопадением. Но если Он должен был исправить то, что сделал Адам, то Он должен был войти не в тот мир, в который впервые вошел Адам, а в тот, который он оставил после себя. Поэтому во время Своего искушения Иисус не был в Эдемском саду, как Адам. Он не был, подобно Адаму, окружен животными, над которыми тот господствовал (Бытие 1:28). Он был в пустыне, окруженный хищными зверями. Чтобы отвоевать для Своего народа путь обратно, к Древу жизни, Иисусу пришлось встретиться с искушениями и силами тьмы в падшем, надломленном, греховном и разлагающемся мире.

© 1961 - 2024

Мы в соцсетях: