НЕУЖЕЛИ ХРИСТИАНЕ ВЕРЯТ В ТРЕХ БОГОВ?
Мусульмане, иудеи, свидетели Иеговы и мормоны на этот вопрос ответят: «Да». Они убеждены, что традиционное христианское учение о Троице взято не из Библии, а досталось новой вере в наследство от многобожия греческой и римской мифологии. Так ли это? Или все-таки вера в Триединого Бога — вера истинно библейская?

Чтобы помочь нам разобраться с этими вопросами, старший редактор Библейского радиокласса Герберт ван дер Лугт написал эту брошюру и в ней изложил, что сказано в Библии об отношениях между Отцом, Сыном и Духом Святым. Мы просим Бога, чтобы эта брошюра помогла вам понять, почему христиане веруют в Триединого Бога и почему учение о Троице так важно для нас.

Мартин де Гаан II, президент Библейского радиокласса.

ВОПРОСЫ НА ПОРОГЕ

Суббота. Пятнадцать минут одиннадцатого. Потихоньку-полегоньку начинаются еще одни выходные. Что-то бубнят газетные статьи, к их бормотанию подключается наполовину пустая кофеварка. Чековая книжка ждет не дождется, пока в ней наведут порядок. На кухонном столе красуется грязная посуда. Звонок в дверь… Вы вспоминаете, что задолжали разносчику газет уже за два месяца.

Но на пороге вас встречает не газетчик, а двое улыбающихся молодых людей в белых рубашках и галстуках. Вы их видите впервые. Но тем не менее вы их сразу узнаете. Их единоверцы к вам уже приходили. Вы догадываетесь, что эти двое будут задавать те же вопросы о ваших духовных убеждениях, вежливо предлагать брошюрки, в которых проблемы общества увязываются с духовным кризисом всей страны. Они ищут тех, кто захотел бы вместе с ними изучать Библию.

Вы их в дом не приглашаете, но и прогнать как-то тоже духу не хватает. Все-таки пришли же люди, вот стоят, что-то говорят… Ну пусть себе поговорят, на пару минут ваше внимание они заслужили. Вы-то сами никуда не ходите, в своей вере никого не убеждаете. Вам не по себе становится при мысли, что вы вот так вот пришли бы к кому-то, позвонили в дверь и стали бы беседовать о жизни и смерти, о душе, о Боге.

А эти парни ходят и о своей вере со всеми говорят. И говорят очень складно — например, предупреждают, что многим людям от их походов в церковь никакого толку. Они готовы показать прямо из Библии, что многое, во что верят те, кто себя считает христианами, с Библией не стыкуется. Христиане, утверждают эти миссионеры, поверили лжи.

Возьмем, к примеру (это они говорят), церковную доктрину о Троице. Христиане веруют в Отца, Сына и Духа Святого. Но Моисей, которого в равной степени почитают и иудеи, и христиане, и мусульмане, ясно и понятно сказал, что есть только один Бог:

«Слушай, Израиль: Господь, Бог наш, Господь един есть; и люби Господа, Бога твоего, всем сердцем твоим, и всею душою твоею и всеми силами твоими»
(Второзаконие 6:4,5).

— Как же так, — недоумевают ваши гости, — разве могут христиане утверждать, что они верны заповедям Моисея и основам Ветхого Завета, если они поклоняются трем личностям — Отцу, Сыну и Духу Святому? Может, все-таки, вы бездумно приняли на веру доктрину, которая противоречит самим основам библейского вероучения? Может, сами о том не ведая, вы следуете учению, которое ведет вас совсем не к Богу?

И против идеи Троицы возражают не только те, кто стоит у вашей двери. Этой идеи не принимают иудеи, мусульмане и еще некоторые вероисповедания, признающие авторитет Библии. Все они утверждают, что всякий, верующий в Троицу, нарушает священный иудейский символ веры «шема», который каждый набожный иудей произносит вслух дважды в день: «Слушай, Израиль: Господь, Бог наш, Господь един есть».

Те, кто не принимает учение о Троице, уверены: говорить, что Бог существует в трех лицах, значит верить в трех разных богов. И они абсолютно правы, когда говорят, что нигде в Священном Писании нет слова «троица». Но потом эти люди начинают рассуждать о том, что идея триединства божества заимствована христианами в греко-римском язычестве.

Неужели и тут они правы? Есть ли свидетельства того, что учение о Троице пришло в христианство из язычества? Есть ли основания называть доктрину о триединстве Бога доктриной библейской?

Насколько важно учение о триединстве?

Противники учения о Троице делают очень серьезные заявления. Они утверждают, что всякий, кто верует в триединого Бога, нарушает первую из десяти заповедей, в которой Господь говорит:

«Я Господь, Бог твой, Который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства; да не будет у тебя других богов пред лицом Моим»
(Исход 20:2,3).

Но христианские богословы веками также весьма серьезно обосновывают свою веру в Троицу. Тут, если верить отцам церкви, никакой языческой философией и не пахнет. Мы не исповедуем многобожие. Мы не играем в слова. Мы убеждены, что единый истинный и Всемогущий Бог существует в трех разных лицах и что это библейское учение обладает невероятной важностью.

И католики, и протестанты, и православные сходятся в том, что новозаветное учение о триедином Боге — это доктрина, твердо основанная на Писании, а не выведенная из какой-то внебиблейской философии. Все ветви христианства соглашаются, что в триединстве Бога нам открывается неразрывность общения с Богом во времени и вечности. Триединство помогает нам понять, что Бог нас любил, любит и вечно будет любить, что Он заплатил за эту любовь самой дорогой ценой, отдав Сына Своего в жертву за грех. Триединство убеждает нас, что для Бога, Который Сам по Себе и в Себе есть любовь, очень важно, чтобы и мы любили ближних своих. Триединство Божье дает нам пример Существа, Которое пребывает не просто Само по Себе, а уже в Самом Себе имеет невыразимую радость и разнообразие совершенного общения. В отличие от сонмища языческих богов, постоянно враждующих и воюющих друг с другом, в отличие от нас с нашими спорами и раздорами, наш Бог всегда един в Своем триединстве — един в мыслях, в чувствах и в делах.

А еще все основные ветви христианства сходятся в том, что триединство логично вытекает из ветхозаветных свидетельств о Боге. Ветхий Завет весьма убедительно свидетельствует, что Бог, хотя и един, вовсе не одинок. Это ясно уже из самих слов, которыми называется и описывается Бог в ветхозаветных книгах.

К примеру, там, где у нас в Библии сказано «Бог», в Ветхом Завете примерно 2 570 раз употреблено слово «Elohim», — в еврейском языке множественное число существительного. И во всех, кроме пяти случаев, речь идет о едином Боге — Творце, Вседержителе и Господе всего сущего.

Иногда Бог Сам о Себе говорит во множественном числе. Вот, например, Его слова:

«Сотворим человека по образу Нашему, по подобию Нашему»
(Бытие 1:26).

Позднее, когда Адам и Ева уже съели запретный плод, Бог сказал:

«Вот, Адам стал как один из Нас, зная добро и зло»
(Бытие 3:22).

Когда Моисей возвестил, что Бог един (Второзаконие 6:4), он употребил при этом то же слово, которым в Библии было сказано о мужчине и женщине — о том, что они «будут одна плоть» (Бытие 2:24). Слово «един» (Второзаконие 6:4) подразумевает как раз-таки единство в Божестве нескольких Личностей.

Получается, что оба Завета, Ветхий и Новый, дают нам основания считать, что «един» это не обязательно «один». И не стоит отвергать эту идею только потому, что мы неспособны ее полностью понять. Лучше попытаться понять как можно больше из того, что нам открыл Бог.{mospagebreak}

КАК СВЯЗАНЫ МЕЖДУ СОБОЙ ОТЕЦ, СЫН И ДУХ СВЯТОЙ?

Некоторые христиане пытались объяснить триединство Божье тем, что Бог Себя нам открывает тремя разными способами. Иногда Он является нам как Отец, иногда как Сын, а иногда как Дух Святой.

Такое объяснение, подразумевающее три разные «функции» Божества, могло бы быть весьма убедительным, если бы не те свидетельства о единстве в Боге нескольких Личностей, которые мы уже рассмотрели. А поскольку в Ветхом Завете нам действительно явлен Бог, Который говорит: «Сотворим человека по образу Нашему», нам гораздо легче понять, что общение, согласие, любовь и верность в Троице существуют не между «функциями» или «ролями» Божества, а, как это и сказано в Писании, между Личностями — Отцом, Сыном и Духом.

В Новом Завете каждая из ипостасей Троицы нам явлена не по отдельности, а в неразрывном единстве с другими двумя. Отец, Сын и Дух Святой едины между Собой в любви друг к другу и к нам.

То, что в Новом Завете сказано об отношениях между Отцом, Сыном и Духом Святым, полностью опровергает предположение, что только Отца можно считать единственным истинным и Всемогущим Богом. Хотя и можно понять тех, кто пытается отстоять идею единобожия, ставя Сына и Духа Святого на ступеньку ниже, чем Отца, понять не значит согласиться.

В Ветхом Завете ясно сказано, что единый истинный библейский Бог есть Бог ревнитель. Это Бог, Который у Исаии говорит о Себе:

«Славы Моей не дам иному»
(Исаия 48:9-12).

Но в Новом Завете Бог Своим называет триединое имя Отца, Сына и Духа Святого. И, что очень важно, из Нового Завета следует, что Отец ставит наши отношения с Ним в зависимость от наших отношений с Сыном, а наши отношения с Сыном — от наших отношений с Духом. Бог Нового Завета явно разделяет Свою славу между Своими тремя ипостасями, а Они, в Свою очередь, предлагают Свою любовь всем, кто примет любовь Отца, Сына и Духа.

Чтобы увидеть, как слава Бога ревнителя достается каждой из Личностей Божества, оставаясь нераздельной, давайте посмотрим, что сказано в Библии об этих Личностях.

БОГ ОТЕЦ

Среди тех, кто признает авторитет Библии, вряд ли найдутся люди, сомневающиеся в том, что Отец есть Бог в полном смысле этого слова. Об Отце неоднократно сказано, что Он был Богом Творцом. Бог назван в Писании Отцом народа израильского (Второзаконие 32:6; Исаия 1:2; Осия 11:1; Малахия 2:10).Христос называл Бога Своим Отцом (Иоанн 5:17,18) и учил нас молиться: «Отче наш, сущий на небесах!» (Матфей ф. 6:9). Он повелел нам приходить к Отцу во имя Его (Иоанн 16:23). Он пророчествовал о том, что Они с Отцом вскоре пошлют ученикам Божественного Утешителя (Иоанн 15:26).

Из всех этих стихов ясно, что Отец есть Бог. Бог есть Отец. Апостол Павел говорил, что Он –

«Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, Отец милосердия и Бог всякого утешения»
(2 Коринфянам 1:3).

Но в откровении Отца о Самом Себе важно то, что Он наши отношения с Ним ставит в зависимость от наших отношений с Его единородным Сыном.

БОГ СЫН

Авторы новозаветных книг раз за разом называют Иисуса Христа Сыном Божьим. Но что значит этот «титул»?

Свидетели Иеговы утверждают, что Христос был одним из сыновей Божьих. У Бога сыновей полно — ангелы, люди… Они считают, что Иисус был архангелом Михаилом в его человеческом воплощении.

Современные лидеры иудаизма соглашаются, что Иисус был великим пророком, но не более того. Такой же точки зрения придерживаются и мусульмане. Мусульманка Сюзанн Ханиф, наша современница, человек образованный, замечает, что в Коране отношение к Иисусу весьма почтительное: там сказано, что Он родился без участия земного отца и был великим пророком. Но она подчеркивает, что священная книга ислама «раз за разом решительно опровергает утверждение о том, что Иисус был Сыном Божьим… что такая идея имеет гораздо больше общего с языческими мифами, в которых у «богов» рождались дети от земных женщин, чем с истинной верой, нисходящей от Бога» (Что каждый должен знать об исламе и мусульманах. 1979. Чикаго.)

Но в Новом Завете сказано, что Иисус Христос — единственный, уникальный Сын Божий (Иоанн 1:14,18; 3:16,18; 1 Иоанн 4:9). В Писании сказано, что Христос равен славой тому Богу ревнителю, Который через Моисея возвестил людям, что нельзя поклоняться никому, кроме Самого Бога. С ангелами и смертными людьми этот Бог делится Своей любовью. А с Христом, Сыном Своим, Он делится славой.

Чтобы понять, насколько же Сын сопричастен славе Отца, давайте поразмышляем над словами Христа, свидетельством апостолов, пророчествами ветхозаветных пророков и рассуждениями отцов церкви.

Слова Христа. В четырех Евангелиях записаны многие из слов, сказанных Христом за время Его земного служения. Даже если бы мы не верили в богодухновенность Нового Завета, у нас были бы веские основания поверить в истинность этих высказываний. У нас есть убедительные аргументы в пользу того, что Евангелия от Матфея, Марка и Луки были написаны задолго до 70 г. по Р.Х. А Евангелие от Иоанна, хотя и было написано только примерно в 90 г., почти наверняка вышло из-под пера апостола Иоанна, бывшего рядом с Христом на протяжении всего Его земного служения. Без всяких сомнений, апостолы, начиная благовествовать, часто повторяли слова, слышанные ими от Христа. И вот из слов Христа становится ясно, что Он весьма недвусмысленно называл Себя Богом. Рассмотрим всего два поразительных заявления, сделанных Христом о Самом Себе.

Иоанн приводит слова Христа о том, что Он существовал всегда (Иоанн 8:58). А поскольку вечен один только Бог, у этих слов может быть только один смысл: Я есмь Бог. Иисус говорит иудеям, знающим Писание и настроенным против Него: «Истинно, истинно говорю вам: прежде нежели был Авраам, Я есмь». Причем, заметьте, Иисус не сказал: «Прежде нежели родился Авраам, родился Я». Он сказал: «Прежде нежели был Авраам, Я есмь». Авраам родился во времени. Христос же заявляет, что Он существует вне времени. Он был всегда. У него не было момента, когда Он «начал быть».

И, хотя этого заявления уже самого по себе достаточно, чтобы убедиться в божественной сущности Христа, некоторые богословы видят в нем нечто большее. Они утверждают, что Иисус Христос здесь принимает на Себя имя Божье «Я есмь Сущий» (Исход 3:14). С этим можно соглашаться и не соглашаться, но факт остается фактом: Иисус Христос сказал, что у Него нет начала во времени, и этим самым назвал Себя Богом.

«Истинно, истинно говорю вам: прежде нежели был Авраам, Я есмь». — Иисус

Второе высказывание Христа, в котором Он называет Себя Богом, тоже приведено Иоанном. На празднике обновления в Иерусалиме Иисус говорит:

«Я и Отец — одно»
(Иоанн 10:30).

Иудеи сразу поняли, что эти слова означают только одно: Я есмь Бог. Они собираются побить Христа камнями и говорят, за что хотят покарать Его —

«за богохульство и за то, что Ты, будучи человек, делаешь Себя Богом»
(Иоанн 10:33).

Эти люди поняли слова Господа нашего лучше, чем сегодня их понимают свидетели Иеговы. До них дошло, что Христос имел в виду совсем не то, что имеют в виду люди, когда говорят: «Я и моя жена — одно». В таком случае муж просто хочет сказать, что у них с женой одни желания, задумки и стремления. А Христос имел в виду гораздо больше. Он утверждал, что Сын и Отец есть единое целое. Иудеи сразу поняли, что Христос этими словами заявляет о том, что Он Бог.

«Иудеи сказали Ему в ответ: не за доброе дело хотим побить Тебя камнями, но за богохульство и за то, что Ты, будучи человек, делаешь Себя Богом»
(Иоанн 10:33).

И говорил Он так потому, что это знал точно. Бог не может не знать, что Он Бог.

Свидетельства апостолов. Люди, писавшие новозаветные книги, тоже не имели никаких сомнений в Божественности Иисуса Христа. Некоторые из них могли припомнить тот день, в который Фома увидел воскресшего Христа и воскликнул:

«Господь мой и Бог мой!»
(Иоанн 20:28).

И это был вовсе не возглас удивления типа «Боже мой!», который так часто раздается то тут, то там сегодня. В то время ни одному еврею вспоминать всуе имя Божье и в голову бы не пришло. И апостолы хорошо помнили, что Христос принял такое к Себе обращение.

Когда апостол Иоанн, лично наблюдавший случай с Фомой, начинал писать свое Евангелие, он его начал с таких слов:

«В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог»
(Иоанн 1:1).

Дальше он писал, что это Слово стало человеком, отражавшим в Себе славу Божью (Ин. 1:14). «…И Слово было Бог». Сказано настолько ясно, что почти все богословы сходятся в том, что здесь Иоанн провозглашает: Иисус Христос — Бог. Но с этим не согласны свидетели Иеговы. Они утверждают, что последние слова 1-го стиха нужно читать так: «И слово было одним из богов». Они указывают на то, что при слове Бог в греческом нет определенного артикля и потому нельзя делать вывод, что речь идет о Боге Всевышнем, единственном.

«В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог»
(Иоанн 1:1).

Что артикля здесь нет, это они, конечно, подметили правильно, а вот что Иоанн Иисуса Христа не считал Богом с большой буквы, тут «свидетели» явно заблуждаются. Многие авторитетные ученые объясняют нам, что артикль Иоанн в этой фразе пропустил не просто так. Если бы он употребил здесь слово «Бог» с определенным артиклем, то из этого вытекало бы, что между Отцом и Сыном нет никакой разницы — такую ошибку делал некто Сабеллиус, чье учение было отвергнуто отцами церкви.

Если бы Иоанн хотел сказать, что Иисус был божеством рангом пониже, он бы употребил не слово theos, а theios. Специалист в греческом языке Моррис пишет: «Это слово было в ходу, оно есть в Новом Завете (напр., Деяния 17:29; 2 Петра 1:3)».

Более того, из контекста ясно, что Слово есть самый настоящий Бог, а не просто подобие Божества, существо, занимающее промежуточное положение между Богом и Его творениями. Слово было в начале (Иоанн 1:2). Слово участвовало в сотворении всего сущего (Иоанн 1:3). Слово имело в Себе жизнь, и жизнь особую, не сотворенную. Эта жизнь была с Ним и в Нем вечно, она есть источник духовного света (Иоанн 1:4).

Ясно, что наш перевод 1-го стиха Евангелия от Иоанна совершенно правильный: «…И Слово было Бог». Сам порядок слов в греческом тексте, употребление слова theos вместо theios и контекст требуют именно такого перевода.

Свидетельства о том, что Иисус Христос был Богом, мы находим не только у Иоанна, но и у Павла, причем они еще яснее, еще убедительнее. Павел писал, что мы, христиане, ожидаем

«блаженного упования и явления славы великого Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа»
(Титу 2:13).

Апостол Петр чуть ли не теми же словами обращается к своим читателям как к людям,

«принявшим с нами равно драгоценную веру по правде Бога нашего и Спасителя Иисуса Христа»
(2 Петра 1:1).

Автор послания к Евреям приводит несколько ветхозаветных стихов, в которых явно говорится о Боге, и применяет их к Иисусу Христу.

«А о Сыне: престол Твой, Боже, в век века»
(это цитата из Псалом 44:7)

«В начале Ты, Господи, основал землю, и небеса — дело рук Твоих»
(это цитата из Псалом 101:26-28).

Автор этого послания, человек, досконально знавший ветхозаветные Писания и потому исповедовавший строгое единобожие, ничуть не колебался, возвещая абсолютную Божественность Иисуса Христа. Он называет Иисуса Христа «Богом» и «Господом».

«А о Сыне: престол Твой, Боже, в век века»
(Евреям 1:8).

Пророчества ветхозаветных пророков. Даже ветхозаветные Писания, такие дорогие сердцу многих иудеев, с предельной ясностью возвещают о том, что грядущий Мессия будет Богом. Вот одно из таких пророчеств:

Ибо младенец родился нам — Сын дан нам; владычество на раменах Его, и нарекут имя Ему: Чудный, Советник, Бог крепкий, Отец вечности, Князь мира (Ис. 9:6).

Два имени Мессии недвусмысленно возвещают о Его Божественном достоинстве: «Бог крепкий» и «Отец вечности». Свидетели Иеговы переводят первое из этих выражений как «один из крепких богов», но при этом они явно непоследовательны. Те же еврейские слова встречаются в другом месте (Ис. 10:21) — и там даже «свидетели» вынуждены признать, что речь идет об Иегове, Боге Израиля. Так что это о Мессии сказано «Бог крепкий», и это значит, что Мессия есть Бог.

Что касается имени «Отец вечности», то иногда его переводят как «вечный Отец». Но разницы здесь никакой нет. И так, и так получаются и Отец, и вечность, а вечным может быть только Бог, и потому таким именем в любом из этих двух вариантов назвать можно только Бога. И при этом пророк говорит, что так назовут «младенца», «Сына», Который придет как Мессия.

Рассуждения отцов церкви. Отцы церкви постоянно задавались вопросом: «Кто есть Сын?» Они знали, что Писания называют Его Богом. Они видели также, что в Писаниях есть явные свидетельства Его человеческой природы. Но отцы не могли понять, как именно можно совместить в одной Личности и Божественное, и человеческое начало. Некоторые из них так сильно подчеркивали Божественность Христа, что едва ли не отрицали Его человеческую природу. Другие впадали в противоположную крайность.

«Ибо младенец родился нам — Сын дан нам; владычество на раменах Его, и нарекут имя Ему: Чудный, Советник, Бог крепкий, Отец вечности, Князь мира»
(Исаия 9:6).

И вот наконец человек по имени Арий выдвинул гипотезу, практически отрицавшую Божественность Христа. Он утверждал, что Христос до того, как пришел в мир, родившись от Девы Марии, предсуществовал как первое и высшее из всех сотворенных Богом существ. Это отрицание Божественной природы нашего Господа, хотя с ним и соглашались некоторые видные деятели того времени, просто не могло выстоять после серьезного библейского анализа. Внимательные богословы, основываясь на библейских текстах, понемногу пришли к выводу, что Иисус Христос был на сто процентов Богом и на сто процентов человеком. Более того, они утверждали, что эти две природы — Божественная и человеческая — соединились в одной Личности. Афанасиев символ веры (Афанасий умер в самом конце IV века) гласит:

«Так и Отец Бог, Сын Бог, и Святой Дух Бог, не три Бога, а один Бог… Не так, чтобы природы смешивались, но чтобы они образовали единство». — Афанасиев символ веры

За малым исключением, все христиане во все века исповедовали Божественность Иисуса Христа так, как это изложено в Афанасиевом символе веры. В этом смысле в христианстве нет никаких расколов, все — и католики, и православные, и протестанты, и баптисты, и пятидесятники — в этом сходятся однозначно. Подавляющее большинство тех, кто исповедует веру в Иисуса Христа, считают Его Богом и человеком в одном лице.

О том, что Христос был человеком в полном смысле этого слова, ясно сказано в Библии. Он появился на свет младенцем, рос и учился, как другие дети (Лука 2:40,52), был сыном назаретского плотника (Марк 6:3), уставал, как мы все (Иоанн 4:6), даже признавал, что есть то, чего Он не знает (Матфей 24:36), а в ночь перед распятием молил Отца избавить Его от предстоящих Ему мук (Матфей 26:36-46). Но Библия при этом еще говорит, что Христос был на сто процентов Богом.

Отцы церкви не могли объяснить, как мог Христос, будучи человеком, оставаться Богом. Не можем этого объяснить и мы. Однако мы все благодарны апостолу Павлу за то, что он пролил свет на эту проблему в известных словах о том, как Христос совлекся Своей вечной славы:

«Ибо в вас должны быть те же чувствования, какие и во Христе Иисусе: Он, будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу; но уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек; смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной. Посему и Бог превознес Его и дал Ему имя выше всякого имени, дабы пред именем Иисуса преклонилось всякое колено небесных, земных и преисподних, и всякий язык исповедал, что Господь Иисус Христос в славу Бога Отца»
(Флп. 2:5-11).

Помышляя об Иисусе Христе, пребывавшем с Отцом до Своего воплощения, апостол говорит:

«…Будучи образом Божиим…»
(Филиппийцам 2:6).

Греческое слово morphe, переведенное как «образ», ясно говорит о том, что исходящая вовне слава Христова отражала саму Его Божественную суть. Он Бог по самой сути, природе Своей.

Далее апостол говорит, что Христос

«не почитал хищением быть равным Богу»
(Филиппийцам 2:6).

Он отказался от славы, причитавшейся Ему как Богу, чтобы стать членом рода людского и нашим Спасителем.

Слова «уничижил Себя Самого» по-гречески буквально звучат как «опустошил Себя». От чего же Он Себя опустошил, когда стал членом семьи людей? Однозначно, не от Божественной природы! Богом Он остался. А опустошил Себя Христос от славы, которой обладал. Бог Сын стал покорным, зависимым от Отца и Духа Святого. Оставаясь Богом, Христос стал человеком в полном смысле этого слова.

Христу нужно было стать представителем рода людского, чтобы иметь право взойти вместо нас на крест. Именно поэтому Он полагался на Духа Святого так же, как ожидает того от Своих учеников. Он «исполнился Духом Святым», когда пошел в пустыню, чтобы устоять в искушениях сатаны (Лука 4:1). Он изгонял бесов «Духом Божиим» (Мф. 12:28). И, хотя Христос оставался Богом, Он сознательно жил на земле, в чем-то Себя ограничивая человеческими рамками.

Мы, наверно, никогда не поймем во всей полноте, как соотносились между собой человеческая и Божественная природа Господа нашего, когда Он жил на земле, терпя унижения и лишения. Но в Писании абсолютно ясно сказано, что, будучи Богом, Христос в человеческой природе Своей претерпел искушения, беды и боль, кульминацией которых стал подвиг крестный.

Именно с этим Сыном Отец поделился славой Своей. Именно наши отношения с этим Сыном, единосущным Отцу, Бог Отец ставит условием отношений с Собой.

Но на этом наши отношения с триединым Богом не заканчиваются. Отец относится к нам в зависимости от того, как мы относимся к Сыну, а Сын — так, как мы относимся к Духу Святому. Отец делится славой Своей с Сыном, а Сын — с Духом Святым.

БОГ ДУХ СВЯТОЙ

Есть люди, которые утверждают, что во всем верят Библии, но при этом Духа Святого Богом они не считают. Один из свидетелей Иеговы, например, писал: «Дух Святой — это управляемая сила, которую Бог Иегова использует для достижения самых разных целей. В определенном смысле его можно сравнить с электрическим током, силой, которую можно приспособить для выполнения самых разных операций» (Нужно ли верить в Троицу?) Такие люди считают, что Дух Святой действует вроде той Силы, которая, по убеждению сторонников движения «Нью Эйдж», пронизывает собой всю вселенную. Они категорически несогласны с тем, что Дух Святой — это Личность и Бог.

Но при этом они вступают в противоречие с Иисусом Христом. Он-то однозначно говорил о Духе Святом как о Личности. В ночь перед распятием, Иисус утешал апостолов:

«И Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек, Духа истины, Которого мир не может принять, потому что не видит Его и не знает Его; а вы знаете Его, ибо Он с вами пребывает и в вас будет»
(Иоанн 14:16,17).

Этот «другой Утешитель» и есть Дух Святой. Намек ясен: хотя Сам Христос и уйдет, Он пошлет апостолам Духа Святого, Который будет их наставлять и давать им силу. Любому понятно, что это все может делать только личность.

Есть и другие места в Библии, в которых о Духе Святом говорится как о Личности. Павел писал о «любви Духа» (Римлянам 15:30). Он же нам советовал: «…Не оскорбляйте Святого Духа Божия» (Ефесянам 4:30). Любить и считать себя оскорбленным может только личность.

А кроме того, Дух Святой еще и «водит» людей, т.е. наставляет (Римлянам 8:14), учит их (Иоанн 14:26), призывает и ставит на служение (Деяния 20:28).

«Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа»
(Матфей 28:19).

Более того, иногда эта Личность упоминается вместе с Отцом и Сыном в одном стихе (напр., Матфей 28:19). Апостол Петр, обличая во грехе мужа и жену, прямо говорит о том, что Дух Святой и есть Бог. Он спрашивает их, почему они сговорились «солгать Духу Святому» (Деяния 5:3), а потом говорит, что, сделав это, Анания и Сапфира солгали «не человекам, а Богу» (Деяния 5:4).

Так кто же такой Дух Святой? По Писанию выходит, что Дух Святой — Личность, по праву разделяющая с Отцом и Сыном звание и славу Бога Всевышнего.{mospagebreak}

ТАК В ТРЕХ БОГОВ ВЕРЯТ ХРИСТИАНЕ ИЛИ В ОДНОГО?

Библия ясно учит тому, что Отец есть Бог, Сын есть Бог и Дух Святой есть Бог. Ясно из Библии также и то, что каждая из этих Личностей есть именно эта Личность, а не другая. Тогда получается, что Богов трое, ведь так? Да, так… если мы мыслим только в рамках элементарной математики или думаем о трех людях. Но мы-то имеем дело с Богом, о Котором в той же Библии сказано, что Он един есть. Этот единый Бог предвечно существует в трех Лицах, каждое из Которых с другими не смешивается, но и единства не нарушает.

Бог один. Нет никаких трех Богов. Тогда получается, что Отец, Сын и Дух Святой не могут быть тремя отдельными Личностями. Мы можем отличить одну ипостась Божества от другой, но разделить, оторвать их друг от друга невозможно.

Каждая из Личностей Божества действует в Своей, только Ей присущей, манере. Отец творит в смысле «создает», Сын творит в смысле «осуществляет», а Дух Святой творит в смысле «обеспечивает». Каждая ипостась находится во взаимоотношениях с двумя другими. Каждая осознает Себя самое и действует самостоятельно. Но никогда не бывает такого, чтобы одна Личность Божества действовала независимо от других или вопреки Им. Разум, воля и чувства каждой ипостаси находятся в совершенном единстве с разумом, волей и чувствами двух других.

Все три Личности Божества участвовали в сотворении мира. Именно «Им» (Иисусом Христом) Бог сотворил все видимое и невидимое» (Колоссянам 1:16). В сотворении мира участвует и Дух Божий. О Нем сказано, что Он «носился над водою» (Бытие 1:2).

Возьмем спасение. «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного» (Иоанн 3:16). После Воскресения и Вознесения Христа Он и Отец послали на землю Духа Святого (Иоаннн. 14:16; 16:7).

Различие между Собой трех ипостасей Божества было отчетливо явлено при крещении нашего Господа. Сын выходит из воды, Дух Святой нисходит на Него в виде голубя, а с небес раздается голос Отца, возвещающий: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение» (Матфей 3:16,17).

Сам Христос провозгласил Троицу, заповедуя ученикам Своим крестить все народы «во имя Отца и Сына и Святого Духа» (Матфей 28:19).

Один Бог в трех Лицах! Этому Богу поклоняются и служат христиане. В этом Боге у нас есть Небесный Отец, Который любит нас отцовской любовью и дорого за эту любовь заплатил, послав Сына Своего единственного и единородного на крестную смерть ради нашего спасения. В этом Боге у нас есть Иисус Христос, наш Брат, Который стал таким же, как мы, чтобы принять на Себя наказание, заслуженное нами, Который понимает нашу боль и не стыдится называть нас Своими братьями и сестрами, хотя мы так же немощны и несовершенны, как раньше. В этом Боге у нас есть Утешитель Дух Святой, Бог-Личность, Который живет в нас и дает нам силы одерживать победу над грехом.

Этот триединый Бог слышит нас, когда мы молимся. Он понимает нас и сочувствует нам, когда мы страдаем. Он будет с нами в наш смертный час, чтобы проводить нас в наш вечный дом. Как же важно верить в триединого библейского Бога! Как спокойно становится от этой веры!{mospagebreak}

ВОПРОСЫ, КОТОРЫЕ ЗАДАЮТ ЛЮДИ

Как насчет обвинений со стороны мусульман и свидетелей Иеговы в том, что доктрина Троицы пришла из язычества?

У этих обвинений нет никаких оснований. Язычники поклонялись многим богам. Иногда этих богов объединяли в «тройки», но при этом каждый из них оставался отдельным существом. Никогда и нигде язычники не поклонялись Богу, Который был один, но существовал в трех лицах.

Антитринитарии (противники Троицы) часто приводят пример индуистской «троицы» — Брахмы, Вишну и Шивы. Но эти три бога никак не могут быть примером единства и гармонии. Они ссорятся и сражаются между собой, а забавы у них и вовсе неприличные.

Некоторые пытаются найти что-то общее у Господа Иисуса и Господа Кришны, индуистского божества, которое считается реинкарнацией Вишну. Но Кришна не был исторической личностью. Более того, в мифах он предстает богом, у которого были и положительные, и отрицательные качества. У него были любовницы, и он, если нужно, не стеснялся пойти на обман.

Раз все три ипостаси Божества в равной степени являются Богом, нельзя ли их называть первым, вторым и третьим Лицом Троицы?

Нет, говорить о «ранге» тут никак нельзя. Речь идет о функции каждой ипостаси — Отец творит в смысле «создает», Сын творит в смысле «осуществляет», а Дух Святой творит в смысле «обеспечивает». Спасение, к примеру, создается в любви Отчей, осуществляется в пришествии в мир Христа и обеспечивается для нас Духом Святым. В этом смысле мы действительно можем говорить о первом, втором и третьем Лицах Троицы.

В Библии о Христе сказано, что Он «единородный» и «первородный». Не подразумевает ли это, что Он был рожден во времени?

В Новом Завете об Иисусе Христе пять раз сказано monogenes (Ин. 1:14,18; 3:16,18; 1 Ин. 4:9). Это слово переводится как «единородный». Христианские богословы прошлого, твердо веруя в Божественную природу Иисуса Христа, называли Его «вечно рожденным», «рожденным в вечности». Правда, сегодня это слово трактуется несколько иначе. Принято считать, что греческое monogenes означает «единственный в своем роде». Иисус Христос был Сыном, единственным в Своем роде, подобных Ему не было. Все другие «сыновья» Божьи (ангелы и люди) были существами сотворенными. Христос существовал всегда.

Слово «первородный» в Новом Завете употребляется в двух смыслах. В послании к Колоссянам (Колоссянам 1:18) и в Откровении (Откровение 1:5) говорится о том, что Христос был первенцем из мертвых, первым, кто воскрес в новом прославленном теле. В посланиях к Римлянам (Римлянам 8:29), Колоссянам (Колоссянам 1:15) и Евреям (Евреям 1:6) об Иисусе Христе говорится как о Богочеловеке, превосходящем все творение во всем, так же, как первородный сын в еврейской семье имел превосходство над всеми своими братьями. И ни в одном из этих мест никоим образом не ставится под сомнение Божественность Христа.

Если Иисус Бог, разве Он мог умереть? На ком держался мир, пока Бог был мертв?

Свидетелям Иеговы кажется, что этими вопросами они камня на камне не оставляют от христианства. Они не понимают того, что, с точки зрения Библии, смерть человека — это вовсе не небытие. Смерть — это разделение души и духа с телом.

Когда Иисус воскликнул: «Совершилось!» (Иоанн 19:30) и сказал: «Отче! В руки Твои предаю дух Мой» (Лука 23:46), Он не «перестал быть». Дух и душа Христа отправились в рай, куда вскоре попал и раскаявшийся разбойник. В третий день дух и душа Христа соединились с Его прославленным воскресшим телом.

Если Иисус Бог, почему же Он тогда сказал: «Отец Мой более Меня» (Ин. 14:28)?

В Своем человеческом воплощении, добровольно отказавшись от славы, надлежащей Ему как Богу, Христос временно сделался «унижен пред Ангелами» (Евеям. 2:9). И вот в этом состоянии «унижения» Он и мог сказать, что Отец Его более Его. Он не сказал бы этого до воплощения, не скажет этого и сегодня, когда пребывает вместе с Отцом.

Почему Иисус вроде как отрицал Свои претензии на Божественность, указывая, что ветхозаветные пророки словом «боги» называли судей, которые были людьми?

Речь в вопросе идет о случае, упомянутом Иоанном (Иоанн 10:31-39). Иудеи хотели побить Иисуса камнями за то, что Он сказал: «Я и Отец — одно» (Иоанн 10:30). Тогда Он напомнил им, что в 81-м псалме сказано о судьях-людях: «Вы — боги» (Псалом 81:6). Но Иисус не ставил Себя на тот же уровень, на котором были эти простые смертные. Он от них Себя отделял, утверждая, что был прислан с небес. Однако Он не стал разъяснять этого во всех подробностях, потому что люди эти не были готовы услышать такие истины.

Как в Своих притчах Христос открывал истину тем, кто готов был ее принять, и скрывал от тех, кто к ней был не готов (Матфей 13:10-17), так и здесь Он говорил такими словами, которые кому-то истину открывали, а от кого-то скрывали. Тот, кто считал, что он и так все знает, ничего не понял. Поэтому Петр через несколько месяцев мог обратиться к людям, одобрявшим распятие Христа, и сказать: «Впрочем я знаю, братия, что вы, как и начальники ваши, сделали это по неведению» (Деяния 3:17). Короче говоря, Христос вовсе не отрекался от того, что Он Бог. Он просто сказал об этом так, чтобы не вывести из себя тех, кто был не готов это принять.

Если Иисус Бог, почему в Библии сказано, что в конце времен Он «предаст Царство Богу и Отцу» и Сам Ему покорится (1 Кор. 15:24-28)?

В этом месте Павел нам говорит, что приходит время, когда Иисус закончит Свое дело Мессии и Посредника между людьми и Богом. На земле Христос исполнил закон, искупил наши грехи и сломил власть смерти. Сегодня Он Глава церкви. Придет время, когда Христос восхитит церковь к Себе, на небеса (1 Фессалоникийцам 4:13-18). И тогда Он вернется на землю, чтобы править ею, как об этом пророчествовали пророки Ветхого Завета (Исаия 2:1-4; 11:1-9; Иеремия 23:5,6). После тысячелетнего царствования Иисус сокрушит последний мятеж (Откровение 20:7-10), очистит нашу нынешнюю земную систему огнем и из нее явит новое небо и новую землю (2 Петра 3:10; Откровение 21,22).

Павел писал, что тогда Иисус Христос, Богочеловек и Посредник между Богом и людьми, оставит Свое место в центре событий, покорится Богу Отцу и снова займет Свое извечное место в Троице, которое занимал до воплощения. Единственная разница будет состоять в том, что Он и в вечности сохранит за Собой Свою человеческую природу, прошедшую через смерть и воскресение.

Если Иисус Бог, почему же Он тогда сказал, что Он возвращается к Богу?

Этот вопрос часто задают свидетели Иеговы. Они ссылаются на слова из Евангелия от Иоанна: «Восхожу к Отцу Моему и Отцу вашему, и к Богу Моему и Богу вашему» (Иоанн 20:17), и делают вывод, что Иисус был с Богом в таких же отношениях, как и Мария Магдалина, которой Он эти слова сказал. Но если Иисус именно это имел в виду, то почему же Он не сказал просто: «Восхожу к Отцу нашему и Богу нашему»?

А сказал Он то, что сказал, для того, чтобы Мария Магдалина поняла, что Его отношения с Богом не такие, как ее отношения с Богом. Иисус — Сын Божий по самой сути Своей. Мария Магдалина — Божье дитя по милости Божьей. Иисус мог называть Бога Своим Богом, потому что Он вечно был, есть и будет для Него Своим. Мария Магдалина могла назвать Бога Своим Богом лишь благодаря благодати, которую Бог явил к ней во Христе.

Поэтому слова Иисуса из 20-й главы Евангелия от Иоанна как раз подчеркивают, что таких отношений с Отцом, как у Христа, нет и не может быть больше ни у кого.

Правильно ли молиться Христу или Духу Святому?

Мы знаем, что Богу Отцу молиться можно и нужно. Христос учил нас молиться: «Отче наш, сущий на небесах!» (Матфей 6:9). Мы также знаем, что, если мы хотим, чтобы Иисус ответил на наши молитвы, нам нужно приходить к Отцу во имя Христа (Иоанн 14:14). Стефан, умирая, обращался к Господу Христу (Деяния 7:59,60). У нас, правда, нет ни одного места из Библии, в котором нам была бы дана заповедь молиться Духу Святому или пример такой молитвы. Но мы знаем, что Дух Святой участвует в наших молитвах. Павел говорил нам, что Дух «подкрепляет нас в немощах наших» и «ходатайствует за нас», когда мы не знаем, о чем молиться (Римлянам 8:26).

Получается, что, пожалуй, лучше всего обращаться в молитве к Отцу, а к Отцу приходить во имя Христа. А на Духа Святого нужно полагаться, чтобы Он наставлял нас в молитвах наших, чтобы ходатайствовал за нас, когда мы не знаем, о чем молиться. А вообще-то не стоит, пожалуй, слишком уж много размышлять о том, к какой именно из ипостасей Троицы ты обращаешься в молитве. Все трое из Них слышат нас, когда мы молимся. Все трое участвуют в ответах на молитвы наши. А к тому же, в Троице просто не может быть никакой зависти или ревности.

Можно ли для истолкования учения о Троице использовать примеры?

Пожалуй, не стоит. Я видел, как люди брали яйцо и говорили: «Яйцо состоит из желтка, белка и скорлупы. Три в одном». Но желток — это жир, белок — он белок и есть, а скорлупа — это кальций. Разве это единство? Некоторые говорят, что вода может быть и водой, и льдом, и паром. Но в любом своем состоянии вода остается водой, тут тоже нет никакого триединства. Одному проповеднику показалось, что он нашел чудесный пример-иллюстрацию: «Для моей семьи я отец, для церкви — пастор, а для государства — гражданин. Един в трех лицах». Но этот служитель фактически проповедовал ересь: у него получалось, что Отец, Сын и Дух Святой — это просто три характеристики, три режима, три функции Божества, просто Бог по-разному с разных точек зрения смотрится.

Наверное, самые близкие аналогии тут можно найти в таких тройках: (1) во вселенной — пространство, время и материя; (2) в материи — энергия, движение и явление; (3) во времени — прошлое, настоящее и будущее.

Но все эти аналогии вряд ли прольют какой-то свет на тайну Троицы. В самом лучшем случае они могут не более чем отражать триединство Творца.

Нам нужно научиться жить с Богом, Которого мы полностью понять не можем. Как писал Клайв Льюис: «Если бы христианство придумали мы, мы бы его, конечно, сделали попроще. Но оно не «попроще». В простоте с теми, кто выдумывает религии, нам не сравниться. Как можно? Ведь мы-то имеем дело с фактом! Вот если у тебя нет никаких фактов, тогда можно все упрощать до предела» (Просто христианство.) {mospagebreak}

А КАКАЯ ОТ ЭТОГО РАЗНИЦА?

А зачем столько говорить об этой доктрине, о Троице? Если человек верит в Бога-Личность, считает Христа высшим из всех сотворенных существ, верит, что Он умер за грешников и воскрес из мертвых, и только во Христе видит свое спасение? Разве такой веры для спасения недостаточно? Достаточно. Но такой человек, если ему рассказать о Троице, все примет без возражений. Это одна из самых основополагающих и практичных доктрин Библии.И чтобы подчеркнуть ее важность, давайте рассмотрим, как она связана с самым известным стихом Библии:

«Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную»
(Иоанн 3:16).

Если вы не верите в Троицу, вам придется объяснить этот стих так, что Бог послал первое сотворенное существо на смерть, чтобы дать возможность спастись нам. Но почему смерть сотворенного существа (даже сотворенного самым первым) дала другим сотворенным существам такую возможность? В чем тут заключается высшее проявление Божьей любви? Ведь речь идет просто о том, что Бог послал одно из Своих творений на спасение других.

А вот если верить в Троицу, в этих словах нам открывается захватывающая дух истина. Здесь сказано, что Бог нас любит настолько, что Он в Иисусе Христе пришел, чтобы разделить с нами нашу боль и самой дорогой ценой из всех возможных принести нам спасение. Апостол Павел сказал, что «потому что Бог во Христе примирил с Собою мир» (2 Коринфянам 5:19). Вот поэтому-то Голгофа — это наивысшее проявление Божьей святости и любви.

Мы часто говорим о том, какие муки претерпел на кресте Христос. А Отец? А Дух Святой? Если мать и отец страдают, когда больно их ребенку, разве не страдали, глядя на Голгофу, Отец и Дух Святой? А в Троице-то отношения гораздо теснее, чем в наших семьях.

У нас с вами триединый Бог, Который разделял и сейчас разделяет боль Своих творений. Этот Бог, решивший дать Своим творениям свободную волю, которая может выбирать грех, обрекая мир на страдания и смерть, решил при этом разделить с нами страдания и горести наши.

«Бог, решивший дать Своим творениям свободную волю, которая может выбирать грех, обрекая мир на страдания и смерть, решил при этом разделить с нами страдания и горести наши».

Мы служим Богу, Который во Христе страдал за нас, Богу, Который во Христе покорил ради нас смерть, Богу, Который благодаря тому, что Он совершил во Христе, однажды приведет всех Своих детей в такой мир, в котором больше не будет ни страдания, ни смерти, ни слез.

ПОЗНАТЬ БОГА

Один профессор, поняв, что из-за разногласий с начальниками ему можно забыть о карьере, сказал Дж.Паккеру: «Ну и что с того? Я-то Бога познал, а они нет». Для мусульман и многих других это чистой воды богохульство. Они считают, что Бог настолько велик, настолько больше нас, что единственное, на что мы смеем надеяться — это познавать волю Его и как можно больше покоряться ей.

Да, Бог нас, конечно, больше. Он настолько велик, что мы Его никогда не сможем понять до конца. Постичь Бога невозможно. Но познать можно!

Почему же? Да потому, что Он сошел к нам Сам. Он открывался людям в прежние века в сверхъестественных знамениях и откровениях, изложенных доступной пониманию человека речью. А потом, примерно две тысячи лет тому назад, Бог открылся людям в Иисусе Христе. В послании к Евреям нам сказано, что Бог «в последние дни сии говорил нам в Сыне» (Евреям 1:2).

Бога можно познать, если взирать на Христа и веровать в Него. Читайте о Христе в Евангелиях. Вдумывайтесь в Его слова. Наберитесь решимости жить в послушании Ему. Христос обещал:

«Кто хочет творить волю Его, тот узнает о сем учении, от Бога ли оно, или Я Сам от Себя говорю»
(Иоанн 7:17).

Когда вы увидите, что Он и в самом деле «путь и истина и жизнь» (Иоанн 14:6), и уверуете в Него как своего Спасителя, тогда вы станете чадом Божьим (Иоанн 1:12). И тогда вы тоже очень скоро сможете сказать: «Я познал Бога».

Источник: Библейский радиокласс

© 1961 - 2024

Мы в соцсетях: