«Ибо, кого Бог предузнал, тем и предопределил быть подобными образу Сына Своего, дабы Он был первородным между многими братиями; а кого Он ПРЕДОПРЕДЕЛИЛ, тех и прославил»
(Римлянам 8:29-30).
Что такое предопределение?
Это один из догматов веры, которого придерживаются некоторые течения Христианской Церкви. Согласно этому догмату, Всезнающий Бог уже заранее предопределил одних людей к добру, а других — к злу; одних — к вечному блаженству, а других — к вечному осуждению. Отсюда, спасутся только те, кого Бог избрал «прежде создания мира», все же остальные люди погибнут.
Учение о предопределении, в самом общем смысле этого слова, недалеко, ушло от фатализма, утверждающего, что все предназначенное судьбой неотвратимо и неизбежно. Люди не могут, бессильны и беспомощны изменять свой рок, свой фатум. То, чему суждено быть непременно будет; а то, чему не суждено, никогда и не случится. Фатализм, детерминизм и «предопределенчество» сходны именно своей идеей безысходности и обреченности.
Учение о предопределении, как ни странно, было впервые разработано Августином Блаженным (354-439). Этот отец Церкви и христианский философ учил, что Божье решение: кого спасти и кого погубить, — не подлежит никакому сомнению, изменению или нарушению, так как оно неоспоримо и непреложно. Он учил, что в греховной природе человека нет ничего такого, что располагало бы его к святой жизни и влекло к Богу. Он доказывал, что в момент грехопадения, человек утратил не только «образ Божий и подобие», но и свободную волю. Учение Августина было одобрено и принято Западной Церковью на соборе, состоявшемся в Ароссио, в 529 году.
Такое решение собора было продиктовано необходимостью борьбы с другой богословской крайностью, проповедуемой в Африке Британским монахом Пелагием. Пелагиане отрицали наследственность первородного греха. Будучи сам строгим аскетом и познакомившись с другими аскетами, Пелагий учил, что человек имеет свободную волю и способен совершенствоваться и достигать вершин святости и без внешнего воздействия и помощи благодати Божией. Эта ересь Пелагия была осуждена Церковью на Вселенском соборе в Ефесе (431 г.).
Учение о предопределении, в самом общем смысле этого слова, недалеко, ушло от фатализма, утверждающего, что все предназначенное судьбой неотвратимо и неизбежно.
Мартин Лютер (1483-1546) был склонен, поначалу, к этой идее «предопределения» и даже кое-что написал в ее защиту, но его сотрудники и ближайшее окружение решительно воспротивились и Лютер вынужден был отказаться и переменил свой взгляд. Позже, собор лютеранской церкви, формулировавший лютеранское вероучение, отказался внести в это вероучение доктрину предопределения.
Но захваченный этой доктриной Жан Кальвин (1509-1564), стал во главе ее приверженцев, которые стали с тех пор называться его именем: «кальвинисты».
Сам Кальвин был студентом богословия, исполнявшим обязанности католического священника, но встретившись с этим учением, он отказался от богословия и от священства и стал адвокатом, что дало ему возможность проповедовать свое учение в разных столицах Европы и в салонах высокопоставленных лиц. Подвергаясь постоянным гонениям со стороны католической церкви, Кальвин должен был бежать из Франции в Швейцарию, (в Базель), где вскоре издал книгу: «Христианский устав», в которой и изложил свое учение.
По учению Кальвина, догмат предопределения должно считать основным догматом Христианства. Он признавал полное растление человеческой природы и непреодолимость Божественной благодати, которая была Альфой и Омегой в деле спасения человека. Он признавал, что Христос умер на Голгофе только за грехи «предопределенных» к спасению, но никак ни за грехи всего рода человеческого. Вдобавок. Кальвин категорически отрицал наличие свободной воли в человеке.
Ересь Кальвина не замедлила вызвать протест у нидерландского богослова Якова Арминия (1560-1609). С тех пор и до настоящего времени вопрос свободной воли, благодати и предопределения является предметом не прекращавшихся богословских споров, полемики и препирательства.
Коснемся вкратце главных тезисов этого спорного учения.
Предведение Божие
Проповедуя доктрину «предопределения», поборники ее любят сослаться на следующие слова апостола Павла: «Ибо, кого Бог предузнал, ТЕМ и предопределил»… Поясняя слово «предузнал», они смешивают его со словом «предвидел», — предвидел, что так будет и вот так вышло…
Но, слово «предузнал» означает — заранее знал, наперед. В данном случае, «предведение» значительнее «предвидения». В слове «предвидел» есть некий элемент предугадывания того, что должно произойти в будущем: тогда как слово «предузнал» означает, что Бог пользовался Своим Божественным всезнанием, или «предведением», охватывая вечность доисторическую и вечность поисторическую, включая все находящееся между этими вечностями, время: прошедшее, настоящее и будущее, как написано: «Ведомы Богу от вечности всё дела Его» (Деяния 15:18).
Говоря о предузнании или предведении Божием, весьма важно знать и постоянно помнить, что Вечный Бог — вне времени. Он не связан и не ограничен никакими сроками и летоисчислениями. Мы, смертные существа, имели свое начало и будем иметь свой конец, но Бог безначален и бесконечен. Апостол Петр пишет:
«Одно то не должно быть сокрыто от вас, возлюбленные, что у Господа один день, как тысяча лет. и тысяча лет, как один день»
(2 Петра 3:8).
«В начале Ты, Господи, основал землю, и небеса — дело рук Твоих; Они погибнуть, а Ты пребудешь; и все обветшают как риза, и как одежду свернешь их, и изменятся; но Ты тот же, и лета Твои не кончатся»
(Евреям 1:11-12).
Для нас, людей, время распределено на прошедшее, настоящее и будущее. И то, чего мы не знали еще вчера, мы вдруг узнали сегодня или можем узнать завтра, но для Всезнающего Бога не существует такого постепенного, прогрессивного познания. Бог имеет абсолютное знание. У Бога все в «совершенном виде». Для нас, людей ограниченных временем, умом, знанием, необходимо ожидать, пока то или иное грядущее событие совершится, для Всезнающего же Бога, оно уже совершилось. То, что для нас не существует или будет существовать через 20-30 лет, для Бога уже существует. Слово Божие говорит, что «Бог называет несуществующее, как существующее» (Римлянам 4:17). Аврааму Бог говорит: «Я (уже) поставил тебя отцом многих народов». Бог видел Авраама «отцом множества», когда сам Авраам был еще бездетным и без надежды иметь когда-либо наследника. В лице Авраама Бог видел всю грядущую историю Израиля и роль .этого народа в деле Боговоплощения и явления в мир «Спасителя мира».
Для нас, людей, время распределено на прошедшее, настоящее и будущее. И то, чего мы не знали еще вчера, мы вдруг узнали сегодня или можем узнать завтра, но для Всезнающего Бога не существует такого постепенного, прогрессивного познания. Бог имеет абсолютное знание. У Бога все в «совершенном виде».
По Своему Божественному предведению, Бог видел всю историю Церкви прежде создания мира, прежде Боговоплощения, Голгофы и Пятидесятницы. Бог уже видит абсолютно точные результаты проповеди Евангелия на земле от первого, уверовавшего чрез проповедь Петра, до последнего уверовавшего человека пред восхищением Церкви. Бог видит каждого еще не уверовавшего человека так, как если бы он уже уверовал. И это Его предведение, — непогрешимо, неизменно, непреложно.
С первого взгляда, эта мысль может показаться странной, но, по некотором размышлении, каждому становится до очевидности ясно, что в Очах Всемогущего и Всезнающего Бога, наше предузнание, избрание, призвание, наша вечная слава или вечное посрамление — факт уже совершившийся.
Таков Бог. Таков язык вечности. На таком языке написана книга Апокалипсиса, в которой Иоанн Богослов созерцает очами Божьими весь грядущий процесс и завершение «времени» и земной истории человечества.
Этим же языком вечности апостолы напоминают нам, верующим, что мы уже «имеем спасение», «перешли от смерти в жизнь», «жизнь наша сокрыта со Христом в Боге», что Бог уже «посадил нас на небесах»…
Помня это, было бы нелепо допустить, что Бог, («Отец вечности», «Вечная сила Его и Божество», Совершеннейшая Мудрость и Разум), не имел бы совершеннейшего Плана для созданного человека и всего мироздания, представив «все сущее», воле слепой судьбы. Напротив написано: — «мы Им живем, и движемся и существуем» (Деяния 17:28).
«С небес призирает Господь, видит всех сынов человеческих; с престола, на котором восседает, Он призирает на всех живущих на земле; Он создал сердца всех их и вникает во все дела их»
(Псалом 32.15).
Но, в такой же мере, абсурдна и та мысль, что Божье предведение и всезнание легли в основу Божьего «предопределения»: одних людей — к Спасению, а других — к гибели.
Предопределение Божие
Существует великая пропасть между предопределением Божиим, каким оно открыто людям в Священном Писании и тем «предопределением», которое возникло в человеческом воображении и не соответствует Истине.
Вот то место Писания, на которое ссылаются приверженцы «теории предопределения»: «Ибо кого Бог предузнал, ТЕМ и предопределил быть подобными образу Сына Своего» (Римлянам 8.29).
Предопределение, о котором говорит Павел относится не к спасению или гибели людей, а к освящению жизни уже спасенных, к их Богоуподоблению, к их вечной славе.
Для того, чтобы вскрыть ошибку, в которую впали здесь «предопределенцы» нужно только более внимательно прочесть приведенный выше текст.
Во-первых, — мы ясно видим, что в этом стихе говорится о препределении, но оно не имеет ничего общего с предопределением кого-то к вечной гибели. Равно, как не сказано и о том. что Бог предопределил кого-то к спасению. Хотя, цитируя этот стих, «предопределенцы» любят подчеркнуть: «Вот, видите, даже апостол Павел учил о предопределении!»
— Да, мы не отрицаем того, что Павел пользовался этим словом, но в каком смысле? — спросим мы.
— В том смысле, в каком это слово приведено апостолом, в разбираемом нами стихе: «Кого предузнал, ТЕМ и предопределил быть подобными образу Сына Своего».
Предопределение, о котором говорит Павел относится не к спасению или гибели людей, а к освящению жизни уже спасенных, к их Богоуподоблению, к их вечной славе. Тех, кого Бог, по Своему предузнанию, видел уже спасенными, «ТЕМ (не тех) и определил быть подобными образу Сына Своего». Бог так любит Своего Единородного Сына, что Он восхотел, чтобы и всякий Им искупленный, был похож на Сына, «был подобным» этому образу.
Человек был создан «по образуй подобию Божию», но впал в грех и утратил этот образ. Христос воплотился для того, чтобы этот образ восстановить. Принимая на Себя плоть человеческую, «Христос должен был во всем уподобиться братиям», стать «Сыном Человеческим». Так и «сыны человеческие», спасенные по Его благодати и «соделавшиеся причастниками Божеского естества», должны стать «сынами Божиими». Посему, всем «тем, которые приняли Его, верующим во имя Его дал власть быть чадами Божиими» (Иоанн 1:12). Тем, «которые от Бога водились», именно тем. Бог предопределил «расти возрастом Божиим», расти «в познании Сына Божия, в мужа совершенного, в меру полного возраста Христова» (Ефесянам 4:13).
Для этого Бог дал искупленным Духа Своего Святого. «Ибо воля Божия — освещение наше!» — пишет апостол Павел. Так понимали предопределение верующие древнеапостольской Церкви. Они могли сказать:
«Мы же все, открытым лицем, как в зеркале, взирая; на славу Господню, преображаемся в тот же образ от славы в славу, как от Господня Духа»
(2 Коринфянам 3.18).
Это прогрессивное Богоуподобление прейдет к своему завершению, при нашей личной встрече с грядущим Христом. Как написано:
«Возлюбленные! мы теперь дети Божий; но еще не открылось, что будем. Знаем только, что когда откроется, будем подобны Ему, потому что увидим Его, как Он есть»
(1 Иоанн 3:2).
Вот что приготовил Господь для всех возлюбивших явление Его.
Вот о каком предопределении учил апостол Павел. Чтобы мы были подобны Христу по своей духовной сущности: «как носили образ перстного, так чтобы носили и Образ Небесного». Чтобы мы были подобны Ему в наших взаимоотношениях с Небесным Отцом, чтобы «Дух Божий свидетельствовал духу нашему, что мы дети Божий». Чтобы мы были подобны Ему в нашем служении. Как Он — «Свидетель верный и истинный», так и нам быть «Его свидетелями». Особенно же, — подобны по Его жизни и характеру; чтобы нам «так поступать, как Он поступал» (1 Иоанн 2:6).
Ложное предопределение
Главным представителем ложного предопределения является, как мы уже упоминали, француз Жан Кальвин. Этот «недоучка-богослов» и такой же «недоучка-юрист» прослыл среди своих современников весьма узким, желчным и не в меру фанатичным секстантом. Будучи сам лично преследуем католической церковью, Кальвин успевал беспощадно гнать инакомыслящих и расправляться с противниками.
Среди множества заблуждений, щедро рассеваемых на Ниве Христовой, заблуждение о предопределении, следует рассматривать самым пагубным.
Кальвин вошел в историю тем, что водворил в Женеве теократические порядки и действовал там с большой властью. Это по его настоянию был сожжен на костре Мишель Сервенто (Сервет), за отрицание некоторых догматов христианства. Этот врач и молодой ученый, открывший «малый круг кровообращения», погиб на костре, когда ему было всего 42 года.
Все это и, вероятно, многое другое, нисколько не мешало этому изуверу проповедовать, что Бог предопределил одних людей в рай, а других в ад. Богом избранный и «предопределенный» к спасению человек, чтобы он ни делал, как бы он ни жил непременно будет спасен, а человек предопределенный Богом к вечной гибели, как бы ни старался спастись, неизбежно погибнет. Сам Кальвин, как создатель этой теории, причислял себя, конечно, «к лику предопределенных к спасению»…
Мы не имеем полномочий быть его судьями. Кальвин, подобно разбойнику на кресте, мог быть помилован Богом в последнюю минуту. Но при всем том, не мешает все же вспомнить слова Спасителя: «По плодам их, узнаете их».
«Берегитесь лжепророков, которые приходят к вам в овечьей одежде, а внутри суть волки хищные»
(Матфей 7:15).
Среди множества заблуждений, щедро рассеваемых на Ниве Христовой, заблуждение о предопределении, следует рассматривать самым пагубным.
Теория предопределения человека к вечной гибели, как какой-то бездушный предмет, не имеющих в этом деле права выбора, делает Бога виновником существования зла, уничтожает в человеке его моральное отличие и объявляет бесполезными и пустыми все наши усилия и надежды на спасение.
Даже Августин Блаженный, запутавшийся в своих философских и богословских рассуждениях о предопределении, все же приходит к одной ясности, что Бог не мог быть автором такого жестокого и несправедливого предопределения. «Грешно даже говорить о том, что Бог предопределил что-либо кроме добра», — пишет Августин.
«Потому что Бог определил нас не на гнев, нок получению спасения чрез Господа нашего Иисуса Христа, умершего за нас, чтобы мы бодрствуем ли, или спим, жили вместе с Ним»
(1 Фессалоникийцам 5:9).
Бог не предопределял к гибели ни одного человека. Каждый человек погибает не по вине Божией, а по своей собственной вине.
Бог избрал Израиля для великого дела, для возвышенных целей: «Ты раб Мой, Израиль, в Тебе Я прославлюсь», — говорит Господь. Но, наступил день и Господь должен был сказать: «Погубил ты себя, Израиль!» (Исаия 49:3; Осия 13:9). «Приготовься к сретению Бога твоего, Израиль!» (Амос 4:12).
(продолжение следует)