Легко стать циничным, рассуждая о религиозных сборщиках пожертвований. Они говорят о даре Богу, а деньги кладут в сумку у себя на плече. Однако также легко забыть и о том, что Иисус говорил о деньгах больше, чем о небесах. И при этом я ни от кого не слышал, что Он все делал ради денег.
Автор этой статьи показывает, что посвященное Богу сердце не увлекается чрезмерной заботой о материальном, а находит радость и удовлетворение в Том, Кто создал нас для Себя.
Грузовые ограничения
Сэмюель Плимсолл был человеком с грузом на душе. Вовлеченный в торговлю углем, процветавшую в Англии в 19 веке, он лицом к лицу встретился со многими опасностями, подстерегавшими моряков. Каждый год сотни их теряли жизнь по причине перегруженности кораблей с углем. Недобросовестные судовладельцы в погоне за прибылью с легкостью отправляли людей на риск. Корабли, погруженные в воду чуть ли не по самую палубу, покидали порт и через несколько дней многие из них тонули во время первого же шторма. Однако владельцы кораблей не только не сожалели о погибших, но и радовались большей прибыли, получаемой от выплаты страховки. В 1873 году ко дну пошли 411 кораблей, похоронив сотни людей в морских пучинах. Еще худшим положение делало то, что, заключив контракт с подрядчиком, моряк уже не мог его расторгнуть вне зависимости от того, насколько истрепанный корабль он обнаруживал. Закон был на стороне судовладельцев, уход с корабля, даже явно неспособного к плаванию, считался преступлением. В начале 1870-х годов каждый третий заключенный в юго-западной Англии был моряком, отказавшимся плыть на одном из тех судов, которые в народе назывались «плавучие гробы».
Разрешение этой проблемы стало целью жизни Плимсолла. Его замысел был прост. На борт каждого корабля должна быть нанесена линия, показывающая предел безопасной загрузки судна. С этим предложением Плимсолл принял участие в выборах в парламент в 1868 году и одержал победу. Сразу же он начал упорную борьбу за спасение жизней британских моряков. Со страстными речами он обращался к палате общин, а также написал книгу, потрясшую общественность описанным в ней положением вещей. В конце концов он склонил общественное мнение на свою сторону, благодаря чему парламент был вынужден принять меры. В 1875 году вышел указ о судах, непригодных к плаванию, а в следующем году в парламенте прошел билль, написанный самим Плимсоллом, предписывавший каждому кораблю иметь грузовую линию. Однако под давлением некоторых влиятельных лиц парламент пошел на компромисс. Указ был принят в чтении, позволяющем судовладельцу обозначить линию там, где он сам пожелает.
Плимсолл не сдался и следующие 14 лет прилагал все новые усилия, пока, наконец, не добился своего. Были приняты законы, устанавливающие высоту грузовой линии, необходимую для безопасного плавания корабля. Со временем линия стала международным стандартом. В наши дни в любом порту можно наблюдать результаты упорного труда Плимсолла, благодаря которому этот выдающийся человек был назван «другом моряков». На борту каждого грузового корабля нанесена «линия Плимсолла», или «грузовая марка», показывающая максимальную глубину, до которой может быть загружено судно.
Жизнь стала бы намного легче, если бы можно было нанести «линию Плимсолла» и на человека. Путешествие по жизни далеко не всегда безопасно. Посмотрим же на некоторые важные библейские истины, касающиеся ограничений по загрузке. Мы не прибудем в порт назначения, если не будем следовать стандартам, установленным Богом.
На пике популярности сети Интернет в 1999 году журнал «Фаст Компани» попытался в одной из статей определить эту проблему:
«Самый насущный вопрос нашего времени висит в воздухе на корпоративных совещаниях и молодежных вечеринках, в кинотеатрах и на кухнях. Вопрос этот таков: «Сколько нужно иметь, чтобы быть довольным?» Сколько нужно получать денег, чтобы быть довольным своей работой? Сколько нужно проводить времени с семьей, чтобы она был счастливой? Сколько нужно общественного признания, чтобы удовлетворить свое «эго»? Сколько нужно учиться, чтобы понять жизнь? Сколько имущества нужно для комфорта? И, наконец, что такое удовлетворение? Что значит «быть довольным»?»
Это определяющие вопросы, особенно для христиан, посвятивших свою жизнь вечным ценностям. Живя в обществе, ориентированном на безудержное потребление, как нам определить «грузовую линию»? Новый Завет дважды говорит, что алчность или сребролюбие является, по сути, идолопоклонством (Еф. 5:5; Кол. 3:5). Жадность и поиск удовлетворения — самое распространенное явление, с которым мы столкнемся, если попытаемся разобраться в современной жизни. От этого слова Павла в 1-ом Тимофею 6:3-16 приобретают для нас особое значение:
«Кто учит иному и не следует здравым словам Господа нашего Иисуса Христа и учению о благочестии, тот горд, ничего не знает, но заражен страстью к состязаниям и словопрениям, от которых происходят зависть, распри, злоречия, лукавые подозрения. Пустые споры между людьми поврежденного ума, чуждыми истины, которые думают, будто благочестие служит для прибытка. Удаляйся от таких. Великое приобретение — быть благочестивым и довольным. Ибо мы ничего не принесли в мир; явно, что ничего не можем и вынести из него. Имея пропитание и одежду, будем довольны тем. А желающие обогащаться впадают в искушение и в сеть и во многие безрассудные и вредные похоти, которые погружают людей в бедствие и пагубу; ибо корень всех зол есть сребролюбие, которому предавшись, некоторые уклонились от веры и сами себя подвергли многим скорбям.
Ты же, человек Божий, убегай сего, а преуспевай в правде, благочестии, вере, любви, терпении, кротости. Подвизайся добрым подвигом веры, держись вечной жизни, к которой ты и призван, и исповедал доброе исповедание перед многими свидетелями. Пред Богом, все животворящим, и пред Христом Иисусом, Который засвидетельствовал пред Понтием Пилатом доброе исповедание, завещеваю тебе соблюсти заповедь чисто и неукоризненно, даже до явления Господа нашего Иисуса Христа, которое в свое время откроет блаженный и единый сильный Царь царствующих и Господь господствующих, единый имеющий бессмертие, Который обитает в неприступном свете, Которого никто из человеков не видел и видеть не может. Ему честь и держава вечная! Аминь».
Есть рассказ о девочке, чей отец был вечно недовольным. Однажды вечером за ужином девочка объявила: «Я знаю, кто что любит в нашей семье!» Взгляды всех обратились к ней, и она начала перечислять: «Джонни любит гамбургеры; Джейни любит мороженое; Джимми любит пиццу, а мама любит курицу». Отец ждал своей очереди, но девочка уже замолчала. «А как же я? — спросил он. — Что любит папа?». Устами младенца глаголет истина. Девочка, невинно глядя папе в глаза, ответила: «Тебе, папа, нравится все то, чего у тебя нет!»
Один наблюдатель назвал нас «обществом с вечной неудовлетворенностью». Мы убеждены какой-то скрытой системой убеждения, что нуждаемся в приобретении, обновлении, добывании и умножении. В подобном контексте понятие «достаточно» вряд ли будет популярным. Кому выгодно рекламировать удовлетворенность от немногого? Однако именно это понятие излагается в Библии Святым Духом, как одно из важнейших и основополагающих для человека.
В отрывке из Первого Послания к Тимофею три утверждения Павла указывают на необходимость «линии Плимсолла» в нашей жизни, если наша цель — благополучная навигация по морю материалистической культуры. Эти утверждения вращаются вокруг слов «жадность», «довольство» и «душа».
Мы должны развивать чувствительность к проявлениям жадности
Пасторам часто доводится выслушивать людей, рассказывающих о самых сокровенных и зачастую крайне неприглядных событиях своей жизни. С годами они порой приходят к убеждению, что слышали, пожалуй, почти обо всех мыслимых грехах. В связи с этим меня заставило глубоко задуматься замечание великого проповедника 19-го века Чарльза Сперджена. Он сказал, что слышал исповедание множества грехов, среди которых были всевозможные, но никогда не было одного — жадности. Я понял, что за сто лет люди нисколько не изменились. Я тоже никогда не слышал исповедания греха жадности, хотя некоторые из людей, беседовавших со мной, были известны многим именно своей алчностью и скупостью. Я понял также, что и сам не раз вел борьбу с жадностью, желая того, что было у других. Деньги — не единственный предмет, являющийся причиной этого греха, хотя в нашей культуре они, несомненно, числятся под номером один.
Павел желает, чтобы мы поняли, что сущность сребролюбия заключается не в «серебре», а в любви к нему. В 1-ом Тимофею 6:9 он говорит о «желающих обогащаться». Эти замечательные слова апостола указывают на тех, кто стремится к приобретению материальных благ. Мы подвержены искушению считать сребролюбцами тех, у кого больше денег, чем у нас. На деле, однако, часто происходит обратное: желание разбогатеть становится навязчивой идеей малоимущих. Поэтому нам нужно читать слова Павла, применяя их к себе независимо от размеров кошелька. 1-ое Тимофею 6:10 — один из тех стихов, которые люди часто неправильно цитируют или искажают их значение. Мы не раз слышали, что «деньги — источник зла». Действительно, нельзя отрицать, что деньги являются предметом, так сказать, «повышенной опасности», однако Павел обращает наше внимание на то, что зло заключается не в деньгах, а в любви к ним, в пристрастии, которое может поработить как богатых, так и бедных.
Важно понимать этот баланс. Богатые люди могут пользоваться своим богатством и возможностями, которые оно предоставляет, но им запрещено прилепляться к нему сердцем. Некоторые из библейских героев веры были богатыми людьми. Среди них Иов, Авраам, Давид и Неемия. Другие, такие как Иосиф и Даниил, занимали ведущее положение в государстве. И никто из них не был проклинаем за это. Деньги и власть не были целью их жизни. Авраам ради мирных отношений был готов поступиться прибылью, а его племянник Лот, напротив, жаждал ее, благодаря чему сделал неразумный выбор.
Жадность и накопительство — преобладающие явления в нашей культуре. В то время как я пишу эти строки, американское общество охвачено страхом экономического спада после десятилетнего подъема. В какую бы сторону ни изменилась экономическая ситуация, никто не может отрицать, что мы стали людьми, измеряющими успех изобилием и материальным благополучием. Курсы валют, контракты, заключенные известными спортсменами, результаты торгов, данные фондовых бирж и мировые цены на нефть являются предметом всеобщего интереса. Стал ли кто-нибудь от этого довольным? Древний автор книги Екклесиаста сказал тысячи лет назад: «Кто любит серебро, тот не насытится серебром, и кто любит богатство, тому нет пользы от того… Умножается имущество, умножаются и потребляющие его» (Екклесиаст 5:9-10).
В журнале «Фаст Компани», упоминавшемся ранее, были опубликованы результаты опроса, проведенного среди читателей, чья жизнь признается наиболее успешной:
«Так или иначе, все сводится к деньгам. Для большинства опрашиваемых деньги — самое важное в жизни. Почти все сказали, что деньги являются решающим фактором в их успехе. Деньги — источник их удовлетворения и средство, определяющее содержание и саму суть их жизни. Если деньги так важны, то сколько нужно их собрать, чтобы больше ни о чем не тревожиться? Окончательный ответ, как кажется, выглядит так, что такого понятия, как «достаточно» в отношении денег вообще не существует. Чем больше люди их имеют, тем больше хотят еще.
Мы также попросили опрашиваемых составить список вещей и услуг, являющихся показателями достатка. Результаты оказались на удивление однообразными. Обладатели больших состояний желали иметь дорогие машины, большие дома и обедать в роскошных ресторанах. Мы хотим больше. Больше денег и больше времени. Больше успеха и больше удовлетворения от семейной жизни. Больше животных страстей и больше здравомыслия».
В наши дни, когда многие компании, специализирующиеся на высоких технологиях, потерпели крах и были проданы с молотка, эти слова приобретают жутковатый оттенок. Многие люди, чье богатство превосходило воображение, вдруг в течение полутора лет потеряли свои огромнейшие состояния. Павел говорит о ненадежности богатства в 1-ом Тимофею 6:17, хотя его главная мысль касается того разрушающего эффекта, который производит на душу любовь к деньгам. Действительно, как отмечает журнал «Фаст Компани», денег никогда не бывает достаточно. Но что редакторы забыли сделать, так это дать заболеванию верное название — алчность. Один из основных законов человеческой природы гласит, что при возрастании потребления возрастают и запросы. Греческое слово, переводимое как «алчность», означает «желание иметь больше». С точки зрения Господа Иисуса и апостолов, это не просто склонность, которой следует избегать в капиталистическом обществе. Это поистине смертельный враг души, который побуждает нас забыть о «линии Плимсолла» и опасно перегрузить собственную жизнь.
Разрушительная сила сребролюбия проявляется, по меньшей мере, в четырех областях.
1. Сребролюбие искажает наш взгляд на Божью истину. На протяжении всего Первого Послания к Тимофею Павел противостоит лжеучителям. В 6:3-5 он говорит о них в последний раз и указывает на то, что искаженное богословие связано с извращенным образом жизни. За ересями лжеучителей стоял вполне конкретный мотив: они думали, «будто благочестие служит для прибытка». За внешним видом духовного учительства скрывалось обычное плотское желание «делать деньги».
2. Сребролюбие служит причиной многих искушений. «Желающие обогащаться впадают в искушение и в сеть и во многие безрассудные и вредные похоти» (1 Тимофею 6:9). Все мы подвержены искушениям. Однако Павел утверждает, что есть особого рода искушения, приходящие к тем, чьи сердца поглощены страстью к деньгам. В оригинальном тексте Послания наблюдается своеобразная игра слов. Греческое слово, переведенное как «прибыток», — это «порисмос». А слово «искушение» звучит как «пейрасмос». Противники Павла считали, что «благочестие служит для прибытка (порисмос)». Однако сребролюбие приводило их к тому, что вместо прибытка они в изобилии получали искушения (пейрасмос). Нетрудно понять, какие это искушения. Желание сделать карьеру вынуждает меня пренебрегать семьей. Возможности легкой наживы заставляют меня идти на компромисс с верностью Богу. Стремление находиться рядом с теми, кто может поспособствовать моему успеху в мире, побуждает меня подражать их образу жизни. Шанс добыть пару лишних долларов толкает меня на внесение ложных данных в налоговую декларацию. «Увлечение накоплением богатства подобно разгорающемуся огню. Оно отбирает у вас не только время и силы, но также и ценности… Богатство вводит людей в такие круги, в которых правила поведения жестко ограниченны, влияние и мнение членов избранного общества превосходит все остальное, а понятия полностью искажены» (Филипп Таунер, «1-2 Тимофею и Титу»). Желание обогащаться заглушает все другие желания и убивает духовность.
3. Сребролюбие калечит всю жизнь. Когда Павел писал о похотях, «которые погружают людей в бедствие и пагубу» (1 Тимофею 6:9), он употребил слово, которое относится к мореплаванию. В Библии оно встречается еще лишь в одном месте, в Евангелии от Луки 5:7. Когда Петр и его друзья пытались погрузить на борт чудесный улов, они «наполнили обе лодки, так что они начинали тонуть». Слово «тонуть» имеет тот же корень, что «погружают» у Павла. Так же, как Сэмюель Плимсолл увидел нужду в «грузовой линии» на борту кораблей для того, чтобы они не утонули, мы должны определить и провести в своей жизни «линию сребролюбия», чтобы избежать погружения в «бедствие и пагубу». Мы не можем одновременно служить Богу и маммоне (Лука 16:13).
Уоррен Уирсби так говорит об этом: «Деньги — «бог мира сего», заставляющий миллионы людей жить жизнью, полной замен. За деньги они могут купить развлечения, но не могут купить радость. С кошельком можно пойти в аптеку и купить снотворное, но нельзя купить душевный покой. Деньги обеспечат множеством знакомых, но не дадут друзей. Богатство может вызвать уважение, но не любовь. Оно позволит получать лучшие лекарства, но не даст здоровья. Да, неплохо иметь то, что могут дать деньги, только бы не потерять при этом того, чего купить нельзя» («На служении у Бога»).
4. Сребролюбие уводит от веры. «Корень всех зол есть сребролюбие, которому предавшись, некоторые уклонились от веры и сами себя подвергли многим скорбям» (1 Тимофею 6:10). Господь Иисус смотрел на алчность как на смертельного врага души. Его предупреждения были недвусмысленны: «Смотрите, берегитесь любостяжания, ибо жизнь человека не зависит от изобилия его имения» (Лука 12:15). Жизнь выше накопительства. Бог является ее источником, Он один управляет ею. Вера в деньги не может сосуществовать с живой верой в Бога.
Для безопасного плавания по миру, страдающему хронической страстью к приобретению, крайне необходимо четко определить ограничения по загрузке. Материализм так же опасен для души, как поля айсбергов для кораблей. Нам легко теперь, вспоминая, например, о Титанике, критиковать нерассудительность капитана и глупость владельцев этого огромного корабля, развившего предельную скорость в опасных водах. Айсберги красивы и вызывают восхищение у наблюдателей, но встреча с ними крайне опасна. От капитанов судов необходима крайняя осторожность. Так же и с материализмом. Когда культура накопительства встречается с алчностью греховного сердца, риск катастрофы становится поистине огромным.
Кроме того, важно помнить, что Писание никогда не призывает нас просто избегать отрицательного. Оно побуждает нас стремиться к положительному.
Мы должны учиться быть довольными
Противоположность алчности — довольство, качество, являющееся неотделимой частью истинной духовности. Слова Павла бьют точно в цель: «Великое приобретение — быть благочестивым и довольным». Вряд ли можно представить себе благочестие в сочетании с алчностью. Духовная зрелость всегда идет рука об руку с довольством.
«Благочестие» — слово, весьма часто встречающееся в Первом Послании к Тимофею. Он употребляет его восемь раз (из них четыре в этом отрывке), описывая то, что можно назвать «подлинной духовностью». Апостол использовал термин, часто употреблявшийся его современниками для описания их языческих понятий о добродетели, и придает ему ярко выраженный христианский смысл. Этот термин описывает внутреннюю почтительность и уважение к Богу, выражающееся во внешнем поведении. Истинное благочестие начинается со «страха Господнего», трепетного благоговения перед Богом, плодом которого является не только поклонение, но и жизнь, согласующаяся с характером и заповедями Господа, Которого мы любим и Которому служим. Для Павла именно это означало быть христианином. Он писал в 1-ом Тимофею 4:7, 8: «Упражняй себя в благочестии, ибо… благочестие на все полезно, имея обетование жизни настоящей и будущей».
Истинное благочестие всегда сопровождается довольством. Для греческих и римских философов это было особенное слово, описывающее состояние самодостаточности, способность полагаться на себя, а не на других. Философы-стоики считали, что совершенный человек — это тот, кто не зависит ни от чего и ни от кого. С точки зрения Павла довольство имеет несколько иное значение. Он писал Филиппийцам из тюремной камеры: «Я научился быть довольным тем, что у меня есть… научился всему и во всем, насыщаться и терпеть голод, быть и в обилии и в недостатке. Все могу в укрепляющем меня Иисусе Христе» (Филиппийцам 4:11-13). Таким образом, довольство — это не самодостаточность, а достаточность во Христе. Это не отказ от желаний и стремлений, а подчинение Христу и принятие Его воли. Довольство в Боге не имеет ничего общего с самодовольством или пассивностью, или с устранением от жизни. Напротив, Г. Честертон говорит: «Это способность извлекать все возможное из сложившегося положения». Это тихое счастье и радость от того, что даровано Богом.
Мне в жизни не раз помогало различение между тем, что кто-то назвал «довольством от себя» и «довольством от своего». Довольство от себя — это удовлетворенность собой, своим характером и поведением. Довольство же от своего связано с тем, чем мы владеем. Благочестие подразумевает довольство от своего, но недовольство собой. Мы должны быть довольны тем, чем обладаем, и не удовлетворены тем, кем являемся, желая стать мудрее, серьезнее, уподобиться Христу.
Довольство также является плодом взгляда на мир с точки зрения вечности. Об этом Павел говорит в 1-ом Тимофею 6:7: «Мы ничего не принесли в мир; явно, что ничего не можем и вынести из него». Это так просто, но так легко забывается. Земной мир выглядит таким реальным, а вечность — где она? Но Слово Божье говорит, что верно обратное. «Мы смотрим не на видимое, но на невидимое: ибо видимое временно, а невидимое вечно» (2 Коринфянам 4:18). Видимые предметы не обладают вечной ценностью. Ими можно пользоваться, но хранить — нет. Жизнь в этом мире похожа на игру в «Монополию». Неважно, сколько вы «заработаете», в конце игры все уйдет обратно в коробку.
Представьте себе посетителя художественной галереи, который принимается снимать картины со стен и, набрав несколько штук, направляется к выходу. Вы некоторое время наблюдаете, а затем спрашиваете: «Что это вы делаете?» «Я решил стать коллекционером живописи», — отвечает он. «Но это же не ваше, и вам не позволят забрать картины себе! Смотреть можно, но забирать нельзя!» «Нет, картины мои. Вот же они, у меня под мышкой, — заявляет он, — и не беспокойтесь, я уж как-нибудь позабочусь, чтобы унести их отсюда, когда понадобится».
Нетрудно увидеть всю абсурдность подобного поведения. Однако мы часто рассматриваем свои материальные владения с той же точки зрения. Наш взгляд на деньги будет правильным только тогда, когда мы осознаем, что их ценность преходяща.
Кроме того, Павел желает, чтобы мы поняли, что величайшие жизненные ценности несравненно выше денег. «Имея пропитание и одежду, будем довольны тем» (1 Тимофею 6:8). Те из нас, кто живет в западных странах, вряд ли ограничат список основных жизненных потребностей только пропитанием и одеждой. Я же в разные времена и в разных районах земного шара встречал христиан, владевших лишь немногим больше чем скудная пища и старая одежда и все же обладавших полной радостью веры в Спасителя. Пища и одежда важны, но они не являются сущностью жизни. Господь сказал: «Посему говорю вам: не заботьтесь для души вашей, что вам есть и что пить, ни для тела вашего, во что одеться. Душа не больше ли пищи, и тело одежды?» (Матфей 6:25).
Мы собираем деньги и имущество, потому что все это дает нам чувство уверенности перед неопределенностью будущего. Однако, даже находясь в лучших банках, богатство остается ненадежной опорой. Деньги не дают никакой уверенности даже в сегодняшнем дне и ничего не стоят для вечности. Поэтому Бог называет безумным богатого человека, вообразившего, что у него «много добра лежит… на многие годы», в то время как Бог уже определил конец его жизни. Его деньги не могли стать ни защитой от смерти, ни откупом от вечного Судьи. Вот приговор Господа: «Так бывает с тем, кто собирает сокровища для себя, а не в Бога богатеет» (Лука 12:21). Наша уверенность происходит не из власти и силы денег, а из Божьих обетований. «Отец ваш Небесный знает, что вы имеете нужду во всем этом. Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам» (Матфей 6:32, 33).
Кто-то проницательно заметил, что величина страха смерти человека находится в прямой связи с тем, что он при этом потеряет. Если мы собираем себе сокровища на земле, то потеряем все. Совет Господа таков: «Собирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляют и где воры не подкапывают и не крадут, ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше» (Матфей 6:20, 21).
Довольство — это плод безопасности в Боге, производное веры в Его обетования, награда за упование на Него.
Главное — душа
Направив Тимофея прочь от сребролюбия, Павел указывает ему правильный путь. Лжеучителя были поглощены погоней за прибылью, а апостол желал, чтобы молодой брат посвятил себя духовному совершенствованию. У мирских людей была мечта — разбогатеть. «Ты же, человек Божий, — пишет Павел, — убегай сего» (1 Тимофею 6:11а). Деньги могут многое, но посвятить жизнь их добыванию — значит ошибиться в самом главном. Эта ошибка чревата многими скорбными последствиями. Поэтому мы призваны убегать от желания разбогатеть и от любви к деньгам.
Такое утверждение прозвучит чуждо для общества, посвятившего себя погоне за богатством, а также и для церковных общин, которые часто выглядят больше капиталистическими, чем христианскими. Обольщение «евангелия благосостояния» побуждает его приверженцев прославлять то, от чего Бог побуждает нас удаляться, — накопительский, материалистический образ жизни.
Тем не менее просто удаляться от материалистического взгляда недостаточно для христиан. Господь указывает нам также, к чему следует стремиться. «Преуспевай в правде, благочестии, вере, любви, терпении, кротости» (1 Тимофею 6:11б). Обратите внимание, что нам нужно заменить стремление к материальному преуспеванию желанием преуспевания духовного. Слово «преуспевай» имеет важное значение. Оно указывает, что характер невозможно изменить во мгновение ока. Бывает быстрое обогащение, но быстрого благочестия, увы, нет. Кроме того, слово «преуспевай» напоминает, что, хотя перечисленные духовные качества даются от Бога, мы тоже играем в их приобретении важную роль. Благочестие является результатом усердного труда.
Наконец, кроме «убегания» и «преуспевания», есть еще кое-что. «Подвизайся добрым подвигом веры», — пишет Павел (ст. 12). Хотя истинная христианская жизнь всегда личная, она никогда не бывает частной. Верующий в Господа призван трудиться для славы Божьей и провозглашения Царства Христова. Сребролюбивая жизнь всегда эгоистична. А жизнь христианина должна быть жертвенной. Поэтому к христианскому взгляду на деньги нужно добавить еще один, третий элемент. Мы отвергаем сребролюбие. Мы учимся быть довольными. И мы посвящаем то, что имеем, служению делу Божьему в этом мире. Щедрое жертвование — это способ избежать сребролюбия, потому что щедрость — лучшее средство от жадности. Мы начинаем тратить свои средства не только на себя, но и на других и благодаря этому развиваем в себе посвященность доброму подвигу веры.
В этом разделе мы размышляли об ограничении загрузки, о той «линии Плимсолла», которую нам нужно провести в нашей жизни, чтобы избежать опасной перегрузки материальными благами. Вот четыре предложения, которые могут помочь нам провести эту линию.
1. Ограничивайте себя, а не балуйте. Не следуйте примеру мира. Не покупайте слишком много и слишком дорогое. Попробуйте жить несколько скромнее, чем вам позволяют доходы.
2. Воспитывайте в себе щедрость, а не жадность. Сострадание и щедрость — это лучшее лекарство от жадности. Давайте больше, чем вам кажется необходимым. Возложите на свое сердце бремя Господнего дела. Служите созиданию Небесного Царства.
3. Стремитесь к духовному, а не материальному. Решите проводить больше времени, совершенствуя свои духовные качества. Заботясь о теле, так же ли ревностно вы заботитесь о душе? Христов характер — вот главная цель земной жизни.
4. Вкладывайте в вечное, а не во временное. Молитесь о том, чтобы грядущее Царство Божье стало главным устремлением вашей жизни. Служите его созиданию своими дарами, вкладывайте в его приближение то, что имеете.
Что делать с деньгами?
В 21 веке мы совершаем плавание в новых, неизведанных широтах. Наше время совершенно непохоже на все, бывшее прежде. Поэтому нам нужно заново учиться навигации. Если мы хотим достичь цели, то должны перестроить свою жизнь, чтобы не потерпеть кораблекрушение в быстро меняющихся обстоятельствах.
Введение грузовой линии на кораблях в 1870 году резко сократило количество трагедий на море. Кроме того, моряки стали понимать важность остойчивости судна, особенно в морях, подверженных штормам. Так появился гироскоп — инструмент, принцип действия которого знаком всем нам по детской игрушке волчку.
В 1852 году французский ученый Леон Фокаль открыл этот принцип и изобрел первый гироскоп, который оставался не более чем хитроумной игрушкой до 1911 года. В этом году американский исследователь Элмер Сперри запатентовал гирокомпас — инструмент, доказавший свою исключительную важность во множестве областей, связанных с навигацией. Теперь гироскоп является важнейшей деталью автопилота в самолетах, систем навигации в кораблях, а также используется в ракетостроении и космической промышленности. Кроме того, компания Сперри разработала тяжелые гиростабилизаторы, используемые в мореплавании для выравнивания судна во время качки.
Если мы хотим уцелеть в беспокойном океане современной жизни, то должны обзавестись собственным гироскопом. Я позволю себе посоветовать замечательный инструмент, предназначенный Самим Богом служить нам личным гироскопом в материалистическом мире. Это щедрость. В стихах, следующих за теми, которые мы уже рассмотрели в шестой главе Первого Послания к Тимофею и которые предупреждают об опасности увлечения сребролюбием, Павел обращается к тем, у кого имеется некоторое богатство и дает им несколько прямых указаний, которые будут полезны всем нам.
«Богатых в настоящем веке увещевай, чтобы они не высоко думали о себе и уповали не на богатство неверное, но на Бога живого, дающего нам все обильно для наслаждения; чтобы они благодетельствовали, богатели добрыми делами, были щедры и общительны, собирая себе сокровище, доброе основание для будущего, чтобы достигнуть вечной жизни»
(1 Тимофею 6:17-19).
Несколько лет назад скандальный ведущий одной «разоблачающей» радиопрограммы Ховард Стерн объявил, что собирается выдвинуть свою кандидатуру на пост губернатора штата Нью-Йорк. Однако, когда дело дошло до формальностей, связанных с выборами, в частности до заполнения анкеты, касающейся источников доходов, новоявленный кандидат заявил, что не будет ничего заполнять. «Это мое частное дело», — сказал он. Человек, копавшийся в грязном белье многих известных личностей, заявил, что его права ущемляются предвыборной анкетой!
Как бы то ни было, факт налицо: пожалуй, самое крепкое табу в 21 веке наложено именно на область личных финансовых владений. Мы стараемся не посвящать других в детали наших доходов и приобретений. Спросить кого-то, сколько он получает, часто считается признаком дурного тона. Если пастор в церкви говорит проповедь о деньгах, то это зачастую вызывает больше недовольства среди слушателей, чем любая другая тема.
Нет, я не считаю, что молчание по финансовым вопросам всегда неправильно, равно как не чувствую никакой необходимости удовлетворять любопытство каждого встречного по поводу моих доходов. Да и церкви могут чрезмерно увлечься денежными делами, так что более важные вопросы останутся без внимания. Но я обеспокоен отсутствием связи между верой и деньгами, часто встречающимся во взглядах многих людей. Деньги имеют большое значение. Чековая книжка, состояние кредитной карточки, личные сбережения — все это открывает глубочайшие убеждения, ценности и приоритеты человека. Поэтому Слово Божье так много говорит о деньгах, и поэтому Павел еще раз возвращается к обсуждению этого вопроса в конце Первого Послания к Тимофею.
В 1-м Тимофею 6:3-16 его внимание поглощено словами «сребролюбие» (убегай сего), «довольство» (будь таким) и «добродетели» (преуспевай в них). Теперь же, в стихах 17-19, апостол говорит о щедрости.
Деньги обладают двоякой силой и требуют бережного обращения
Павел уже предостерегал об опасности погони за богатством. Это предупреждение особенно важно для нас, живущих в обществе, одержимом страстью к накоплению. Однако деньги — это также средство, которое можно употребить для Божьей славы. Те, кто считают богатство безусловным злом, должны понять, что это не библейский взгляд. Писание не призывает к аскетизму — однозначному отвержению всего земного. Деньги — Божий дар, и те, кому он вверен, должны мудро им распоряжаться.
Речь Павла обращена к тем, кого он называет «богатыми в настоящем веке». Мы можем тут же поддаться искушению исключить из этого круга себя и нарисовать в воображении нескольких особенных богачей, в числе которых нам никогда не быть. Действительно, прямые адресаты этих наставлений — богатые люди, но не являемся ли мы тоже обладателями многих благословений? Не обращены ли слова Павла в известной степени к каждому из нас?
Миллиардеру Теду Тернеру не всегда присуща истинная библейская мудрость, но его обращение к Колледжу Эммерсона 15 мая 2000 года заслуживает того, чтобы процитировать отрывок из него на этих страницах:
«Все относительно… Я, например, сижу и думаю: «У меня всего лишь 10 миллиардов долларов, а вот у Билла Гейтса целых 100 миллиардов. Ну кто я, если не полнейший неудачник?» Миллиарды не сделают вас счастливыми, особенно если неподалеку живет тот, у кого их больше, чем у вас… Так что не попадитесь в ловушку, не измеряйте успех тем, сколько у вас денег» (журнал «Пипл», 12 июня 2000).
Речь идет о предмете, выходящем за пределы нашего определения успеха. Западные христиане принимают как должное тот образ жизни, который вызывает зависть у всего остального мира. Около 1,3 миллиарда людей на земле получают меньше одного доллара в день. Сто миллионов детей по всему миру бездомны, а множество других живут в условиях худших, чем те, которые мы обеспечиваем своим домашним животным. Голод и болезни являются кошмарной реальностью жизни миллионов.
Тем не менее Божьей целью не является создание в богатых чувства вины за то, что они богаты. Бог не повелевает также, чтобы богатые все раздали бедным. Место из книги Деяний, в котором говорится, что христиане «продавали имения и всякую собственность, и разделяли всем, смотря по нужде каждого» (Деян. 2:45), является замечательным примером христианской любви, но отнюдь не строгой заповедью.
Богатство может являться Божьим благословением, часто даруемым с рождения либо приобретаемым благодаря особым дарованиям и способностям. Лишь люди с чрезмерным самомнением будут утверждать, что все, чем они обладают, приобретено исключительно их заслугами.
Законы Ветхого Завета недвусмысленно утверждают, что Господь может послать человеку богатство как особое благословение. Кроме того, Бог дал Своему народу точные указания относительно десятины и пожертвований. Его законы охраняют частную собственность, четко определяют права владения и пользования.
Поэтому мы можем с уверенностью утверждать, что Библия говорит о деньгах как о благословении Бога, «дающего нам все обильно для наслаждения» (1 Тимофею 6:17). Ранее в этом Послании Павел противостоит мировоззрению лжеучителей, отвергающих брак и употребление определенных видов пищи. Он говорит: «Всякое творение Божие хорошо, и ничто не предосудительно, если принимается с благодарением, потому что освящается словом Божиим и молитвою» (4:4, 5). В контексте всего того, чему учит Слово Божье, эти слова не могут служить оправданием безудержного роскошествования. В том же Послании апостол говорит, что душа «сластолюбивая заживо умерла» (1 Тимофею 5:6). Однако Бог дал нам все «для наслаждения». Это выражение говорит, что человек может жить, радуясь тому, что дано Богом. Или, как это выразил Екклесиаст:
«Вот еще, что я нашел доброго и приятного: есть и пить и наслаждаться добром во всех трудах своих, какими кто трудится под солнцем во все дни жизни своей, которые дал ему Бог; потому что это его доля. И если какому человеку Бог дал богатство и имущество, и дал ему власть пользоваться от них и брать свою долю и наслаждаться от трудов своих, то это дар Божий»
(Екклесиаст 5:17-18).
Наслаждение материальными благословениями без сребролюбия и алчности, а с довольством — это лишь одна часть библейского уравнения. Есть другая, не менее важная сторона. Деньги могут стать заменой Бога, поэтому их место в жизни должно быть строго определено.
«Богатых в настоящем веке увещевай, чтобы они… уповали не на богатство неверное» (1 Тимофею 6:17). Один из ошибочных взглядов на деньги заключается в том, что мы начинаем считать их мерилом нашего продвижения в жизни и гордимся собой, пренебрегая и унижая тех, кто беднее нас. Так легко вообразить себя главной причиной успеха и приписать себе слишком многое. Деньги дают власть, привилегии и возможности, благодаря которым мы чувствуем себя ценными и важными и свысока глядим на прочих, не достигших нашего уровня благосостояния.
Еще одна опасность заключается в том, что мы начинаем надеяться на то, чем владеем. Богатство становится нашей страховкой перед неопределенностью будущего, укрытием, в которое мы готовы спрятаться в случае внезапного бедствия. Словно насмешка, звучат слова, напечатанные на самых известных в мире деньгах: «На Бога мы уповаем». Мы-то знаем, что на сердцах обладателей бумажек с такими надписями начертано другое: «На деньги я уповаю».
Но не все под силу деньгам. Надеяться на них — глупо. Мы все знаем, что самого большого состояния можно лишиться в один миг. Обрушится рынок, подскочит инфляция, попадется нечестный партнер или приключится тяжелая болезнь — и вот уже все наши сбережения ушли, как вода сквозь пальцы. Газетные статьи сообщают о людях, занятых в производстве высокотехнологичного оборудования, которые всего лишь год назад дарили друзьям на Рождество подарки невообразимой цены. Сегодня их компании проданы за долги, а сами они либо работают за гроши, либо вообще выброшены на улицу.
Статья в «Уолл Стрит Джорнал» сообщает о судьбах «сентимиллионеров» — людей, взлетевших на вершину процветания благодаря всплеску спроса на высокие технологии. Однажды проснувшись, они обнаружили, что обладают громадным состоянием, и на радостях принялись тратить их соответствующим образом. А затем, после падения американской фондовой биржи NASDAQ, все так же быстро изменилось. Один бывший «сентимиллионер», потерявший за несколько месяцев 97 процентов своего состояния, говорит: «Подниматься было легко и весело. А потом вы начинаете сползать, и уже никто не хочет с вами разговаривать. Это было самое тяжелое личное переживание в моей жизни» (статья «Экс-сантимиллионеры» 20.10.2000).
Мудрый царь Соломон писал:
«Не заботься о том, чтобы нажить богатство; оставь такие мысли твои. Устремишь глаза твои на него, и — его уже нет; потому что оно сделает себе крылья и, как орел, улетит к небу»
(Притчи 23:4, 5).
Деньги — неверная опора. Американская мечта обладает великой силой. Она сделала Соединенные Штаты предметом зависти всего мира не только благодаря стандартам жизни, но также и благодаря возможностям, открывающимся перед каждым гражданином. Но есть и обратная сторона. Погоня за деньгами не имеет конца. Мы верим, что если будем больше стараться и трудиться, то не только достигнем мечты, но и наполним свои души. Нам нужно не только иметь все, но и иметь здесь и сейчас. Нам хочется не только получить больше, но также и самое лучшее. А система кредитования не оставляет причин не брать то, чего нам так хочется, прямо сейчас. Деньги и вещи кажутся единственным путем к счастью.
А Слово Божье учит иному. Павел увещевает нас надеяться на Бога (6:17) и понимать, что деньги не могут обеспечить твердого основания, несмотря на всю свою привлекательность. Иов также говорит об этом:
«Полагал ли я в золоте опору мою и говорил ли сокровищу: ты — надежда моя? Радовался ли я, что богатство мое было велико, и что рука моя приобрела много? Смотря на солнце, как оно сияет, и на луну, как она величественно шествует, прельстился ли я в тайне сердца моего, и целовали ли уста мои руку мою? Это также было бы преступление, подлежащее суду, потому что я отрекся бы тогда от Бога Всевышнего»
(Иов 31:24-28).
Человеческая природа сделала деньги парадоксом, дающим как возможность творить великое благо, так и способность причинять страшный вред. Поэтому, заключает Павел, мы должны осторожно обращаться с ними. Первый и самый важный шаг заключается в охране сердца и твердой убежденности, что мы уповаем на Бога, а не на неверное богатство. В 1-м Тимофею 6:18 апостол указывает на следующий шаг.
Деньги дают возможность производить перемены, а не просто жить
Христиане должны подражать своему Господу, наполняя свою жизнь добрыми делами. «Богатых в настоящем веке увещевай… чтобы они благодетельствовали, богатели добрыми делами, были щедры и общительны» (1 Тимофею 6:17, 18). Бог, щедро обеспечивающий нас всем необходимым, ожидает, что мы будем так же щедро благотворить другим. Писание неоднократно напоминает, что Бог дарует нам спасение не в награду за добрые дела, а по Своей благодати. Но в то же время Слово Божье не менее ясно говорит о том, что самым верным доказательством новой жизни во Христе являются добрые дела, на которые вдохновляет Святой Дух.
«Да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного»
(Матфей 5:16).
«Мы — Его творение, созданы во Христе Иисусе на добрые дела, которые Бог предназначил нам исполнять»
(Ефесянам 2:10).
«…Великого Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа, Который дал Себя за нас, чтобы избавить нас от всякого беззакония и очистить Себе народ особенный, ревностный к добрым делам»
(Титу 2:13-14).
«Я желаю, чтобы ты подтверждал о сем, дабы уверовавшие в Бога старались быть прилежными к добрым делам»
(Титу 3:14).
«Будем внимательны друг ко другу, поощряя к любви и добрым делам»
(Евреям 10:24).
«Итак, будем через Него непрестанно приносить Богу жертву хвалы, то есть плод уст, прославляющих имя Его. Не забывайте также благотворения и общительности, ибо таковые жертвы благоугодны Богу»
(Евреям 13:15-16).
«Возлюбленные! Прошу вас… провождать добродетельную жизнь между язычниками, дабы они за то, за что злословят вас, как злодеев, увидя добрые дела ваши, прославили Бога в день посещения»
(1 Петра 2:11-12).
Павел не уточняет, какие именно добрые дела мы должны делать. Тем не менее ясно, что это забота о нуждающихся и сострадание к скорбящим. Существенно и то, что апостол говорит о добрых делах перед тем, как сказать о щедрости. Люди, располагающие средствами, охотнее уделят деньги, чем время, но Господь ожидает от них большего, чем щедрое пожертвование.
Щедрость, впрочем, также занимает важное место в христианской жизни. «Богатых в настоящем веке увещевай… чтобы они… были щедры и общительны» (1 Тимофею 6:17, 18). Два греческих слова, переведенные как «щедры» и «общительны», являются, по сути, синонимами и несут в себе ярко выраженный смысл щедрости и бескорыстия. Здесь кстати будет сказать, что в Новом Завете нет никакого указания на то, что христиане должны жертвовать десятину. Это был один из основных законов Ветхого Завета. А Новый Завет не предписывает определенной суммы, зато вместо этого устанавливает для верующих в качестве образца щедрости Божью благодать. Щедрость и бескорыстие — вот новозаветный стандарт жертвования.
«Даром получили, даром давайте»
(Матфей 10:8).
«Во всем показал я вам, что, так трудясь, надобно поддерживать слабых и памятовать слова Господа Иисуса, ибо Он Сам сказал: «Блаженнее давать, нежели принимать»
(Деяния 20:35).
«При сем скажу: кто сеет скупо, тот скупо и пожнет; а кто сеет щедро, тот щедро и пожнет. Каждый уделяй по расположению сердца, не с огорчением и не с принуждением; ибо доброхотно дающего любит Бог. Бог же силен обогатить вас всякою благодатью, чтобы вы, всегда и во всем имея всякое довольство, были богаты на всякое доброе дело»
(2 Коринфянам 9:6-8).
Щедрое жертвование — это соответствующее жертвование, а не высчитывание процентов. Хотя принцип десятой части может сослужить хорошую службу для многих людей, все же, когда речь заходит о щедрости, десятина должна уйти на второй план, особенно для тех, кто получил от Бога особое благословение в материальном плане. Фред Смит поясняет: «Я убежден, что когда богатые люди говорят о десятине, они попросту уклоняются от настоящего жертвования» («Святое дерзновение в денежных вопросах», стр. 49).
Щедрое жертвование приносит радость, потому что «доброхотно дающего любит Бог». Настоящая щедрость обдуманна и постоянна. Импульсивность не может быть чертой Божьего служителя. Жертвовать следует обдуманно и молитвенно.
Щедрость служит лучшим средством против алчности и сребролюбия. Когда известный врач Карл Меннингер опубликовал в 1981 году свою книгу «Плоды греха», среди писем, пришедших к нему, одно было от коллеги-писателя, особенно благодарившего автора за главу о жадности. Меннингер написал в ответном письме: «Я думаю, что ваш вопрос: «Как помочь людям из жадных стать щедрыми?» — это самый важный моральный вопрос нашего времени. Сравниться с ним может, пожалуй, лишь вопрос: «Как сменить мстительность на великодушие?». Алчность — это не одна из тех болезней, «с которыми можно жить». Она постепенно становится неизлечимой, а мучения от нее поистине кошмарны. Люди, обращающиеся в нашу Клинику Меннингера, часто поправляются даже без профессиональной терапии. Но вот лекарства от жадности я не знаю» (Джон Ронсвейл, «За окнами из тусклого стекла»). Это яркое заявление, сделанное человеком со светским мировоззрением. Тем не менее лекарство от жадности есть, и его основная составляющая часть — целенаправленное воспитание в себе щедрости и бескорыстия.
Щедрость — это образ жизни, заповеданный Божьему народу. Мы должны быть щедрыми, потому что Бог был щедр к нам. Кроме того, щедрость должна стать нашим осознанным выбором, внутренним решением верующего подражать своему великодушному и щедрому Господу. Это происходит, когда «богатые в веке сем» начинают понимать, что жизнь «веком сим» не ограничивается. Поэтому и Павел обращает наше внимание на будущее в 1-м Тимофею 6:19.
Мудрое обращение с деньгами требует понимания вечности
Богатые люди, говорит Павел, должны жить, «собирая себе сокровище, доброе основание для будущего, чтобы достигнуть вечной жизни» (1 Тимофею 6:19). Мудрые распорядители приготовляют себе высшую награду. Жертвование и добрые дела — это вложения в вечность. Библия неоднократно напоминает, что наша верность в теперешней жизни имеет вечные последствия. Бог награждает Своих. Наша щедрость не только помогает нуждающимся, она приносит нам самим вечное благословение. Жертвуя, мы не только ничего не теряем, но и собираем себе сокровища на небесах. Господь Иисус учил:
«Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут, но собирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляют и где воры не подкапывают и не крадут, ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше»
(Матфей 6:19-21).
То, как мы жертвуем, показывает, движимы ли мы вечными ценностями или поглощены земным. Д. Муди писал: «Не требуется много времени, чтобы узнать, где находится сокровище того или иного человека. Проведя 15 минут с большинством людей, вы безошибочно определите, собирают они богатство на небе или на земле». Совет Господа заключается не в том, чтобы нам лишаться своих сбережений и беднеть. Напротив, Он желает, чтобы мы вкладывали их в действительно надежное дело, заботились о вечном сохранении того, что имеем.
Щедрые люди собирают себе «сокровище, доброе основание для… вечной жизни». Земная жизнь временна, и поэтому вряд ли ее можно считать настоящей. Только то имеет действительную стоимость, что касается не только земной жизни, но и вечной. Так ранее в этом Послании Павел писал: «Благочестие на все полезно, имея обетование жизни настоящей и будущей» (1 Тимофею 4:8). Мы по-настоящему живем, если употребляем возможности и средства, данные нам Богом, для вечных целей. Огромная разница заключается в том, чтобы жить для удовольствий и жить для вечной цели. Лучшие времена в жизни приходят тогда, когда мы употребляем свои деньги для Божьего Царства.
В 1999 году широкую огласку получило сообщение о смерти престарелой Оцеолы Маккарти. Почему кончина никому не известной пожилой женщины, зарабатывавшей на жизнь стиркой белья за 50 центов, привлекла всеобщее внимание?
Потому что в возрасте 87 лет она сообщила руководству Государственного университета южной части штата Миссисипи о том, что желает пожертвовать университету сумму в размере 150.000 долларов. Она жила бережливо, тщательно откладывала и мудро распоряжалась тем, что имела. Так к старости она и собрала эту сумму, которую решила потратить на что-то лучшее, чем собственные удовольствия. «В банке у меня оказалось больше денег, чем я могла потратить, — сказала она. — В могилу с собой я ничего забрать не могу, поэтому решила, что лучше отдать их, чтобы дети малоимущих родителей могли получить образование». Всеобщее внимание смущало ее, но, когда журналисты спросили, чем она руководствовалась, пожилая леди произнесла слова, записанные в Библии: «Блаженнее давать, нежели принимать».
Щедрость — это духовный гироскоп, уравновешивающий нашу жизнь. Павел представляет нам яркий контраст между двумя образами жизни, лишь один из которых приемлем для верующих в Господа Иисуса Христа. Желающие обогащаться направляют свой путь «в бедствие и пагубу» (1 Тимофею 6:9). Их корабли гибнут в океане материализма. Те же, кто отдает должное щедрости, так ярко сиявшей во Христе, собирают себе настоящее «сокровище, доброе основание для будущего». Они не только благополучно доплывают до цели, но и с радостью входят в желанную гавань, где их ждет слава и честь.
Библия говорит:
«Имейте нрав несребролюбивый, довольствуясь тем, что есть. Ибо Сам сказал: «Не оставлю тебя и не покину тебя», так что мы смело говорим: «Господь мне помощник, и не убоюсь: что сделает мне человек?»»
(Евреям 13:5-6).