В день сошествия Святого Духа на апостолов, в день Пятидесятницы, ап. Петр говорил с такой духовной силой, что все слушавшие его проповедь “умилились сердцем и сказали Петру и прочим апостолам: что нам делать, мужи братия?” Радостно думать, что тот Петр, который еще так недавно в страхе отрекался от Христа, теперь, по благодати Духа Святого, был уже способен на такое плодотворное служение Богу.
«Слыша это, они умилились сердцем…»
(Деяния 2:37).
Проповедь ап. Петра – ПЕРВАЯ ПРОПОВЕДЬ ХРИСТОВОЙ ЦЕРКВИ. Христос повелел проповедовать. Проповедь, как ничто другое, Христос соделал орудием распространения благой вести спасения и познания о Боге. Повеление воскресшего Господа звучало ясно и определенно: “Идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари”. Ученики пошли и начали проповедовать. Христос распятый и воскресший – неизменная тема их проповеди. Все другие истины исходят от этой.
В своей проповеди ап. Петр не блистал красноречием, его проповедь не была шедевром ораторского искусства. Это было простое изложение общеизвестных фактов, пояснение событий, участниками которых были многие из его слушателей.
Но впечатление, оставленное этой проповедью, было исключительным. Достоверность событий, подтвержденная пророчествами Священного Писания, изумила его слушателей. Было совершено величайшее из всех преступлений человечества – убийство Христа. Виновники обнаружены. Вина определена. С замиранием сердца преступники ожидали заслуженного приговора, но приговора не последовало. Изумленным преступникам Бог предложил полное прощение и дар Святого Духа. Стрела Божьей любви пронзила сердце каждого, кто слушал Слово, и совершилось чудо: изумление претворилось в умиление сердца.
Умиление сердца. Не так легко и просто человеческое сердце отдается умилению. “Сердца сокрушенного и смиренного Ты не презришь, Боже”, – восклицает кающийся псалмопевец. Но сколько надо человеку испытать и пережить, прежде чем Бог приведет его к такому именно смирению и сокрушению! Немало пережили скорби и люди, слушавшие проповедь ап. Петра. Они были сами поражены, узнав о глубине своего морального падения и о своей духовной слепоте. Они распяли Христа, Мессию, распяли Его, невзирая на всю очевидность исполнявшихся пророчеств! Теперь только они постигли, что Христос не “обманщик” и не “лжепророк,” что Oн действительно Сын Божий, Спаситель мира.
Они осознали, что поведение их в глазах Божьих было страшным преступлением, непростительным грехом. Они были окончательно убеждены, что их ждет гнев Божий и вечная погибель. Они сами обрекли себя на скамью подсудимых, и пробужденная совесть терзала их тяжелыми укорами и угрызениями.
Один полицейский инспектор имел обыкновение не объявлять преступнику, в чем он обвиняется и что послужило причиной его ареста. Опытный инспектор знал, что в практике его бывали случаи, когда бродяга, арестованный за мелкую кражу, вдруг начинал вопить: “Я не убивал… я только смотрел! Убивали другие…” Иногда совесть заставляла самых закоренелых преступников сознаться в своих злодеяниях.
Дух Божий пробудил совесть и у тех людей, которые слушали речь ап. Петра в Иерусалиме. Еще так недавно их совесть преступно молчала и они пользовались видимым спокойствием. Но теперь совесть пробуждена, разум уязвлен, воля захвачена, сердце сокрушено и окончательно разбито. Истинное сокрушение сердца привело грешников к покаянию, а Божья милость возбудила в них умиление.
Когда свет Божий озаряет сердце грешника, этот человек оказывается уже как бы вне воздействия проповедника. Он имеет дело уже не с проповедником, а с Богом. Грехи и пороки других людей отходят для него на второй план, и сам он, грешник, оказывается в центре Слова Божьего, которое он слышит. Назначение подлинно евангельской проповеди заключается в том, чтобы вскрыть греховную язву души человека, и горе проповеднику, если он не знает, что вскрытие это должен произвести не он и не его проповедь, а Дух Святой, Который желает воспользоваться и проповедью, и проповедником. Такая миссия тяжела, но необходима. Грешник с трудом принимает ее, но его бунт и возмущение идет на пользу и грешнику, и проповеднику. Когда Дух Божий обличает человека во грехе, вряд ли обличаемый решится после проповеди подойти к проповеднику и сказать: “Ах, как изумительно хорошо и правдиво Вы говорили сегодня!” У каждого из слушателей есть свободный выбор: принять Слово Божие или отвергнуть его; согласиться с истиной того, что он услышал, или воспротивиться Божьему велению; умилиться сердцем и подчиниться зову Духа Святого или отвергнуть спасение своей бессмертной души.
Истинное умиление приводит слушателя к определенным решениям.
“Слыша ЭТО, они умилились сердцем и сказали: ЧТО НАМ ДЕЛАТЬ?” Этот вопрос – не что иное, как вопль души, осознавшей свою вину перед Богом. Это признание своей безнадежности и погибели, готовность идти на все для спасения души, полная отдача себя Богу. До тех пор, пока грешник ставит Богу условия, он не может получить прощения.
“Что мне делать?” – крик души ап. Павла, темничного сторожа в Филиппах и многих других, кто воистину обратился к Богу и “сотворил достойный плод покаяния”. Умиление перед Божьей милостью, если оно истинное, никогда не сможет оставаться бесплодным. Оно непременно приведет грешника к действиям, к публичному покаянию, к возрождению свыше, к радости спасения и к свидетельству о спасении. Истинное умиление и сокрушение сердца неразрывны.
Друг! Не удовлетворяйся ложным, поверхностным умилением.
“Интересное собрание, замечательная проповедь, проникновенное слово…” – говорят часто люди после собрания. Или: “В храме я получаю какое-то особое настроение. Стройное церковное пение умиротворяет мою душу. Баголепие храма умиляет меня…” Это пустое, ложное умиление. Такое умиление ни к чему не приводит. Оно не сокрушает сердца, не ведет ни к покаянию, ни к оставлению греха, ни к перемене жизни. “Настроение,” не меняющее сердца, – вредное и опасное настроение. Умиление грешника, не вызванное глубоким сознанием своей вины перед Богом, – это ложное умиление лицемера, который думает, что этого достаточно для спасения. Это к ним, ко “временно настраивающимся” людям Господь сказал:
“Не всякий, говорящий Мне: “Господи, Господи!”, войдет в Царство Небесное”
(Матфей 7:21).
На вопрос грешника: “Что мне делать?” Божий ответ чрезвычайно прост: “Покайся”! Не старайся оправдать себя добрыми делами, не думай, что ты сможешь искупить и загладить твою вину своими подвигами, страданиями и жертвами. Христос “умер за грехи наши, по Писанию”. Он совершил для нас, грешников, спасение вечное. Сегодня Он предлагает этот дар спасения тебе, и от тебя зависит – принять его или отвергнуть.
“Ибо благодатью вы спасены через веру, и сие не от вас, БОЖИЙ ДАР: не от дел, чтобы никто не хвалился”
(Ефесфнам 2:8-9).