«Не преклоняйтесь под чужое ярмо с неверными. Ибо какое общение праведности с беззаконием? Что общего у света с тьмою? Какое согласие между Христом и Велиаром? Или какое соучастие верного с неверным? Какая совместимость храма Божьего с идолами? Ибо вы храм Бога живого, как сказал Бог: вселюсь в них и буду ходить в них; и буду их Богом и они будут Моим народом. И потому выйдите из среды их и отделитесь, говорит Господь, и не прикасайтесь к нечистому, и Я приму вас; и буду вам Отцем, и вы будете Моими сынами и дочерями, говорит Господь Вседержитель» (2 Кор. 6:14-18).

«Чтобы … ты знал, как должно поступать в доме Божьем, который есть Церковь Бога живого, столп и и утверждение истины» (1 Тим. 3:15).

«Только будь тверд и очень мужественен, и тщательно храни и исполняй закон …не уклоняйся от него ни направо, ни налево, дабы поступать благоразумно во всех предприятиях твоих»(И. Нав. 1:7).

«Держись образца здравого учения» (2 Тим. 1:13).

  1. Предисловие. Прежде чем говорить о вызовах для церкви в современном мире, определимся с терминологией.

Во-первых, что означает слово «вызовы»? В контексте темы нашей беседы это слово имеет следующий смысл:

вызовы – это то, чего раньше не было и с чем раньше церкви не встречались; вызовы – это искушения, которые постигли церковь в последнее время и которые церковь должна побеждать;

вызовы – это неотложные проблемы, которые остро встали перед церковью в современных условиях ее служения и которые настоятельно требуют их разрешения;

вызовы – это, образно говоря, приглашение к поединку, к противостоянию, к духовным сражениям или браням, которые сегодня ведет церковь под началом Иисуса Христа, а ее противник – дьявол и все силы тьмы настоящего лукавого века.

Во-вторых, нужно особо оговорить, о какой церкви будет идти речь в нашей беседе. Безусловно, речь идет о евангельско-баптисткой церкви, к которой мы принадлежим и которая родилась около 150 лет тому назад в условиях бывшей императорской России. И, соответственно, нам нужно знать ее идентичность, то есть ее сущностные, отличительные особенности. Принято считать, что главной сущностной идентификационной характеристикой евангельских христиан- баптистов являются всем нам хорошо известные семь принципов баптизма. Они служат своего рода маркером, который указывает на принадлежность к баптизму. Принципы баптизма – это основания вероучения христиан-баптистов, исходный пункт для понимания фундамента их веры, руководство к практическим действиям для церквей и верующих, называющих себя баптистами.

Однако идентичность евангельско-баптистских церквей определяется и по вопросам богословия, а именно: сотериологии, то есть учения о спасении (например, арминианская доктрина против кальвинизма); экклесиологии, то есть учения о церкви (конгрегационализм против епископата); пневматологии, то есть учения о Духе Святом и Его дарах (разумное служение против экстазного или трансового поклонения); библиологии (только Писание против новых откровений); и по вопросам церковной практики (например, традиционное пение на богослужениях против современного; одежда и внешний вид, удовлетворяющие требованиям приличия, целомудрия и стыдливости против откровенной мирской вседозволенности).В этом контексте мы будем говорить об идентичности церквей евангельских христиан-баптистов, родившихся, как было уже отмечено, на территории бывшей России около 150 лет тому назад и преемниками которых мы являемся.

Если сравнивать наших баптистов и баптистов Запада, например, США, то, к примеру, наши церкви в вопросах учения о спасении придерживаются, в основном, арминианской позиции, а американские – кальвинистской. В вопросах эсхатологии (учения о последнем времени) российские баптисты изначально унаследовали учение о грядущем восхищении Церкви и Тысячелетнем Царстве, а многие американские баптисты не разделяют подобных взглядов, а некоторые баптисты на Западе вообще не верят в буквальное восхищение церкви. В вопросах практического характера, таких как владение огнестрельным оружием, участие с оружием в руках в военных действиях или участие в политической жизни страны также наблюдаются прямо противоположные тенденции. Баптисты в Америке традиционно выступают за право владения оружием и владеют им; за участие в военных действиях, которые США осуществляют в различных точках земного шара, и участвуют в них; и активно лоббируют выборы своих президентов. Баптисты Украины (России) – традиционные пацифисты и, как правило, не принимают активного участия в политической жизни страны. И в этом отношении русско-украинский баптизм в большей мере стоит на менонитских позициях, чем на традиционных позициях западных баптистов.

И еще: в связи с тем, что баптизм в России сформировался в контексте православной церковной культуры, он унаследовал от православия благоговейный характер богослужебных собраний, несовместимый с эстрадно-развлекательным стилем, присущим, к примеру, харизматическому поклонению. Таким образом, принадлежность к одной и той же баптистской деноминации на деле может означать очень разные вещи. И мы, следовательно, в этой беседе будем говорить о вызовах для церквей ЕХБ независимого Братства, к которому по милости Божьей мы принадлежим.

Зачастую в исторических исследованиях нашим верующим внушается мысль о неполноценности русско-украинского богословия. В этой связи считаем уместным еще раз привести высказывание по этому вопросу историка русско-украинского баптизма С.Н.Савинского. В своей статье «Российское протестантство» он вполне справедливо отмечает, что наиболее чистым, неповрежденным, стойким и успешным евангельско-баптистское движение в России было в первые десятилетия его существования, когда, во-первых, оно испытывало самые жестокие преследования со стороны власти и государственной православной церкви; и, во-вторых, когда баптисты России не имели семинарий и богословских школ, не имели богословской литературы и пасторов с богословским образованием. Но, тем не менее, они были исполнены Святым Духом и святой ревностью. Не мудрствуя сверх написанного в Евангелии, которое принималось ими за непререкаемый авторитет, они выходили с проповедью в народ, призывая его к покаянию и возрождению. Они обращали внимание своих слушателей на узкий и тернистый путь, ведущий в жизнь вечную. И это, по- видимому, было залогом того, что евангельские христиане-баптисты России оказывались стойкими в вере при встрече с самыми суровыми испытаниями, выпавшими на их долю. Вероучения российских крещенных по вере евангельских христиан-баптистов и братских меннонитов отличались своей убедительностью и простотой, доступной пониманию всякого верующего. Они обосновывались только Священным Писанием.

Итак, какие вызовы, на наш взгляд, стоят сегодня перед нашими церквами? Из многих реально существующих вызовов назовем только одиннадцать (ввиду ограниченности формата этой беседы). Все эти вызовы, безусловно, ведомы Богу. И возникли они с Его соизволения. Поэтому правильная реакция Церкви на эти вызовы существенна и важна для ее будущего.

  1. РЕЗКОЕ СОКРАЩЕНИЕ КОЛИЧЕСТВА КАЮЩИХСЯ И ПРИНИМАЮЩИХ КРЕЩЕНИЕ В НАШИХ ЦЕРКВЯХ В ПОСЛЕДНИЕ ГОДЫ

К сожалению, постепенное уменьшение количества людей, выходящих на покаяние и принимающих крещение в наших церквах в 2000-е годы, является бесспорным фактом и серьезным вызовом для всех нас. Безусловно, есть объективные причины такого явления. К числу этих причин относятся следующие.

  1. Ослабление у людей духа богоискания вследствие происшедших в нашей стране за последние 20 лет необратимых процессов.
  2. Значительное увеличение в городах и крупных населенных пунктах количества различного рода протестантских, в том числе и евангельско-баптистских, церквей. Естественно, что люди, ищущие Бога, идут в те церкви, которые территориально ближе к их месту жительства, и там они принимают крещение и становятся членами церкви. И это нормальный процесс, но он влияет на количественный прирост непосредственно наших церквей.
  3. Появление большого количества различного рода лжеучений. Все эти лжеучения, вместе взятые, являются опасным инструментом дьявола, который всегда стремится обольстить, украсть, убить и погубить как можно большее количество людей, как и написано: «бог века сего ослепил умы, чтобы для них не воссиял свет благоветствования о славе Христа» (2 Кор. 4:4). По этой причине многие люди, искавшие Бога, оказались уловленными в сети этих лжеучений. И это опять-таки отражается на количестве людей, приходящих в наши церкви.
  4. Большая миграция людей в последние годы. Люди массово переезжают из сел в города – соответственно, села пустеют. В поисках лучшей доли многие люди, и чаще всего самого продуктивного возраста, эмигрируют в США и другие зарубежные страны. Все это также отражается на количестве людей в церквях и на количестве новых людей, приходящих в церкви.

Все вышеперечисленное – объективная реальность, которая не зависит от нас. Однако, есть и такие факторы, которые также существенно влияют на количественный и качественный рост церкви, но их действие прямо зависят от нас, от духовного состояния церквей и служителей, от нашего правильного видения. Это те факторы, которые мы должны соответствующим образом учитывать и правильно на них реагировать. И такая задача стоит не только перед нами, то есть служителями, но и перед всеми членами наших церквей. Какие же это факторы?

  1. У нас в значительной мере утерян дух миссионерства, дух личного евангелизма и ослаблена ревность о том, чтобы не от случая к случаю, но постоянно, планомерно и целеустремленно свидетельствовать о Боге окружающим нас неверующим людям. Более того, у нас мало опыта и знания, как это делать эффективным способом в современных условиях.
  2. Для многих наших верующих характерны апатия и равнодушие в том, что касается вечной судьбы тех людей, которые живут рядом с нами, которые не знают Бога и, соответственно, обречены на вечную погибель.

3, Для многих членов наших церквей присущ своего рода семейный и церковный эгоизм, который можно выразить словами человека из притчи Христа: не беспокой меня, двери моего дома уже заперты и дети мои со мною. Не могу встать и дать тебе хлеба (см. Лук. 11:7).

  1. Наши церкви и служители церквей обременены решением многих важных задач, но задача номер один, поставленная перед нами Главой Церкви – Иисусом Христом, а именно: идти по всему миру и проповедовать Евангелие – решается у нас в большинстве случаев по остаточному принципу. Таким образом, исполнение Великого Поручения Иисуса Христа фактически не является главной программной задачей наших церквей.

Сейчас уже абсолютно ясно, что люди в 21-м веке к нам в наши церкви просто так не будут приходить, как они шли к нам в 90-е годы прошлого века. Что же делать? Нам самим нужно идти к ним и искать их по словам известной притчи Христа на «улицах и переулках», на «дорогах и изгородях» (см. Лук. 14:21-23) и убеждать их придти на брачный пир, то есть ко Христу. Есть много различных групп и категорий людей, которые не охвачены свидетельством о Христе и мы должны проявлять инициативу и находить. их. Однако, к сожалению, нам очень сложно перестроиться в этом отношении, чтобы усердно находить все возможные пути для достижения неверующих людей проповедью Евангелия. Более того, у нас практически отсутствуют усиленные молитвы и посты о покаянии неверующих. По-видимому, сначала самой Церкви надо покаяться за равнодушие и беспечность, за небрежность в исполнения Великого Поручения Иисуса Христа. И тогда будут каяться грешники, так как общеизвестно, что пробуждение мира начинается с покаяния и пробуждения самой Церкви.

  1. ОПАСНОСТЬ ЛАОДИКИЙСКОГО ИЛИ «ТЕПЛОГО» СОСТОЯНИЯ ЦЕРКВИ

К сожалению, в настоящее время у многих верующих остыла первая любовь к Богу, потерян дух ревности в служении, угашен дух личного евангелизма. Для многих верующих сегодня характерны грехи безразличия, равнодушия, нерадения и бездействия в добром. Во многом это связано с тем, что верующие сегодня не подвергаются испытаниям и селекции гонениями и преследованиями, как это имело место в советское время. Гонения в нашей стране повсеместно прекратились. Наступила свобода. Стать верующим сегодня очень легко. В то же время многократно умножились и стали легко доступными самые различные греховные соблазны. Дух лукавого и прелюбодейного мира обволакивает верующих и проникает в церкви. Поэтому, когда Христос обличает Ангела Лаодикийской церкви, говоря: «ты ни холоден, ни горяч, ты тепл» (см. Откр. 3:15-16), Он говорит это обличение и нам.

Именно нам Он советует купить у Него «золото, огнем очищенное», чтобы нам обогатиться, и «белую одежду», чтобы нам одеться. Именно нам Он советует «глазною мазью» помазать наши глаза, чтобы увидеть свое жалкое состояние. Ко всем нам сегодня обращен призыв Христа: «Кого Я люблю, тех и обличаю и наказываю. Итак, будь ревностен и покайся. Се, стою у двери и стучу. Если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему, и буду вечерять с ним, и он со Мною. Побеждающему дам сесть со Мною на престоле Моем…» (Откр. 3:19-21). Без всякого сомнения, все, изложенное здесь, касается и церквей нашего Братства. Но особенным образом слова «будь ревностным и покайся» касаются служителей, включая пресвитеров, благовестников, дьяконов, проповедников, регентов, хористов, музыкантов, учителей воскресных школ и всех, совершающих труд членов церкви.

Таким образом, опасность лаодикийского или «теплого» состояния церкви – это серьезный вызов нашего времени, вызов для всех нас. Лаодикийское состояние – это смертельная опасность для церквей последнего времени, в том числе и для церквей Независимого Братства. Но этот вызов. к сожалению, недостаточно ответственно и серьезно воспринимается нашими церквями.

  1. РАСТУЩЕЕ ОБОЛЬЩЕНИЕ НАШИХ ВЕРУЮЩИХ РАЗЛИЧНЫМИ ЛЖЕУЧЕНИЯМИ

Наше время, как никакое другое, характерно огромным количеством самых различных лжеучений и заблуждений, вдохновителем и инициатором которых является враг душ человеческих – дьявол. Это и нехристианские, то есть языческие, религии Востока, и псевдохристианские религии Запада, и многочисленные оккультные религии и учения, а также новые религии и культы. Однако самыми опасными для наших церквей являются обольщения, исходящие от тех христианских деноминаций, которые проповедуют поврежденное Евангелие, в том числе вочманизм («Живой поток»), русселизм (Свидетели Иеговы), Бостонское движение (Церковь Иисуса Христа) и др…

Одним из самых тонких и опасных видов обольщения для христиан последнего времени является харизматическое обольщение. Оно включает в себя целый ряд ложных, противоречащих Библии, учений. Не все члены наших церквей и даже не все служители здраво оценивают, в чем конкретно заключаются заблуждения харизматического движения. По этой причине мы кратко перечислим основные из них:

1) ложное учение о так называемом «втором переживании» или «втором опыте» в жизни христианина и о недостаточности для спасения «первого переживания» или «первого опыта», то есть рождения свыше;

2) ложное учение о том, что главным признаком крещения Духом Святым являются незнакомые, то есть экстазные или трансовые языки;

3) ложное учение о харизматическом движении, как о «второй Пятидесятнице» перед вторым пришествием Христа;

4) ложное учение о том, что Великое Поручение Иисуса Христа (Матф. 28:19-20) является, прежде всего, поручением исцелять физические болезни людей;

5) ложное учение о материальном преуспевании всякого верующего во Христа (так называемое «богословие успеха»);

6) ложное учение о том, что настоящий христианин не должен физически болеть; 7) ложная практика харизматического поклонения, включая падение навзничь, «святой смех», звериное рычание, птичьи голоса, падение сверху дождя из золота и бриллиантов, появление во рту золотых коронок, ритуальная рвота во время так называемых инкаунтеров, «крещение» Духом Святым собачек и других домашних животных, «исцеление» пустых бензобаков и другие лишенные здравого смысла феномены;

8) мирская неблагоговейная практика публичных служений; 9) проповедь так называемого «нового мирового порядка».

               К сожалению, многие верующие, и особенно молодежь, вследствие незнания Писания, низкого духовного состояния и естественной склонности плотского человека к забавам, увеселениям, театрализованных щоу и светскому стилю музыкально-певческого исполнения попали в плен харизматического обольщения и по выражению Петра Павлюка в статье «Современные лжеучители» (журнал «Вера и жизнь» No6, 2008) «попадают в зависимость от явления, которое условно можно назвать «духовной эротикой», в конечном счете приводящей к духовному блуду. Вследствие этого христианин ищет не Бога, а удовольствия от «молитвы», «прославления» и т.п.».

Что же мы должны делать в ответ на этот вызов последнего времени? Ап. Павел говорит нам, служителям, что мы во всем должны являть себя, как «служители Божьи …в слове истины, в силе Божьей, с оружием правды в правой и левой руке. (« Кор. 6:4-7). И еще: «Проповедуй слово, настой во время и не во время, обличай, запрещай, увещевай со всяким долготерпением и назиданием. Ибо будет время, когда здравого учения принимать не будут, но по своим прихотям будут избирать себе учителей, которые льстили бы слуху; и от истины отвратят слух, и обратятся к басням. Но ты будь бдителен во всем» (2 Тим. 4:2-5).

  1. ОПАСНЫЙ СОБЛАЗН ТАК НАЗЫВАЕМОГО «ЛЕГКОГО» ХРИСТИАНСТВА

«Легкое» христианство – это христианство без искреннего покаяния и оставления грехов, без освящения, без несения своего креста. Это такое христианство, когда несведущим в истине людям, ищущим Бога, внушается лукавая мысль, что если они однажды пригласили Иисуса Христа в свою жизнь, то они автоматически обрели вечное спасение по благодати, и им уже ни о чем больше не нужно беспокоиться. И вот эти обманутые люди искренно верят, что они уже все имеют во Христе, потому что Бог есть любовь — даже если их жизнь осталась мирской и они по-прежнему живут в тех же самых грехах, как и до уверования; и в таких же грехах, как и окружающие их мирские люди. Более того, им внушается абсолютно небиблейская мысль, что если они однажды были спасены, то в дальнейшей своей жизни они спокойно могут грешить, потому что Бог никогда не откажется от Своих детей

На опасный путь «легкого» христианства, к сожалению, могут становиться и те христиане, которые когда-то действительно пережили рождение свыше и вначале шли хорошо. Но потом под влиянием греховного мира сошли с узкого пути, стали мыслить о земном (см. Фил. 3:18-19) и перестали нести свой крест, не желая быть со Христом вне стана (см. Евр. 13:13)..

«Легкое» христианство во многом базируется на «популярном», «примитивном» или «упрощенном» кальвинизме. Сущность такого упрощенного кальвинизма хорошо иллюстрируется свидетельством одной американской матери-христианки, которое приводит в своей книге «Спасен однажды – спасен навсегда?» ее автор Дэвид Посон из США. Вот что говорит эта христианка: «Моя дочь занимается проституцией и она – наркоманка. Но, слава Богу, она приняла решение быть с Господом, когда ей было 7 лет. И я ожидаю увидеть ее во славе!». И самое страшное в этом свидетельстве заключается в том, что наученная лжеучителями эта христианка искренне верит тому, что она говорит, хотя она своими словами профанирует великое учение Иисуса Христа.. Наверно, если бы Кальвин, родившийся 500 лет тому назад, неожиданно воскрес, то услышав такие доводы своих последователей и подобные утверждения проповедников «легкого» христианства, он сразу бы умер от сердечного приступа.

Соблазн так называемого легкого христианства является серьезным вызовом и для наших церквей. К сожалению, бывают случаи, когда в силу разных причин допускаются до крещения духовно не созревшие люди без настоящего их покаяния и без оставления ими мирского греховного образа жизни. Через крещение такие люди становятся членами церкви, но в дальнейшем это наносит непоправимый ущерб и церкви, и тем людям, которых преждевременно допустили до крещения.

  1. ОСОВРЕМЕНИВАНИЕ, ОБМИРЩЕНИЕ ИЛИ СЕКУЛЯРИЗАЦИЯ ЦЕРКВИ

Эта проблема является одним из самых серьезных вызовов для евангельско-баптистских церквей, в том числе и для церквей нашего Братства. Она касается образа жизни христиан, стиля их поклонения Богу, их внешнего вида, одежды, музыки, развлечений и их речи. Можно полностью согласиться с автором статьи «Христос – корень Церкви» (журнал «Вестник Истины No 4-5, 2008), который написал: «Пережив стихию атеизма, мы сегодня переживаем еще более опасную стихию – секуляризации церкви (смешения ее с миром). Идет массовое обмирщение и опустошение церквей, а это хуже, чем гонения На пасторских семинарах насаждаются «мегапроекты … Эти проекты рассчитаны на коренные изменения основ домостроительства Церкви и ее плотного сближения с миром. Проекты «мегацерквей» разрушительнее «Инструктивного письма» и «Положения» 60-х годов. Раковые клетки мирской музыки, неудержимо множась, внутренне разлагают души христиан, особенно молодых. Происходит необратимый процесс секуляризации, за которым неизбежно следует духовная смерть». О серьезности этой проблемы говорят сегодня многие христианские средства массовлой информации. Мы остановимся более подробно на отдельных аспектах проблемы секуляризации церкви.

О современной христианской музыке в церквях ЕХБ

О современной христианской музыке в наше время идет оживленная дискуссия. Защитники современной, в том числе харизматической, музыки обычно говорят, что нельзя делить музыку на христианскую и мирскую, так как по их мнению музыка нейтральна. Любая музыка, — утверждают они — годится для прославления Бога, так как музыка – это просто семь звуков, из которых состоит любая мелодия.. Один из известных защитников использования современной музыки в христианских богослужениях Рик Уоррен в свой книге «Целеустремленная церковь» пишет: «Музыка – это не более чем совокупность нот и ритмов. Духовной музыку делают слова. Не существует христианской музыки – существуют только христианские слова».

Такое рассуждение не соответствует действительности. В самом деле, отдельные звуки звукоряда от «До» до «Си» действительно нейтральны, так как они не несут в себе никакой информации духовно-нравственного плана. Но музыкальная фраза уже не может быть нейтральной, так как она уже несет в себе определенную информацию и вызывает определенные эмоции у слушателей. Это похоже на речь: отдельные звуки речи, то есть буквы алфавита – нейтральны, а составленные из этих звуков (букв) слова и фразы уже не могут быть нейтральными, так как несут в себе ту или другую информацию. И об этом говорит Библия: «Язык укротить никто из людей не может; это – неудержимое зло; он исполнен смертоносного яда. Им благословляем Бога и Отца, и им проклинаем человеков, сотворенных по подобию Божию» (Иак. 3:8-9). Таким образом, из одних и тех же букв могут быть составлены и слова благословения, и слова проклятия, и слова сквернословия. Так точно и в музыке: из одних и тех же семи звуков может быть составлена музыка, вызывающая у слушателей возвышенные чувства благоговения, или низменные чувства, соответствующие мирским ценностям – похоти плоти, похоти очей и гордости житейской (см. 1 Иоан. 2:16).

Выбор музыкального стиля в служении церкви очень важен для ее будущего. Вот что об этом говорит сам Рик Уоррен: «Однажды определив, какую музыку вы будете использовать на богослужениях, вы определите и многие другие направления развития своей церкви, возможно сами этого не осознавая. Ваш выбор определит, какие люди будут приходить в вашу церковь, каких людей вы удержите, а каких потеряете….Церковь должна быть ориентирована на привлечение неверующих. Все ее служение должно быть нацелено на то, чтобы удовлетворить нужды ищущих Бога. В церкви мы исполняем музыку, похожую на ту, которая звучит по радио – яркая, счастливая, ритмичная, веселящая, с сильным битом. Они привыкли к бас-гитаре и барабану. Именно этот музыкальный стиль – современный поп-рок – мы избрали для использования в церкви Сэдлбек».

Другими словами, девиз сегодняшнего христианского поклонения звучит примерно так: «Приходи к Богу таким, каким ты есть со всеми твоими музыкальными пристрастиями, и не только приходи таковым, но и оставайся таким, каким ты есть». К сожалению, в современном христианском поклонении имеет место примитивизация христианской музыки и христианских гимнов и это приводит к потере духовного вкуса и музыкальной неразборчивости. Наши традиционные гимны вероучительны и их исполнение звучит, как священнодействие. Современные же и харизматические песнопения, как правило, менее вероучительны. Современное харизматическое прославление – это четыре ноты, три аккорда и пять слов в течение целого часа; это оглушительная эстрадная музыка, которая активно воздействует на подсознание, но не пробуждает сердце.

И здесь очень уместно привести высказывания о церковной музыке и христианском пении широко известного в баптисткой среде пастора, богослова, автора многочисленных духовных книг, часть из которых переведена на русский язык, Джона Макартура. Я приведу его высказывания из книги «Ппослание к Ефесянам». Рассматривая текст Еф. 5:19, Джон Макартур пишет:

«… музыка, которую дает Бог, отличается от музыки этого мира. Бог дает новому творению и новую, отличительную, обладающую большей чистотой и красотой песню, чем та, которую может создать мир. Псалмопевец говорит: «Радуйтесь, праведные, о Господе: правым прилично славословить» (Пс. 32:1). Мы поем, потому что Бог очистил нас и сделал праведными, и мы стали причастниками Его святого естества. Основной аудиторией, где мы воспеваем Господу, должно быть собрание самих верующих. Бог может использовать евангелизационный текст, положенный на музыку, чтобы довести эту истину до сердец грешников и привлечь их к Себе.

Евангелизация с применением современной рок-музыки имеет много серьезных недостатков. Использование мирских жанров музыки способствует стиранию грани между мирскими, сатанинскими ценностями и Божественными критериями. Это также создает большой разрыв между поколениями, так как приводит к разъединению и разобщению верующих. Внедрение в церковь мирских увеселений оправдывается стремлением сделать церковь доступной для неверующих. И в этом случае привлечение ищущих Бога будет осуществляться за счет потакания их плотским пристрастиям. Компромисса можно избежать, если сделать Христа объектом своего служения. Если же поставить перед собою цель служить людям, тогда очень сложно будет избежать искушений не пойти на компромисс, достигая ее. Чрезмерно увлекаясь погоней за неверующими, мы забываем о тех, кто является истинной церковью. Мы начинаем пренебрегать духовными потребностями верующих, нанося ущерб телу Христа.

Человеческий голос – самый прекрасный из всех инструментов. Будучи частью человеческого естества, он делает то, чего не может сделать никакой другой вид музыки. Каждый верующий обладает способностью прославлять Бога песнопением, как Бог положил ему на сердце. Сам Господь однажды воспоет с нами. Он сказал Отцу: «Возвещу имя Твое братьям Моим, посреди Церкви воспою Тебя» (Евр. 2:12). Но и теперь, когда наши сердце исполнены Святого Духа, Иисус воспевает через нас песнопения хвалы Своему Отцу.

Наша музыка не может быть такой, как музыка этого мира, потому что наш Бог не такой, как их боги. Мирская музыка отражает мирские пути, позиции мира и его богов. Стараться использовать подобную музыку в деле распространения Евангелия миру – значит поставить благовестие на низкий уровень. Если мир увидит, что наша музыка не сильно отличается от их музыки, то он будет склонен считать, что образ жизни христиан не отличается от их образа жизни. Сердце и музыка христианина принадлежат Богу и Его праведности, а сердце и музыка этого мира – сатане и его нечистоте. Христианская музыка – это Божья музыка, поэтому она будет звучать в песнопениях на небесах на протяжении грядущих веков. А музыка этого мира принадлежит сатане, и придет тот день, когда она умолкнет, чтобы никогда больше не возродиться. И мирских звуков людей, «играющих на свирелях и трубящих трубами в тебе уже не слышно будет» (Откр. 18:22). «И прекращу шум песней твоих, и звук цитр твоих уже не будет слышен» (Иез. 26:13). В аду нечестивые не будут иметь своей собственной музыки.

Большая часть музыки на Западе является выражением похоти и непристойности, показывая истинную сущность аморального, нечестивого общества, которое породило ее, поет ее, наслаждается ею! Рок-музыка со своей взрывной атональностью и диссонансом, как в зеркале, отражает философию безысходности, бесцельности и бессмысленности жизни, отвергающую как Бога, так и разум. Она оскорбляет разум, потому что не имеет здравого смысла. Она оскорбляет дух, потому что ее философия оскорбляет истину и добродетель. Она оскорбляет Бога, потому что ее философия оскорбляет все авторитеты, кроме своего собственного.

Не только названия и содержание исполняемых песен, но и названия многих рок-групп говорят о безбожной, аморальной, а зачастую и бесовской ориентации. Связь тяжелого рока с насилием, богохульством, садомазохизмом, блудом и половыми извращениями, алкоголем и наркотиками, восточным мистицизмом и оккультизмом не случайна. Один молодой человек, вышедший из подобного окружения, как-то сказал мне: «Каждый раз, когда я слышу рок-музыку, я испытываю непреодолимое тяготение к алкоголю и наркотикам». И независимо от того, разрушаются ли рок-музыкой клетки человеческого организма, разрушению подвергаются ценности, представляющие большое значение. Когда быстрый темп, аритмический такт, громкий звук и диссонанс сочетаются с дикими возгласами и непристойными телодвижениями, то отключается разум, искажаются эмоции и ожесточается совесть – и сатана получает свободный доступ к нашему сердцу.

Слова любого христианского песнопения должны носить библейский характер, ясно, отчетливо и точно отражая учение Божьего Слова. Весьма печально, что большая часть так называемой христианской музыки представляют собой богословскую мешанину, зачастую наряду с Божьей истиной отражая и мирскую философию. Многие песнопения представляют собой своеобразные проявления личной сентиментальности, слегка подкрашенной христианскими терминами».

Приведем еще выдержу из статьи пастора И.В. Музычко о современной христианской музыке. «Музыка, которая подавляет чувство благоговения перед Богом, а вместо этого возбуждает в слушателе плотские чувства и телодвижения, подобно тому как это происходит на мирских концертах, не приемлема для служения Богу. Служение, на котором нет благоговения, неугодно Богу (Мал. 1:6). Современные «песнопения» вроде бы и имеют религиозное содержание, но, по сути, являются эстрадными песнями этого мира с элементами плясовой музыки. Это не что иное, как насмешка над Господом. Утверждение о том, что святые христианские слова освящают не святые мирские мелодии, в корне неверно. Писание говорит, что если соединить чистое с нечистым, то все будет нечистым (см. Агг. 2:11-13).

Когда исполнители поют христианские песни в эстрадном исполнении, то есть накладывают на нормальную мелодию танцевальный развлекательный ритм, они тем самым повреждают эту мелодию, оскверняют ее мирскими ритмами. И в таком виде эта поврежденная и оскверненная жертва неприемлема Богу. И вот такое харизматическое пение по содержанию христианское, а по форме исполнения развлекательное и мирское, сопровождаемое оглушительной музыкой эстрадного оркестра, проникает сегодня в подавляющее большинство церквей ЕХБ. Пресвитеры церквей часто стоят перед дилеммой – кому угодить, старшему поколению или молодежи. И тут духи обольстители часто подсказывают им «мудрое» решение, чтобы и волки были сыты, и овцы целы. Они по утрам проводят традиционное богослужение с участием хора и общего пения, а вечернее служение отдают молодежи, которая под такое харизматическое прихлопывает, притопывает, а иногда и приплясывает..» 

О приличии в одежде и внешнем виде христиан

Одним из серьезных вызовов Церкви в последнее время является проникновение мирских стандартов в сферу одежды и внешнего вида христиан. Особенно это касается женщин, членов церкви. И этот вызов непосредственно касается церквей нашего Братства.

В Писании есть много мест, говорящих о благочестивой одежде верующих. Вот несколько таких текстов: «…чтобы также и жены, в приличном одеянии, со стыдливостью и целомудрием, украшали себя не плетением волос, не золотом, не жемчугом, не многоценною одеждою, но добрыми делами, как прилично женам, посвящающим себя благочестию» (1 Тим.2:9-10); «Рассудите сами, прилично ли жене молиться Богу с непокрытой головою» (1 Кор. 11:13); «Всякая жена, молящаяся или пророчествующая с открытой головой, постыжает свою голову, ибо это то же, как если бы она была обритая» (1 Кор. 11:4-5;. «На женщине не должно быть мужской одежды, и мужчина не должен одеваться в женское платье; ибо мерзок пред Господом, Богом твоим, всякий делающий это» (Вт. 22:5). «И сказал Господь: за то, что дочери Сиона надменны, и ходят подняв шею и обольщая взорами, и выступают величавою поступью, и гремят цепочками на ногах, оголит Господь темя дочерей Сиона, и обнажит Господь срамоту их» (Ис. 3:16-23).Некоторым современным «реформаторам» церкви казалось, что если верующие не будут ничем отличаться от внешних, то это принесет церкви пользу, так как неверующие люди, увидев, что теперь в церкви можно быть и с серьгами, и в мини-юбках, огромной толпой побегут в наши общины и заполнят пустующие места. Однако ожидаемого бума новообращенных, тем более посвященных Богу людей, в таких церквях не наблюдается. А рядом, как в насмешку, растут ряды мусульман, католиков, православных, иудаистов, где требования к одежде, наоборот, более жесткие. Мир приходит в церковь, но не для покаяния и изменения по Слову Божьему, а чтобы изменить саму церковь, сделать ее удобной частью себя. Справедливо сказано, что дьявол хочет сделать церковь мирской, а мир сделать религиозным.

Необходимо особенно подчеркнуть, что благодаря современным средствам массовой информации в окружающем нас мире утверждаются стандарты одежды и поведения, которые ничего общего не имеют с христианской стыдливостью и целомудрием. Более того, сами эти понятия считаются чем-то безнадежно устаревшим. В обиход теперешнего человека вошло представление, что одежды должны быть сексуальными, то есть вызывающими похотливые желания. Дома моделей соревнуются за то, кто более достигает этого параметра сексуальности. И подобные мирские тенденции проникают и в наши церкви, в которых сегодня есть немало полураздетых женщин- христианок и не совсем прилично одетых мужчин-братьев. Требования же Слова Божьего в общем-то просты и универсальны для любого места на земле и любого времени. Одежда приличная – это непрозрачная, не обтягивающая, прикрывающая интимные части тела; у замужних женщин покрытая голова; есть различие между мужской и женской одеждой: отсутствие оккультных знаков и украшений; практичность и удобство Проблема возникает там, где новообращенные и недуховные члены церкви не хотят подчиняться правилам новой жизни во Христе и держатся мирских стандартов жизни.

Искушения, связанные с желанием обогащаться

Как известно, после распада Советского Союза в Украине наступило время свободы не только для проповеди Евангелия, но и для эмиграции в США в поисках лучшей материальной жизни, а также для занятия различного рода бизнесами, то есть для неограниченного обогащения. Слово Божие определяет в этой сфере две важные истины, которые должен знать каждый христианин:

во-первых, каждый человек, в том числе и христианин, должен усердно трудиться, собственным трудом зарабатывая средства на жизнь, ибо написано: «если кто не хочет трудиться, тот и не ешь»;

во-вторых, христианин должен избегать соблазна неумеренного обогащения, так как написано, что «желающие обогащаться впадают в искушение и в сеть, и во многие безрассудные и вредные похоти, которые погружают людей в бедствие и пагубу» (1 Тим. 6:9).

К сожалению, в евангельско-баптистском Братстве Украины, включая и наше Братство независимых церквей, имеется немало случаев, когда и простые члены церкви, и рукоположенные служители, включились в сомнительные финансовые пирамиды и действительно попали «в бедствие и пагубу». При этом они не только сами попали в огромные долги, которые никогда не смогут погасить, но и вовлекли в финансовые долги других людей, в том числе и неверующих. Более того, некоторые случаи подобных финансовых афер стали предметом обсуждения в прессе и по телевидению и принесли много соблазна для окружающих нас неверующих людей. Таким образом, неумеренное желание обогащаться – это реальный и опасный вызов нашим церквам и нашим служителям в последнее время, требующий соответствующей нашей реакции.

  1. МОДЕРНИЗМ (ЛИБЕРАЛИЗМ)

Это еще один актуальный вызов церкви последнего времени. Главное в модернизме – утверждение человеческого разума высшим критерием истины, центром всех вещей и ценностей. Для тех, кто не знает, что такое «модернизм» в теологии, приводим краткую справку об этом явлении из «Теологического энциклопедического словаря», изд. 2003 г., стр. 615-618.

«Модернизм, как и либерализм – это движение отражает перелом в теологическом мышлении, происшедший в конце 19 века. Основная отличительная черта модернизма и либерализма – это, во-первых, стремление адаптировать религиозные идеи к современной культуре и современному мышлению; они верят, что Бог присутствует и действует в великих передовых течениях человеческой культуры. Во-вторых, это отрицание религиозной веры, основанной на одном лишь авторитете Библии. По их утверждению, Библия – творение авторов, ограниченных представлениями своего времени; не будучи ни сверхъестественным феноменом, ни непогрешимой записью Божьего откровения, она не обладает абсолютным авторитетом. Они поставили под сомнение авторство и датировку многих книг Библии, а также отвергли традиционный поход к Священному Писанию, как собранию божественных пророчеств. Все модернисты и либералы верят в единое религиозное чувство, составляющее основу всех религий, и в превосходство добрых дел (как индивидуальных, так и коллективных) над вероисповеданиями и конфессиональной принадлежностью. Такие взгляды привели к пересмотру традиционных христианских доктрин: воплощение Христа стало рассматриваться, как вхождение в мир людей искупительной силы; грех и зло суть несовершенство, незрелость, неведение, а не фундаментальный порок бытия. Модернисты с энтузиазмом встретили идеи дарвинизма и охотно приспособили их к теологии, объясняя, что Бог постепенно создавал вселенную посредством действия природных законов. Либеральные теологи стремятся претворять в жизнь идеологию, известную как «социальное евангелие». Сущность «социального евангелия» — в утверждении, что Церковь должна заниматься не спасением отдельных грешников, а организацией коллективных действий по спасению общества. Следует заботиться не о загробной жизни, а об улучшении земной жизни, и тогда Христос и христианские ценности восторжествуют во всем мире».

К сожалению, в большинстве своем руководители Всемирного Союза Баптистов и баптистских союзов многих западных стран являются модернистами и либералами. Рассадником либерального богословия на Западе являются также либеральные, в том числе и баптистские, семинарии и школы для проповедников, а также видные и авторитетные проповедники Евангелия, придерживающиеся либеральной теологии.. Учитывая тот факт, что многие пасторы Украины и стран СНГ получали свое богословское образование на Западе, а также принимая во внимание и то, что многие семинарии и богословские школы в постсоветских странах функционируют за деньги Запада и в них в значительной степени преподают западные профессора, опасность распространения либерального богословия в этих странах очень велика. И это тем более актуально, что сейчас книги и интернет, пропагандирующие либерализм и модернизм, доступны всем.

Естественно, что вызов, идущий от модернизма и либерализма, очень актуален и для нашего Братства. Уместно здесь привести мнения руководителей Всемирного Союза Баптистов, высказанные ими еще в 1954 году во время посещения Советского Союза: «Фундаментализм русских баптистов – явление временное, пока они еще не достигли высокой культуры. А как только их культура достигнет культуры западных баптистов, модернизм одержит победу и в рядах русских баптистов…В Советском Союзе будет модернизм, как только руководящие посты в баптистских общинах будут заняты богословски образованными пресвитерами» (эти высказывания принадлежат Президенту ВСБ Таунли Лорду, помощнику Генерального секретаря ВСБ Вальтеру Льюису и Генеральному Секретарю Союза баптистов Великобритании и Ирландии д- ру Эрнсту Пейну и взяты из докладной записки Генерального секретаря ВСЕХБ А.В.Карева, 1 июля 1954 г., ГАРФ, ф. 6991, оп. 4, д. 32, л. 212-218).

  1. ПОСТМОДЕРНИЗМ

В своей сущности модернизм, как система мировосприятия, утвердившаяся в конце 19 века, ставил в центре всех вещей человеческий разум, который рассматривался, как единственный критерий истины. На вере в силу разума строились представления либералов и о Боге, и оморали для мира, в котором мы живем. Но 20-й век с его мировыми войнами, идеологиями нацизма и коммунизма подорвал доверие к силе разума, и это послужило основанием для появления нового мировосприятия – постмодернизма.

Понятию «постмодернизм» трудно дать четкое определении, но его можно попытаться охарактеризовать, как мировоззрение без абсолютных духовно-нравственных ценностей, без абсолютных убеждений и доктрин. Основной чертой идеология постмодернизма является провозглашение относительности всех истин и плюрализма по отношению всяких интерпретаций истины. Все интерпретации в одинаковой степени правомочны или бессмысленны..С точки зрения постмодернизма нельзя серьезно относиться к утверждению христианства, что оно одно обладает истиной, так как существует очень много альтернативных учений и понятие «истина» потеряло свою ценность. Никто не может утверждать, что он один обладает истиной, и все заявления об истине равноценны. Не существует какой-то универсальной привилегированной точки отсчета, которой обладал бы некто, и с помощью которой мог бы утверждать, что есть добро и что зло. Христианство обладает таким же правом на истину, как и любая другая система взглядов. Все системы вероучений в равной степени вероятны: все, что угодно истинно, если это истинно для меня. Таким образом, такие понятия, как добро и зло, как грех и праведность не имеют объективных критериев для их определения – они тоже относительны, да и само понятие греха теряет всякий смысл. С точки зрения постмодернизма все религии приводят к Богу, так как они являются равнозначными путями к истине. Другими словами, любой искренний взгляд можно расценивать, как истинный.

Как мы видим, постмодернизм тесно связан с плюрализмом. А плюрализм в свою очередь предполагает наличие толерантности или терпимости и уважения к убеждениям другого человека. Сама по себе терпимость находится в полном соответствии с Евангельским учением. Христос никого не заставлял следовать за Собой и призывал: «Во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними, ибо в этом закон и пророки» (Мф. 7:12). Однако современное понятие толерантности и плюрализма включает в себя нечто большее, чем обычная терпимость к людям, взгляды которых отличаются от наших собственных.

Как отмечает руководитель отдела богословия и катехизации Российского Союза баптистов Михаил Иванов (см. его статью «Искушение толерантностью» в газете «Мирт» No 2 /75, 2011), «современная светская толерантность, основанная на атеистическом гуманизме, подразумевает полное принятие воззрений другого человека, признания их равноценными своим собственным. Применительно к духовным ценностям это означает, что христиане должны признать ценность других религий. На практике это все чаще происходит на Западе. Некоторые христиане сожалеют о том, что христианство разрушает традиционную культуру, основанную на местных верованиях (то есть язычестве). Другие призывают увидеть свой путь к Богу в традиции нехристианских религий. Конечно, такая толерантность явно противоречит учению Христа, ясно учившего: «Никто не приходит к Отцу, как только через Меня» (Ин. 14:6). Такая «толерантность» на самом деле имеет другое название – беспринципность.

Беспринципность все более проникает и в христианские церкви. Это, в частности, в подозрительном равнодушии к конфессиональном разномыслиям внутри христианства. Их модно считать «неважными». Однако, признавая все христианские традиции равноценными, мы, по сути, говорим, что Слово Божье можно трактовать как угодно. То есть истина нас, на самом деле, вообще перестает интересовать. Более того, «обидеть» непониманием представителя другой конфессии нам страшно, а закрыть глаза на искажение учения Библии – не страшно. То есть спокойствие людей для нас становится выше исполнения Божьей воли. Наконец, важно понимать, что маленькая беспринципность порождает большую. Сегодня мне не принципиально, нужно или не нужно крестить детей, а завтра мне будет не принципиально, молюсь ли я библейскому Богу или поклоняюсь кактусу.

Вряд ли можно представить себе «толерантного» Иисуса, который считал бы учение фарисеев равнозначным Своему собственному. A как насчет «толерантного ап. Павла, который не видел бы проблем в языческом многобожии или отвержении Иисуса своими соплеменниками? Смог бы «толерантный Мартин Лютер начать Реформацию, которая так «обидела» римско- католическую церковь? Историю христианства делали люди, уверенные в своей правоте и готовые защищать истину. Иоанн Креститель никого не призывал к агрессии по отношению к тем, кто не был согласен с его проповедью, но это не мешало ему прямо называть лицемеров «порождениями ехиднины» (Мф. 3:7). Истину надо называть истиной, заблуждение – заблуждением, а грех – грехом. Важно быть терпимыми и миролюбивыми, но нельзя быть беспринципными и бесхребетными. Нельзя поддаваться искушению «толерантности», жертвуя Божьей правдой. Христова истина стоит того, чтобы мы провозглашали ее убежденно и дерзновенно».

Известный православный духовный писатель диакон Андрей Кураев в своей книге «Сатанизм для интеллигенции» так характеризует современный плюрализм; «Плюрализм из общества должен перекочевать в каждую отдельную голову, то есть каждый должен верить сразу в нескольких богов». Он подчеркивает, что сегодня в Америке, и не только там, считается некорректным высказывать убежденность по тому или другому вопросу, например, осудить гомосексуализм или аборты. Такого там быстро поставят на место – это и есть современный плюрализм. В качестве примера беспринципной «толерантности» и бесхребетности Андрей Кураев следующий исторический случай. Он пишет:

«Мне однажды довелось присутствовать при выработке экуменического документа. Главы религиозных объединений Советского Союза решили совместно призвать народы к единству и миру. Текст, естественно, был подготовлен Патриархией заранее. Возражений он ни у кого не вызывал. Но вот, когда настала уже последняя минута перед подписанием, вдруг г-н Бычков, возглавлявший тогда баптистов, робко заметил, что ему неудобно подписывать документ, в которой нет ни одной евангельской цитаты: Мы же евангелисты, и у нас принято каждый шаг обосновывать авторитетом Слова Божия – так что меня просто не поймут, если я подпишу текст,, не возвещающий Евангелие». Православные и католики его с радостью поддержали. Но тут взял слово главный раввин A.Шаевич и вполне резонно возразил, что ему совсем уже не с руки подписывать текст, апеллирующий к авторитету Нового Завета. Он предложил найти соответствующий призыв к миру в Ветхом Завете. Христиане, понятно, возражать не стали: Библия есть Библия. Но едва только нашли соответствующий призыв ветхозаветного пророка, как встал исламский муфтий и сказал, что этого места нет в Коране. Но тут же он сам и предложил выход из создавшейся ситуации: поскольку Коран в основе своей есть пересказ Ветхого Завета, то можно найти место, которое есть там и там. И вот когда нашли-таки стих, говорящий, что «Творец создал нас для жизни», встал буддист… Он напомнил, что в буддизме нет понятия Творца. Пришлось ограничиться написанием «Истины» и «Мира» с больших букв.

В связи с умножением в настоящее время различного рода официальных контактов между представителями различных конфессий, включая и нашего Братства, по правовым и социальным вопросам, нам, естественно, тоже надо остерегаться той беспринципности и бесхребетности, о которой выше шла речь. Это вызов нашим церквям в современном мире.

  1. РАБЫ И СЛУЖИТЕЛИ ИЛИ ЛИДЕРЫ

В последние годы вместо библейских терминов, привычных для нас — таких как «служитель церкви», «служитель Божий», «раб Божий», «слуга», «сотрудник», «соработник» «сопастырь» и др. постепенно вошли в употребление наших служителей и церквей слова «лидер» и «команда». Они пришли к нам с Запада. Равноценны ли они? Безусловно, нет. По мнению христианского журналиста, главного редактора «Христианской газеты» Павла Гараджи замена названия «служитель» на «лидера» — это не терминологический вопрос, а подмена сущности (см. его статью «Рабы или лидеры», журнал «Свет Евангелия», 2/98). Что правильно:

— служитель церкви или лидер церкви? — служитель Братства или лидер Братства? — служитель и сотрудники или лидер и его команда, то есть его подчиненные? — что Библия говорит о служителе Божьем? Он должен служить; , а что говорит словарь о значении слова «лидер»? Глава, руководитель. — можно ли Христа назвать лидером? Это все риторические вопросы. Не является ли эта подмена библейской терминологии фактической подменой сущности миссии служителя церкви и еще одним вызовом для церкви в последнее время.

  1. ЗАМЕНА ХРИСТИАНСКОГО ОБЩЕНИЯ ВЕРУЮЩИХ ИНТЕРНЕТОВСКИМ СУРРОГАТОМ

Как известно, сегодня практически вся молодежь в наших церквях находятся в социальных сетях (в контакте; одноклассники; фейсбук; твиттер и др.). Многие христиане предпочитают не идти в собрании, заменяя общение с церковью прослушиванием проповедей и служением в интернете.

Что с этим сопряжено? Какие духовные последствия этого явления?

Что мы должны делать в ответ на это явление? Безусловно, это очередной и очень опасный вызов церкви, подменяющий христианское общение святых виртуальным псевдообщением, очередной уловкой и сетью дьявольской. Слово Божье определенно говорит: «Если же ходим во свете, подобно как Он во свете, то имеем общение друг с другом,, и кровь Иисуса Христа, Сына Его, очищает нас от всякого греха» (1 Иоан. 1:7).

  1. ПОЛИТИЗАЦИЯ БРАТСТВА ЕХБ

Наши верующие в последнее время стали открыто участвовать в политических акциях. Вот примеры такого участия:

— в 2004 году руководитель ВСО ЕХБ сначала призвал баптистов Украины поддержать на выборах в президенты Януковича, а потом Ющенко;

— в 2010 году руководители протестантских союзов открыто перед камерами «творили» молитву о победе Тимошенко в президентской гонке;

— в 2005 году баптист становится руководителем СБУ; — некоторые верующие участвуют за деньги в политических массовках; — в 2011 году бывший президент Российского союза баптистов дает откровенно политическое интервью по поводу политической ситуации в своей стране и мн. др..

Это все – новое явление для евангельских христиан-баптистов. Политизация церкви – опасный вызов нашего времени.

  1. ХРИСЛАМ

В интернете появилась информация, в которую трудно даже поверить: известные во всем мире пастора мегацерквей в США Рик Уоррен (церковь «Сэдлбек») и Билл Хайбелс (церковь «Виллоу Крик») пытаются построить странную с Библейской точки зрения «Коалицию веры». Главная концепция «Коалиции веры» — христианство и ислам совместимы и поэтому можно быть христианином и мусульманином одновременно. То есть налицо размывание различий между христианством и исламом.

В октябре 2007 г. появилось письмо, подписанное 138 мусульманскими лидерами, призывающее к миру между мусульманами и христианами ради мира во всем мире. Название письма – «Общее слово между нами и вами». В ответ появилось письмо, подписанное более чем 300 богословов, лидеров служения и видных пасторов, в числе их Рик Уоррен, Билл Хайбелс, Роберт Шуллер, Джон Стотт и др.. В 2010 г. Рик Уоррен провел съезд почти 8000 мусульман и сказал: «Я не заинтересован в межрелигиозном диалоге, а заинтересован в межконфессиональных проектах. Христиане и мусульмане – вера товарищей, единомышленников. Это хрислам!»

Безусловно, эта информация говорит о новом вызове для христиан нашего времени.

Пастор Николай Величко, Киев

© 1961 - 2024

Мы в соцсетях: