«Не будем оставлять собрания своего, как есть у некоторых обычай; но будем увещевать друг друга, и тем более, чем более усматриваете приближение дня того» (Евр. 10:25)
Правильное понимание вопроса членства в поместной церкви – речь идет о фиксированном членстве в церкви – всегда было важным, так как уже в ранней церкви у некоторых верующих появился обычай оставлять свои собрания, что мы видим из приведенного текста послания Ап. Павла к Евреям. Исключительно важным этот вопрос был для судьбы евангельско-баптистского братства в бывшем Советском Союзе во времена гонений, когда «врата ада» не смогли одолеть Божью церковь благодаря «не оставлению» собраний и стойкости в вере многих поместных церквей.
Актуальность этого вопроса в настоящее время вызвана возрастающим распространением таких явлений, как христианский «туризм» («беганье» из одной общины в другую), «экранная» церковь, «онлайн» служение, нежелание подчиняться церковной дисциплине и нести какую-либо ответственность или принимать на себя какие-либо обязанности в церкви и т.п. Эти явления связаны, прежде всего, с непониманием евангельского учения о церкви на фоне общего ослабления духовного тонуса христиан, обольщения верующих различными лжеучениями, развития интернета, а в последнее время – и феномена пандемии.
Прежде, чем говорить о членстве в поместной церкви, определим понятия, касающиеся церкви вообще, а также определим, что такое Вселенская Невидимая и Вселенская Видимая Церковь, что такое Торжествующая и Воинствующая Церковь и что такое Поместная Церковь, членство в которой, согласно евангельскому учению, является предпосылкой для членства в Невидимой Церкви, о чем мы будет рассуждать далее.
I. Определение понятий, касающихся Церкви
- Что означает слово «Церковь»? Этому слову соответствуют два греческих слова. Во-первых, это слово «экклесиа». В русских Библиях оно переведено словом «церковь», хотя буквально оно переводится словами «призванные», «вызванные», «собрание», «община». Во-вторых, этимологически русское слово «церковь», как и немецкое слово «кирха», английское слово «черч» (church) и аналогичные слова в других языках, происходят от другого греческого слова «кюриос», которое буквально переводится, как «господин» или «Господь».
Таким образом, исходя из значения этих двух греческих слов и из евангельского контекста можно дать такое определение слову «Церковь»: «Церковь – это собрание рожденных свыше и искупленных Христом людей, вызванных из мира и собранных вокруг Иисуса Христа, как своего Господа». Это определение церкви наглядно демонстрируется при совершении Вечери Господней.
- Что означает выражение «Невидимая Вселенская Церковь»? Определением различия между Видимой и Невидимой Церквями в свое время (в 1У веке н.э.) занимался блаженный Августин, известный в христианском мире богослов, истолковывая притчу Иисуса Христа о пшенице и плевелах (Мф. 13:24 – 30), которые, согласно притче, сосуществуют в видимых общинах христианской церкви. Исходя из библейского контекста и буквального его смысла можно дать такое определение этому выражению: «Невидимая Вселенская Церковь – это сообщество всех верующих во Христа всех времен и всех народов, познавших Иисуса Христа как своего Спасителя и Господа и принесших во время своей земной жизни добрый плод святости, благости, праведности и истины (как и написано: Рим. 6:22 «…плод ваш есть святость, а конец – жизнь вечная»; Еф. 5:9 «…плод Духа состоит во всякой благости, праведности и истине»).
Невидимая Церковь включает в себя и тех христиан, которые уже во славе на небе – это Церковь прославленная, Торжествующая, ликующая (о ней идет речь в Откр. 4:4 – 11), и тех христиан, которые находятся еще на земле внутри Видимой Вселенской Церкви и являются пшеницей, а не плевелами, и приносят добрый плод. Эта вторая часть Невидимой Церкви есть Церковь Воинствующая или Побеждающая. Она совершает духовные брани с силами сатаны и осуществляет присутствие и служение Христа в этом мире. Об этих бранях говорит Ап. Павел в Еф. 6:11 – 18.
Невидимая Божья Церковь, обе ее части – это единое целое. О ней Слово Божье говорит в единственном числе. Она уникальная, единственная, исключительная. Она пишется с большой буквы. О ней написаны Ап. Павлом такие возвышенные слова: «…поставил Его (то есть Христа) выше всего, главою Церкви, которая есть тело Его, полнота Наполняющего все во всем» (Еф. 1:22, 23); «…чтобы представить ее Себе славною Церковью, не имеющею пятна, или порока, или чего-либо подобного, но дабы она была свята и непорочна» (Еф. 5:27).
Невидимую Вселенскую Церковь в ее полном составе знает только Господь. Он знает точное число ее членов и знает каждого члена в отдельности, потому что Он начертал ее на ладонях своих (Ис. 49:16). В Невидимой Церкви нет лжехристиан, плевел, еретиков, отступников, предателей и всех, преданных какой-либо скверне и нечистоте, как и написано о Небесном Иерусалиме, символизирующем Церковь: «И не войдет в него ничто нечистое, и никто, преданный мерзости и лжи, а только те, которые написаны у Агнца в книге жизни» (Откр. 21:27).
- А теперь что означает выражение «Видимая Вселенская Церковь»? По аналогии с Невидимой Церковью мы можем дать такое его определение: «Видимая Вселенская Церковь – это реально существующее на данный момент на земле христианство, состоящее из множества отдельных поместных церквей, союзов, деноминаций, конфессий, миссий».
Видимая Вселенская Церковь также включает в себя две части. Об одной части мы уже говорили: это побеждающие, воинствующие христиане, совершающие духовные брани с силами сатаны и осуществляющие присутствие и служение Христа в этом мире. Это те, которые в притчах Христа показаны, как пшеница, как мудрые девы, как те, которые приносят добрый плод.
А другая часть Видимой Вселенской Церкви – это так называемое номинальное христианство. Номинальные христиане – это также верующие во Христа люди, но только по названию. Те, которые, считая себя религиозными людьми, не пережили духовного возрождения и живут в грехах, как обычные мирские люди; кто не приносят доброго плода и только формально вошли в списки церковных приходов и общин; кто, называясь христианами, отрицают боговдухновенность Библии, Божественную природу Христа, искупительную жертву Христа, второе пришествие Христа и другие спасительные истины; кто не в брачной одежде, и кто является лукавым и неверным рабом в известных притчах Иисуса Христа.
- И, наконец, что означает выражение «Поместная церковь»? И снова, исходя из библейского контекста и буквального его смысла, можно дать следующее определение этому выражению: «Поместная церковь – это сообщество верующих во Христа, независимо от их количества, проживающих в той или другой местности, городе, селе, поселке, и объединившихся в одну церковную семью, в одну общину для предписанных Богом целей».
Первая поместная церковь была явлена миру в день Пятидесятницы, когда после проповеди Ап. Петра около 3000 людей покаялись, приняли Слово Божье и крестились. Мы читаем об этом в Деян. 2:41: «Итак, охотно принявшие слово его крестились, и присоединилось в тот день душ около трех тысяч».
К чему они присоединились? К той церкви, которая уже была создана Иисусом Христом, так как Христос – автор великого проекта под названием «Церковь». Это были Апостолы и ближайшие ученики Христа в количестве около 120 человек, которые единодушно молились в ожидании сошествия Духа Святого. Но до дня Пятидесятницы она (Церковь) не была явлена миру.
Спустя некоторое время поместные церкви появились и в других городах и селениях Израиля, как мы читаем: «Церкви же по всей Иудее, Галилее и Самарии были в покое, назидаясь и ходя в страхе Господнем, и, при утешении от Святого Духа, умножались» (Деян. 9:31). Первой поместной церковью из язычников была церковь в Антиохии (Деян. 11-я и 13-я главы), которая и благословила Ап. Павла и Варнаву на проповедь Евангелия среди язычников. В результате этого служения поместные церкви возникли в различных провинциях Римской империи, о чем нам повествует книга Деяний Апостолов. И этот процесс распространения христианства в мире через создание поместных церквей продолжается уже почти 2000 лет.
II. Как связаны между собой членство в поместной церкви со членством в Невидимой Вселенской Церкви, то есть со спасением? Другими словами, является ли обязательным фиксированное членство в поместной церкви или для спасения достаточно быть членом только Невидимой Церкви?
Для ответа на эти вопросы давайте посмотрим на конкретные тексты Писания.
- Деян. 2:47: «Господь же ежедневно прилагал спасаемых к церкви». Речь идет, как видим, об Иерусалимской поместной церкви, и приход человека в эту церковь означал обретение им спасения, то есть вхождение в Невидимую Вселенскую Церковь.
- Деян. 5:14: «Верующих же более и более присоединялось к Господу, множество мужчин и женщин». Это означает, что приход человека в поместную церковь равносилен его приходу к Господу, а значит и приходу в Невидимую Вселенскую Церковь. И, наоборот: приход к Господу происходит через приход в поместную церковь. Эти понятия абсолютно тождественные. Присоединение к поместной церкви означает, образно говоря, поднятие флага над собой о принадлежности Христу и свидетельство, что я не тайный ученик Христа, а открытый христианин. Другими словами, личное посвящение людей ко Христу в ранней Церкви автоматически вело к их объединению с другими верующими в поместную церковь для совместного служения Богу. Другое не дано.
- 1 Кор. 12:13: «Ибо все мы одним Духом крестились в одно тело, Иудеи или Еллины, рабы или свободные, и все напоены одним Духом». Это означает, что всякий человек, пришедший ко Христу, не остается сам по себе, как нечто самодостаточное, но через Христа погружен, то есть помещен Духом Святым в тело Церкви Христа. А тело, как известно, состоит из многих членов. Таким образом, и этот текст подтверждает важную евангельскую истину: членство человека в церкви и его спасение и приход ко Христу – эти события неразрывно связаны друг с другом и происходят одновременно.
- Как видим из приведенных текстов Писания и из опыта ранней Церкви, сама идея о возможности получения спасения без реальной принадлежности к поместной церкви чужда Новому Завету. В этом контексте дополнительно обратим наше внимание на следующие моменты.
- Из четырнадцати посланий Ап. Павла десять были написаны поместным церквам, а четыре – руководителям поместных церквей. Это означает, что от начала поместная церковь была и остается главным инструментом Бога в созидании Царства Божьего, в деле евангелизации мира. Поместная церковь первична. Все остальные межцерковные и парацерковные структуры вторичны. Без поместных церквей они бесполезны.
- Семь посланий Иисуса Христа во 2-й и 3-й главах Откровения также написаны поместным церквам. Это значит, что сам наш Господь рассматривает верующих всех исторических эпох не иначе, как в составе конкретных поместных церквей.
- Из Деян. 2:41 («и присоединилось в тот день душ около трех тысяч») и Деян. 4:4 («Многие же из слушавших слово уверовали; и было число таковых людей около пяти тысяч») следует, что в Иерусалимской поместной церкви был подсчет членов церкви, то есть были списки и фиксированное членство. И еще: из 1 Тим. 5:9 («Вдовица должна быть избираема не менее, как шестидесятилетняя») можно сделать вывод, что в церквах велся учет вдов и были их списки.
- Такие фразы, как «и угодно было это предложение всему собранию» (Деян. 6:5); «рукоположивши же им пресвитеров к каждой церкви» (Деян. 14:28); «Апостолы и пресвитеры со всей церковью» (Деян. 15:22); «в собрании вашем» (1 Кор. 5:4); «если вся церковь сойдется вместе» (1 Кор. 14:23); «Не будем оставлять собрания своего» (Евр. 10:25) и другие подобные тексты – все эти выражения в Новом Завете можно понять только при условии, что в поместных церквах апостольского времени было реальное фиксированное членство.
III. Библейские образы Церкви, показывающие не виртуальное, а реальное членство в поместных церквах
- Церковь, как стадо овец, за каждую из которых несет ответственность пастырь стада
Этот образ проходит через все Священное Писание. Приведем некоторые подтверждающие тексты Писания: Ин. 10:11: «Я есть пастырь добрый: пастырь добрый полагает жизнь свою за овец»; Пс. 99:3: «Мы – Его, Его народ и овцы паствы Его»; Иез. 34:31: «Вы – овцы Мои, овцы паствы Моей»; и многие другие тпксты.
- Из текста 1 Петр. 5:2: «Пасите Божье стадо, какое у вас», следует, что это стадо – вполне конкретное и определенное.
- Из текста Лук. 15:4: «Кто из вас, имея сто овец и потеряв одну из них, не оставит девяноста девяти в пустыне и не пойдет за пропавшею, пока не найдет ее?» следует, что это стадо не безликое, а точно подсчитанное, фиксированное количество овец, и все овцы у доброго пастыря подсчитаны с точностью до одной овцы.
- Из текста Ин. 10:3, 14: «…он зовет своих овец по имени и выводит их…Я есть Пастырь добрый, и знаю Моих, и Мои знают Меня» следует, что каждая овца у доброго пастыря известна ему по ее имени:
- Церковь, как Божья семья, семья Божьих детей.
Величайшим проявлением Божьей любви к нам, верующим во Христа, является тот факт, что Он ввел нас в Свою семью, семью детей Божьих. Вот как об этом говорит нам Слово Божье: «Смотрите, какую любовь дал нам Отец, чтобы нам называться и быть детьми Божьими…Возлюбленные! Мы теперь дети Божьи; но еще не открылось, что будем. Знаем только, что, когда откроется, будем подобны Ему, потому что увидим Его, как Он есть» (1 Ин. 3:1, 2); «Этот самый Дух свидетельствует духу нашему, что мы – дети Божьи. А если дети, то и наследники, наследники Божьи, сонаследники же Христу…» (Рим. 8:16, 17); «Вот Я и дети, которых дал Мне Бог» (Евр. 2,13).
- Божья семья, как и всякая семья, состоит из отцов, юношей, отроков, детей, и об этом написал Ап. Иоанн: «Пишу вам, дети, потому что прощены вам грехи ради имени Его. Пишу вам, отцы, потому что вы познали Сущего от начала. Пишу вам, юноши, потому что вы победили лукавого. Пишу вам, отроки, потому что вы познали Отца» (1 Ин. 2:12, 13).
- Если церковь – это семья, а мы все Божьи дети, то это предполагает, что мы – самые близкие родственники, которые знают друг друга, заботятся друг о друге, как дети одного Отца и любят друг друга любовью «агапе», к чему призывает нас Слово Божье: «Будьте братолюбивы друг ко другу с нежностью; в почтительности друг друга предупреждайте» (Рим. 12:10); «Будем внимательны друг ко другу, поощряя к любви и добрым делам» (Евр. 10:24); «Более же всего облекитесь в любовь, которая есть совокупность совершенства» (Кол. 3:14). Без всякого сомнения, такие близкие и родственные отношения между верующими людьми возможны только тогда, когда они находятся в церковной семье, в реальной, а не виртуальной поместной церкви.
- Церковь, как духовный дом, как Божье строение из многих камней
Образ церкви в виде Божьего дома, Божьего храма, Божьего строения является действительно библейским образом: «И сами, как живые камни, устрояйте из себя дом духовный, священство святое, чтобы приносить духовные жертвы, благоприятные Богу Иисусом Христом» (1 Петр. 2:5); «…а вы Божья нива, Божье строение»; «Разве вы не знаете, что вы храм Божий; и дух Божий живет в вас» (1 Кор. 3:9, 16); «На котором (на Христе, как на краеугольном камне) и вы устрояетесь в жилище Божье Духом» (Еф. 2:22).
На основании приведенных текстов отметим важные моменты в контексте нашей темы.
Во-первых, подобно тому, как стены дома воздвигаются не из одного отдельного камня, а из многих камней, уложенных на свои места, так и стены церкви, как духовного дома, строятся не из одного, а из многих живых камней, .
Во-вторых, верующие, как живые камни, сами должны устроять духовное здание своей поместной церкви, прилагая к этому всякое необходимое старание и занимая в стенах этого здании свое уникальное место.
В-третьих, подобно тому, как каждый камень имеет шесть граней или шесть сторон, так эти шесть сторон имеются и у каждого живого камня, то есть у каждого члена церкви.
- Нижняя сторона – самая важная из них. Она лежит на основании. Этим основанием является Иисус Христос, а также святые Апостолы и пророки, наши предшественники, как и написано: «Бывши утверждены на основании Апостолов и пророков, имея Самого Иисуса Христа краеугольным камнем, на котором все здание, слагаясь стройно, возрастает в святой храм в Господе, на котором и вы устрояетесь в жилище Божье Духом» (Еф. 2:20 – 22); «Ибо никто не может положить другого основания, кроме положенного, которое есть Иисус Христос» (1 Кор. 3:11). Наши предшественники передали нам неповрежденное евангельское учение.
- Правая и левая сторона – это наши братья и сестры, с которыми мы должны построить отношения внутри поместной церкви. Но благодаря тому, что есть камни справа и слева – есть стена духовного дома церкви. Очень важно быть в стене. Камни, оказавшиеся вне стены, никому не нужны и выбрасываются.
- Верхняя сторона – это наши дети и внуки, наша молодежь, которым мы должны передать библейскую истину, нашу веру, наш добрый пример.
- Наружная сторона – это то, как видят нас окружающие люди. Они должны увидеть наши добрые дела и нашу высокую мораль, как Божьих людей. Мы должны быть солью и светом для мира.
- Внутренняя сторона – это наше сердце, наша совесть, наши мотивы, то есть это то, как видит и оценивает нас наш Бог.
- Церковь, как тело Христа, как живой организм, состоящий из многих членов
Уподобление Церкви телу Христа – одна из самых глубоких истин, характеризующих Божью Церковь. Вот как излагает эту истину Ап. Павел: «И вы – тело Христово, а порознь – члены» (1 Кор. 12:27). Отметим четыре важные вещи.
- Первое: быть живым телом, для которого характерны взаимосвязь и взаимозависимость всех его членов и клеток – это способ функционирования церкви. Этому функционированию посвящена вся 12-я глава 1 Коринфянам. Те группы клеток, которые перестают нормально взаимодействовать друг с другом, образуют раковую опухоль как в физическом теле, так и в духовном теле церкви.
- Второе: быть живым телом – это также способ роста церкви, о котором Ап. Павел говорит так: «Из Которого (то есть из Христа) все тело, составляемое и совокупляемое посредством всяких взаимно скрепляющих связей, при действии в свою меру каждого члена, получает приращение для созидания самого себя в любви» (Еф. 4:16).
- Третье: быть в составе живого тела – это также способ защиты его членов от смерти, так как любой орган тела вне тела умирает.
- Четвертое: Церковь, как живое тело – это многоуровневая живая система, состоящая из многих «взаимно скрепляющих связей».
- Церковь, как Божий народ, находящийся вне стана окружающего мира
«Но вы – род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет; некогда не народ, а ныне народ Божий…» (1 Петр. 2:9).
Как и во всяком народе, у членов Христовой церкви есть то, что соединяет их в одну церковную семью, в один народ: у них одно отечество – это Небеса, одна столица – это Небесный Иерусалим, одно правительство – это Царь и Господь Иисус Христос, одна конституция – это Слово Божье, один род – дети одного Отца, одна евангельская культура и один евангельский язык, общие радости и печали.
IY. Назначение поместной церкви
- Совместное поклонение и прославление Бога через проведение богослужебных собраний
Регулярное проведение совместных собраний и разнообразных общений было во все времена, даже во времена гонений, неотъемлемой частью жизни каждой поместной церкви, начиная с апостольских времен: «И они постоянно пребывали в учении Апостолов, в общении и преломлении хлеба и в молитвах» (Деян. 2:42). Прославление Бога и общительность – это жертвы, угодные Господу (см. Евр. 13:15, 16). Оставление собраний, безусловно, является признаком духовной болезни, и по этой причине Ап. Павел написал это предостережение: «Не будем оставлять собрания своего, как есть у некоторых обычай» (Евр. 10:25).
- Наставление и назидание верующих Словом Божьим и духовными песнопениями
«Слово Христово да вселяется в вас обильно, со всякой премудростью; научайте и вразумляйте друг друга псалмами, славословием и духовными песнями, во благодати воспевая в сердцах ваших Господу» (Кол. 3:16).
- Служение верующих друг другу сообразно с их духовными дарами
«Служите друг другу каждый тем даром, какой получил, как добрые домостроители многоразличной благодати Божьей. Говорит ли кто, говори, как слова Божьи; служит ли кто, служи по силе, какую дает Бог, дабы во всем прославлялся Бог через Иисуса Христа» (1Петр. 4:10, 11).
- Забота и попечение друг о друге
«Дабы не было разделения в теле, а все члены одинаково заботились друг о друге» (1 Кор. 12:25); «Будем внимательны друг ко другу, поощряя к любви и добрым делам» (Евр. 10:24».
- Ученичество
«И Он поставил одних Апостолами, других пророками, иных Евангелистами, иных пастырями и учителями, к совершению святых, на дело служения, для созидания тела Христова, доколе все придем в единство веры и познания Сына Божьего, в мужа совершенного, в меру полного возраста Христова» (Еф. 4:11 – 13).
- Совершение священнодействий Вечери Господней и святого водного крещения (1 Кор. 11:23 – 25; Мф. 28:19,20)
Без реального членства в поместной церкви совершение этих предписанных Богом священных актов невозможно.
- Провозглашение евангельской вести миру
Как уже было отмечено, поместная церковь – главный инструмент Бога в деле евангелизации мира и распространения евангельской вести. Именно поместная церковь в лице своих реальных, а не виртуальных членов призвана являть миру Иисуса Христа, Его служение, Его любовь, Его красоту. Именно благодаря поместным церквам окружающий мир:
во-первых, слышит Христа через исполнение верующими Великого Поручения Иисуса Христа «Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам» (Мф. 28:19, 20);
во-вторых, видит Христа в практической жизни христиан: «По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою» (Ин. 13:35), то есть любовь между реальными, а не виртуальными членами поместной церкви;
в-третьих, читает Христа, так как именно реальные верующие являются письмом Бога к человечеству, которое люди могут прочитать, как об этом пишет Ап. Павел: «Вы показываете собою, что вы – письмо Христово …написанное не чернилами, но Духом Бога живого, не на скрижалях каменных, но на плотяных скрижалях сердца» (2 Кор. 3:3).
Николай Величко, пастор церкви
Киев, май 2021 года
Write a comment:
You must be logged in to post a comment.