«Так говорит Господь: остановитесь на путях ваших, и рассмотрите, и расспросите о путях древних, где путь добрый, и идите по нему, и найдете покой душам вашим. Но они сказала: не пойдем» (Иер. 6:16).
«Поставь себе путевые знаки, поставь себе столбы, обрати сердце твое на дорогу – на путь, по которому ты (то есть Израиль) шла». (Иер.31:21).
Регламент нашей конференции для изложения 25-летней истории Братства предусматривает 25 минут: один год – одна минута. Это не простая задача. Но поскольку историю Братства и хронику тех давних событий в разных вариантах я уже неоднократно излагал, считаю более правильным в своем, если можно так сказать, юбилейном выступлении только фрагментарно и вскользь коснуться обстоятельств и причин создания Братства в 1993 г. Основную же часть выделенного мне времени я хочу посвятить подведению итогов нашей истории, то есть попытаюсь ответить на вопрос: чему она нас научила? Убежден, что понимание уроков прошлого очень важно для настоящего и будущего Братства. (Не хотелось бы, чтобы к нам относился афоризм Бернарда Шоу: «Единственный урок, который можно извлечь из истории, состоит в том, что люди не извлекают из истории никаких уроков»). Поэтому тема моего выступления будет звучать так: «Уроки нашего прошлого. Ключевые уроки истории Братства».
Но сначала хочу сделать следующее уточнение: нашему Братству, по сути, не 25 лет, а намного больше. У Братства помимо истории есть и предыстория, более продолжительная, чем сама история. Дело в том, что те церкви, которые в 1993 г. составили первоначальное ядро Братства, которые были его инициаторами и учредителями, до 1993 г. на протяжении многих лет были составной частью внутрицерковного движения Совета Церквей, которое началось в 1961 г. Я имею в виду церкви Киева, Житомира, Харькова, Харцызска, Здолбунова, Ровно и др. Эти церкви на определенном этапе не восприняли жестко централизованную структуру Совета Церквей, которая постепенно сложилась в отделенном Братстве. Однако, в остальном они, естественно, имели такое же, как и у Совета Церквей, понимание пути, по которому должна идти церковь, и понимание места, какое должна занимать Церковь в обществе и мире. Поэтому уроки истории нашего Братства должны включать в себя и тот духовный опыт, который Братство в лице церквей-учредителей приобрело и во время нашей предыстории, то есть начиная с 1961 г. и по 1993 г.
А теперь об уроках нашей истории. Начнем с небольшого экскурса в наше прошлое. Бог предопределил нам жить на сломе истории СССР и находиться в эпицентре поистине эпохальных мировых событий: яростное богоборчество, массовые репрессии, страшная Вторая мировая война, объявленный на весь мир план к 1980 году покончить с организованной религией и, наконец, шокировавший всех распад мировой безбожной системы в 1991 г., когда Бог сказал атеизму: «Доселе дойдешь, и не перейдешь, и здесь предел надменным волнам твоим» (Иов. 38:11). Это была великая победа Господа и великое поражение дьявола! В процессе этих эпохальных событий церкви ЕХБ на территории СССР пережили два духовных подъема, которые по праву можно назвать пробуждениями. Участниками этих пробуждений были и церкви нашего Братства.
Первое пробуждение – 60-е годы прошлого века. Церкви в СССР подвергаются тяжелым испытаниям. Грубо подавляется свобода веры. Жестокое преследование всякой живой активности в церкви. Массовые аресты. Угрозы и клевета. Безбожный мир вмешивается в дела церкви. Неверные служители рассылают губительные для церкви тайные инструкции. Но Дух Всевышнего Бога вселил в сердца многих Своих искренних детей великую силу и жертвенность. В духовных сражениях возмужали сотни верных Божьих служителей, тысячи молодых людей посвятили свою жизнь Господу. На алтарь Господний они несли самое ценное – свои сердца, полагая души свои за дело Божье. Наверно, лучше всего стремление пробужденной церкви того времени к верности Богу, святости и единству в борьбе за истину выражают поэтические строки Н. П. Храпова:
Сегодня сердца молодые пусть будут
В биенье одном на груди у Христа,
А завтра, быть может, кого и поднимут
Толпой разъяренной на древо креста!
Второе пробуждение – 90-е годы прошлого века, когда после распада СССР наступила уникальная свобода проповеди Евангелия, и многие тысячи неверующих людей пришли к Господу. В одной только Киевской церкви «Храм Спасения» в те годы покаялись несколько тысяч людей, за 10 лет приняли святое водное крещение 1201 человек и родилось около 30-ти новых общин и групп. Подобная картина имела место по всей Украине. Это было действительно пробуждение.
К сожалению, оно прекратилось. Очень скоро – в нулевые годы – наступил и стал углубляться духовный застой. Справедливости ради надо отметить, что за последние годы в нашем Братстве произошло не мало позитивных структурных изменений, успешно работают разные отделы и программы; разрабатываются хорошие планы и стратегии, о которых конкретно будет идти речь в последующих выступлениях. И, в то же время, мы переживаем духовный застой. Критически сократилось количество кающихся и принимающих крещение в наших церквях. Дух лукавого и прелюбодейного мира обволакивает верующих и массово проникает в церкви. С каждым годом у членов наших церквей нарастает духовная апатия и безразличие к делу Божьему; растет равнодушие относительно вечной судьбы окружающих нас неверующих людей; исчезает дух миссионерства, дух личного евангелизма; в церквях, как правило, нет планомерной системной работы в этом направлении; верующие теряют ревность к посещению собраний, так как обременены разными не первой важности делами в ущерб главной задаче христианина; критически мало тех, кто готов выходить за пределы домов молитвы, чтобы искать грешников, кто готов вести посвященную Богу жизнь; растет обольщение верующих разными не здравыми учениями и мн. др. Что же нам делать?
Исходя из реальной духовной ситуации в церквях нашего Братства и тех вызовов, которые во весь рост встали перед нами, я назову пять ключевых уроков нашей истории. Насколько это важно? Приведу высказывание известного православного писателя 20-го века А.В.Карташова: «Доктрины Божьи – это верстовые столбы, указывающие верное направление дороги, чтобы не попасть в духовное болото». Верстовые столбы, указывающие правильное направление дороги, нам действительно нужны, чтобы нам тоже не свернуть с верного пути и не оказаться в болоте духовного кризиса. Повеление Господа «поставь себе столбы» обращено сегодня и к нам, и если мы поймем уроки нашего прошлого, мы, образно говоря, поставим для себя эти верстовые столбы, и не окажемся в положении Израиля, который сказал Господу: «не пойдем». К чему это привело? К разрушению страны и Вавилонскому пленению.
ПЕРВЫЙ УРОК: НАШЕ БРАТСТВО СЕГОДНЯ НУЖДАЕТСЯ В ГЛУБОКОМ ДУХОВНОМ ПРОБУЖДЕНИИ. ПРОБУЖДЕНИЕ – САМАЯ ГЛАВНАЯ НУЖДА БРАТСТВА. Как никогда сегодня актуальны слова Ап. Павла: «…наступил уже час пробудиться нам от сна» (Рим. 13:11). Пробуждение – единственная программа, единственная стратегия, благодаря которым наше Братство и наши церкви будут духовно крепкими и успешными. Без духовного пробуждения все наши программы, стратегии и планы будут мало эффективны, так как будут разбиваться о равнодушие верующих.
Пробуждение необходимо везде, где христиане погрузились в греховный сон отступления от заповедей Божьих, в состояние нерадения, беспечности, равнодушия. Лаодикийское состояние – это смертельная опасность для христианства нашего времени, в том числе и для церквей и служителей нашего Братства. Вот почему сегодня нам нужно духовное пробуждение. Но что оно из себя представляет?
1) Это – восстановление утраченного живого общения с Богом через искреннее покаяние и безусловное оставление всякого сознательного греха, всякого рода зла;
2) Это – «реки воды живой», текущие из нас, источник которых – во Христе, Который сказал: «Кто жаждет, иди ко Мне и пей» (Ин. 7:37); это – обилие Божьей благодати в нас; это – жажда исполнения Духом Святым;
3) Это – святая целомудренная благочестивая жизнь и жертвенная любовь к Богу, которые определяют подлинное лицо церкви и, прежде всего, ее служителей;
4) Это – жизнь с избытком, это – благодать на благодать, это – непрестанная радость даже в страданиях, это – мир и любовь в семье, это – согласие сердец, нежность и почтительность отношений внутри церкви;
5) Это – умножение и рост церкви; это – проповедь о Христе с великим усердием; это – нежная забота о духовных детях, о молодом поколении;
6) Это – усердная молитвенная жизнь и непрестанная хвала Богу во всех обстоятельствах; то есть это не спонтанная вспышка любви к Богу, а постоянный духовный процесс, зависящий от нашего отношения к источнику благословений – к Господу Иисусу Христу.
7) Пробужденная церковь – это истинная церковь. В такой церкви нет иерархии; там выше тот, кто всем слуга, а превознесен только Иисус Христос. В такой церкви для всех одна привилегия – быть в общении со Христом, одно счастье – быть спасенным, одно имя – святой, одна высота – смирение, одно совершенство – любовь, одна печаль – о своих грехах и о незнающих Бога, один труд – свидетельство о Христе, одна сила – Дух Святой, один враг – грех, один страх – страх Божий. В такой церкви нет ни иудея ни эллина, ни знатных ни простых, ни богатых ни бедных; в ней дети Божьи сияют, как светила в мире. А сама церковь – не трость, колеблемая ветром, а столп и утверждение истины, соль земли, свет для находящихся во мраке, послание Христово миру.
Как достигнуть пробуждения? Оно возможно только тогда, когда оно станет нашей главной заботой, главной целью, главной стратегией, главной темой наших молитв.
ВТОРОЙ УРОК: НЕ ОТДАВАТЬ КЕСАРЮ ТО, ЧТО ПРИНАДЛЕЖИТ БОГУ. Братство, как добровольный союз самостоятельных церквей ЕХБ, определяя свое место в обществе, стране и мире, должно свято придерживаться повелений Христа: «Отдавайте кесарево кесарю, а Божье Богу» (Мр. 12:17); «Царство Мое не от мира сего» (Иоан. 18:36). Эта позиция независимости церкви заповедана нам на века, и она не должна нами корректироваться в зависимости от того, какая сейчас в стране система власти: авторитарная или демократическая. Всякая власть – это «кесарь», и отдавать Божье даже самому лучшему кесарю является грехом.
В этой связи нам нужно правильно ответить на следующие два важных вопроса: во-первых, какую роль для Своей Церкви в этом мире определил ее Создатель и Глава Иисус Христос? Какую Он, образно говоря, предоставил Церкви территорию ее ответственности? Во-вторых, какое место и какую роль в этом мире Христос не предназначал для Своей Церкви? То есть какие территории ответственности являются чужими, запретными для Церкви? Исчерпывающие ответы на оба эти вопроса дает Священное Писание.
Итак, какое предназначение и какая роль в мире и обществе уготована для Церкви Иисусом Христом по Писанию, какая территория ее ответственности? Из многих граней этой ответственности мы назовем следующие:
1) Церковь – это соль мира и свет для народов всей земли: «Вы – соль земли … Вы – свет мира» (Мф. 5:13, 14);
2) Церковь – это сообщество рожденных свыше людей, которые призваны словом и святой жизнью распространить Христово Евангелие до пределов вселенной: «Вы – письмо Христово … узнаваемое и читаемое всеми людьми» (2 Кор. 3:2 –3);
3) Церковь – это люди, призванные Богом делать добро всем людям: «Доколе есть время, будем делать добро всем, а более всего своим по вере» (Гал. 6:10);
4) Церковь – это народ особенный, не сливающийся с окружающим миром, имеющий небесное отечество: «Они не от мира, как и Я не от мира» (Ин. 17:16);
5) Церковь – это народ священников, совершающий молитвенное предстояние перед Богом за все человечество: «Вы – царственное священство»; «Прошу совершать молитвы, прошения, моления, благодарения за всех людей» (1 Петр. 2:9; 1 Тим. 2:1).
Какое же место и какую роль в мире и обществе Христос не предназначал для Своей Церкви? На основании евангельских текстов: «Я создам Церковь Мою»; «Он есть глава тела Церкви»; «Церковь повинуется Христу»; «Царство Мое не от мира сего»; «Отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу» (Мф. 16:18; Кол. 1:18; Ефес. 5:24; Ин. 18:36; Мр. 12;17) обозначим следующие четыре чужие для церкви территории, где церковь не должна находиться, где Христос не назначал для нее места:
1) Церковь не должна быть под государством (цезаропапизм), когда власть фактически руководит церковью и вмешивается в ее внутреннюю жизнь. В таком положении Церковь находилась в СССР. Но у Церкви есть только один Глава – Христос;
2) Церковь не должна быть над государством, как было в истории папства, когда папа реально смещал и назначал светских правителей и королей. Христос Сам этого не делал и не поручал делать Своей Церкви;
3) Церковь не должна быть государственной, то есть не должна являться частью государственной машины, выполняя, по сути, роль одного из департаментов государственной власти. И, действительно, какое соучастие может быть у света с тьмою?
4) Церковь не должна быть в политике. Политика – это прерогатива, то есть исключительное право и законная территория кесаря и его институтов, но это не территория Церкви. Церковь в политике – это один из видов скрытой коррупции.
К сожалению, соблазн оказаться не на своей территории и быть в политике постоянно преследовал церковь, начиная со времен императора Константина. Этот соблазн деформировал мировое христианство, вследствие чего церковь на многие века стала государственной, а сами христиане в своем большинстве стали номинальными. Политизация церкви стала родовой чертой западного протестантизма, включая баптистов. За 400 лет своей истории протестантизм настолько смешался с политикой, армией, спортом, театром, искусством, что между церковью и миром можно поставить знак равенства. Этот соблазн деформировал и союз ЕХБ в бывшем Советском Союзе, когда, воспользовавшись страхом и неверностью перед Богом руководства этого союза, атеистические власти на многие годы получили возможность фактически руководить церковью, душить все живое в ней и даже планировать ее полную ликвидацию.
К великому сожалению, сегодня опасность политизации евангельских церквей в Украине, в том числе и церквей нашего Братства, так же актуальна, как и во времена Константина в 4-м веке. К этому есть целый ряд причин. Это и влияние вовлеченных в политическую деятельность западных баптистов. Это и коррупция, которая подобно ржавчине разъедает нравственные устои не только общества, но и церкви. Это и некорректные спекуляции на идее патриотизма. Тревожный звонок, подтверждающий реальность такой политизации: 23.09.2018 масс медиа сообщили о начале создания Всеукраинского Собора протестантских конфессий под руководством руководителя силового ведомства страны, секретаря СНБО. Что это, как не политизация церкви?
Однако политика для служителя церкви – это духовный блуд. В политике «сыны века сего догадливее сынов света в своем роде». Если служитель идет в политику, то церковь теряет свою независимость от кесаря, так как политика принадлежит кесарю. Кесарь и должен быть главным в политике, а служитель церкви будет у него в подмастерье с Библией в руках, которую он вынужден будет извращать в угоду кесарю. У политиков нет постоянных друзей, есть только постоянные интересы. Справедливо говорят, что язык дан политику, чтобы скрывать свои мысли и лгать в интересах достижения власти и личного обогащения; что политика – это вторая древнейшая профессия, которая ничем не лучше первой. Поэтому не пастырское это дело – быть в политике. Если служители, не дай Бог, погрузятся в политику, то политика придет в церковь, а Христос ее оставит. Дистанцирование от политики должно стать для нас путевым знаком, чтобы не оказаться на чужой территории и не быть частью скрытой коррупции.
ТРЕТИЙ УРОК: БРАТСТВО НЕ ДОЛЖНО ПРЕКЛОНЯТЬСЯ ПОД ЧУЖОЕ ЯРМО С НЕВЕРНЫМИ (2 Кор. 6:14). Другими словами, Братство не должно иметь духовного общения и организационно не должно входить в союзы, объединения и ассоциации с теми из них, которые не стоят на библейской почве и не придерживаются здравой библейской доктрины, как и написано: «…какое общение праведности с беззаконием? Что общего у света с тьмою? … Или какое соучастие верного с неверным? … Поэтому выйдите из среды их и отделитесь, говорит Господь, и не прикасайтесь к нечистому, и Я приму вас» (2 Кор. 6:14 – 17).
Этот урок мы получили после того, как в 1993 году стали членами Европейской Баптистской Федерации и Всемирного Союза Баптистов. К сожалению, это был наш поспешный, необдуманный и ошибочный шаг, предпринятый нами по неведению и неопытности. С течением времени мы с глубоким разочарованием увидели, что эти международные баптистские организации в духовном плане являются аморфными без четкого выверенного здравого вероучения. Мы увидели, что у них не существует единой для всех библейской позиции по таким принципиальным вопросам, как безусловное признание Библии непогрешимым и боговдохновенным Словом Божьим; как безусловное признание гомосексуализма и однополых браков абсолютно неприемлемым грехом против Бога; как безусловное признание абортов грехом убийства; как неевангельская практика рукоположения женщин на пасторское служение; как либерализм в богословии и др.
Все это было более чем достаточным основанием для нашего Братства прекратить свое членство в этих организациях, что мы и сделали в 2005 году. Раньше, чем мы, это сделал Союз Баптистов Казахстана. Так некогда в 1887 г. поступил и знаменитый баптистский проповедник Чарльз Сперджен, выйдя из Союза баптистов Англии.
Учитывая, что сегодня в христианские церкви все более и более проникает беспринципность и равнодушие к искажениям истины, нам важно понимать, что это опасно, что одна беспринципность будет порождать другую, и это, в конечном счете, может привести к большому отступлению. Поэтому истину надо называть истиною, заблуждение – заблуждением, а грех – грехом. Нам нужно быть терпимыми и миролюбивыми, но нельзя быть беспринципными и бесхребетными. Нельзя поддаваться искушению «толерантности», жертвуя Божьей правдой. По этой причине и на будущее этот урок с ошибочным вхождением Братства в ЕБФ и ВСБ должен стать для нас верстовым столбом, указывающим нам верную дорогу и предохраняющим нас от таких союзов, которые погрузят нас в духовное болото отступления.
ЧЕТВЕРТЫЙ УРОК: МЫ ДОЛЖНЫ В СВОЕМ СЛУЖЕНИИ ПРИДЕРЖИВАТЬСЯ ИЗНАЧАЛЬНО ЗАПОВЕДАННЫХ НАМ ДОБРЫХ ДРЕВНИХ ПУТЕЙ (Иер. 6:16).
Пути, о которых говорил пророк Иеремия, были изначально, в качестве мерила истины, предписаны Израилю в законе Моисеевом. И, соответственно, в том, что касается Церкви, таким добрым и древним путем для нее является евангельский путь исполнения учения Христа и Его святых апостолов. Если Церковь идет по этому доброму пути, то она всегда будет народом, состоящим из возрожденных детей Божьих; народом, который идет по узкому пути и который находится вне стана прелюбодейного и лукавого мира, будучи не от мира, как и Христос не от мира; народом особенным, ревностным к добрым делам, который, отвергнув нечестие и мирские похоти, живет целомудренно, праведно и благочестиво в развращенном мире, ожидая явления славы Спасителя Иисуса Христа; народом, который имеет великое задание – возвестить миру спасение во Христе (Мф. 7:14; 28:19; Мр. 8:38; Ин. 17:16; Тит. 2:12 – 14; Евр. 13:13).
К сожалению, для народа Божьего, помимо добрых и изначально предписанных Богом древних путей, всегда был соблазн избирать иные, не Божьи, пути – пути заблуждения. Они у нас на слуху, но их надо избегать, как опасной инфекции. Это:
1) либерализм или модернизм (либерализм в богословии, в образе жизни и в поклонении Богу). Главное в модернизме – утверждение человеческого разума высшим критерием истины, центром всех вещей и ценностей;
2) постмодернизм. Это мировоззрение без абсолютных убеждений и доктрин, без абсолютных духовно-нравственных ценностей. Это плюрализм, то есть терпимость или толерантность ко всем мировоззрениям;
3) секуляризация или осовременивание церкви. На практике это означает ее обмирщение, смешение ее с миром;
4) социализация церкви, то есть интегрирование ее в окружающее безрелигиозное общество, в социальную, культурную и общественно-политическую жизнь государства с целью сделать мир христианским и счастливым. На самом деле, имеет место обратный процесс: не мир становится христианским, а церковь становится мирской, о чем говорит сам за себя обвальный кризис христианства в Западной Европе, которая всегда была цитаделью либерализма и «социального евангелия»;
5) экумения. Главная цель экумении – объединить все христианские конфессии для преобразования мира на основе ценностей Евангелия. Ради такого единства экуменисты с готовностью отказываются от евангельских доктрин, но преобразования греховного мира от этого не происходит. Скорее, наоборот;
6) разные лжеучения. Среди множества лжеучений наиболее часто мы имеем дело с харизматическим обольщением, «богословием преуспевания» и популярным кальвинизмом.
В настоящее время миллионы христиан во всем мире, как и предсказывал Ап. Павел, не принимают здравого учения, но по своим прихотям избирают себе учителей, которые льстят их слуху (2 Тим. 4:3). К большому сожалению, церкви и служители нашего Братства не защищены от этой опасности. И через древнего пророка Бог нам говорит сегодня: «Рассмотрите, и расспросите, где путь добрый и идите по нему».
ПЯТЫЙ УРОК: БАПТИСТСКИЙ ПРИНЦИП АВТОНОМИИ ЦЕРКВИ НЕ ДОЛЖЕН ВЕСТИ К ИЗОЛЯЦИИ И ВСЕДОЗВОЛЕННОСТИ (1 Пет. 2:17).
Об изоляции. Автономия поместной церкви не означает, что она может забыть, что наряду с нею есть и другие Христовы церкви, и что высшее желание нашего Господа, Главы Церкви, чтобы христиане достигали и осуществляли «единство духа в союзе мира». Между церквами должна существовать священная тесная связь, посредством чего они соединяются в духе в одно нераздельное целое, в один великий и славный живой организм. Эта священная связь основана на том, что все они через возрождение сделались причастниками Божеского естества, получив прощение грехов и жребий с освященными, жизнь вечную и радость во Святом Духе. Что у всех их один Глава – Иисус Христос, и на всех них лежит одинаковая ответственность за распространение Евангелия по всему миру. По этой причине каждая поместная церковь должна быть заинтересована в благополучии других церквей и должна прилагать все усилия, чтобы взаимно поддерживать друг друга.
О вседозволенности. В реальной жизни независимых церквей, в том числе и церквей нашего Братства, к сожалению, бывали злоупотребления статусом самостоятельности или автономии поместной церкви, очень важным для нас, баптистов. При всем его позитивном содержании в реальной практике служения церквей он может стать своего рода индульгенцией, дающей право пресвитеру церкви, при его недолжном духовном состоянии и отсутствии в церкви других авторитетных служителей, прикрывать свои и чужие грехи; поступать безответственно и бесконтрольно; не щадить стадо Божье и творить духовный произвол; способствует развитию у пресвитера гордости и самомнения, что наносит большой ущерб делу Божьему. Не лучше ли быть зависимым от Братства церквей, нежели покоиться в беспечной независимости, и бесконтрольно действовать, руководствуясь непомерным и неадекватным самомнением?
Не допускать изоляции церкви и вседозволенности должно для нас стать еще одним путевым знаком, чтобы нам не заблудиться.
******************
В заключение я хотел бы подчеркнуть, что перечисленные уроки истории нашего Братства, подобно верстовым столбам, должны направлять нас на верный путь, путь здравого евангельского консерватизма. В связи с этим я хотел бы привести высказывания о консерватизме известного христианского мыслителя Николая Бердяева: «Смысл консерватизма не в том, что он препятствует движению вперед и вверх, а в том, что он препятствует движению назад и вниз. Истинный консерватизм есть борьба вечности со временем, сопротивление нетленного гниению. Консерватизм поддерживает связь времен, не допускает разрыва будущего с прошлым. Консерватизм имеет глубину, он обращен к древним истокам жизни, к корням». Об этой связи времен говорит Ап. Павел: «Итак, братья, стойте и держите предания, которым вы научены или словом, или посланием нашим» (2 Фес. 2:15). Аминь!
Пастор Николай Величко
г. Киев, 29 сентября 2018 г.