Молитва апостола Павла о Ефесской церкви конкретна:
«Непрестанно благодарю за вас Бога, вспоминая о вас в молитвах моих, чтобы Бог Господа нашего Иисуса Христа, Отец славы, дал вам духа премудрости и откровения к познанию Его и просветил очи сердца вашего, дабы вы познали, в чем состоит надежда призвания Его и какое богатство славного наследия Его для святых, и как безмерно величие могущества Его в вас, верующих по действию державной силы Его, которою Он воздействовал во Христе, воскресив Его из мертвых и посадив одесную Себя на небесах, превыше всякого начальства и власти, и силы, и господства, и всякого имени, именуемого не только в сем веке, но и в будущем, и все покорил под ноги Его, и поставил Его выше всего, главою Церкви, которая есть тело Его, полнота Наполняющего всё во всем»
(Ефесянам 1:16-23).
Это то, чего не постигнешь ни в семинарии, ни на библейском уроке, ни при медитации над книгами ежедневного чтения. Желание ап. Павла заключалось в том, чтобы они обрели духа премудрости и откровения от Бога к познанию Христа. Дух премудрости и откровения дается при личном, углубленном изучении Божьего Слова и постоянной молитве.
В частности, ап. Павел желает, чтобы они (и мы) постигли, «как безмерно величие могущества Его» в них. Такое объяснение силы Христа весьма инструктивно. В послании к Филиппийцам он говорит о том, чего бы сам желал и к чему он стремился. Он называет это «силой воскресения» и объясняет свое стремление так:
«…чтобы познать Его и силу воскресения Его, и участие в страданиях Его, сообразуясь смерти Его, чтобы достигнуть воскресения мертвых. Говорю так не потому, чтобы я уже достиг или усовершился; но стремлюсь, не достигну ли и я, как достиг меня Христос Иисус»
(Филиппийцам 3: 10-12).
Разве не был Павел уверен в своем спасении и в том, что он достигнет воскресения верующих во время восхищения? Вряд ли! Он говорит нам, что воскресение Христа не только историческое событие, на которое мы оглядываемся с удовлетворением и радостью, но это самое великое событие в истории всей вселенной в прошлом, настоящем и будущем!
Самое великое событие, какое вселенная когда-либо видела, является также и самым неподдающимся пониманию. Мы упоминаем о нем так заурядно, но это те «петли», на которых не только висит вся история, но которые её разделяют. Разделение времени должно быть не только ДО и ПОСЛЕ Рождества Христа, но и ДО и ПОСЛЕ Его воскресения.
При современных телескопах и средствах проникновения все дальше во Вселенную, слова Давида в Псалме 18:2 обретают еще большую значимость: «Небеса проповедуют славу Божию, и о делах рук Его вещает твердь». Творение является величайшим видимым выражением славы и силы Божией, и мы склоняемся в благоговении и преклонении, размышляя о великом Боге, Чье могущество кроется за всем тем, что мы видим. Но ап. Павел говорит, что это ничто, по сравнению с той силой, которая проявилась в воскресении Иисуса Христа, и этой силы желает он ефесянам в их ежедневной жизни.
Фактически, ап. Павел говорит, что воскресение Христа – самое великое и непревзойденное проявление Божией силы. Нам нужно понять, почему это так и почему ап. Павел молился именно так, а не иначе. Ведь, в конце концов, «в Нем (во Христе) была жизнь» (Иоанн 1:4) Иисус Христос сказал: «Имею власть (dunamis – силу) отдать её (Мою жизнь) и власть имею опять принять её; сию заповедь получил Я от Отца Моего» (Иоанн 10:18) Так почему же для воскресения Христа из мертвых потребовалась такая сила?
Во время Своей жизни на земле и еще до собственного воскресения Христос воскресил многих из мертвых: Лазаря (Иоанн 11:1-43), сына Наинской вдовы (Лука 7:11-16) и других, но все они должны были потом умереть для ожидания восресения всех умерших верующих перед их восхищением.
«Я есмь воскресение и жизнь; верующий в Меня, если и умрет, оживет»
(Иоанн 11:25).
Как мог быть убитым Даятель жизни, через Которого «все начало быть» (Иоанн 1:3)? Тут мы видим как бы некое противоречие. Ведь Сам Христос сказал: «Никто не отнимает её (жизнь) у меня, но Я Сам отдаю её» (Иоанн 10:18) А Петр обвиняет евреев в том, что они убили Иисуса, говоря: «Сего, по определенному совету и предведению Божию преданного, вы взяли и, пригвоздив руками беззаконных, убили» (Деяния 2:23). Обращаясь к синедриону (раввинскому совету), Стефан употребляет почти те же слова:
«Кого из пророков не гнали отцы ваши? Они убили предвозвестивших пришествие Праведника, Которого предателями и убийцами сделались ныне вы…»
(Деяния 7:52).
Ответ на вопрос, почему для воскресения Христа потребовалась наивысшая сила, когда-либо проявленная во вселенной, мы находим в связи с методом Его смерти. Бог заявил от начала, что «возмездие за грех – смерть», то есть вечная разлука с Ним. Не слишком ли жестоко? Адам и Ева были изгнаны из рая их Творцом, поместившим их туда, за кажущееся незначительным вкушение запретного плода. Как может это быть достойным вечного наказания?
У нас потому такой поверхностный взгляд на грех, что мы смотрим только на сам акт или действие, а не на Того, против Которого оно было совершено. Грех Адама и Евы не был простым вкушением плода запретного дерева. Их поступок был намеренным, произвольным бунтом против Того, Кто сотворил их и всю Вселенную. С нашей точки зрения, грех Давида – прелюбодеяние, убийство и обман – был как бы гораздо более мерзким. Но Давид знал, каким был его грех:
«Тебе, Тебе единому согрешил я и лукавое пред очами Твоими сделал…»
(Псалом 50:6).
По своей сущности грех – это умышленное предательство, открытое неповиновение и бунт против Творца и Владыки Вселенной. Нам следует запомнить этот факт. Большинство христиан, будучи обличенными совестью во грехе, падают на лицо свое, исповедуют грех и каются в нем, не совсем представляя себе весь ужас совершенного ими преступления против Бога, такого же ужасного, каким был грех Адама и Евы. Только тогда, когда мы, как Давид, это сознаем, наше покаяние и исповедание греха можно будет считать полным.
Теперь мы начинаем понимать, почему потребовалось «безмерное могущество силы Его» для воскрешения Иисуса Христа из мертвых. В одном из наших гимнов мы поем: «Наш грех поверг во гроб Того, Кто был Начальник жизни…» Что это значит? Как могли наши грехи быть возложены на безгрешного Христа? Это не было достигнуто путем осуждения Иисуса Пилатом. И не путем избиения Его плетьми безбожных римских воинов, хотя недавний фильм «Страсти Христовы» ошибочно создает именно такое впечатление.
То, что на самом деле произошло на кресте, не поддается передаче кинофильмом. Продюсеры, обычно не рожденные свыше, хотя и искренние и сентиментальные, непременно опустят самое главное, что и происходит в большинстве таких фильмов. Пророк Исаия писал:
«Но Господу угодно было поразить Его, и Он предал Его мучению; когда же душа Его принесет жертву умилостивления, Он узрит потомство долговечное и воля Господня благоуспешно будет исполняться рукою Его»
(Исаия 53:10).
Ясно, что причиненное людьми не было главным в «поражении» Христа и превращении души Его в «жертву умилостивления» за грехи наши. У греха есть моральное и духовное измерение, которое Христос должен был понести за каждого человека, и этого не мог сделать никто другой.
Наш Спаситель должен был быть не только безгрешным, чтобы уплатить цену наказания за грехи других, но Он также должен был быть вечным – безначальным и бесконечным. Никто, кроме Самого Бога не мог удовлетворить Его справедливости. Наказание было произнесено над человечеством. Таким образом, Бог, хотя Он и вечен, не мог бы понести наказания за грехи человечества, не став вполне человеком, но оставаясь при этом Богом. В этом суть единственного в истории непорочного зачатия.
Атеисты утверждают, что несправедливо невинному нести наказание за виновных. И это было бы на самом деле так, если бы у Креста не было еще одного измерения. Тем, кто верует, Бог вменяет смерть и воскресение, как их собственность. Они умерли и воскресли со Христом. Они облеклись в Него. Происходит чудесное внутреннее преображение, обещанное Христом и названное Им «рождением свыше» (Иоанн 3:3-16) Это не «клише», не пустое выражение, но реальность.
Пилат не мог знать, что он говорил, когда представил Иисуса толпе словами: «Се Человек!» Это был такой Человек, каким Его имел в виду Бог. Ап. Павел назвал Его «вторым Человеком» и «последним Адамом» (1 Коринфянам 15:45,47) То есть от создания Адама рукою Бога в раю и до сотворенного тою же рукою во чреве Девы Иисуса не было такого человека, о котором бы можно было сказать: «Се Человек, такой, какого Сам Бог имел в виду».
Полное бремя греха, которое обрекало человека на вечность в озере огненном, мог понести только Сам Вечный Сын на кресте, где Он висел между Богом и человеком. Если бы вечная справедливость не была удовлетворена посредством полной уплаты наказания за грех, Христос не восстал бы из гроба.
Наказание за грех – это вечная разлука с Богом и Его вселенной. Это участь в озере огненном. Вот чего заслуживает предательство Творца всего на Его Верховном Суде. Самое ужасное в том, что даже в озере огненном ненавидевшие Бога не избегут суда совести. Их совесть уже не сможет найти извинения, за которым бы она могла спрятаться от Бога. Не будет возможности бежать от отвергаемой ими при жизни истины, и она будет преследовать их вечно. Псалмопевец Давид писал:
«Куда пойду от Духа Твоего, и от лица Твоего куда убегу? Взойду ли на небо, Ты там; сойду ли в преисподнюю, и там Ты»
(Псалом 138:7-8).
Невозможно ограниченному человеку уплатить требуемую Божиим правосудием неограниченную цену наказания за грех. Ни один смертный, пытающийся загладить грехи своими силами, не сможет воскликнуть, как Христос на кресте: «Свершилось! Цена вины уплачена!», а ведь она должна быть уплачена сполна. Иначе как бы могли распахнуться ворота правосудия?
В книге Иова мы находим намек на подлинную борьбу за владение Космосом между сатаной и Богом:
«И был день, когда пришли сыны Божии предстать пред Господом; и между ними пришел и сатана»
(Иов 1:6).
В этом удивительном повествовании нам открывается возможность взглянуть на борьбу между Богом и сатаной. Это конфликт космических масштабов, борьба за владение Вселенной, в которой обе стороны борются за высший приз – душу человека! Это весьма реальная борьба за сердце человека и его любовь. И нет гарантии, что в каждом случае победит Бог. Обладая даром свободного выбора, человек свободен избрать свой путь и того, кому он решает служить. Христиане играют решающую роль в поражении сатаны:
«И низвержен был великий дракон, древний змий, называемый диаволом и сатаною, обольщающий всю вселенную, низвержен на землю и ангелы его низвержены с ним. И услышал я громкий голос, говорящий на небе: ныне настало спасение и сила, и царство Бога нашего, и власть Христа Его, потому что низвержен клеветник братьев наших, клеветавший на них пред Богом нашим день и ночь; они победили его Кровью Агнца и словом свидетельства своего и не возлюбили души (жизни) своей даже до смерти»
(Откровение 12:9-11).
Имея любовь Христа в сердце, мы следуем оставленному нам примеру Самого Господа:
«Будучи злословим, Он не злословил взаимно; страдая, не угрожал, но предавал то Судии Праведному»
(1 Петра 2:21-25).
Сатана и сейчас продолжает являться в присутствие Божие с дерзновением, как он делал это во дни Иова. Как знаем мы об этом? Он все еще клевещет на братьев перед престолом Бога день и ночь и будет делать это до самого конца, до дня, когда будет «низвержен клеветник братьев наших, клеветавший на них пред Богом нашим день и ночь». (Откровение 12:10) Сатана подобен отслужившему президенту перед избранием нового. Он все еще ходит беспрепятственно по коридорам власти и закулисно оказывает известную меру влияния, потому что он еще не низвержен с неба, но скоро это будет, как читаем в книге Откровения:
«И произошла на небе война: Михаил и Ангелы его воевали против дракона, и дракон и ангелы его воевали против них, но не устояли, и не нашлось уже для них места на небе. И низвержен был великий дракон, древний змий, называемый диаволом и сатаною, обольщающий всю вселенную, низвержен на землю, и ангелы его низвержены с ним»
(Откровение 12:7-9).
Как будет достигнута эта окончательная победа? Она будет достигнута победою Христа над грехом и смертью и Его славным воскресением.
Сатана не может понять, как Христос кротостью и уничижением, принятым им за слабость, смог восторжествовать над ним. Его сбило с толку все, что касалось креста. Он попытался повлиять на Петра, чтобы тот предотвратил распятие Христа:
«И отозвав Его (Иисуса), Петр начал преклословить Ему: будь милостив к Себе, Господи! Да не будет этого с Тобою!» Мы знаем, что это было от сатаны, потому что Христос ответил на это так: «Отойди от Меня, сатана! Ты Мне соблазн, потому что думаешь не о том, что Божие, но что человеческое»
(Матфей 16:22-23).
Потом сатана вошел в Иуду (Иоанн 13:27) и, противореча всему, что он делал до этого, и надеясь, очевидно, что таким путем он, пожалуй, избавится от Иисуса раз и навсегда, внушил Иуде предать Христа начальникам народа, чтобы они отдали Иисуса на распятие.
Сатана по сей день не понимает, что произошло. По-моему, он воображал, что, выйдя из этой борьбы победителем, он завоюет сердца и умы людей. А почему бы и нет? Ведь он предлагал то, чего желать сам давно научил людей, используя их алчность: обилие богатства, плотских удовольствий, свободного секса, популярности, славы, наркотиков и алкоголя, то есть удовлетворения всех плотских желаний. Однако многие предпочли следование за Христом, хотя Он предупредил их, что они будут ненавидимы и гонимы миром, зато получат вечность с Ним и истинное счастье.
«Ты укажешь мне путь жизни: полнота радостей пред лицом Твоим, блаженство в деснице Твоей вовек»
(Псалом 15:11).
А как же с теми, кто избирает предательство и следование за сатаной?
«Живу Я, говорит Господь Бог: не хочу смерти грешника, но чтобы грешник обратился от пути своего и жив был. Обратитесь, обратитесь от злых путей ваших; для чего умирать вам, дом Израилев?»
(Иезекииль 33:11).
Хотя здесь это сказано к Израилю, это касается всех грешников во все времена. Бог не получает удовольствия от применения наказания, но каждое преступление должно быть наказано. Когда читаешь, что говорят и пишут вожди атеистов в своем наглом мятеже против Бога, сразу видишь, что они хотели бы свергнуть Его с престола, если бы это было только возможно. Они ненавидят Бога! Это – принятие стороны врага Божьего – сатаны, чья вечная участь в озере огненном со всеми теми, кто пошел за ним.
Когда верующий в Христа и Его воскресение профессор Оксфордского университета Джон Леннокс отстаивал свою позицию в диспуте с передовым руководителем атеистического движения Даукинсом, тот скривил презрительно губы и язвительным тоном ответил на заключительные аргументы профессора:
«Ну, вот это и выдает всю вашу игру. Не так ли? Все это научное и физическое великолепно и прекрасно, но вот мы опускаемся до воскресения Иисуса… Это так мило, так мелко, так локально, так по-земному, так недостойно вселенной!»
Но Бог называет воскресение Христа самым высоким проявлением Его величия и силы. Как жалки выкрики безбожного Даукинса! Этот язычник, явно поклоняющийся творению, вместо Творца (Римлянам 1:21-23), в своей злобе выходит из себя. Это выражение ненависти к Богу подвергнется суровому осуждению. Бог предлагал мудрость, а они избрали невежество. В книге Притч Бог говорит об этом:
«Я (мудрость) звала, и вы не послушались; простирала руку мою, и не было внимающего; и вы отвергли все мои советы, и обличений моих не приняли: за то и я посмеюсь вашей погибели; порадуюсь, когда придет на вас ужас»
(Притчи 1:24-26).
Между тем вечность будет петь свою, вечно новую, песнь хвалы Богу и Агнцу:
«Достоин Агнец закланный принять силу и богатство, и премудрость и крепость, и честь и славу, и благословение»
(Откровение 5:12).