Христос не искал «своего»; Его искания всегда были направлены во благо всем; заботясь о других, Он не заботился о том, «где голову приклонить». Он пришел «искать заблудших» и неуклонно искал их всю Свою земную жизнь.
Грехопадение человека выразилось отчасти в том, что человек, созданный Богом для жизни в Боге и для Бога, начал жить для самого себя, ища не Божьего, а своего.

В действительности же получается так: тот, кто ищет своего, обычно не находит ни Божьего, ни своего, а тот, кто ищет Божьего, находит и Божье, и свое. «Ищи счастья другим, и ты найдешь свое собственное», – говорит народная мудрость.

Ничто так не раскрывает тайников души человека, как его искания своего. В этом смысле известное всем изречение можно облечь в такие слова: «Скажи мне, чего ты ищешь, и я скажу тебе, кто ты…»

Взгляните на человека, который любит Бога и ищет воли Божьей, успеха делу Божьему, благоденствия ближнему. Этот человек нужду страдальцев ставит выше своих собственных проблем, и все, что Божье, стоит у него на первом месте. Наблюдая за ним и за его действиями, вы убеждаетесь воочию в проявлениях невидимого Бога любви.

Взгляните теперь на человека, ищущего своего. Во имя достижения своего, он способен и готов на самые крайние меры. Он не прочь даже вывести Землю из ее орбиты, произвести хаос во вселенной, свергнуть Бога с Его престола. Здесь вы видите проявления дьявола, который ищет своего в ущерб Богу, в ущерб людям, в ущерб мирозданью и всей твари поднебесной. Любовь никогда не способна на что-либо подобное. «Любовь не ищет своего…»

В житейском обиходе все, что делается без любви, исходит от зависти, тщеславия, жадности, амбиций и всяких слепых и дурных импульсов, которые приводят к неизбежным разочарованиям, недоразумениям, ссорам, смуте и замешательству.

Однажды я оказался в роли миротворца. Две милые дамы, пенсионерки, подруги детства, встретились после полувековой разлуки и решили жить вместе. И, как обычно случается, кто-то кого-то чем-то обидел…

В моем присутствии обиженная, не принимая во внимание искренних извинений обидчицы, спешила с горечью перечислить ей все ее недостатки и несовершенства и под конец со слезами воскликнула: «С первого же дня, когда ты переехала ко мне, я тогда уже увидела, что мне от тебя никакой пользы не будет…»

Эта заключительная фраза вскрыла все нутро обиженной. Она показала, что в основе их «дружбы» были не взаимные дружеские чувства и любовь, а искание личной своей выгоды.

Искание своего – один из самых мощных факторов человеческой жизни. Есть на свете немало людей, которые при всяком новом знакомстве стараются разгадать и определить, в какой мере и в чем это знакомство может быть использовано ими.

Совершенно иначе подходит к этому вопросу любовь. Любовь думает не о том, как бы использовать нового знакомого, а чем послужить ему, в каком-то отношении быть ему полезной.

К сожалению, личная выгода имеет неотразимое влияние на все людские взаимоотношения и решения. Все, что пахнет пользой, нам кажется вполне справедливым, разумным и логичным, а все не приносящее выгоду, пусть даже самое благородное и святое, представляется заведомо нелепым, нецелесообразным и ненужным. И прав был тот, кто сказал: «Человек, ищущий своего, извлекает пользу не только из своей личной нечестности и несправедливости, но также из честности и справедливости того, с кем он имеет дело».

Какая все же трагедия для человека, который отдавал все свои силы и всю свою жизнь на поиски «своего», а в конце земного пути убеждается в том, что этого-то «своего» у него никогда не было и нет. Из всего того, что он приобрел, накопил и чему отдавал себя, он не может ничего назвать воистину своим собственным, кроме своей бессмертной души, ибо собственником всего его имущества является Господь, а сам он – только «управитель неверный», подотчетный Небесному Хозяину.

Блажен человек, который помнит, что, сколько бы у него ни было денег, домов, земель и всяких сокровищ, все сведется в конце пути к одному костюму, к одному гробу, к одной сырой могиле…

Блажен человек, искавший «горнего» и любовью своею стяжавший себе «сокровища неоскудевающие на небесах». Блажен тот, кто высекал свое доброе имя в сердцах людей, а не на богатом, но холодном кладбищенском мраморе.

Жизнь, свободная от исканий своего, – жизнь самоотверженная, святая, вызывающая всеобщее уважение. Все ценят людей любвеобильных, прямых, открытых и честных.

Жизнь верующего, протекающая в любви Христовой, неотразимо очаровательна. Такая жизнь отображает собою неземную красоту, умиляющую сердца и распространяющую вокруг себя небесное благоухание.

Человек, преисполненный любовью к людям, подобен фруктовому дереву, которое приносит приятные и полезные плоды, но не для себя, а для всякого, кто желает протянуть руку и воспользоваться ими.

Истинный христианин живет для того, чтобы облегчать другим людям их непосильную жизненную ношу. Поэтому жить без любви Христовой в сердце так же немыслимо для христианина, как немыслимо играть на скрипке без струн.

Искания своего порывают в нашей душе струны любви и делают нашу жизнь безотрадной, бесцельной и бесплодной, а все наши жертвоприношения Богу – оскверненными и неугодными. Богу угодны только такие жертвы, при которых мы отдаем частицу самих себя.

Самые богатые дары, принесенные Богу без участия нашего сердца, подобны жертвоприношению Каина. Ища пользы другого, нам надлежит делиться с ним всем тем, даже немногим, что послал нам Господь.

Способны ли мы на это?

Борис Годунов при воцарении сказал, что он хотел бы поделиться с каждым бедным своей последней рубашкой и при этом бессознательно схватился рукой за ворот своей рубахи, украшенной жемчугом. Но бедные люди нуждаются не в наших благих порывах или громких и пустых декларациях и обещаниях, а в скромных и простых проявлениях любви Христовой, обитающей в сердце подлинного христианина.

Искатель своего – человек замкнутый, обособленный, знающий только самого себя. Чужая беда, горе, нужда, опасность, гибель к нему не относятся и его не касаются. Поэтому неудивительно, если при крике: «Пожар!» в больших аудиториях гибнут сотни душ, бросающихся к выходу и думающих только о собственном своем спасении, пренебрегая и не интересуясь судьбой всех остальных. Любовь, не ищущая своего, полагает жизнь свою за других.

Духовная жизнь Церкви укрепляется взаимной любовью и взаимной жертвенностью и парализуется взаимными исканиями своего. Человек, обладающий любовью, живет тысячью жизней, тогда как искатель своего живет только одной, весьма низкой и жалкой.

Человек ценится по широте души, глубине сердца, святости мышления, чистоте характера, возвышенности своих исканий, жертвенной способности и обилию любви.

Некто сказал: «Лишь тот воистину велик, кто любовь имеет великую». И действительно, жить интересами других людей и ради них жертвовать собою – вот в чем высшая степень любви и уподобления Богу. Христос призывает всех к такому христианству!

Желаешь быть таким христианином? –

Иди к униженным, иди к обиженным – по их стопам.
Где трудно дышится, где горе слышится, – будь первый там!
(Н. А. Некрасов)

© 1961 - 2024

Мы в соцсетях: