И наконец четвертая причина заключается в том, что теория всеобщей эволюции стала для многих биологов чем-то вроде религии. Так, по крайней мере, высказался один известный эволюционист: «Теория эволюции оценивается биологами настолько высоко, что она стала как бы религиозным культом. Многие биологи видят в ней высшее объединяющее начало».
На эту тенденцию обратил внимание и д-р Томсон. В уже цитированном вступлении к «Происхождению видов» он писал: «Доктрина эволюции посредством естественного отбора — в том виде, как ее излагают Дарвин и его последователи — имеет сильный антирелигиозный привкус. Большинство читателей поняли идею «Происхождения…» как отрицание божественного Провидения».
Итак, дарвинизм — идеальное обоснование атеизма (об этом мы уже говорили). Не удивительно, что самые рьяные эволюционисты — Хаксли, Уоддингтон — известны как убежденные атеисты.
Сегодня мировоззрение атеистов модно называть осекулярным гуманизмом. Это — религия без Бога. Книга сэра Джулиана Хаксли о гуманизме так и называется: «Религия без откровения».
В другой толстой книге о гуманизме — на одной только первой странице слово «эволюция» встречается шесть раз. На суперобложке мы читаем: «Эволюционный гуманизм… это новое мировоззрение и вера в нашу судьбу. Человек — естественный феномен, созданный эволюционным процессом».
Удивительно ли, что среди биологов столько неверующих! Теория эволюции оправдывает это неверие в их собственных глазах — к тому же молодых ученых всегда влечет возможность сделать карьеру.
Даже некоторые верующие биологи считают дарвинизм чуть ли не вторым своим вероисповеданием. Например, профессор Алистер Гарди, либеральный христианин, говорит о другом верующем профессоре, Тейяре де Шардене, что тот «…пылко верит в причастность Бога к биологической эволюции. Интуиция ведет его в правильном направлении». Обратим внимание на слова «пылко верит». Такой оборот уместнее в устах не ученого, а идолопоклонника!
Критику своих религиозных убеждений люди, как правило, воспринимают болезненно. Почему же встречают в штыки любой неблагочестивый намек правоверные эволюционисты? Несколько лет назад один выдающийся британский эволюционист признал: «Неодарвинизм превратился в ортодоксию, и любая критика в его адрес рассматривается как измена».
За примерами не надо далеко ходить. Вот только один, современный. Японский биолог Томоко Охита опубликовала в английском журнале статью, которая начиналась так: «Чем больше мы узнаем об эволюционных изменениях на молекулярном уровне, тем яснее становится необходимость пересмотреть всю теорию эволюции».
Восторга такое заявление не вызвало. Меньше всего на свете британские эволюционисты хотели бы пересматривать свою теорию, и слова японки показались им вызывающими. Вскоре один из них напечатал ответ. Взгляды Охиты были названы там «опасными для науки» .
Найджела Колдера, писателя, интересующегося проблемами науки, фраза эта возмутила, и он отправил редактору гневное письмо с такими словами: «Если наука не идет на риск, не допускает опровержения и пересмотра своих постулатов, она перестает быть наукой. Неодарвинизм уже окостеневает, превращается в псевдорелигиозную догму».
С Кимурой и Охитой ученые ведут себя как церковники с еретиками .Это не единственный пример. Каждому непредвзятому и хоть немного сведущему в биологии человеку ясно, что наука об эволюции резко отличается от всех прочих наук.
Я не вполне согласен с теми, кто называет теорию эволюции «научной фантастикой». Но названия научной религии эта теория, видимо, заслуживает.