Крупные ученые не придерживаются этого мнения, однако от простых людей мы это слышим часто. По их мнению, наука имеет дело с фактами, а христианство – с нравственными ценностями и эмоциями. Науку можно доказать, говорят они, а христианство – нельзя. Наука прогрессивна, христианство же часто тормозило прогресс. Наука пользуется логикой – христианство основывается на вере. Наука имеет дело с законами природы – христианство же с чудесами. Различия огромны.
Но как бы огромны они ни были, наука и христианская вера имеют много общего. Рассмотрим некоторые моменты более подробно.
Верно ли, что наука имеет дело с фактами, а христианство – с ценностями и эмоциями? Нет, неверно! И наука, и христианство имеют дело с реальностью. Наука рассматривает информацию об окружающем нас мире, которую мы получаем посредством нашего зрения, осязания, путем измерений и расчетов. Христианство же основывается на информации о нашем мире, полученной из жизни, учения, смерти и воскресения Иисуса. Его можно исследовать, прибегнув к науке истории. Жизнь и учение, смерть и воскресение Иисуса – достоверные исторические факты. Они являются достойной темой для тщательного исследования. Выводы, к которым мы придем, будут иметь решающее значение для формирования нашего мировоззрения.
Без сомнения, христианство рассматривает категорию ценностей, но этим же занимается и наука. Оба оперируют как субъективными, так и объективными факторами. И наука, и христианство располагают как объяснимыми, так и необъяснимыми фактами. Эмоции равно свойственны как ученым, так и верующим христианам. И те, и другие — люди. И те, и другие неохотно признают нечто, идущее вразрез с тем, во что они всегда верили.
Астроном Роберт Джестроу подробно рассказывает об оскорбленных чувствах некоторых астрономов относительно предположений о происхождении космоса согласно теории большого взрыва. Эта, ныне доминирующая теория, допускает в какой-то момент времени и пространства… Создателя. А для тех, кто до сих пор занимал позицию неверующего, это абсолютно неприемлемо. «Этого не может быть!» – пишет Алан Сэндидж. «Я возражаю!» – пишет Филипп Моррисон. «Идея начала мне противна!» – пишет Эдингтон. Да, наука не менее, чем христианство, имеет дело с ценностями и эмоциями.
Далее. Верно ли, что научные данные можно подтвердить, тогда как христианство – нельзя? Опять-таки неверно. Науку нельзя «доказать». Основой научного метода является эмпиризм, позволяющий доказательству увести вас куда угодно. Но если это так, то становится очевидным, что вы не можете доказать научную гипотезу. Она является продуктом исследования единообразия. Тут потребовалось бы всего одно противоречие, чтобы свести все к нулю. Теории Ньютона столетиями считались доказанными… и тут является Эйнштейн.
Чтобы точно что-то подтвердить, надо доказать, что оно неумолимо вытекает из чего-то уже известного. Только дедуктивное знание достоверно. Конечно, для практических целей мы допускаем надежность «законов», открытых учеными. Но они не доказаны!
В равной степени вы не докажете и христианство. Вам не удастся дедуктивным методом подтвердить, что есть кто-то выше Бога, от кого Он мог бы иметь Свое начало. Это было бы противоречием на уровне терминологии, ибо Богом мы называем нечто первичное. Вам не удастся подтвердить историчность Иисуса Христа и Его учения. Не сможете вы этого сделать и с Юлием Цезарем. Исторические события не «подтверждаются». Они принимаются или не принимаются на основе компетентного, вероятного и предпочтительно современного утверждения. На этом-то основании христиане и предлагают принять Иисуса.
Соответствует ли действительности утверждение, что наука прогрессивна, а христианство препятствует прогрессу? Доля правды в этом есть. Но только доля. На некоторых этапах своей истории христианство действительно тормозило прогресс. Достаточно вспомнить православную церковь в царской России. Или испанскую инквизицию. Или преследование церковью Коперника и Галилея на заре научных открытий. Все это было…
Но чаще все же христианство было в авангарде прогресса. Прогресса в образовании, медицине, в освобождении угнетенных, заключенных, рабов и женщин. Вспомним также многих христиан на заре современной науки – Кеплера, Пристли, Ломоносова…
Вспомним и негативные стороны науки. Расщепление атома – явление само по себе безобидное. Результат этого открытия – опасность разрушения планеты. Ужасающи последствия открытий биологии и химии! В рамках строго научных можно было бы назвать биологическое и химическое оружие «прогрессом»! Но способствует ли оно прогрессу человечества, как таковому?
Далее. Наука пользуется логикой, тогда как христианство базируется на вере. Еще одно ошибочное мнение. В научных исследованиях есть, конечно, логика и порядок, но порядок и логика присущи также и философским, историческим, этическим и религиозным дисциплинам христианства. Но, в конечном счете, и христианство, и наука зависят от веры. Вера не означает верить тому, что является заведомо неправдой, по определению одного школьника. Вера – это уверенность на основе свидетельства. А это и является главным как для научного метода, так и для христианской веры.
Без веры вы не можете начать ни научного исследования, ни христианской жизни. В обоих случаях следует верить. В случае с наукой вы должны допустить предположение, что мир, который мы видим и осязаем, реален, хотя эта гипотеза и не лишена серьезных проблем, известных любому философу. Вы должны руководствоваться научным представлением о единообразии существующего мира и преобладании причины над следствием. Без этих предварительных «скачков веры», какими бы резонными они ни были, вы не сможете начать научное исследование.
В равной степени истинному христианину нужна уверенность. Вы не должны сомневаться, что существует живой Бог, который явил Себя в Иисусе Христе. Вы должны вверить свою жизнь Самому Иисусу, верить Ему. Без этой веры, этой самоотдачи на основе исторического свидетельства истинного христианства быть не может.
Наука и вера в Творца Вселенной – понятия, по мнению многих, несопоставимые. Но мы не сможем понять окружающий нас мир и наше место в нем, если не будем рассматривать их в единстве.
В науке открытие редко является результатом одной только мыслительной деятельности или логического осмысления. Тут есть какая-то искра вдохновения, какое-то предчувствие, доля экспериментирования, порой даже риска. «А что, если попробовать еще так?..»
Вот оно! Самоотдача на основе свидетельства! А если эксперимент увенчался успехом, вы повторяете его, и со временем он становится еще одним элементом нашего знания. Так же и в христианстве. Христианство заявляет, что Бог не только создал этот мир, но и пришел в него. Тут христиане пользуются научным методом. Они не могут знать первопричину истинности этого заявления. Дело тут не только в логике. Им надо верить гипотезе, что это могло быть на самом деле, и убедиться, что гипотеза верна. Христиане основываются исключительно на свидетельстве, что некоторые вещи абсолютны. И в какой-то определенный момент оказывается, что вещи эти действительно реальны: вера приводит к желаемым результатам.
Вопреки распространенному мнению, большая часть христиан в университетах – ученые. В этом нет ничего удивительного. Ведь их метод очень похож на христианский – самоотдача на базе свидетельства, т.е. вера.
И, наконец, как насчет чуда? Если ваши теории ограничены физической вселенной с ее устоявшимися и неизменными законами, то концепция чуда, которая подразумевает прекращение действий этих законов в пространстве и во времени, покажется вам неприемлемой. Но это уже взгляд на науку из прошлого столетия, и не так уж много крупных ученых разделяет его. Со времени создания Гейзенбергом квантовой механики и принципа неопределенности картина науки выглядит несколько иначе. Главное же, что нам следует помнить, – «законы природы» носят не предписывающий, а описательный характер. Они не определяют, что должно случиться; они описывают, что уже произошло. Наука может говорить, что чудес при обычно существующих обстоятельствах не бывает. Но она не имеет права заявлять, что они невозможны. Это заявление не укладывается в рамки науки. И если Бог действительно явился на эту землю в лице Иисуса Христа, разве удивительно, что Он совершал чудеса, как сообщают об этом Евангелия? Их нельзя считать невозможными.
Наука не находится в конфликте с христианской верой, хотя этого нельзя сказать о некоторых ученых. Большинство же ученых является убежденными христианами.