Библия — это вовсе не книга. Это библиотека. Она состоит из шестидеся­ти шести книг, написанных на трех языках многими авторами за период около двух тысяч лет. Были среди этих авторов евреи, были и представители других национальностей. Одни были царями, другие – пастухами. Разнообразие лите­ратурных жанров в Библии напоминает калейдоскоп: история и пророчества, псалмы и поэзия, Евангелие и послания, аллегории и притчи, даже поэма о люб­ви.
При изучении Библии особенно бросается в глаза тот факт, что, несмотря на большое число авторов, все они принимают участие в написании одного и того же повествования.

• От начала до конца Библии Бог рассматривается одинаково. Он Создатель, Спаситель и Судья. Он – Святая Любовь.

• Читая, вы заметите, что суть природы человека всеми авторами Библии понимается одинаково. Человек способен на величайшую добродетель и на глубочайшую безнравственность. Созданное для славы Божией, но отвернувшееся от Него, высшее начало человека нуждается в примирении с Богом.

• Вы заметите общность во взгляде на Иисуса Христа. Самый обыкновен­ный человек, такой же, как и мы все, Он, однако, дал нам возможность увидеть Бога, Которого мы не могли понять. Его смерть на кресте является не просто примером исключительного героизма. Она, с одной стороны, показывает глу­бину греха человека, который в состоянии уничтожить самое лучшее, а с дру­гой стороны – глубину Божьей любви, готовой пойти на любые жертвы для то­го, чтобы спасти нас от отчуждения, в котором мы находимся. Авторы Библии единодушны и в вопросе о том, что на кресте случилось что-то очень важное: «Он вознес наши грехи Своим телом на древо». Они также ясно говорят о том, что смерть не имела власти над Иисусом. Он восстал из гроба в первый день Пасхи. Он жив и сегодня, и мы можем с Ним встретиться. Иисус Христос мо­жет изменить всю нашу жизнь.

• Вы обнаружите, что авторы Библии пишут о надежде. В конце века Бог достигнет Своей цели как на земле, так и на небе.

Нет никакого сомнения в том, что авторов Библии объединяет удивитель­нейшая гармония взглядов. Попробуйте найти что-либо подобное в мировой истории или литературе. Где еще вы найдете такое единство взглядов на Бога у совершенно различных авторов, писавших на протяжении почти двух тысячелетий?

Сравнительное богословие – очень интересное исследование. Сравнивая, мы непременно придем к выводу, что человечество всегда искало Бога, но эти поиски приводили к различным результатам. Однако Библия повествует не только о поисках Бога человечеством. Изучая Библию, мы делаем для себя совершенно неожиданное, удивительное и очень важное открытие: Бог ищет че­ловека! Бог – наш лучший Друг, Которого мы отвергли, но Который так любит нас, что находит нас, невзирая на то, что мы восстали против Него. Ни одна ре­лигия в мире не говорит нам о подобных вещах. Только в Библии тема спасения красной нитью проходит через всю книгу.

Ветхий Завет лежит в основе трех монотеистических религий: иудаизма, христианства и ислама. От него нельзя легкомысленно отмахнуться, как от чего-то недостоверного. Он является одной из самых плодотворных творений всего человечества. Нельзя, конечно, доказать истинность того, что Ветхий Завет говорит о Боге. Это вопрос веры. Но можно доказать, что его текст очень достоверно передает события. В свитках, найденных у Мертвого моря в 1947 году, содержатся еврейские тексты многих книг Ветхого Завета. Написанные между 150 г. до нашей эры и 70 г. нашей эры, они на 1000 лет древнее любого ранее известного манускрипта Библии. Однако тексты практически идентичны. Это является красноречивым доказательством того, что мы располагаем исклю­чительно надежными текстами Ветхого Завета.

А в Ветхом Завете уже указывалось на спасение… в будущем. Как метко заметил Августин Блаженный, смысл и значение учения Нового Завета сокрыты в Ветхом, а Ветхого Завета – в Новом. Центральной же фигурой Нового За­вета является Сам Иисус, живший в первом веке нашей эры, распятый при рим­ском правителе Понтии Пилате.

Существует и светское свидетельство об Иисусе. О Нем сообщают нам два известных римских писателя того времени: Тацит (Анналы 15. 44) и Плиний Младший (Письма 10. 96). А также еврейские документы – Иосиф Флавий (в особенности «Древности» 18. 3. 3) и Мишна. Эти тексты подтверждают Его историчность, Его необычное рождение, Его чудеса, Его учение; они свиде­тельствуют о Его учениках, Его мессианских притязаниях, Его смерти через распятие, Его воскресении и Его обещании снова явиться в конце веков. Архео­логия также подтверждает факт существования в первом веке христиан и пред­метов их веры, а также истинность христианских утверждений в Евангелиях и Деяниях Апостолов.

Но, конечно, основным источником информации об Иисусе служит нам сам Новый Завет. Можем ли мы ему верить? Тут все сводится к трем спорным моментам:

• Можно ли верить документам? Располагаем ли мы Новым Заветом в та­ком виде, каким он был первоначально написан, или же в текст в течение веков были внесены изменения?

Хочется отме­тить, что текст Ново­го Завета настолько достоверен, что никто не осмелится испра­вить его. Мы распо­лагаем большим ко­личеством мануск­риптов Нового Заве­та, почти полностью излагающие описан­ные в нем события. Разница между ними настолько незначи­тельна, что можно быть уверенным в на­личии самого ориги­нала среди мануск­риптов. Ни одна из христианских док­трин не основывается на спорных фактах. Новый Завет дошел до нас в той форме рукописи, которая была широко распро­странена во время жизни Христа и на сегодняшний день является самым древ­ним памятником этой письменности.

Как писала зна­менитый библейский археолог Кэтлин Кенион: «Разница во времени между да­той написания оригинала и первоначальным свидетельством настолько мала, что ее не стоит принимать в расчет, и это устраняет наши последние основания для опасений, что Священное Писание дошло до нас в искаженном виде».

• Можем ли мы доверять тому, что написано в Евангелиях? Одно дело – иметь достоверные манускрипты. Другое дело – иметь достоверную информа­цию об Иисусе.

И тут мы снова можем быть совершенно спокойны. Евангелия не являют­ся историей, биографией или учением. Они представляют собой новую литера­турную форму – «Благую Весть об Иисусе». Эта Благая Весть проповедовалась по всей империи в течение тридцати лет, пока не было написано самое раннее Евангелие, Евангелие от Марка. Не дает ли этот период в 30 лет возможности для искажений и измышлений? Нет. В одной из наиболее значительных книг нашего столетия о Новом Завете – «Апостольская проповедь и ее развитие» — профессор С. X. Додд доказал, что тот же самый образец проповеди об Иисусе можно обнаружить во всех независимых от Нового Завета источниках, свиде­тельствующих об Иисусе.

Некоторые из событий, описанные в Евангелиях, остаются открытыми для исследования. Существует два теста, применение которых может значительно облегчить современным ученым их исследовательскую работу. Один из них – проверка текста арамейским языком. Если что-либо из Евангелий может быть легко переведено с греческого оригинала на лежащий в его основе арамейский, которым пользовались Иисус и Его ученики, то степень достоверности чрезвы­чайно велика. Второй тест – многократное подтверждение события. Если какое-то событие или мнение подтверждается несколькими местами Евангелий, то исключить достоверность очень трудно. Это относится, в частности, к главным моментам Священного Писания, таким как основные положения учения Хри­ста, чудо насыщения пяти тысяч, смерть и воскресение Иисуса.

Хотя критика Евангелия и сложна, можно без преувеличения сказать, что никакие книги в мире не были так детально изучены, как Евангелия, подвергавшиеся критике ученых на протяжении более двух с половиной столетий. Однако, несмотря на все это, репутация их осталась высокой.

• А теперь подойдем вплотную к главному вопросу: можем ли мы доверять Тому, Кто находится в центре внимания Библии, – Иисусу Христу? Звучат ли достоверно сообщения о Его жизни и учении, Его смерти и воскресении, Его любви и призыве к покаянию и следованию за Ним? Является ли Он Тем, Кем мы не только восхищаемся, но и в Ком мы отчаянно нуждаемся?

Многие из тех, кто объявляет Библию сборником мифов, совершенно не­знакомы с ее учением. Они абсолютно уверены только в одном, что не хотят смириться перед Иисусом Христом, о Котором говорит Библия. Беда не в том, что они не могут поверить тому, о чем говорится в Библии, как когда-то сказал Гек Финн, а в том, что они могут поверить! Этого вполне достаточно, чтобы оказаться в большом нравственном затруднении. Если Библия истинна, то гото­вы ли мы признать ее?

© 1961 - 2024

Мы в соцсетях: