«Услышав же Иисус, что Иоанн отдан под стражу, удалился в Галилею»
(Матфей 4:12).
В близко расположенных к Иордану местах Иисусу тоже (после ареста Иоанна) стало опасно находиться.
Идя все время на север через Самарию и пройдя приблизительно половину пути, Иисус и ученики оказались у знаменитого колодца Иакова. Недалеко были гробница Иакова и город Сихарь. Иисус присел около колодца отдохнуть, пока ученики отправились в город купить пищи.
Спустя некоторое время к колодцу подошла местная жительница, чтобы набрать воды.
«Иисус говорит ей: дай Мне пить… Женщина Самарянская говорит Ему: как Ты, будучи Иудей, просишь пить у меня, Самарянки? ибо Иудеи с Самарянами не сообщаются»
(Иоанн 4:7,9).
С глубоким пренебрежением относились евреи к самарянам, презирая их, как низшую расу. По мнению евреев, самаряне пошли на компромисс, оставив веру в Бога, и смешав воедино религию, существовавшую тысячу лет со времен царя Ровоама, когда Израиль разделился.
Иисус не признавал человеческие предубеждения, вызванные гордостью и человеческими пороками. Любовь Иисуса распространялась на всех, хотя Он был рожден в еврейской семье и воспитывался в еврейских традициях. Он никогда не презирал женщин, наоборот, обращался с ними всегда почтительно и с уважением, как наравне важные Богу.
Нет ничего удивительного, что усталый путник попросил самарянскую женщину, набирающую воду из колодца, дать ему напиться. Однако, когда женщина показала предубеждение против евреев, Иисус перевел разговор на другую тему — о Боге:
«…если бы ты знала дар Божий и кто говорит тебе: «дай Мне пить», то ты сама просила бы у Него, и Он дал бы тебе воду живую.
Женщина говорит Ему: господин! Тебе и почерпнуть нечем, а колодезь глубок: откуда же у Тебя вода живая? Неужели Ты больше отца нашего Иакова, который дал нам этот колодезь, и сам из него пил, и дети его, и скот его?»
(Иоанн 4:10-12).
Отвечая ей, Иисус использовал тот метод наставления, который впоследствии помог распространить многие его идеи во все концы земли. Он взял за основу обычные жизненные ситуации и использовал их как иллюстрацию, чтобы объяснить Божью цель для всего человечества. Вода — самый важный элемент человеческого существования. Она нужнее, чем, например, масло. Поэтому Иисус, говоря о воде, как бы иллюстрирует этим духовную истину.
Все, что могла думать о воде эта женщина, идя к колодцу или возвращаясь с тяжелой ношей, это лишь то, что за водой приходится ходить так далеко и как тяжелы сосуды. Иисус попытался отвлечь на время ее мысли от земных физических нужд и обратить их к Богу.
Иисус сказал ей:
«Всякий, пьющий воду сию, возжаждет опять; а кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать вовек; но вода, которую Я дам ему, сделается в нем источником воды, текущей в жизнь вечную»
(Иоанн 4:13-14).
Многие поэты писали об этой жажде души — жажде Бога. Царь Давид, он же и прекрасный поэт, писал об этом так:
«Как лань желает к потокам воды, так желает душа моя к Тебе, Боже! Жаждет душа моя к Богу крепкому, живому»
(Псалом 41:2,3).
Но женщина, разговаривающая с Иисусом, могла думать и понимать лишь то, что волновало ее с точки зрения физической и материальной.
«Женщина говорит Ему: господин! дай мне этой воды, чтобы мне не иметь жажды и не приходить сюда черпать»
(Иоанн 4:15).
Тогда Иисус в очень мягких выражениях постарался помочь ей взглянуть на более существенные проблемы ее жизни — тот грех, который заслонил от нее смысл добродетели, и интересы ее замкнулись лишь на бытовых нуждах.
«Иисус говорит ей: пойди, позови мужа твоего и приди сюда. Женщина сказала в ответ: у меня нет мужа. Иисус говорит ей: правду ты сказала, что у тебя нет мужа; ибо у тебя было пять мужей, и тот, которого ныне имеешь, не муж: тебе; это справедливо ты сказала. Женщина говорит Ему: Господи! вижу, что Ты пророк»
(Иоанн 4:16-19).
Иисус с глубокой прозорливостью и знания жизни этой женщины указал ей на Бога, Кто разрешает проблемы греха. Но женщина не желала признать, что греховная жизнь — причина отсутствия у нее жажды истинного Бога. Она перевела разговор на выяснение, какое же место должно быть по праву местом поклонения Богу, говоря:
«Отцы наши поклонялись на этой горе, а вы говорите (вы — евреи), что место, где должно поклоняться, находится в Иерусалиме»
(Иоанн 4:20).
Почти две тысячи лет назад различные соперничающие группы вели спор о Иерусалиме и о месте поклонения. Различные нации вели бесчисленные войны из-за святых гробниц, из-за мест поклонения и прав паломничества. В результате многие с отвращением отвернулись от всякой религиозной веры, пытаясь вообще ее уничтожить. Однако эти же люди воздвигали пышные надгробия своим лидерам, как например, египтяне своим фараонам.
Иисус со всей ясностью отвечает на это:
«Поверь Мне, что наступает время, когда и не на горе сей, и не в Иерусалиме будете поклоняться Отцу…Но настанет время, и настало уже, когда истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине, ибо таких поклонников Отец ищет Себе: Бог есть дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине»
(Иоанн 4:21-24).
Как много можно было бы избежать страданий, бед и кровопролития, если бы человечество прислушалось и поняло бы всю глубину смысла этого утверждения Иисуса, высказанного Им простой женщине из маленького городка Сихарь, слушающей Его в знойный день возле колодца Иакова.
Места поклонения в наши дни не имеют уже такого значения. Важна сама личность Бога, правдивое к Нему отношение — искренность веры.
Многие из последователей Христа не поняли этих Его слов. Трагедия так называемых крестоносцев, сражавшихся за завоевание Иерусалима как святого места, могла и не произойти, если бы люди поняли, что Бог доступен в любом месте и каждому, кто хочет почитать Его. Войны средних веков, то есть крестовые походы, за контроль над Иерусалимом как святым местом никогда бы не случилось, если бы слова Иисуса были приняты до конца его последователями.
Сегодня Иерусалим не является уже в такой степени местом святого поклонения. Группы верующих могут поклоняться в любом месте и всегда будут услышаны Богом.
«Знаю, что придет Мессия, то есть Христос; когда Он придет, то возвестит нам все» (Иоанн 4:25).
Очень медленно мысли ее обратились к надеждам всего народа своего — к обещанному Мессии, Который объяснит тайны Бога. Теперь она была уже готова понять Иисуса, когда Он говорил:
«Это Я, Который говорю с тобою» (Иоанн 4:26).
Потрясение ее было подобно неожиданно вспыхнувшему среди темноты ночи света. Теперь все стало на свое место, разговор приобрел смысл.
Но в это время вернулись из Сихара ученики, принеся с собой пищу, купленную в городе. Они были удивлены, увидев Иисуса, разговаривающего с женщиной. У учеников были свои предубеждения. Одним из них было — не допускать общения с женщиной, в особенности в синагоге, и вообще считать их недостойными. Но они не решились спросить Его, о чем Он с ней разговаривал.
Женщина тем временем повернулась и побежала в город, охваченной новой приобретенной верой и надеждой.
В таком маленьком городе, каким был Сихарь, все знали, как жила эта женщина. Поэтому-то она и пришла одна в жару набрать из колодца воды, скрываясь, быть может, от осуждающих взглядов. Однако теперь, забыв про все, она торопилась рассказать всем жителям города о новостях, которые только что узнала. Едва завидев народ, она начала кричать на ходу, не замедляя шага:
«Пойдите, посмотрите Человека, Который сказал мне все, что я сделала: не Он ли Христос?»
(Иоанн 4:29).
Тогда толпы устремились из города к колодцу, и многие из них поверили в то, что говорила женщина об Иисусе. Люди стали уговаривать Его побыть с ними, и Иисус остался там два дня. Слушая Его учение, много больше поверило в Иисуса, и они сказали женщине:
«Уже не по твоим речам веруем, ибо сами слышали и узнали, что Он истинно Спаситель мира, Христос»
(Иоанн 4:42).