Как заманчиво начать книгу об Иисусе с рассказа о Его жизни. Увы! Если бы мы поступили именно так, пересказывая библейские свидетельства, неизбежно возникли бы вполне закономерные вопросы:
• Почему мы так уверены, что библейские истории – не миф?
• Почему мы должны считать, что Иисус, каким Его изображает традиционное христианство, соответствует реальному Иисусу, если на этот счет имеются и другие мнения?
• Существуют ли иные, не библейские, источники информации об Иисусе?
Поэтому давайте разберемся с имеющимися данными об Иисусе.
Все, что мы можем прочитать об Иисусе в Библии, содержится в четырех евангелиях. И хотя мысль, что Иисус является Спасителем и Господом, присутствует на каждой странице Нового Завета, однако лишь из четырех евангелий мы можем узнать о земной жизни Иисуса и о Его служении. Евангелия, словно четыре портрета Иисуса, – каждый выполнен в своей манере и каждый изображает Его в своем ракурсе.
Три первых евангелия – от Матфея, Марка и Луки – имеют много общего, и часто их называют синоптическими (подразумевая, что они «пребывают между собой в полном согласии») евангелиями. Однако каждое из этих евангелий имеет свои характерные особенности.
• Евангелие от Матфея окрашено в ярко выраженный еврейский колорит и содержит много ссылок на еврейские верования и традиции. Ключевая тема Евангелия от Матфея – показать, что в Иисусе исполнились ветхозаветные пророчества. Иисус здесь представлен как потомок Сын Давидов и Мессия, давно обещанный царь. А также как великий учитель, продолжающий линию Моисея, который учил новому Закону (Торе) своих последователей. Матфей также показал, как, через Иисуса, будет исполнен Божий замысел в масштабах всего человечества.
• В евангелии от Марка, самом коротком евангелии, Иисус представлен как Сын Божий – активная, сильная личность, постоянно пребывающая в движении. Марк много рассказывает о деяниях Иисуса, о Его власти над силами природы и силами потустороннего мира и о Его смерти.
Евангелие от Луки уникально тем, что имеет продолжение – Деяния апостолов, и таким образом, является первой частью двухтомного труда. Лука изображает Иисуса как спасителя и искупителя, посланного Богом. И еще Лука проявляет интерес к тем, кого мы сегодня называем словом «маргиналии», – к женщинам, детям, бедным и обездоленным, одним словом, к тем, кого отвергает общество.
Евангелие от Иоанна, четвертое евангелие, отличается от трех первых. В этом Евангелии Иисус представлен как тот, кто, своими словами и деяниями, являет Бога. Семь великих утверждений, в которых Иисус произносит слова «Я есть», являются ключевыми в Его самоопределении. Так, Иисус провозглашает, что Он есть «хлеб жизни», «свет миру», «дверь», «пастырь добрый», «воскресение и жизнь», «путь, истина и жизнь», «истинная виноградная лоза». И хотя некоторые скептически настроенные исследователи утверждают, что Евангелие от Иоанна, в отличие от синоптических евангелий, не имеет под собой реального источника информации об Иисусе, оснований для таких утверждений нет. Иоанн подает события в правильном порядке, и его сведения о географии Палестины абсолютно верны. Кроме того, имеются некоторые детали (такие как описание бега к гробнице ранним утром после Воскресения, а также точные сведения, сколько рыбин было поймано в сети ), которые красноречиво свидетельствуют о том, что это Евангелие написано очевидцем событий.
Кем и когда написаны евангелия?
Ранняя церковь традиционно называла Матфея, одного из учеников Иисуса, автором первого евангелия, а Марку и Луке, людям, присоединившимся к церкви непосредственно после ее возникновения, отдавала авторство второго и третьего евангелий. Иоанн, также ученик, признавался автором четвертого евангелия. И мы не видим причин, которые не позволили бы нам считать эту традицию верной. В таком случае, двое авторов были очевидцами описанных ими событий, тогда как двое других авторов должны были воспользоваться источниками: свидетельствами очевидцев и разного рода записями. Наличие в трех первых евангелиях строгого соответствия во многих моментах позволяет прийти к заключению, что у этих евангелий имелся, по крайней мере, один, общий, источник информации. Однако нет никаких данных, которые позволили бы предположить, что это был за источник и каким образом с ним работали. В целом вопрос, как евангелия согласуются между собой, является комплексным и его невозможно рассмотреть в данной книге, тем более что в этом нет необходимости: на эту тему написано столько, что ни один из аспектов проблемы не остался не рассмотренным.
Но когда именно были написаны евангелия? Археологические данные позволяют предположить, что Евангелие от Иоанна было в ходу уже вскоре после 100 года н. э. Однако многие исследователи согласны с тем, что все евангелия были созданы гораздо раньше, что же касается синоптических евангелий, то полагают, что они должны были появиться не позднее 65 года н. э. Так, например, в Деяниях апостолов, второй книге «двухтомника» Луки, восемь последних глав описывают судебные разбирательства над Павлом, а на последней странице говорится о том, что он принимает посетителей в гостинице и будет оставаться в ней еще в течение двух лет, то есть в течение 62–64 гг. н. э. Столь искушенный автор как Лука не нашел более определенной концовки для своей книги? Он не знал о казни апостола Павла? Ответ напрашивается сам собой: Лука написал свою книгу до казни Павла. Ведь Евангелие от Луки и Деяния апостолов были написаны в поддержку проповеди апостола Павла. И Лука не мог не сказать о его мученической смерти.
Следующая группа фактов, позволяющих уточнить время создания евангелий, – это события, произошедшие в Иерусалиме в 70 г. н. э. Через сорок лет после смерти Иисуса трения между иудеями и римлянами перешли в открытое противостояние, вспыхнуло восстание, Иерусалим был осажден, а затем разрушен. Утрата храма – земной обители Бога – явилась шоком для иудеев. И хотя синоптические евангелия содержат пророчества Иисуса о гибели Иерусалима и разрушении храма, в евангелиях нет даже слабого намека на то, что все эти пророчества уже исполнились.
Гипотеза, что Матфей, Марк и Лука написали свои евангелия до середины 60-х годов, представляется далеко не лишенной оснований. Кроме того, следует учитывать и фактор времени: шли годы, и учеников Иисуса оставалось все меньше. Петр, например, как полагают, был казнен в 65 г. н. э. К тому же быстрый рост церквей и появление еретических учений также подталкивали к тому, чтобы написать об Иисусе – о том, что Он говорил и что делал.
Другие новозаветные документы
Помимо четырех евангелий Новый Завет включает в себя также книгу Деяний апостолов, послания и книгу Откровение.
Из Деяний мы можем узнать, как понимали Иисуса самые первые христиане. Это становится особенно очевидным из того, что и как говорили об Иисусе апостолы. Иисус был эпицентром проповедуемого ими учения, и для них Он был больше чем просто человек: Он был Мессией, «подателем жизни», а также тем, кто придет в конце времен вершить суд. Но самое главное, Деяния представляют Иисуса как восставшего из смерти и, духом Своим, присутствующего в Своих последователях
Послания также являются важными источниками информации об Иисусе – но не потому, что из них мы могли бы много узнать о Его жизни. Дело в том, что большая часть посланий была написана раньше евангелий. Так, например, ни у кого не вызывает сомнений, что Послание к галатам и Послание к фессалоникийцам появились в период между 48–51 гг. н. э. – через двадцать лет после распятия. И весьма примечательно, что даже в этих ранних посланиях об Иисусе говорится как о Господе, как об исключительном посреднике межу Богом и людьми, как о Боге, как о воскресшем после смерти и как о том, кто придет, чтобы судить мир.