Апостол Павел высоко и очень похвально отзывается о любви, когда называет ее «совокупностью совершенства». «Более же всего, – отмечает он, – облекитесь в любовь, которая есть совокупность совершенства» (Колоссянам 3:14). Я уверен, что любовь не занимает такого высокого положения в мыслях и поступках современных христиан, которое она должна иметь в перечне представлений и ценностей истинно нового человека и на которое она поставлена в вышеприведенном тексте Священного Писания, который гласит, что она – «более всего». А у нас она – «менее всего»; в нашем представлении она стоит ниже любой сомнительной религиозной истины.
И, действительно, согласие в понимании любого мелкого, незначительного спорного вопроса, касающегося, например, времен и сроков, стало даже символом христианства, заняло выдающееся место в нем, стало выше того, о чем упоминает апостол Павел в Послании к Колоссянам: «…облекитесь, как избранные Божьи, святые и возлюбленные, в милосердие, благость, смиренномудрие, кротость, долготерпение» (Колоссянам 3:12). Нет, истина о любви – более всякой другой истины, и любовь не должна играть роль прислуги, ждущей указаний своей госпожи.
Но давайте рассмотрим, какое же особое значение придает любви апостол Павел. Любовь – это совокупность совершенства, это полный пакет Божьих милостей, это цепь всех добродетелей, это самое лучшее и прекрасное, состоящее из многих привлекательных качеств, сочетающихся друг с другом. Это приятный результат объединения всех проявлений Божьей благодати. Это главная черта в сердце нового человека, которому апостол предлагает: «Более же всего облекитесь в любовь» (Колоссянам 3:14).
Все упомянутые выше добродетели соединяются и связаны вместе с помощью пояса милосердия и любви, который носит новый человек. Рождение и появление в мире любви можно описать еврейским именем Гад (Бытие 30:11). И действительно, когда в сердце человека рождается Божья любовь – это означает, что в это сердце приходит целый отряд, большая группа или целый хор добродетелей, который возглавляет и которым командует она, то есть любовь.
Любовь имеет нежное сердце, ибо она милосердна; она имеет такое сострадательное и чуткое состояние духа, что реагирует на любое несчастье или бедствие, физическое или духовное, постигшее других людей. Любовь проявляет себя в том сочувствии, которое побуждает христианина откликаться на скорби окружающих людей. Если с другими людьми что-то происходит, у него возникает потребность выразить им сострадание и утешить их.
Это относится не только к телесным, физическим немощам, но, более всего, к немощам души и сердца, к разного рода заблуждениям, невежеству, духовной тьме, духовным падениям, духовному ослаблению в искушениях. Христос соделал нас священниками Богу и Отцу нашему для того, чтобы мы имели сострадание к «невежествующим и заблуждающим», потому что и сами «обложены немощью» (Откровение 1:6; (Евреям 5:2).
И, далее, любовь имеет смиренный ум, или «смиренномудрие» (Колоссянам 3:12), иначе она не могла бы снисходить к тем, кто ниже ее, и с нежностью склоняться над ними. Поэтому Христос более всего увещевает Своих учеников, чтобы они были смиренными, когда говорит им: «Придите ко Мне… и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем» (Матфей 11:28-29). Если человек не может смириться так, чтобы не реагировать на обиды, оскорбления и немощи, его любовь не сможет поднять его над ними.
Себялюбие – самый большой враг истинной христианской любви, источник же себялюбия – гордость человека. Но поскольку в этой жизни не может быть точного соответствия между мыслями и путями христианина, то, по этой причине, невозможно без взаимного снисхождения сохранить в целости данную Богом любовь как «совокупность совершенства». Себялюбие желает, чтобы все подчинялись ему; если же это не так, то сразу происходит разрыв этих отношений любви. Но смиренномудрие может подчинить себя всему, что сохраняет «совокупность совершенства» неповрежденной.
Далее, любовь посредством смирения соединяется с кротостью и благостью. Любовь имеет прекрасный характер – кроткий и добрый. Гордость порождает страсть, а смирение – кротость. Внутренние влечения человека успокаиваются его кротостью, а его внешние действия украшаются снисхождением и благостью. О, какое прекрасное самообладание духа у человека, обладающего «совокупностью совершенства»!
Сердце же нечестивого человека подобно взволнованному морю; оно не знает отдыха и покоя; беспрерывные бури постоянно поднимают в нем волны беспокойства и тревоги. Непокорный дух подобен кипящему горшку – он не спокоен сам и досаждает другим.
И, наконец, христианская любовь, благодаря смирению и кротости, является самой стойкой, выносливой и долготерпеливой среди всего того, что есть в нашем мире, как и написано: «Со всяким смиренномудрием и кротостью и долготерпением, снисходя друг ко другу любовью» (Ефесянам 4:2). У терпения и долготерпения один источник – любовь. Гнев и страсть проявляются у человека, согласно Писанию, в его поспешности (Притчи 20:21,25; 25:8; (Екклесиаст 7:9). Они возникают у него внезапно и выражаются в возмущении, необдуманности, опрометчивости, неосмотрительности, нетерпеливости; эти проявления случаются у человека скорее поспешно, чем быстро.
А вот что говорится об особых проявлениях и действиях христианских добродетелей: «Снисходя друг другу и прощая взаимно, если кто на кого имеет жалобу: как Христос простил вас, так и вы» (Колоссянам 3:13). И действительно, проявления, о которых говорит апостол Павел, настолько возвышены и величественны, насколько возвышенной является любовь, которая должна сочетать все упомянутые выше добродетели и соединять их в единое целое для достижения совершенства. То, как величествен и прекрасен плод всех этих проявлений любви, становится понятно из следующего стиха Библии:
«И да владычествует в сердцах ваших мир Божий, к которому вы и призваны в одном теле»
(Колоссянам 3:15).
Здесь подразумевается не мир с Богом, а мир, который Бог творит между людьми. Все люди были разделены и сильно отчуждены друг от друга. Господь посредством Сына Своего Иисуса Христа собрал многих из них в одно Тело – Церковь, и один Дух, Дух Святой, оживляет их. И там, где владычествует любовь, существует великолепный мир и гармония между всеми членами этого единого Тела. И этот мир, и спокойствие чувств правят в сердце человека и владычествуют над всеми теми похотями, которые являются источником различных споров, раздоров и войн между людьми.