Сам факт дискуссии по данному вопросу внутри церкви — добрый знак. Уже не все христиане автоматически воспринимают укоренившуюся в мире практику как данность. Но в то же самое время не все, что делают неверующие, ведет к беззаконию. Так с какой же позиции подойти нам к этому вопросу?
Во-первых, убедиться, есть ли прямые библейские указания на этот счет. В Библии запрещены определенные формы предохранения, начиная с самого очевидного — убийства детей, или аборта. Библия исключает подобные действия словами заповеди — «не убий». Многие люди до сих пор не понимают, что это повеление также запрещает контрацептивы, предотвращающие развитие оплодотворенной яйцеклетки и отнимающие только что зародившуюся человеческую жизнь.
А как насчет других противозачаточных средств? Говорит ли Библия что-нибудь о праве мужа и жены ограничивать количество детей? И да, и нет. Нигде в Писании не упоминается, что использование противозачаточных средств противозаконно само по себе. Тем не менее большинство средств, применяемых сегодня, греховны. Для ясности сначала рассмотрим близкий к нашей теме предмет.
Хотя Библия ничего не говорит о предохранении, она неоднократно наставляет нас относительно семьи и детей. Итак, прежде чем мы зададимся вопросом, насколько законно предохранение, нам следует определить, основано ли оно на библейском учении о семье.
Начнем с ситуации, в которой предохранение супругов не свидетельствует об их благочестивости. Представьте, что они размышляют так: «С детьми такая морока, а мы успешно продвигаемся по службе, планета и так перенаселена, к тому же мы всегда сможем перестать принимать таблетки». Мирские представления сразу бросаются в глаза.
Теперь противоположный пример: «Бог по милости Своей даровал нам шестерых детей, и все они благословение для нас. Но с некоторых пор мы стали думать о том, чтобы начать предохраняться, потому что нам все труднее становится уделять детям столько внимания, сколько того требует Библия. Нам нелегко прокормить всех шестерых, да еще расходы на христианское образование (или затраты времени на домашнее обучение)».
Мнение второй пары может основываться на неверном представлении (например, они могут заблуждаться в отношении своей способности обеспечить седьмого ребенка). Но их заблуждение не идет ни в какое сравнение с греховной и бунтарской позицией первой пары. Напротив, это семья, принимающая детей как благословение, и поступающая соответственно. Поскольку Библия умалчивает о предохранении, мы должны сами оценивать ситуацию с детьми в семье.
Некоторые христиане считают, что случай с Онаном, изливающим семя на землю, в книге Бытия — пример Божьего суда над теми, кто предохраняется. Так оно и есть — но этим наше предположение относительно первостепенной важности мотивации только подтверждается. Все дело в том, что Онан сознательно не желал восстановить семя брату своему (Бытие 38:9). Другими словами, его постигла кара, ибо его побуждения были злы. Следовательно, все, кто предохраняются из нечестивых побуждений, идут по стопам Онана. Однако требуется большая изобретательность, чтобы связать злые побуждения Онана с мотивами благочестивой пары, которая предохраняется ради возможности иметь как можно больше детей с промежутком в несколько лет (потому что ей придется делать кесарево сечение, например). Итак, когда в Писании нет ясного учения относительно морали и этики в определенном вопросе, нам стоит помалкивать. Мы не можем осуждать что бы то ни было как грех только на основании того, что большинство людей, поступающих подобным образом, греховны в своих помыслах.
И все же это не дает повода мужу и жене считать, что, предохраняясь, они поступают правильно. Верно, как уже указывалось, что всю проблему следует рассматривать с точки зрения наших побуждений и нашего подчинения библейскому представлению о семье. Но также верно и то, что мы в ответе за наши побуждения перед Богом и только Богом. Решению этой проблемы не поможет вмешательство городских властей или братского совета церкви. Но мы должны вести себя, как подобает в подобной ситуации (например, в случае с алкоголем — сама по себе жидкость не имеет греха, но ею можно злоупотреблять).
Родители — распорядители в Божьих глазах, и Бог вверяет детей им. Некоторые родители получают средства, которые им посылает Господь, и воспитывают многочисленных детей для служения Богу. Они имеют обильное благословение. Другие могут ограничить количество детей в семье, но верить в то, что дети — благословение от Бога, и также воспитать их для служения Богу. Такие семьи тоже благословенны. Когда Иисус рассказывал притчу о талантах, Он не упомянул о разногласиях между тем, у кого было 10 талантов, и тем, у кого было 5. В переделку попал тот (с господином, а не с другими слугами), кто испугался доверенной ему ответственности. Он зарыл вверенные ему деньги и был проклят за это господином. Это то, что делали и делают многие христианские семьи. Они не желают родительской ответственности, но Господь сказал, что Он сотворил их для того, чтобы имели потомство от Бога (Малахия 2:15).
Итак, наш сегодняшний спор о предохранении, к сожалению, тяготеет к обсуждению используемых методов — как будто ленивый слуга мог бы оправдаться тем, что сам процесс зарывания денег в землю не несет в себе греха. Это правда, но к делу не относится.
Нигде в Библии не сказано, что предохранение греховно. И поэтому нельзя это утверждать однозначно. Писание постоянно говорит о том, что дети — благословение от Господа. И поэтому грех думать или вести себя, словно это не так.