Читаем 10 заповедей (Исход 20:1-17).
Вскоре после того, как Моисей вывел Израиль из Египта, на их пути в обетованную землю Бог призвал его на гору Синай. Он, вероятно, сказал ему что-то вроде следующего: «Моисей, народ, который ты возглавляешь, направляется к процветанию. Земля, которую Я вам обещал, богата и плодородна. Она не просто удовлетворит все ваши нужды, но даст много больше. Фактически, в ней текут молоко и мед. Но, Моисей, люди не могут быть счастливы лишь своей собственностью. То, как они живут, много важнее того, чем обладают. Поэтому Я дам тебе десять правил, по которым следует жить. Я хочу, чтобы ты научил им народ. Если они будут по ним жить, Я обещаю, что они будут благословлены. Но Я предупреждаю тебя, что, если народ нарушит Мои заповеди, он будет строго наказан. И вот еще что, Моисей: эти правила жизни должны быть заповедями для всех людей во все времена. Они никогда не устареют, никогда не отменятся и не изменятся».
Эти правила жизни известны нам как Десять заповедей и записаны в книге Исход, главе 20. Они являются не только основой для поведения как морального, так и духовного, но и фундаментом для мира и процветания в жизни как отдельного человека, так и всего человечества. Библия говорит: «Сказал безумец в сердце своем: «Нет Бога» (Псалом 13:1). И только глупец может думать, что он достаточно силен и умен, чтобы нарушить незыблемые законы вечного Бога и при этом выйти сухим из воды. Ни один человек не может разрушить Божий закон, он разрушит лишь себя самого.
Очень важно заметить порядок, в котором нам даны заповеди. Первые четыре из них касаются отношений человека с Богом, последние шесть – взаимоотношений между людьми. Прежде чем люди смогут правильно жить друг с другом, они должны обрести правильные отношения с Богом. Кто-то сказал: «Золотое правило – это моя религия». Дело в том, что золотое правило не является ничьей религией, потому что это вовсе и не религия. Оно – лишь выражение религии.
Как сказал Герберт Джордж Уэллс: «До тех пор, пока человек не найдет Бога, он начинает без начала и работает без конца».
Первая заповедь до некоторой степени неожиданна. Мы могли бы ожидать что-то вроде «Веруй в Бога» – закон против атеизма. Но такого закона нет. Бог позаботился об этом, создавая человека. Мы не учим ребенка, как голодать или жаждать, это заложено в его природе. Однако нам следует научить наших детей удовлетворять свою жажду и голод должным образом.
Человек инстинктивно верит и поклоняется. Нигде в Библии не утверждается существование Бога. Человек создан таким образом, что не может обрести покой, покуда не удовлетворена глубочайшая нужда его души. Опасность состоит в том, что человек способен извратить свой инстинкт поклонения и создать себе ложного бога – идола.
Святой Августин говорил: «Моя душа мятется, о Боже, доколе не обретет покоя в Тебе». Ни один из идолов не удовлетворяет душевной жажды, но мы можем (и многие так поступают) расточать свои жизни, ища удовлетворения от ложных объектов поклонения. Поэтому первой Божьей заповедью является: «Да не будет у тебя других богов пред лицем Моим».
В городке Виксбург, штат Миссисипи, один инженер показал мне почти высохший канал. Он объяснил, что когда-то там протекала огромная река Миссисипи, но затем она изменила русло. Течение реки было невозможно остановить, но его можно было перенаправить. Так и с нашей потребностью к поклонению. Человек неполноценен, не имея объекта поклонения. Сильная потребность души привлекает к себе внимание. Но человек может отвернуться от единого истинного Бога и сотворить для себя другого бога. Были люди, которые поклонялись солнцу, звезде или горе. В некоторых странах люди поклоняются коровам, рекам или чему-то еще. Мы считаем таких людей примитивными. Видимо, это так, но они примитивны не более, чем множество других, населяющих просвещенную страну, которую мы называем Америкой. Бог заповедал: «Да не будет у тебя других богов пред лицем Моим», и мы виновны в нарушении этой заповеди относительно нашей жизни.
Можно выделить пять объектов поклонения, которые множество людей в наши дни поставило выше Бога: богатство, известность, удовольствия, власть и знания. И, несмотря на то, что большинство из нас даже не мечтает когда-либо по-настоящему разбогатеть, нас никогда не удовлетворяет то, чем мы в разумных пределах можем обладать. Возможно, это и неплохо, если только эта неудовлетворенность не затеняет наших чувств к Богу и не уводит нас в сторону от стремления к Нему. Я могу так сильно увлечься своим имуществом, что забуду о нуждах своей души.
Многие из нас никогда не мечтают об известности, тем не менее, даже детям свойственно говорить: «Посмотри, как высоко я могу подпрыгивать или как я бегаю». Мы рождаемся с желанием быть замеченными. И это нормально. Бог сотворил нас отдельными личностями, и мы стремимся быть известными. Тем не менее, будучи пастором, я консультировал многих людей, кто разрушил свою жизнь и счастье по той простой причине, что не получил желаемого к себе внимания. Многие считали, что малейшее пренебрежение задевает их чувства. Например, мы в Америке тратим больше денег на косметику, чем на приближение Царства Божьего. Нет ничего неправильного в том, чтобы стремиться выглядеть хорошо. Но когда наше желание поставить себя вперед становится нашим первым желанием, нашим богом, – это неправильно.
Все люди стремятся быть счастливыми. Но мы заблуждаемся, когда полагаем, что удовольствия – путь к счастью. Они на самом деле помогают несколько отвлечься от жизненной рутины, но не приносят душе удовлетворения. Развлечения подобны наркотику. Постепенно мы вынуждены увеличивать дозу возбуждения, трепета, ощущений до тех пор, пока, наконец, не обнаружим себя бредущими на ощупь среди надгробий умерших чувств. Одним из самых сильных искушений является наше стремление поставить удовольствия выше Бога.
Также власть и знание сами по себе не являются неправильными. Но поклонение власти превращает нас в маленьких гитлеров, а поклонение знанию разрушает повиновение так же, как поклонение власти разрушает характер.
Поклонение Богу делает нас подобными Ему и вызывает желание повиноваться Его воле. Мы становимся лучше и живем должным образом, когда не допускаем других богов перед лицом Бога.