Читаем 10 заповедей (Исход 20:1-17).

Вторая заповедь Бога – «Не делай себе кумира и никакого изображения». Это та заповедь, в нарушении которой люди чувствуют меньше всего вины, тем не менее, о ней в Библии говорится больше, чем о какой-либо другой. Примитивному человеку было трудно представлять себе Бога, Которого он не видел, поэтому он изобрел средства, чтобы помочь своему воображению, чтобы привнести реальность в свое поклонение. В этом нет ничего неправильного. Фрэнк Бохем рассказывал об одном человеке, который молился перед пустым креслом, представляя себе, будто в нем сидел Бог. И это помогало ему сделать молитвы более реальными.
На своем письменном столе я держу несколько экземпляров Библий. Я использую их для изучения и общения с Богом. Тем не менее, они были бы для меня значимыми, даже если бы я никогда их не открывал. Само их присутствие напоминает мне о Боге. Разумеется, кто-то может поклоняться в любом месте, но легче всего это делать в здании церкви. Не только само здание, но также ритуал, музыка и проповедь способствуют поклонению.

Опасность состоит в том, что так легко начать поклоняться средствам поклонения вместо объекта поклонения. Библия, здания церквей, музыка и служители, все наши символы и средства, вспомогательные для поклонения, являются священными только потому, что помогают нам прийти к Богу. Например, деноминационализм может быть нарушением этой заповеди. Я сам являюсь методистом. Но и баптисты, и пресвитериане, как и сторонники иных конфессий, признающие вместе с Петром: «Ты – Христос, Сын Бога Живого» (Матфей 16:16), могут быть такими же добрыми христианами.

Нам сказано, что «сотворил Бог человека по образу Своему» (Бытие 1:27). Но жить в соответствии с этим образом нелегко. Фактически, это так трудно, что никто из нас не смог жить по этому стандарту. Поэтому вместо того, чтобы стремиться походить на Бога, мы пытаемся создать Его по своему образу. Ведь намного проще сделать Бога похожим на нас, чем самим походить на Него.

Бог не велит нам поступать неправедно, но есть некоторые вещи, которые нам хочется сделать без оглядки на то, правильно это или нет. Поэтому мы создаем такого бога, которому нет дела до того, как мы поступаем. Мы размышляем о боге голубого неба, гор и цветов, но поворачиваемся спиной к Богу, говорящему: «Вы обкрадываете меня десятиною и приношениями» (Малахия 3:8), отворачиваемся от Бога, Который сказал: «Что посеет человек, то и пожнет» (Галатам 6:7). Кто-то верно заметил, что Христа распяли не за то, что Он говорил: «Посмотрите на полевые лилии, как они растут», но скорее за «Посмотрите на воров, как они крадут».

Гораздо легче обтесать Бога до приемлемых нам размеров, чем раскаяться, изменить образ жизни и самому стремиться жить богобоязненно. В свои студенческие годы Гораций Бушнелл считал себя атеистом. Однажды он словно услышал голос, спрашивающий: «Если ты не веришь в Бога, то во что же ты веришь»? Он ответил: «Я верю, что есть различие между правдой и ложью». «Живешь ли ты в соответствии со своим стандартом»?

«Нет, – ответил он, – но я буду». С того дня он посвятил жизнь своему самому высокому стандарту. Многие годы спустя, когда он уже был пастором одной из церквей на протяжении 47 лет, он сказал так: «Я знаю Иисуса Христа лучше, чем кого-либо из своих прихожан». Когда он стал стремиться жить в соответствии со своими верованиями вместо того, чтобы принижать их до уровня своей жизни, он пришел к познанию Бога.

Сам процесс мышления заключается в манипулировании мысленными образами. Подумайте о яблоке, и его образ тут же возникнет у вас в сознании. Подумайте об Аврааме Линкольне, и его лицо появится на экране вашего разума. Когда человек размышляет о Боге, он каким-то образом представляет Его себе. Опасность заключается в том, что этот образ Бога может быть ложным, и это может привести к трагедии. Человек уподобляется своему образу Бога. И если этот образ неверен, человек становится неправедным. Поэтому в Библии содержится больше предупреждений относительно второй Божьей заповеди для жизни – «Не делай себе кумира» (Исход 20:4), чем относительно любой другой из десяти.

Человек узнает о Боге различным образом: о Его величии – рассматривая горы, о Его силе – наблюдая за морями, о Его красоте – любуясь цветами, о Его праведности – оценивая верующих в Него. Но всего этого недостаточно. Сердце каждого из нас говорит вместе с Филиппом: «Господи! Покажи нам Отца». На что Иисус ответил: «Видевший Меня видел Отца» (Иоанн 14:9). Единственным совершенным образом Бога, доступным нам, является личность Иисуса Христа, и этого нам достаточно.

Когда вы посмотрите на Него через строки Евангелий от Матфея, Марка, Луки и Иоанна, вас впечатлят Его глаза. Те, кто видел Его во плоти, не оставили нам много свидетельств о внешности Иисуса. Но они не могли забыть Его глаз. «Тогда Господь, обратившись, взглянул на Петра» (Лука 22:61), и Петр не выдержал Его взгляда. Иногда глаза Иисуса зажигались весельем, в другое время излучали нежность или строгий упрек. Когда я читаю «Ибо пред очами Господа пути человека, и Он измеряет все стези его» (Притчи 5:21), я останавливаюсь на своем пути и задумываюсь.

Когда мы представляем себе лицо Иисуса, оно видится нам счастливым. Маленькие дети бежали к Нему, чтобы посидеть у Него на коленях и обнять Его. Люди приглашали Его к себе домой. Видя Бога во Христе, мы не пугаемся Его. Напротив, нам хочется быть ближе к Нему. Мы, слыша Его слова: «И Я не осуждаю тебя; иди и впредь не греши» (Иоанн 8:11), испытываем стыд от своей греховности, жаждем прощения и приходим к Нему, раскаиваясь и прося Его очищения.

Мы видим, как Он «восхотел идти в Иерусалим» (Лука 9:51). И хотя это означало смерть, Он не изменил бы высокой цели Своей жизни. Наблюдая за Ним, мы укрепляем свой характер, чтобы принимать правильные решения. Мы видим, как Иисус решил пройти 11 километров в Эммаус, чтобы ободрить потерявших надежду (см. Лука 24:13-32), как Он предоставил еще один шанс друзьям, которые оставили Его (Иоанн 20:19-31). И это дает нам повое сердце и новую надежду.

Как это замечательно – видеть Бога. Чтобы ободрить первых христиан, которым предстояло перенести невыносимое, Иоанн написал, что те, кто будет верен, «узрят лице Его» (Откровение 22:4). Обещание увидеть Его было вознаграждением за любые испытания.

И вот что еще. После того, как Торвальдсен закончил свою знаменитую скульптуру Христа, он привел друга посмотреть на нее. Руки Христа были простерты в стороны, а голова склонена между ними. Друг заметил: «Но я не вижу Его лица». На что скульптор ответил: «Если бы ты увидел лицо Христа, ты должен был бы встать на колени». Иисус – совершенный образ Бога. Давайте не создавать себе иных.

© 1961 - 2024

Мы в соцсетях: