Читаем заповеди блаженства (Матфей 5:2-12).
Есть много всего, что бы мне хотелось увидеть: Великий каньон, некоторые известные соборы в Европе, дороги в Святой земле, по которым ходил Спаситель. Мне хочется и впредь видеть свой дом счастливым и в мире, своих детей – растущими умственно, духовно и физически, чтобы однажды обрести в мире полезную работу. Я всегда хочу видеть разницу между плохим и хорошим. Но более всего я хочу увидеть Бога.
Но не все люди обладают одинаковой способностью видеть. У многих зрение ограниченно. Глаза одних скошены, у других – слабые и больные. На глазах некоторых образуется опухоль, называемая катарактой, которая лишает глаз способности видеть. Одни близоруки, другие страдают дальнозоркостью. Одни не различают цветов, глаза других слепы. Сидней Лэниер, взглянув на мутное, изогнутое русло реки Чаттахучи, увидела в ней милое стихотворение. Джоэл Чендлер Харрис видел в кроликах, лисицах, опоссумах и пожилом человеке по имени дядя Римус рассказы, которые будут жить вечно. Вудроу Уилсон видел секрет для продолжительного мира во всем мире, но прискорбно, что так мало других видели то же. Сэр Кристофер Рэн мог представить прекрасный собор и сотворить из этого видения храм Богу.
Есть по крайней мере три способа, какими мы видим. Апостол Павел говорит нам:
«Не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его»
(1 Коринфянам 2:9).
Здесь нам указывается на три типа зрения. Существует естественное зрение, с помощью которого мы различаем цветы и горы, напечатанные на странице слова и лица людей. Это физическое зрение.
Учитель может объяснять ученику задачу по математике или химии. По мере того как учитель произносит слова, ученик слушает их, и его ум уясняет их до полного понимания. Поняв их, он скажет: «Я вижу это». Это зрение разумом. Изучая ботанику, студент может приняться за изучение различных видов цветов, их культуры и развития. Затем он будет в состоянии смотреть на цветы как своим физическим зрением, так и глазами разума. Когда человек понимает им прочитанное, он видит как глазами, так и разумом.
Но есть еще и третий вид зрения – когда истина «входит в сердце человека». У сердца также есть глаза. Когда Роберт Берне глядел на цветы, у него рождались настолько глубокие мысли, что их не могли выразить даже слезы. Он не просто смотрел на цветы глазами, не только осознавал рост и культуру цветов, но также ощущал доносимое ими послание. Иисус, взирая на людей, испытывал к ним сострадание.
Он смотрел на них не просто Своими глазами и разумом, но также Своим сердцем. Человек может прочесть Псалом 22 и понять смысл слов и фраз. Но другие, читая его, ощущают послание и познают Доброго Пастыря. Юноша может взглянуть на девушку и понять, что любит ее. Он смотрит на нее не только глазами, но и сердцем.
Человек видит Бога глазами своего сердца. «Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят» (Матфей 5:8). Иисус сказал: «Видевший Меня видел Отца» (Иоанн 14:9). Разумеется, не каждый, кто видел Иисуса физически, видел в Нем Бога. Простое зрение открывало в Иисусе просто человека. Недостаточно просто понять Его учение и Его жизнь. Многие ученые изучили слова Иисуса, но Его так и не увидели. Чтобы в действительности увидеть Бога во Христе, человеку необходимо пережить Его в своем сердце.
Какие замечательные перемены произошли в моей жизни
С тех пор, когда Иисус вошел в мое сердце.
Я обрел свет в душе, которого так долго искал,
Когда Иисус вошел в мое сердце.
Когда наше сердце взирает на Христа, мы видим Бога. Видеть Бога – значит, осознавать Его, ощущать Его, фокусировать сердечные устремления на Нем.
Но человек может видеть неясное, искаженное изображение Бога. Прочтите рассказ «Поиски Святого Грааля». Святой Грааль это таинственная чаша, которая была использована во время последней вечери, в которую, по преданию, Иосиф из Аримафеи поймал последнюю каплю крови Христа, вытекшую из Его раны в боку, когда Он умер на кресте. Сэр Галаад вместе с другими рыцарями Круглого стола отправился на ее поиски. Согласно рассказу, они нашли ее, но каждый видел ее через призму своей души.
Так, некоторым она представлялась окутанной дымкой и облаком, ее изображение было нечетким. Сэр Ланселот видел ее, но его сердце было запачкано грехом, и он узрел Святой Грааль посреди святого гнева и огня. Для него это было неумолимым и ужасным возмездием. Сэр Галаад также видел Грааль. Он был рыцарем с чистым сердцем. Это о нем говорили: «Его сила равнялась силе десятерых, потому что сердце его было чистым». Для него видение было ясным, лучистым и славным.
То, каким мы видим Бога, зависит от состояния наших сердец. Для некоторых Он представляется туманным таинством, для других Он – ужасное наказание, но для чистых сердцем Бог видится другом славным и несомненным.
Представьте, что кто-то потерял чистоту сердца. Возможно ли ее обрести вновь? Может ли проститутка снова стать девственницей? Да, святой Августин называет Марию Магдалину «главной девственницей». Не довольствуясь тем, чтобы просто назвать ее чистой женщиной, он возносит ее высоко над другими женщинами. Она была обычной уличной проституткой, развращенной и вульгарной. Но однажды она повстречалась с Тем, Кто был наичистейшим. Она так сильно полюбила Его своим сердцем, что вся ее любовь излилась перед Ним. Она приняла Его сердцем так совершенно, что все ее порочные желания были вытеснены. И, исполнившись чистоты Христа, она сама обрела чистоту.
Через некоторое время мы видим ее стоящей у подножия креста, на котором был распят Иисус. Обратите внимание, кто стоит рядом с ней! Это Мария, мать Иисуса, благословенная дева. Они стоят рядом. Чистота была обретена вновь. Потерянный некогда рай приобретен снова. И пасхальным утром Мария Магдалина стала тем избранным Самим Христом сосудом, который должен был донести благословенное Евангелие. Если Мария Магдалина смогла стать чистой опять, значит, для каждого из нас есть надежда. Она увидела Христа своим сердцем.
«Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят».