Читаем заповеди блаженства (Матфей 5:2-12).

Из всех восьми заповедей блаженства – ключей к Божьему Царству – эта является наиболее призывной, наиболее важной и самой трудной. Наиболее призывной потому, что милосердие порождает в разуме доброту, бескорыстное служение и добрую волю. Каждому импонирует добрый самарянин, который был примером милосердия. Мы стремимся убежать от Божьего правосудия, но взываем в молитвах к Его милосердию.
Эта заповедь является наиболее важной из всех потому, что, не будь милосердия, каждый из нас остался бы без надежды. Все мы согрешили и лишены славы Божьей. Единственная молитва, пригодная для нас, – «Боже! будь милостив ко мне грешнику!» (Лука 18:13). Следуя правосудию, ни один из нас не должен увидеть спасения.

Подходя к столу причастия, мы молимся: «Мы не достойны того, чтобы собирать крохи под Твоим столом. Но Ты – Тот Самый Господь, Кому неизменно свойственно милосердие». Однако ключом к тому, чтобы испытать Божье милосердие на себе, является наша милость по отношению к другим. Не проявляя милосердия, мы тем самым преграждаем поток Божьей милости в свою жизнь, и это делает нас осужденными людьми.

Есть такое выражение: «Все, что возвышается, должно вернуться вниз». Но если ничего не движется кверху, тогда ничего и не сойдет вниз. Из курса физики нам известно, что на всякое действие есть противодействие. Но если нет действия, то и противодействия быть не может.

«А если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших»
(Матфей 6:15).

Не прощая другим, мы сами не можем испытать прощения. Будьте милосердны, и вы испытаете милость.

Наиболее дорогое «удовольствие», которое вы можете себе позволить, – это неправильный дух в сердце по отношению к другим. Цена, которую вы платите, – ваша душа, и вечная потеря. Говоря ученикам о Царствии Небесном, Иисус рассказал им притчу о царе, простившем своему рабу большой долг, которого тот не мог выплатить. Этот раб повстречал своего товарища, другого слугу, задолжавшего ему пустячную сумму. И поскольку должник не мог вернуть долга, он был посажен в тюрьму немилосердным товарищем. Царь, узнав о случившемся, призвал своего слугу, которому простил долг, отменил свое решение и приказал бросить его в темницу.

Иисус завершил эту притчу такими словами:

«Так и Отец Мой Небесный поступит с вами, если не простит каждый из вас от сердца своего брату своему согрешений его»
(Матфей 18:23-35).

Один мой друг-католик дал мне прекрасное объяснение, почему он верит в то, что Петр был избран к тому, чтобы стать главой церкви. По его мнению, Иаков и Иоанн просили себе почетных мест у престола Христа, но их просьба была оставлена без внимания, как и просьбы Девы Марии, и всех остальных. Петр же был избран, потому что, хоть и согрешил так позорно, потом искренне и горько рыдал в раскаянии. Предание повествует, что Петр плакал настолько сильно, что на его щеках образовались глубокие морщины от слез.

Поэтому Господь избрал того, кто на своем опыте познал благословение милостивого прощения, чтобы его жизнь своим примером побуждала Церковь ставить на первое место милосердие к другим, таким образом спасая других и обретая милость к себе. Не будучи милосердным, никто не может войти в Царство Божье. И этот ключ к Царству не только самый призывный и важный, но и самый трудный. Когда кто-нибудь поступит с нами плохо, наша естественная человеческая реакция – отомстить ему, расквитаться. Мы, возможно, не дойдем до того, чтобы совершить акт возмездия, но, тем не менее, будем лелеять негодование и будем рады, если с тем человеком произойдет какое-нибудь несчастье.

Милосердие подразумевает не только правильный дух с нашей стороны к причинившим нам зло, мы не только должны преодолеть свои мстительность, ревность и мелочность, но мы должны также пойти дальше, чем просто сотворить в своих сердцах правильный дух. Иисус плакал, но Он на том не остановился. Он отдал Себя самой смерти, чтобы послужить и спасти распявших Его.

В своей книге «Сильный ветер в полдень» Аллан Найт Чалмерз приводит историю человека по имени Пир Холм, который был инженером с мировым именем. Он построил огромные мосты, железные дороги и туннели во многих уголках земли. Он приобрел богатство и известность, но позже последовали неудачи, бедность и болезни. Вернувшись вместе с женой и маленькой дочерью в небольшую деревню, где он родился, он умудрялся кое-как сводить концы с концами.

У соседа Пира Холма была свирепая собака. Пир предупредил соседа, что собака опасна, но пожилой человек презрительно ответил: «Придержи свой язык ты, проклятый нищий». Однажды, вернувшись домой, Пир Холм обнаружил ту собаку держащей за горло его дочь. С трудом он оттащил собаку, но ее зубы вонзились слишком глубоко, и девочка умерла.

Шериф застрелил собаку, и соседи ожесточились против владельца собаки. Когда же настало время сева, они отказались продавать ему зерно. Его поля стояли вспаханными, но незасеянными. Хозяин собаки не мог ни попросить, ни одолжить, ни купить зерна. Когда бы он ни проходил по улице, люди глумились над ним. Но только не Пир Холм. Он не мог заснуть по ночам, думая о своем соседе.

Как-то рано поутру он встал, пошел в свой сарай и достал свои последние полмешка ячменя. Он перелез через забор и засеял поле своего соседа. Позже сами поля засвидетельствовали о происшедшем. Когда посев взошел, обнаружилось, что сделал Пир, потому что часть его поля осталась незасеянной, а на поле его соседа зазеленели всходы.

Милосердие подразумевает, что мы засеиваем отборным зерном поле нашего недоброжелателя, даже если это означает, что часть нашего собственного поля останется незасеянной. Это нелегко. Это самый тяжелый поступок, какой только может быть, но это наш ключ к Божьему Царству.

В мире принято воздавать «око за око и зуб за зуб». Ненависть всегда порождает ненависть. Нанесенный вред неизменно порождает месть. Но в один день замкнутый круг был разорван. Иисус пришел, предлагая людям более высокий путь и лучшую жизнь. Но они отступили, чтобы насмехаться над Ним и распять Его.

Над головой Иисуса был яркий круг, и, когда Он произнес слово «прости», этот круг Божьей любви и благоприятного отношения расширился настолько, чтобы объять всех. Вор, распятый на соседнем кресте, вошел и этот круг вместе с Иисусом и таким образом попал в рай. Этот круг простирается прямо до моих ног. Оставаться вне его – значит, познать ненависть, месть и разрушение. Стать внутри него – познать исцеляющую любовь Бога и навечно обрести Его Царство.

Шаг внутрь круга – это шаг к милосердию. «Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут».

© 1961 - 2024

Мы в соцсетях: