«И вот, женщина Хананеянка, вышедши из тех мест, кричала Ему: помилуй меня, Господи, Сын Давидов! Дочь мол жестоко беснуется. Но Он не отвечал ей ни слова. И ученики Его приступивши просили Его: отпусти её, потому что кричит за нами. Он же сказал в ответ: Я послан только к погибшим овцам дома Израилева. А она подошедши кланялась Ему и говорила: Господи! Помоги мне. Он же сказал в ответ: не хорошо взять хлеб у детей и бросить псам. Она сказала: так, Господи! Но и псы едят крохи, которые падают со стола господ их. Тогда Иисус сказал ей в ответ: о, женщина! велика вера твоя; да будет тебе по желанию твоему. И исцелилась дочь ее в тот час»
((Матфей 15:22 28).
Порой мы молим Господа о помощи, но не получаем незамедлительного ответа. Кажется, молитва, ударяясь о небо, отскакивает от него и возвращается на землю; нет ответа – и это тогда, когда мы так нуждаемся в нем!
Хананейская женщина пережила это. Она испытывала огромную нужду, поскольку ее дочь была сильно мучима дьявольской силой. Только представьте себе, что значит быть матерью такого ребенка, беспомощно смотреть, как адские силы бросают его тело в разные стороны. Женщина услыхала, что Иисус появился в окрестностях Тира и Сидона, где она жила, поэтому поспешила к Нему со своей огромной нуждой. Найдя Иисуса, она стала умолять Его: «Помилуй меня, Господи, Сын Давидов!»
Должно быть, ради исцеления своей дочери она перепробовала многое. Этот Целитель был ее последней надеждой. Она изливала перед Ним свое сердце; разве не сказал Господь в Слове Своем: «Изливайте пред Ним сердце ваше»? Но какое разочарование постигло ее! Христос не отвечал ей.
Итак, перед нами молящая мать и безмолвный Иисус. Всю свою надежду она возлагала на Него; Он же, будучи силен помочь, видать, не желал помочь ей. Он спросил человека, которого болезнь мучила тридцать восемь лет: «Хочешь ли быть здоров?», в то время как тот и не просил об исцелении. А здесь Он словно не слышал эту женщину и не видел ее.
Этот случай не единственный. Псалмопевец так же взывает: «Ты не отвечаешь!» Коснись наша молитва чего-то временного, можно было бы покориться мудрости Божьей. Но может ли Господь медлить с ответом, когда молитва касается вопросов вечности?
Возможно, и вы пережили нечто подобное. Вы молитесь, но просвета нет. Вы ищите, но не находите. Вы стучите, но ни одна дверь не открывается. Чем дольше Бог безмолвствует, тем насущнее становится нужда. Ни слова не слышно с небес, и вы, подобно Иову, кричите: «О, хоть бы Господь ответил мне!»
Ученики, желая поскорее избавиться от хананеянки, сочувствовали ей и хотели, чтобы Христос ей помог. Но чем может помочь человек, даже если он за вас, в то время как Бог против вас? Здесь Иисус воспротивился просьбе Его учеников: «Он же сказал в ответ: Я послан только к погибшим овцам дома Израилева».
Что оставалось делать Хананеянке? Мы бы подумали, что ей, конечно же, остается только возвратиться домой. Она ведь слышала, как Христос сказал, что послан только к погибшим овцам дома Израилева, а она была язычница. Но она не спешила возвращаться домой. Когда идти больше некуда, истинную нужду подавить невозможно.
Некоторые говорят, что они, дескать, уже достаточно молились и уже молиться не будут. Это значит, нужда этой души не является для нее тяжким бременем. Те, у кого нужда поистине насущна, не останавливаются: они лучше умрут у ног Христа, чем перестанут молиться.
Так это произошло и с этой женщиной. Мы читаем: «А она подошедши кланялась Ему». Она подошла ко Христу и склонилась к Его стопам, не давая Ему сделать ни шага вперед. Она уже столько сказала ранее, что ей оставалось говорить одно: «Господи, помоги!»
Быть может, вы понимаете эту женщину. Возможно, подобно ей вы открыли Богу все свои беды и несчастья. Зачастую у престола благодати полагают много слов – много слов и ни одного ответа. В конце концов ваши слова иссякают «и слышен только вопль: «Господи, помоги!» Остаются только вопль, стон, вздох.
Мы, скорее всего, ожидали, что человек более великий, нежели Иосиф, не сможет сдержаться и откроется ей. Разве может Тот, Кто прослезился у гроба Лазаря и проникся глубоким состраданием ко множеству народа, и дальше отвергать эту женщину?
Женщина уже, казалось, совсем отчаялась, когда Иисус ответил ей, что нехорошо взять хлеб у детей и бросить его псам. Иначе говоря, Его целительная сила предназначалась для других, но не для нее.
В молитвенной комнате вдруг может наступить мрак. Нет ничего страшнее безмолвия Бога. А что если Господь заговорит по всей справедливости, а не по благодати? Что если Он ответит: «Ради тебя Я не сделаю этого». Тогда мы поймем, что мы ни на что не имеем права, – все права у одного только Бога.
Как же поступила Хананеянка? Ожесточилась? Или, быть может, спросила. «Чем же я хуже других?» А, возможно, она сказала: «Что же мне теперь делать, если я язычница?» Была ли она оскорблена тем, что ее сравнили с псом? Ничего подобного не произошло! Она признала все, что сказал Иисус. Она признала, что у нее нет прав. Она признала свою ничтожность и греховность. Послушайте ее ответ: «Так, Господи».
Писание говорит: «Просите и дано будет вам; стучите и отворят вам; ищите и найдете». Никто ещё не смог доказать, что это не так. Но между молитвой и ответом на нее пролегает всевластие Божие. Урок, который преподают нам безмолвные небеса, состоит вот в чем: Бог не связан с грешником никакими обязательствами. Благодать учит грешника умолять о благодати.
Как же дальше поступила Хананеянка? Оьа не сдавалась, но шла до конца. На что же она надеялась? На крошку, которая может упасть с Господнего стола. «Но – сказала она, – и псы едят крохи, которые падают со стола Господ их ». Другими словами, она говорила: «Господи, пусть хлеб будет отдан детям Израиля. Если же мне достанутся только крошки, я буду рада и этому». Одна единственная крошка со стола Господа, один единственный лучик Его света, один единственный знак Его благоволения должны быть достаточны для нас. Наималейшее благоволение небес достаточно для тех, кто молится подобно хананеянке.
Что же сделала эта женщина? Она ухватилась за те слова, которые произнес Сам Иисус. Она, можно сказать, поймала Его на словах, которые Он Сам сказал ей. Иисус заговорил о псах, которым бросают объедки, и таким образом приоткрыл дверь надежды. Настойчивость женщины служит наставлением для тех, кто молится втайне, и ободрением для тех несчастных, кто молит о помощи.
Однако самым важным является вопрос: «Что же сделал Иисус?» Спаситель допустил, чтобы Его поймали на Его же словах. Левой рукой Он отдалил женщину от Себя, но правой удержал ее. Одной рукой Он лишил ее мужества, а другой – привлек к Себе. Господь и сегодня действует подобным образом. Он дает нам увидеть невозможность, исходящую от нас, чтобы дать месте возможности, исходящей от Него.
Христос сказал ей: «О, женщина! велика вера твоя». Он мог сказать это ей, ибо она почитала Бога всем, а себя – ничем. Она ожидала много от малого и в своей отчаянной нужде ухватилась за Иисуса.
В тот самый момент ее дочь исцелилась. Женщина-хананеянка еще не могла увидеть этого, но вера не сомневается. Когда говорит Господь, там всегда есть уверенность. Когда говорил Господь, никто – каким бы неуверенным он ни был – не переспрашивал: «Правда ли, Господи?»
Эта история написана для тех, кто в своих борениях поник духом, кто вопрошает: «Неужели благословения Божьи могут предназначаться и для тех, чей страх умножается, когда небеса безмолвствуют?» Осознаешь ли ты свою нужду пред Богом? Если бы тебе было сказано: «Да будет тебе по желанию твоему», что бы тогда случилось? Может быть и ничего, потому что ты никогда не пытался возложить свои нужды к стопам Господним. Но каким благословенным ободрением является эта история для недостойных грешников! Всегда проще поверить, что это может произойти с кем-то, но не с тобой. По справедливости, ваше место вовне. Тем не менее, ободритесь и упорно шагайте вперёд, какими бы безнадежными и невероятными ни казались вам ваши молитвы! Научитесь у женщины-хананеянки, как ухватиться за Слово Божье.
Бог не может ответить вам только на основании ваших молитв и достоинств. Однако Он может ответить вам на основании Своего Слова – ради Своего собственного имени, благодаря Христу. Именно это является основанием ваших молений, а не что-то в вас самих. Если вы считаете, что это напрасный труд, все же есть надежда, что в очах Бога это достойный труд. Тогда в своей молитве вы скажете: «Господи, разве это не может быть возможным ради Тебя Самого?» Какое же это чудо благодати: сей Бог позволяет нам убеждать Его Его же собственными словами! Сей Бог не подобен человеку, который часто забывает свои слова или забирает их обратно.
Испытав на себе безмолвие небес, дитя Божье может научиться многому. Зачастую больше узнаешь во тьме, чем во свете. Если бы мы всегда получали на свои молитвы незамедлительные ответы, то думали бы, будто основанием того являются наши правильные молитвы. Тогда мы искали бы причину в своих молитвах и видели бы заслугу в самих себе. Необходимо же, чтобы Бог явил нам Свою суверенность и Свое всевластие, чтобы, молясь, стуча и ища, мы увидели, что не имеем ничего и сами мы — ничто, если только не станем предметом Божьего благоволения в Иисусе Христе. В этом смысле Бог говорит, когда безмолвствует. Он говорит о Своей праведности и нашей неправедности, ибо рано или поздно грешники окажутся у ног Христа.
Если и был кто-то на всей земле, кто пережил безмолвствующего Бога, – то это был Христос, висевший на кресте. Под безмолвствующими небесами Он возопил о том, что Бог оставил Его. Его стойкость не облегчила его страданий. Он ухватился за Бога, но Бог выпустил Его из Своих рук. Отвергнув Сына одной рукой, Бог не привлек Его к Себе второй, как было с женщиной-хананеянкой. Нет, Бог отторг Его обеими руками, потому что Христос Сам должен был заплатить за грехи всех.
Среди этих мук Он должен был сказать: «Так, Господи». Он так и сказал, ибо ни в чем не хотел умалить святую справедливость Божью. Для него не осталось ни крошки со стола Господа. Он был умален больше пса, дабы язычники получили вечный хлеб. Это и есть тот божественный урок, которому учит нас безмолвное небо.
В молящемся нет никаких достоинств, как нет их и в его неослабевающих, настойчивых молитвах. Даже если бы вы взывали к Богу всю свою жизнь день и ночь – но без Христа, – Бог должен был бы безмолвствовать вечно. Только благодаря привлекающей силе любви Христовой грешник может приблизиться к Божьему престолу. Вот почему, оглядываясь в прошлое, спасенные говорят: «Господи, не я держался Тебя, но Ты удерживал меня». Потому они могут воспевать:
С радостью кроткие узрят душу мою возрожденную,
Сердца ваши будут жить, вы – святые, ищущие Господа.
Он помогает нуждающимся и внемлет воплю их,
Сокрушенных не презрит Господь.