«Просите и не получаете, потому что просите не на добро, а чтобы употребить для ваших вожделений»
(Иаков 4:3).

В общине, к которой Иаков направил свое послание, дела обстояли довольно плохо. Люди имели веру, но то была вера без дел. Иаков называет такую веру мертвой, подразумевая, что и их молитвенная жизнь оставляла желать лучшего.
Как нам известно, они все же молились, потому что в отрывке сказано «Вы просите». Но то была недостойная молитва: «просите не на добро». Иаков имеет в виду, что ваши молитвы не достигают своей цели. К престолу благодати не восходит благовонное курение молитвы; ваша молитва застряла, так и не достигнув своей цели, поскольку запах ее омерзителен Богу. Многие молятся непрестанно и настойчиво, но их молитвы так и останутся без ответа из-за неверного отношения к молитве, хотя они думают, что относятся к ней правильно.

Молитвенная комната сама по себе не означает, что молящийся молится в истине, а молитва – и даже множество молитв – не всегда является доказательством истинной духовной жизни В молитвенной комнате можно встретить неразумных дев, поступающих как мудрые, но лишенных истинного духа молитвы.

Несмотря на веру и молитвы, картина в общине, к которой обращается Иаков, была неприглядной. Повседневная жизнь членов общины не отличалась благочестивостью, а молитвенная жизнь не может процветать там, где живут жизнью нечестивых.

Богатые притесняли бедных. Церковь далеко отошла от добрых принципов общности Е период Пятидесятницы, когда богатые продавали свои имения, чтобы помогать бедным. Теперь дело обстоит иначе: богатые властвуют над бедными. Появилось много «господ». Каждый думал, будто знает все лучше всех. Не стало нищих духом, потому что кроткие не возносили бы себя. Эти «господа» умели искусно сокрушать истину, раздробляя ее на множество учений, забыв при этом, что они сами должны быть сокрушенными. Конечно же, они не научились воплощать в жизнь учение, которому Иисус учил Свою церковь, говоря: «Научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем».

«Вражды и распри» – дело привычное в общинах, где человек – хотя он и дитя Божье – думает, что знает все; в таких общинах будут «вражды и распри», они будут терзаемы разделениями, и люди в них будут попирать друг друга. Но самое страшное то, что человек думает, будто он подвизается добрым подвигом веры. Однако подвиг веры разительно отличается от ведения гражданской войны. Подвиг веры совершается и будет совершаться, пока на земле есть воинствующая церковь. Совершая подвиг веры, человек утрачивает себя, в то время как, воюя, он только и делает, что утверждает себя.

О таких наш стих говорит: «Просите». О, если бы однажды эти богачи, эти господа и бунтари вдруг поняли, что не умеют молиться как должно, все изменилось бы коренным образом. Они думали, что молятся правильно, хотя их молитвы не приносили в их повседневной жизни никакого плода. В своем послании (4:2) Иаков говорит, что они не проси ли, потому что их молитвы по сути своей никогда и не были молитвами.

Один человек рассказывал, как его знакомый фермер обратился к Богу. «Откуда ты знаешь, что он обратился к Богу?» — спросил его кто-то. Тот ответил: «Он больше не бьет своих лошадей». Как может человек подходить к Божьему престолу и в то же самое время ранить своего ближнего, причиняя ему боль более тяжкую, чем физическая? «Кто говорит: «я люблю Бога», а брата своего ненавидят, тот лжец», – говорит Писание. Эти лжецы могут так ожесточить свои сердца, что сами того не заметят и как ни в чем ни бывало станут по-прежнему молиться. О чем они молятся и для чего просят? Иаков отвечает: «Чтобы употребить для своих вожделений». Если мы еще не умерли для себя; если мы желаем получить от Бога только то, что нужно нашей персоне – нашему своекорыстию, самолюбию, самоуважению и всему остальному, что касается лично нас, пускай даже в духовных вопросах, – значит, наша молитва неправильная и мы молимся напрасно.

Подумайте, например, об Исаве. Сильный и непреклонный, он лежал у ног отца, горько рыдая и моля его о благословении. Увы, Исава интересовали сами благословения, но не благословляющий. Возникает вопрос: «О чем мы молимся, и чго мы будем делать, если получим положительный ответ на молитву?» «Чтобы употребить для ваших вожделений». Здесь перед нами тот, кто, молясь Богу, не спешит встать перед Ним на колени. Фактически, происходит обратное. Бог свержен со Своего престола, и человек ждет, чтобы Бог поклонился перед царем по имени «Я», который вознес на этот престол себя. Это – молитва недостойная.

Иаков называет таких людей «прелюбодеями» и «прелюбодейцами». Прелюбодейке все равно, кто вознаградит ее. Точно так же происходит с теми, кто молится так называемой молитвой. Для них не столь важно, от кого они получают дары. Нм нужны дары, а не их Даятель.

Теперь мы понимаем смысл слов Иакова: «Просите и не получаете». Такая молитва навсегда останется без ответа. Разве великий Даятель отделяет дар от Себя Самого? Будь это так – Бог не был бы Богом. Это не означает, что на вашу просьбу вы никогда не получите ответа. Вполне возможно, человек думает, будто благословения даны ему Богом, и принимает их как ответ на его молитвы. Однако это только ухудшает положение, так как Бог порой дает Своей левой рукой – но дает с осуждением, а не с благоволением.

Даже сегодня среди нас есть такие, кто поклоняется богу, которого они сами себе сотворили, моля его о даянии. Они так и не научились любить истинного Бога. Поэтому они не любят и ближнего своего. Они говорят: «Идите, грейтесь и питайтесь». Эти «господа» думают, что знают все, и словно цари восседают на своих престолах, производя суд над другими. Они думают, будто от их молитв как от фимиама восходит благовонное курение Господу. Им следует постичь суть сказанного Иаковом: «Всякий человек да будет скор на слышание, медлен на слова…». Благодать учит нас слушать и сознавать собственное невежество. В потайной молитвенной комнате Бог может употребить только тех, кто научился видеть свое невежество.

Существуют также и воители. Возможно, они сражаются за Божью истину, но можно ревновать о Божьем законе из плотских побуждений. Даже когда люди думают, что сражаются за истину Бога, тем самым они могут воспрепятствовать Ему. Хуже всего вот что: когда человек молится таким образом, он думает, будто он достиг близких отношений с Богом. Дьявол приходит с ним в молитвенную комнату как ангел света. Человека могут тревожить его эгоистичные побуждения, а он даже не будет осознавать этого. Если бы он действительно осознавал свои пагубные желания, то не дерзнул бы подойти к Богу в таком состоянии. Вот почему нам необходим обнажающий труд Духа Святого. Именно поэтому начинать свои молитвы следует так: «Господи, открой меня мне самому».

Я могу просить Бога о том, чтобы Он меня изменил, защитил, даровал спасение и вел к небесам, – и все же мои молитвы могут быть напрасны. Например, я могу молиться об изменении, не желая изменяться. Я могу просить Бога спасти меня, ничуть не скорбя о том, что я потерян. Я могу умолять о спасении, не признавая своих собственных грехов. Я могу просить для себя небес и не стремиться к Богу небес. Я могу молиться обо всем, чем должны обладать дети Божьи и все же прекрасно обходиться без Самого Господа.

Так есть ли еще кто-то, кто думает, что умеет молиться?! Думаю, нет! Если же кто-то так и думает, то он обманывает себя. Я с пониманием отнесусь к тому, кто сейчас скажет: «Если дела обстоят так, то я с тем же успехом могу вообще не молиться, потому что я молюсь недостойно, а это – мерзость перед Господом». Такой отклик вполне понятен. Слово Божье не говорит, что в таких случаях нам следует прекратить молитвы. Молящихся недостойно Господь отвергает не потому, что они просят у Него слишком много. Они просят мало! Дело в том, что они просят то, что потворствует их самолюбию. Истинная молитва направлена прежде всего на Господа и Его дела, и только потом она открывает нужды наших ближних. Такая молитва всегда несет в себе благо для вас самих, ибо когда вы размышляете о Божьих делах, вы также обретаете благословение для своего собственного сердца.

Невозможно приходить к престолу благодати слишком часто, как и невозможно просить у Господа слишком много – мы всегда просим слишком мало. Поэтому не останавливайтесь, не сдавайтесь! Сатана тоже приходит в такие дни и нашептывает: «Ты не можешь молиться, твоя молитва всего лишь грех в глазах Бога, так что лучше оставь». Сатана идет на все, лишь бы удержать вас от молитвы, которую вы произносите втайне в своей уединенной комнате. Поэтому вот о чем следует молиться прежде всего: «Господи научи меня молиться» – это и есть молитва о молитве. Вместе с этим молитесь так: «Господи, научи меня умереть для моих похотей, для моей гордости, для моего самоуважения».

Существует молитва, которая никогда не будет отвергнута: «Боже, будь милостив ко мне, грешнику». Этой молитвы никогда не будет слишком много. В ней грешник никогда не просит слишком много; такая молитва не бывает недостойной.

Всегда можно определить, часто ли Божьи люди заходят в потайную молитвенную комнату. Там они склоняются перед Богом так низко, что лишаются оружия войны и непокорности. Там многие «господа» теряют свою власть и превосходство. Там они умирают для своих похотей. Они становятся людьми, которых Бог может употребить и которые могут что-то значить для других.

Потому, если мы и нуждаемся в чем-то, то только в Духе молитвы, способном очистить наши похотливые сердца и желающем освятить наши молитвы.

© 1961 - 2024

Мы в соцсетях: