«Фарисей, став, молился сам в себе так: Боже! Благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи, или как этот мытарь: пощусь два раза в неделю, даю десятую часть из всего, что приобретаю» (Лука 18:11-12).
Несколько сотен лет до Рождества Христова были для Израиля темными временами. Люди забыли заповеди Господа, а там, где не почитают Божьих повелений, нет истинной молитвы.
К счастью, были те, кто глубоко скорбел о происходившем и ревностно стремился показать народу древние пути, которыми сам старался идти. То были фарисеи. Поэтому первоначальные устремления фарисеев достойны похвалы. Однако когда наилучшее вырождается, оно перерастает в наихудшее. Ходя путями древними, фарисеи искали награды за это. Теперь не они уже были обязаны Богу, а Бог обязан был им. Они относились к своей жизни столь щепетильно, что заповедей, данных Богом, им уже было недостаточно: к ним было добавлено множество оговорок.
Книжники заполняли бессчетное множество книг предписаниями, которые выдумали они же и которые фарисеи исполняли как можно точнее. Поэтому вполне понятно, что в своей самоправедности они почитали себя выше толпы, не знавшей закона. Эти фарисеи оскорбили возлюбленного Христа больше всех остальных.
Тоже самое наблюдается и сегодня. Мы видим тех, кто, подобно фарисеям, имеет больше заповедей, чем заповеди, данные Господом в Его совершенном Законе. Когда человек становится строже Самого Законодателя, он несет в себе смертельную опасность. Такие люди каждый день распинают Христа вновь и вновь.
В действительности, они не жили более правильной жизнью, чем та, которую Бог предписал в Своем святом Законе. Об этом свидетельствует молитва фарисея. Обладая всеми дополнительными предписаниями Закона, фарисеи искали грех там, где его невозможно было найти. Они искали грех во всем и забыли, что не во всем он присутствует, но только лишь в человеческом сердце, исполненном зла. Они не замечали греха своих собственных сердец, в то время как любая мелочь могла глубоко оскорбить их. Они не следовали повелению, которое Господь дал в первой и наибольшей Заповеди: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим… и ближнего твоего, как самого себя».
Однако почему нам необходимо постоянно говорить о ком-то? Потому, что таким образом мы прикрываем себя. В молитве фарисея мы должны увидеть себя, дабы обнажилась наша гордыня и дабы нам стало так стыдно перед Господом, чтобы остаток своих дней провести ь потайной комнате мытаря.
Вот стоит фарисей, молящийся в храме в присутствии Божьем. Или, точнее, вот он стоит, изливая свою благодарность, ибо говорит: «Боже, благодарю Тебя». Он начинает с благодарения. Конечно, само по себе благодарение прекрасно. Писание говорит: «За все благодарите». Мы никогда не сможем возблагодарить Бога за все Его милости так, как Он того достоин. Если бы мы только помнили, что непрестанно грешим, а Бог непрестанно дарует нам блага, у нас было бы намного больше причин для благодарности, чем мы можем себе представить. Когда в молитве мы этого не признаем, мы лишаем себя очень многого. Искренняя благодарность всегда прославляет Бога.
Однако нам не следует начинать молитву с машинального и бойкого «я благодарю Тебя». Во-первых, по природе своей мы не такие уж благодарные существа. К своему стыду, мы должны признать это. Во-вторых, мы должны быть уверены, что это не просто привычка или заведенный порядок, – в противном случае мы будем благодарить Бога за то, в чем никогда не испытываем нужду. Боюсь, мы часто благодарим Бога за прощение грехов, в то время как сам грех никогда не был для нас бременем. Можно благодарить за кровь Иисуса, так в своей жизни и не познав, сколь драгоценна эта кровь.
Так или иначе, фарисей не испытывает чувства искренней благодарности, ибо благодарит Бога за то, что он не такой, как другие люди. Его молитва могла бы быть богоугодной, если бы только он поблагодарил Бога за то, что не поступает как другие – воры, прелюбодеи и им подобные; если бы он только сказал- «Боже, благодарю Тебя, что не поступаю как другие». Мы никогда не сможем сполна отблагодарить Бога, Который удерживает нас от недостойной жизни.
Но самое печальное состоит вот в чем: этот человек думает, будто он не таков, как те люди. Это свидетельствует о том, что он не знает самого себя. Он не знает, что также полон неправедности, – если не в поступках, то, несомненно, в словах или мыслях. Он не знает своей греховной природы, а что может сделать человек у престола благодати, если он не ведает о своем греховном состоянии?
Когда дело касается греха, этот человек занят грехами других людей. Люди, не знающие самих себя, всегда заняты другими людьми. Создается впечатление, что у них вообще нет своих грехов, которые следовало бы исповедать Господу; зато они везде кричат о грехах других, вынося суровые приговоры.
Фарисей молился самому себе. Зачастую люди разговаривают сами с собой и думают, будто они молятся Богу. Искренняя же молитва требует, чтобы молящийся терпеливо ждал, когда Бог явит ему Свое благоволение и Свою благодать, чтобы он прислушивался к голосу Господа.
Вначале фарисей говорит о том, кем он не является, а затем он начинает говорить кто он: «Пощусь два раза в неделю, даю десятую часть из всего, что приобретаю». Он делает намного больше, чем того требует Господь. Будь он Богом, все бы делал иначе и несравненно лучше. Вот почему Иисус говорит о фарисеях: «Налагаете на людей бремена пеудобоносимые». Фарисеи считали, что толпа, не знающая Закона Божьего, не может иметь спасения. Как могут молиться эти необразованные? Фарисеи возносили себя над людьми столь высоко, что обычный человек думал, будто только фарисеи молятся как должно. Таким образом, они удерживали безграмотный народ, не позволяя им входить в потайную комнату для молитвы.
Итак, молитва фарисея завершена. Ему не о чем просить, зато он предоставляет Господу длинный список своих добрых дел. Поэтому он уверен: Богу надлежало бы поблагодарить его за все, что он делал, служа Ему.
Мы назвали молитву Фарисея надменной. Разве это не надменность, когда человек с дерзостью приближается к своему Творцу, словно в Эдемском саду ничего и не произошло? Человек – существо падшее, и это ужасно! Но намного ужаснее, когда мы пренебрегаем своим падшим состоянием и никогда не рыдаем над той глубокой пропастью, которая образовалась вследствие нашего греха. Какой же мерзостью должна быть эта молитва в глазах праведного Бога! Этот фарисей заблуждался, принимая свою гордость за истинное благочестие. Фарисеи думали, что служат Богу. Апостол Павел, который также был фарисеем, говорит это о себе самом. Преследуя Церковь Божью, он думал, что молился правильно, и искренне верил, будто его молитва была угодна Бегу.
Как следует из контекста, Иисус рассказал эту притчу, подразумевая тех, кто верит в свою самоправедность. Человек может быть искренен и вместе с тем – обманывать самого себя. Грех может таиться в самых святых делах. Сегодня эти слова Христа не предполагают ничего иного, кроме одного: мы должны научиться видеть р них самих себя. С тех пор, как стала известна молитва фарисея, появились те, кто молится так: «Боже! Благодарю Тебя, что я не таков, как этот фарисей». Но это и есть молитва фарисея – молитва, лишенная самопознания, когда молящийся успокаивает себя тем, что он не так плох, как прочие.
Надменная молитва фарисея может проявляться в различных формах. Может даже случиться так, что фарисей будет молиться молитвой мытаря. Самопознание – это первое, о чем мы должны молиться. Эта молитва прозвучит так: «Господи, может ли обратиться фарисей?» Затем прозвучит мольба: «Боже! Будь милостив ко мне. фарисею!» Могущественное деяние Господа необходимо для того, чтобы остановить мытаря на пути греха. Разве здесь мы не можем сказать, что Божьего Духа необходимо вдвое больше, чтобы сломить фарисея. В нас живет и тот, и другой, но фарисей затаился очень глубоко внутри нас, и его внешность столь благочестива и набожна, что мы с трудом можем различить его.
Нет более безнадежного состояния, нежели неведение о грехе. Как же нам явиться перед Господом со своей собственной праведностью? Как говорит Писание, даже наши добрые дела – запачканные лохмотья. Они не более, чем блестящие грехи, потому что, подобно фарисеям, в конечном счете мы воздаем славу себе.
Когда Фарисей называет грабителей, обидчиков, прелюбодеев и мытарей грешниками, он обращается ко второй скрижали Закона; однако он умалчивает о первой скрижали, которая говорит об отношении человека к Богу. Даже если вы зазубрили намного больше законов, чем дал вам Бог, все равно в вашей жизни и в ваших молитвах будет зиять дыра, покуда между вами и Богом не установятся те взаимоотношения, которых требует первая скрижаль Закона. Бог просит вовсе не много – Он просит только любви. Он предпочитает видеть у Своих ног согрешившего Петра, который в горьких слезах признаёт, что согрешил против всех заповедей, но все же призывает Бога в свидетели, уверяя Его в своей любви к Нему.
Когда мы осознаем, что согрешили против первой и наибольшей Заповеди, тогда мы увидим, что виновны в нарушении всех остальных заповедей. Тогда мы и становимся грабителями, обидчиками, прелюбодеями и мытарями. Тогда мы и становимся теми, кто мы есть. Осознание поможет нам правильно относиться к молитве Богу. Сколь часто мы бы ни исповедовали Богу свою вину за грех, этого никогда не будет слишком много. Мы не можем принести к Нему всей нашей вины.
Эта притча дана нам не только как предупреждение, но и как утешение. Она дана в утешение обремененным тяжестью вины и призывает их не удаляться от Божьего престола из-за того, что почитают себя недостойными. Такие люди думают, что поскольку сами по себе они ничто, то и их молитвы ничего не стоят. Однако, как мы увидим в последующих главах, такие молитвы все же драгоценны в глазах Божьих.
Ты, дитя Божье, по благодати увидевшее, что не можешь представить Господу никаких достоинств, сам по себе не можешь вознести себя выше фарисея. Тебе особым образом угрожает опасность вменить себе в заслугу плоды, явленные в твоей новой жизни. Если они становятся основанием твоего положения перед Богом, и ты полагаешься на свои слезы, молитвы, переживания и все то, что проистекает из твоего выбора служить Господу, то в конце концов твою молитвенную жизнь постигнет великая тьма и неспособность приносить добрые плоды.
Еще хуже, когда, получая благодать даром, дитя Божье высокомерничает, возвышается над другими, запирает двери в молитвенную комнату на запоры ожесточения и гордыни и живет так, словно для других спасение не столь доступно, как для него. Здесь в возрожденном сердце ожил фарисей, и Бог не может употребить Свое дитя ради Своей цели. Современная церковь не свободна от подобного греха.
Нож обличения следует применять к человеку до тех пор, пока он не освободится от гордыни и таким образом – от своего «я». Только смерть может принести полную свободу, ибо пока мы живем на земле, мы будем бороться с фарисейским отношением. Помните это, и пусть ваша молитва непрестанно звучит так: «Боже! Будь милостив ко мне, фарисею».