«И сказал мне Господь: полно тебе, впредь не говори Мне более об этом» (Второзаконие 3:26).
Бог всегда слышит наши молитвы, но Он нам отказывает иногда в просимом. Моисей испытал это на себе. Он молился: «Дай мне перейти и увидеть ту добрую землю, которая за Иорданом», однако в этой просьбе ему было отказано. Есть желания, которые дитя Божье высказывает, которых ему не следует стыдиться ни перед Богом, ни перед людьми, но которые так и остаются неисполненными.
Когда мы читаем молитву Моисея, нам хочется сказать, что это достойная молитва. Сто двадцать лет прожил Моисей, прежде чем его желание бы по воплощено в жизнь. Он вывел израильский народ из Египта, преодолевал трудности в пустыне, снисходил к грехам и ропоту народа, противостоял врагам. В конечном итоге Моисей подошел к пирогу самой Земли обетованной.
«Дай мне перейти и увидеть добрую землю», – молил он. Почему бы не исполнить эту молитву? На множество своих молитв Моисей уже получил ответ. По его молитве расступились воды Чермного моря. По его молитвам Бог прощал грехи народа. Из тысяч людей именно к Моисею Бог являл особое благоволение. Апостол Иоанн пишет: «Мы знаем, что грешников Бог не слушает». Однако согласно Писанию, Моисей был тот, кто разговаривал с Господом, как если бы кто беседовал со своим другом.
И все же в его просьбе ему было отказано. «Полно тебе, впредь не говори мне более об этом», – ответил Бог. Страстное желание этого мужа Божьего было отвергнуто. С вершин гор он мог видеть качаемые ветром пальмы Ханаана и землю, текущую молоком и медом. Как желал он всем сердцем войти в Ханаан! Но ему так и не пришлось ни отдохнуть в тени пальмовых деревьев, ни вкусить от плодов этой плодородной земли.
Не только Моисею Бог отказал в просимом. Павел пережил то же самое, когда Бог отверг его молитву об удалении жала из плоти, О подобном переживании могло бы сказать бессчетное множество детей Божьих, которые молились из наилучших побуждений, – и все только для того, чтобы в их просьбах им было отказано. Да, существуют неисполненные молитвы – молитвы услышанные, но неисполненные.
Такие молитвы нельзя путать с теми, которою человек возносит ввысь, а ответом, казалось бы, становятся закрытые небеса, о чем мы и говорили в одной из предыдущих глав. И тогда нет никакого ответа, и кажется, что на небесах нет Бога.
Моисей получил ясный – хотя и отрицательный – ответ на свою молитву.
Чья-то молитва может достичь небес, но просьба будет отвергнута. Тот, кто молится, замечает это. В ответ на свою молитву он может услышать от Бога те же самые слова, которые Он сказал и Моисею. Для того чтобы понять, что в просьбе нам отказано, не всегда обязательно в качестве ответа слышать определенные слова из Писания. Нет, Господь также говорит в безмолвии.
Такое переживание может стать черной тучей в жизни Божьего дитя. Быть может, это молитва об исцелении ребенка, возможно, даже о его обращении. Это может быть молитва о том, чтобы Бог разрешил какое-то несправедливое дело, направленное против нас; или же это, вероятно, молитва за мир в семье или церкви. Это могут быть также молитвы о множестве нужд, которые сами по себе являются благом.
И, конечно же, Сатана не замедлит воспользоваться случаем посеять зерно сомнения. Какое утешение для нас, искушаемых, знать, что даже в жизни Моисея и Павла были неисполненные молитвы!
Мы никогда не сможем обвинить Бога в несправедливости. Для Моисея это было невозможно: он сам сделал себя недостойным получить положительный ответ на молитву, когда ударил по скале в Мериве, в го время как должен был обратиться к ней. Моисей уступил своей греховной природе. Именно поэтому ему нечего было сказать, когда Господь напомнил ему о его прошлом. Он надеялся, что Господь отнесется к нему, как относился к Своему народу: обещав уничтожить израильтян, Господь явил Свою милость и отменил наказание, хотя они его и заслужили.
Конечно, Бог простил Моисею его грех. Здесь мы видим, как последствия греха продолжают влиять даже на жизнь детей Божьих. Так было и с Давидом: Бог простил ему грех, совершенный с Вирсавией, но дитя, которое родилось во грехе, должно было умереть. Господь иногда позволяет последствиям греха влиять на нашу жизнь, хотя и гарантирует нам прощение. Таким образом Он смиряет Свой народ. Он оставляет горький осадок грешного прошлого, дабы оно не было забыто. Неисполненные молитвы должны устыдить нас и заставить молчать. Пусть каждый поразмыслит над своей собственной Меривой.
Всегда ли причиной неисполненной молитвы является некий особый грех? Нет, Господу незачем отвергать молитву по какой-то особой причине. Это может произойти, даже если не был совершен такой грех. Но даже если и нет особого греха, то, конечно же, именно грех дает Богу право сказать: « Впредь не говори мне более об этом». Если это не ведет вас к какой-нибудь из ваших «Мерив», то, безусловно, оно должно повести вас в Эдемский сад, где грех получил свое начало.
Оглядываясь на свое недостойное прошлое, мы удерживаемся от бунта и учимся принимать отрицательный ответ. Каким чудным образом это было явлено в жизни Моисея! Во Второзаконии 3:27 мы читаем, как Моисей взошел на гору, чтобы увидеть Обетованную землю. Видеть-то ее он мог, но войти в нее не мог. Моисей покорился велению Бога. Он не сказал: «Тогда мне незачем и смотреть на эту землю». Господь сказал: «Довольно с тебя», и Моисей ответил: «Довольно с меня». Моисей более никогда не говорил с Богом об этом. Он взошел на гору, чтобы увидеть Ханаан издали. Моисею также было велено поручить Иисусу Навину ввести народ в Обетованную землю. Он лучше покорится Богу, нежели вопреки Ему войдет в землю Обетованную, поэтому свое величайшее желание он передал своему преемнику.
Какое благословение быть послушным Богу и соединиться с Божьей волей; выбрать исполнение Его воли, а не следование своей собственной, даже если пена этого – наше сокровеннейшее на свете желание! Мы осознаем, что Бога достаточно для нас, и больше никогда не будем возвращаться к этому вопросу.
Наши молитвы могут и не принести желаемого плода, но это не значит, что они бесплодны. Порой неисполненные молитвы привязывают нас к Богу гораздо сильнее, нежели исполненные, поскольку о последних мы, как правило, с легкостью забываем.
Посредством неисполненных молитв Бог учит Свой народ освящаться через страдания, дабы он все более преображался по образу Христа, Который также страданиями навык послушанию. Христос – величайший Моисей. Ему не просто было отказано в земном Ханаане, когда Его, несшего Свой крест, вывели за врата Иерусалима, – Ему было отказано в небесном Ханаане, когда Его, висящего на кресте, отвергли сами небеса. Мы несем Ею поругание, говорит Павел, но ранами Христа мы исцелились.
Ни одна молитва – даже неисполненная, – вознесенная со всей искренностью, не бывает бесплодной. Неважно, сколь непостижимыми кажутся нам пути Божьи, – Господь в Своей непос тижимой мудрости всегда думает о вечном благоденствии Своего Сиона.
Он удивительным образом подтвердил это, отказав Моисею в исполнении его молитвы. Вскоре после этой молитвы Моисей умер и был отне сен в небесный Ханаан вечного покоя. Господь отверг его молитву о земном Ханаане, но, даровав ему Ханаан небесный, Он исполнил эту молитву превыше его желания и прошения.
Представим себе на мгновение, будто Моисей обрел земной Ханаан. Какое же разочарование могло постичь его! Ведь вскоре стало очевидным, что Ханаан – вовсе не рай. Ропщущий народ обрел новое место, но не обрел нового сердца. В Обетованную землю они взяли с собой свой грех. Моисею пришлось бы противостоять тому же народу, и душа его скорбела бы больше, чем когда он вел его в пустыне.
Когда Бог не позволил Моисею войти в Обетованную землю, это оказалось для него тяжелым ударом. Он не ведал о том, что тем самым Бог уберег его от многих скорбей. Мудрость Божья превыше мудрости Его детей. Мы можем доверить Богу все, ни мало в тем не сомневаясь.
Однажды путешественник, ехавший рядом с кучером на повозке, неожиданно выхватил из его рук вожжи, испугавшись, что они могут угодить в пропасть. В тот же момент кучер без всякой жалости ударил по рукам гостя. Добрым этот поступок не назовешь, но если бы кучер не сделал этого, то все разбились бы на дне ущелья. Как прекрасно, когда, отвергнув всякие тревоги о деле, мы предаем его Богу, Который намного лучше, чем мы, знает, как его совершить.
Неисполненная молитва Моисея ослабила ту нить, которая связывала его с этим миром. Господь и сегодня поступает со Своим народом таким же самым образом. Получи человек все, чего он желает, и он станет искать небеса на земле. Но необходимо лишиться сокровищ здесь, внизу, дабы научиться собирать их там, наверху, и глубоко осознать, что «мы не имеем здесь постоянного града…»
Если бы у нас была возможность спросить Моисея, пребывающего сейчас на небесах, желает ли он по прежнему войти в земной Ханаан, он бы, конечно, ответил: «Полно тебе, впредь не говори мне более об этом ». Один день во дворах Господних лучше, нежели тысячи дней вне их. Какую мы испытаем радость, когда останемся в них навечно – навечно с Богом, и тогда наше общение с Ним не прервется ни на мгновение. Нет большего благословения, чем готовить себя к небесам в этой жизни.
Мы безмерно несчастны, если ничего не знаем о молитве – будь-то исполненная или неисполненная, – поскольку это свидетельствует о том, что мы все еще идем своей собственной дорогой. Страшно впасть в руки неведомого нам Бога. Несравненно лучше ходить путями Господа, даже если они тернисты, чем жить по своим желаниям вопреки воле Божьей.
Был Некто, более великий, чем Моисей, но Его мольба была отвергнута, когда, подобно червю, Он умолял пронести чашу страданий мимо Него. Когда Он лежал в борении, Он не видел врат Ханаана – скорее, Он увидел отворившиеся перед Ним врата ада. По Своей человеческой природе Он был всего лишь человек, а какой человек не станет умолять, чтобы ему миновать врата ада. Бог не совершил Его молитвы. Он во всей полноте испытал на себе истинный смысл слов: «Впредь не говори Мне более об этом ».