(Матфей 5:1–11).

Кто из живущих на земле не слышал столь утвердительного и ясного откровения Господа Иисуса Христа о Небесном Царстве:
«Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное».

И все–таки, как мало людей останавливает свое внимание на словах Небесного Посланника!? «Кто поверил слышанному от нас, и кому открылась мышца Господня?» – такими пророческими словами Исайя определил неверие мира.

Идея о Царстве Небесном – древняя идея. Она так же стара, как и сама жизнь. Уже с давних пор человек заметил, что для полноты счастливой радостной жизни на земле чего– то не хватает. Знание, культура, экономические достижения – т о это не выводит человека на дорогу к счастью. Наоборот, песни земли» становятся все плачевней и заунывней. Отсюда берет свое начало гнетущая тоска о неизвестном, о новом мире, об иной жизни, где нет ни слез, ни воздыханий, тоска о Царстве Небесном. Так, преследуемый врагами, псалмопевец восклицает:

«Кто дал бы мне крылья, как у голубя? Я улетел бы и успокоился бы»
(Псалом 54:7).

Как близка сегодня сердцу человека песня украинского поэта Михаила Петренко:

«Дывлюсь я на небо и думку гадаю: Чому я не сокил, чому не литаю?..»

Кто даст ответ на этот тягостный вопрос? Кто разгонит эту предвечную думку, кто утешит сердце, тоскующее по небу? Чому мени, Боже, Ты крылля не дав, Я б землю покинув, и в небо злитав?

Задушевная мелодия этой песни, ее исключительно глубинный смысл тронули мое сердце особенной острой болью, когда я случайно услышал ее через зарубежное радио. Мягкий баритон наполнялся той тихой грустью, которая всегда отличает песни славян от песен других народов. Казалось, сердце поющего, как пленник, готово было вырваться из груди и лететь в неведомую даль, «далеко за хмары, подальше вид свиту». Это сердце открывало миру свою предвечную тоску по небу, жаловалось на безвыходное одиночество и пустоту жизни, плакало о своей судьбе. В этой песне – молитвенный вопль, может быть не всегда сознательный, но живой, жалобный, стенающий. В этой песне – неотразимое желание души подняться от земли к заоблачным далям, в царство мира и любви, неугасимая жажда видеть истинный свет.

Ах, как хотелось мне в ту минуту крикнуть в эфир громко, во весь голос:

– Не плачь, душа дорогая, мой земляк! Не тоскуй, мой брат. Открой пятую главу Евангелия Матфея и ты найдешь там крылья, найдешь лестницу, ведущую на небо, в царство Незримого на земле Бога.

Открыть и указать человеку путь на небо мог только Тот, Кто сошел однажды с неба. Иисус Христос, Сын Божий, указал этот путь к утерянному раю, путь на небо, в Царство вечного Света и Красоты. Через Божественное откровение человек узнал, что его счастье обронил Адам в Едеме. Его непослушание лишило земное царство своей красоты и привлекательности. И с тех пор в тайниках души человеческой живет это постоянное искание чего–то нового, живого, чистого, святого. «Скучные песни земли» не могут насытить тоскующую душу. Она жаждет иных напевов, иной песни, где в каждом слове – радость любовь и полный мир.

Бог делал и делает все, чтобы человек, его бессмертная душа вернулась назад в Его Царство, в приготовленное место на небесах. Первое, земное царство оказалось опороченным грехом. Потому, Бог положил основание новому Царству, Царству Небесному, могущему удовлетворить запросы души человеческой.

Бог веками готовил мир к великому откровению. И был на земле счастливый день, когда обремененному грехом человеку Иисус Христос, Небесный Учитель, начертал в немногих словах путь к Небесному Царству:

«Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное».

Это первые слова великой Нагорной проповеди, сказанной Небесным Проповедником истины. Нагорная проповедь (сказана на горе) – это слово Божие о великом, святом, о горнем. Это своего рода лестница в Небесное Царство. И первой ступенью этой лестницы является сознание своей нищеты и духовного убожества, желание познать, достигнуть, принять. Это открывает путь к нелицемерной просьбе, к исканию, а «ищущий находит», – сказал Христос (Матфей 7:8).

Нагорная проповедь – основа христианского учения. Бог – великий даятель не только земных, временных, но и небесных, непреходящих благ. И знатный, и сильный, и богатый перед Божьим лицом был и остается нищим и слабым. Вопрос только в том, насколько это сознает человек. Кто осознал и принял эту истину в сердце, тот может смело приходить к Богу, открывать свои нужды в молитве. Он получит благодать на благодать.

На самом деле, кто как не нищий может искренне, от сердца просить? Протягивая руку за милостыней, он открыто свидетельствует о своей насущной нужде и не думает, что за милостыню он должен заплатить. Спасение человека – «дар Божий во Христе Иисусе, не от дел, чтобы никто не хвалился», – говорит Писание. О, как это трудно укладывается в сознании людей. Как трудно знатному, грамотному, богатому человеку признать перед Богом себя нищим! Потому и только потому так немногие из великих мира сего обращаются к Богу и принимают спасение. Человек любит видеть в себе личность значащую, независимую, стоящую выше других. Отсюда и берет начало трагедия духовного убожества большинства людей этого мира.

Для спасения души, для ее возрождения есть единственное условие: «хочу, желаю иметь спасение», а это в свою очередь приходит только от сознания своей греховности, своего нищенского положения.

«Жаждущие! идите все к водам!» – призывает Бог людей словами пророка Исаии (55:1). «Жаждущий, иди и пей!» – возвысил Свой голос Господь Иисус Христос на празднике в Иерусалиме. Жаждущий, нищий, желающий! – твое право просить, принимать, обогащаться благодатью Божьей. Хочешь – принимай и вовеки живи. Но если не хочешь – капля благодати не упадет на твое сердце. Таков справедливый закон Божий.

Гордая кичливость погубила не одного человека. Миллионы людей уходят в вечность без спасения только потому, что не желают принять спасение как дар, видят себя слишком богатыми. А Бог говорит:

«Не знаешь, что ты несчастен и жалок, и нищ, и слеп, и наг»
(Откровение 3:17).

Известно, что если человек не желает кушать, он отворачивает свое лицо от лучшей пищи. И как хорошо, что Бог допускает в нашей жизни трудности, беды, лишения, делает нас голодными. Я рад, что и моя человеческая гордость однажды была сломлена и посрамлена. Бог открыл мне мою нищету и Своей щедрой и сильной десницей побудил меня воскликнуть: я нищий, я бедный, я грешник…

Идея равенства и братства была, есть и останется пустым звуком до тех пор, пока люди не увидят, что перед лицом Создателя мы все равны, а именно: все мы нищие. Ведь перед Его лицом нищи не только те, кто Бога не познал, но и те, кто уже открыл свое сердце для Царства Божьего, кто уже доверил свою жизнь Ему. Блаженны те дети Божьи, которые осознают свою постоянную зависимость от Создателя, свою нужду в Нем, в Его благословении и в Его милости. Это постоянно сознавали великие мужи Божьи. Даже царь Давид однажды воскликнул в сердечной молитве: «Я же беден и нищ!» Апостол Павел многократно подчеркивал свое нищенство. Это давало ему возможность получать «благодать на благодать», получать много, без меры и этим обогащать других. Бог любит давать тем, кто видит себя духовно нищим. А нищие в свою очередь не бывают скупы. Подаренный кусок хлеба они охотно делят пополам. «Мы нищи, но многих обогащаем» – писал апостол Павел коринфянам (2 Коринфянам 6:10).

Для простых, открытых сердцем людей, для нищих духом, но не для высокомерных Христос был и есть величайшим богатством. Он Сам о Себе сказал:

«Господь помазал Меня благоветствовать нищим»
(Лука 4:18).

Чтобы жить радостной счастливой жизнью, нужно верить в Бога, как в великого Даятеля, в Его неизреченную любовь и милость к человеку. Вера окрыляет душу человеческую надеждой. Вера открывает двери в Царство Неба. И тогда душа находит для песни другие слова:

«Дывлюся на небо и думку гадаю: Чому Ты так любишь нас, Боже? Не знаю».

Нагорная проповедь – лестница, связывающая землю с небом. Человек не может миновать первую ее ступень: «Блаженны нищие духом», и подняться на вторую, третью, выше, выше, ближе к Богу. Подниматься выше – нелегко. Падать гораздо легче. Подниматься ввысь – мало одного дерзновения. Нужна и сила. Эта сила – Святой Дух, величайший дар Божий для уверовавших в Него людей. Он Путеводитель, Наставник и Утешитель в опасном путешествии.

«Блаженны нищие духом», ибо они, если и упадут, встанут, обновятся силой и снова пойдут, чтобы достигнуть желанного Царства.

Книга издана издательством
«Свет на востоке»

© 1961 - 2024

Мы в соцсетях: