Жизнь Иисуса Христа была заполнена различными встречами. Понимая главную миссию Христа как Агнца Божьего, который берет на Себя грех мира, мы видим также важную часть Его земного служения в Его, порой, непрерывном общении и встречах с массами народа и отдельными личностями. Несмотря на то, что население израильского государства того времени состояло из разных сословий, разных общественных классов, принадлежавших к разным религиозным направлениям, многих из них объединяла общая проблема: неудовлетворенные, они чувствовали себя одинокими в поисках смысла жизни и правильного пути к восполнению духовных потребностей. Пожалуй, нет лучшей аллегории, чем сравнение этих людей с овцами, не имеющими пастыря. В особенности остро перед ними стоял вопрос спасения и жизни вечной.
Духовная жажда и неспособность религиозных вождей разъяснить народу путь спасения привели многих к берегам Иордана, где они жадно слушали слова предтечи Иисуса Христа — Иоанна Крестителя. И когда Источник глаголов вечной жизни пришел во плоти, люди толпами потянулись к Тому, Кто имел ответы на все вопросы жизни земной и жизни вечной. Однако во многих случаях Христос не просто отвечал на поставленный вопрос, но, идя дальше и видя истинные мотивы сердца, обращал внимание вопрошающего на состояние его души. Одним из таковых был юноша, обратившийся с вопросом к Иисусу Христу. Мы почти ничего не знаем о нем, кроме того, что он был один из тех, кто мучился из-за неуверенности в своем спасении.
Прилежный читатель Библии знает эту историю и, возможно, склонится в сторону осуждения этого юноши, основывая свои аргументы на том, что юноша был слишком пристрастен к своему богатству, поэтому не может быть для детей Божиих примером для подражания. Но не стоит торопиться с выводами. Предлагаю лучше подумать над вопросом: неужели только для такого короткого суждения Дух Святой оставил нам этот эпизод? Хотя с общим мнением, что это персонаж отрицательный, можно согласиться, однако в этом эпизоде есть немало полезных уроков и истин, которые помогут нам в нашей духовной жизни.
Первое, что поможет нам более благосклонно отнестись к этому человеку, это то, что Иисус полюбил его. Конечно, Иисус любил всех людей, с которыми Он встречался, но, видимо, в этом случае Его теплое участие было настолько выражено, что это было замечено теми, кто стоял рядом. Ведь со слов этих свидетелей потом писал евангелист Матфей.
Если мы постараемся, то тоже сможем увидеть добрые качества души этого юноши. Это не отнимет у нас много времени. В первую очередь давайте обратим внимание на содержание заданного им вопроса: «Что сделать мне доброго, чтобы иметь жизнь вечную?» Много ли сегодня в нашем мире мы найдем людей, которые озадачили бы себя вопросом о своем спасении? А ведь это вопрос первой важности. Даже в среде верующих далеко не все переживают за свое спасение.
Заслуживает внимания и то, что этот юноша пришел просить не чего-то временного или материального, но его вопрос был абсолютно духовным.
Далее мы узнаем о его личной жизни: она была безупречной. Он был послушен своим родителям, хранил себя от грехов юности, не был причастен ни к каким криминальным структурам, даже к ближним молодой человек относился с любовью и вниманием. Это ли не портрет духовно богатого человека? Да и многие ли из нас могут похвалиться такими духовными высотами? Сколько мы найдем молодых людей, юношей и девушек, кто так же откровенно, как этот юноша, смог бы засвидетельствовать перед Богом о своей верности Его заповедям?
Очень важно отметить и то, что юноша посвятил себя исполнению заповедей Господа и стремлению к еще более высоким духовным и нравственным стандартам не после буйной греховной жизни, но от юности своей. И что же ответил ему Учитель?
Как уже было отмечено выше, не всегда Иисус Христос отвечал по сердцу или желанию человека. Имея такой багаж добрых дел и примерной жизни, юноша мог надеяться на благосклонный ответ Учителя. Возможно, он ожидал, что Иисус похвалит его за столь добрые мотивы юного сердца, но вышло все иначе. Господь, как на ладони, видел его сердце, в глубине которого было нечто, что отделяло рвущуюся к спасению душу юноши от Того, от Кого зависит вхождение в Царство Небесное. В своем искреннем желании угодить Богу через исполнение Его заповедей он упустил из виду самую важную и самую первую: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всем разумением твоим, и всею крепостью твоею…» (Марк 12:30).
Но разве юноша не любил Бога? Любил. Но как!? Ведь заповедь гласит: «Возлюби всем сердцем твоим». Иисус видел сердце юноши: оно было добрым, но полной любви к Богу там не было. Открыв все двери и тайники своего сердца для любви, одну он оставил запертой. Там, за этой дверью, пригрелась и прочно обосновалась любовь к богатству. Юноша был готов ко всему, но продать свое большое имение и раздать его — на это у него не было сил. Молодой человек, искатель истины, отошел от Учителя в глубокой печали. Он упустил свой шанс обогатиться богатством вечности и наследовать чудесную страну и город, где улицы покрыты золотом и стены драгоценными камнями. Ему предложили, говоря современным языком, выгодную для него сделку: золото, которое в глазах Господа не имеет цены, поменять на нескончаемую вечность, где нет слез и страданий. Однако юноше показалось, что он может потерять больше, чем приобрести.
Но не золото юноши нужно было Христу, не его земля, не имение, не обширные поля, не полные закрома. Нет, совсем не этого искал наш Спаситель, но сердце, вполне преданное Ему и любящее Его искал Он. Ему не нужно сердце половинчатое и жизнь, которая не посвящена Ему полностью. Не может Господь быть удовлетворенным тем учеником, в сердце которого живет любовь, которую он ставит выше любви Божией. Выше любви Бога нет ничего, ибо Бог в Себе и Сам из Себя представляет абсолют любви, совершенней и чище которой нет ни в одном уголке нашей бескрайней Вселенной.
Дорогой читатель! Предлагаю тебе усвоить эту важную истину путем практического самоанализа. Чтобы это сделать, попробуй дать свое имя этому юноше. Поставь себя на его место, подойди, как это сделал он, и спроси Христа о том, что мучает тебя, что не дает тебе покоя, открой Ему свое сердце. Ведь у всех нас есть вопросы, никто из нас не застрахован от мучающих нашу душу сомнений. Какое сегодня твое положение перед Богом? Возможно, ты небогат и это не удаляет тебя от Бога, но, наоборот, ты жертвуешь на дело Божие и никогда не упускаешь возможность оторвать от себя кусок и дать его голодному. Подобно этому юноше, ты найдешь себя послушным сыном или дочерью, примерным мужем или женою. Ты отдавал, жертвовал, трудился для Бога, делал добрые дела, но вот теперь вопрос: «Любишь ли ты Меня?», открыл ли ты все двери твоего сердца или еще тщательно оберегаешь какой-нибудь дальний уголок?
Встреча этого юноши открывает для нас много истин, но еще больше ставит перед нами вопросов. В нем удивительным образом отражены две натуры. Одна — ищущая истины, спасения, удовлетворения духовных потребностей души, а другая — эгоистичная, приземленная, не способная на самую высшую любовь — любовь к Богу. Не подобным ли ему и еще тысячам других Иисус Христос сказал в Своем откровении апостолу Иоанну, когда, после перечня замечательных дел, прозвучали, как приговор или грозное предупреждение, слова: «…но имею против тебя то, что ты оставил первую любовь твою» (Откровение 2:4).
Если мотив нашего служения Христу есть нечто другое, чем любовь, то мы можем оказаться в положении тех, кто хоть и судит богатого юношу, но в то же время не отличается от него своей внутренней сущностью. Только имея неподдельную любовь к Богу, мы будем в состоянии раздать все то, что отдаляет нас от тесного общения с Ним. Не забудем: Христос со Своей стороны отдал все, что Он имел, включая Свою жизнь. Кто мы, чтобы поставить что-то выше Его любви?
Итак, вопрос Иисуса Христа остается для каждого из нас открытым: «Любишь ли ты Меня?»
Источник: http://www.istina.info