Два апостола – Петра и Иуда Искариот. Два тяжёлых согрешения, два покаяния и два разных результата этих покаяний. Думаю, такое сравнение даст толчок каждому сердцу для искреннего пересмотра своих духовных позиций, своего стояния перед Господом.
«Прошло с час времени, еще некто настоятельно говорил: точно и этот был с Ним, ибо он Галилеянин. Но Петр сказал тому человеку: не знаю, что ты говоришь. И тотчас, когда еще говорил он, запел петух. Тогда Господь, обратившись, взглянул на Петра, и Петр вспомнил слово Господа, как Он сказал ему: прежде нежели пропоет петух, отречешься от Меня трижды. И, выйдя вон, горько заплакал. Люди, державшие Иисуса, ругались над Ним и били Его…»
(Лука 22:59-63).
«Тогда Иуда, предавший Его, увидев, что Он осужден, и, раскаявшись, возвратил тридцать сребренников первосвященникам и старейшинам, говоря: согрешил я, предав кровь невинную. Они же сказали ему: что нам до того? смотри сам. И, бросив сребренники в храме, он вышел, пошел и удавился»
(Матфей 27:3-5).
В жизни Петра случился тяжёлый грех, который называется отречением. Чтобы такой поступок никому не показался маловажным, давайте вспомним слова Самого Господа Иисуса:
«Итак, всякого, кто исповедает Меня пред людьми, того исповедаю и Я пред Отцем Моим Небесным; а кто отречется от Меня пред людьми, отрекусь от того и Я пред Отцом Моим Небесным»
(Матфей 10:32-33).
Представляете, какие серьёзные последствия? Если Господь перестанет ходатайствовать за кого-либо из нас перед Отцом Небесным, то как мы тогда сможем устоять на нашем жизненном пути? Пётр оказался в отчаянно сложном положении. Оба они – Петр и Иуда – тяжело согрешили, оба покаялись, но жизнь Иуды закончилась трагически, а Пётр получил милость. В чём причина? Почему такая разница?
Некоторые знатоки русской грамматики говорят, что Иуда не покаялся, а раскаялся. Не отрицая важности грамматической науки, мы всё-таки должны рассуждать духовно. Хорошо, пусть не покаялся, а раскаялся, но Иуда совершил признание своего греха в храме и даже перед священниками! Почему же он не получил прощения? Почему его постигло такое страшное возмездие?
Понятно, что Иуда совершил тяжкий грех, но ведь отречение – это грех тоже не из лёгких. Ведь именно после своего отречения Пётр оставил служение и вернулся к старому ремеслу, т.е. пошёл ловить рыбу. Но когда Пётр покаялся и горько оплакал свой грех, Господь его не только простил, но и поставил на служение.
Рассмотрим пять духовных истин, которые покажут нам разницу между покаянием Петра и раскаянием Иуды. Но сначала обратим внимание на вопрос, который воскресший Господь задал Петру:
«Говорит ему в третий раз: Симон Ионин! любишь ли ты Меня? Петр опечалился, что в третий раз спросил его: любишь ли Меня? и сказал Ему: Господи! Ты все знаешь; Ты знаешь, что я люблю Тебя. Иисус говорит ему: паси овец Моих»
(Иоанн 21:17).
Вы задумывались о смысле этого вопроса? Почему Он говорил именно о любви к Нему? Некоторые говорят о троекратном повторении этого вопроса, заключающем в себе тонкий намёк на троекратное отречение Петра. Конечно, это нельзя отрицать. Но вопрос о любви обращён именно к Петру, именно после согрешения и именно в связи с его покаянием.
Существует ли связь между любовью и прощением? Безусловно, и самая прямая. За что получила прощение грехов великая грешница, слезами омывшая ноги Христа? Пожалуй, это единственное покаяние в Библии, которое совершилось без единого слова раскаяния. Господь Сам подчеркнул важнейшую сторону ее безмолвного покаяния: «А потому сказываю тебе: прощаются грехи ее многие за то, что она возлюбила много, а кому мало прощается, тот мало любит» (Лука 7:47). Петру простилось многое. Бог простил Петру тяжёлый грех. Если к его покаянию приложить это правило любви, дающей прощение, то Пётр возлюбил много. Мы знаем, как он ревновал о Господе, готов был жизнь свою положить за Иисуса.
Конечно, прощая Петра, Господь учитывал его большую любовь к Нему, его жертвенность и самоотверженность. Да, Пётр оступился, но я бы сказал, что это была ошибка любви. Это была такая горячая любовь, которая в чём-то не рассчитала свои силы. Любовь, чаще всего, не дружит с арифметикой, она нерасчётлива. Поэтому Господь и даровал ему прощение.
Когда согрешил Иуда Искариот, то ясно, что он сделал это из любви к самому себе и к деньгам. Здесь можно увидеть кардинальную разницу в мотивах согрешения. Господь не только взвешивает тяжесть фактического преступления, но и учитывает мотивы поступков, движения сердца и намерения души, то, что сокрыто от людей. Мы это взвесить не можем, но Господь взвешивает. Очень много значит реакция Петра на вопрос Иисуса о любви к Нему: сказано, что он опечалился.
Теперь давайте рассмотрим второе правило, на основании которого произошло прощение Петра:
«Ибо печаль ради Бога производит неизменное покаяние ко спасению, а печаль мирская производит смерть»
(2 Коринфянам 7:10).
Когда Пётр согрешил и поймал на себе взгляд Иисуса, он плакал горько. Его печаль была безмерной. О, как он горевал о своём промахе! Когда Господь задавал ему троекратный вопрос, он тоже опечалился. Это была печаль ради Господа, что не сумел Ему угодить, что подвёл Его в такой ответственный момент. Да, печаль ради Господа – это тяжёлое переживание, но он ведет к покаянию, а покаяние даёт прощение грехов.
Ясно, что печаль, постигшая Иуду, была печалью мирской, происходила от разочарования в несостоявшихся мирских планах. Иуда Искариот умел считать деньги, умел рассчитывать свои поступки. Он всё делал с расчётом. В этих своих расчётах он и был посрамлён. Это была печаль мирская, поэтому она произвела смерть вместо прощения.
Третье отличие покаяния Петра от раскаяния Иуды: «Ибо если мы, получив познание истины, произвольно грешим, то не остается более жертвы за грехи…» (Евр. 10:26). Иуда согрешил произвольно, т.е. по расчёту, целенаправленно, планомерно. Он всё сделал умышленно, шаг за шагом шёл к своей цели, чтобы не просто предать, а продать, заработать деньги на своей причастности к Богу. Это был продажный шаг человека посвящённого.
Но Пётр согрешил совершенно несознательно. Он даже сам не ожидал, что его горячая, рвавшаяся в бой натура могла выплеснуться, но не в ту сторону, куда надо. Пламенная стихия «сына Громова» на этот раз вышла из-под контроля. Ясно, что грех Петра – грех непроизвольный. Поэтому он удостоился прощения, несмотря на тяжесть своего преступления.
У Петра было ещё четвёртое преимущество, по сравнению с Иудой, что дало ему покаяние.
«И сказал Господь: Симон! Симон! се, сатана просил, чтобы сеять вас как пшеницу, но Я молился о тебе, чтобы не оскудела вера твоя; и ты некогда, обратившись, утверди братьев твоих»
(Лука 22:31-32).
Господь предвидел то, что должно было случиться с Петром, поэтому заблаговременно молился о нём. Конечно, могут сказать: «Петру хорошо: за него молился сам Господь! А почему Иуда был лишён этой привилегии?» Потому что Господь ходатайствует за Свою Церковь, за Свой народ, за Свою Невесту. Своим поведением Иуда давно отделил себя от народа Божьего, потому что был вором. Это первая ступенька его отделения от Господа. На ней он не остановился, а пошёл дальше и стал предателем – это вторая ступенька его падения. Самоубийство – третья ступень падения, которая уже невозвратно повела его в ад.
Пётр всегда держался Господа, стремился к Нему всеми силами, поэтому ходатайство Иисуса поддержало его в тот момент, когда его собственных сил оказалось недостаточно в борьбе с искушением. Господь Иисус ходатайствует и сейчас за тебя, сестра, и за тебя, брат! Там, где твои силы, возможно, подведут, где ты окажешься слабым в борьбе с искушениями, помни, что Иисус молился и молится о тебе. Поэтому не смотри на свои немощи, а смотри на Иисуса! Ты видишь, как тяжело согрешил Пётр? Ходатайство Иисуса – это рука помощи, протянутая не только Петру, но и тебе и мне. Крепче держись за эту руку! Она не подведёт нас никогда.
Пятое, что отличает покаяние Петра от раскаяния Иуды, – это то, что, возможно, ободрит многих из нас: «…Семь раз упадет праведник, и встанет; а нечестивые впадут в погибель» (Притчи 24:16).
Да, Пётр упал, но это было падение не грешника, а праведника. Может, такое рассуждение вам покажется странным? Вы считаете, что всё равно, кому падать? Нет, падения бывают разные. Падение праведника будет побуждать его к ревности, когда он встанет. Он помнит о своём падении. На своём падении он многих утвердит, как это завещал Господь Петру. Оно умножит его опыт и мудрость. Пётр не был готов к тому, что его постигло.
Но падение грешника – это грех человека, который ходил с ним в сердце, искал его. Иными словами, Иуда Искариот жил с этим, и только было вопросом времени, когда падение настигнет его. Господь терпит долго, но затем предаёт человека в руки его беззакония.
Праведник стремится сохранить свою верность Господу, сохранить в чистоте виссон духовных одежд. Грешник может топтать дворы Божьи, но на первом плане у него мирские интересы и своекорыстные расчёты. Сравнение этих двух образов поможет нам проверить себя и пробудиться, умножит наше упование на Него. Богу да будет слава!
Источник: www.titel.ru