«И скажи им: так говорит Господь: разве, упав, не встают и, совратившись с дороги, не возвращаются?»
(Иеремия 8:4).
Цари-отступники
После смерти последнего богобоязненного царя – Иосии, больше 20 лет над Иудой царствовали цари-отступники: Иоахаз, Елиаким (Иоаким), Иехония и Седекия (2 Паралипоменон 36:1-12). Они мало чем отличались друг от друга, и в самом главном – в непослушании Господу – были, как две капли воды, похожи один на другого. Но не только цари, и «все начальствующие над священниками и над народом много грешили, подражая всем мерзостям язычников, и сквернили дом Господа, который Он освятил в Иерусалиме. И посылал к ним Господь, Бог отцов их, посланников Своих от раннего утра, потому что Он жалел Свой народ и Своё жилище. Но они издевались над посланными от Бога, и пренебрегали словами Его, доколе не пришёл гнев Господа на народ Его, так что не было ему спасения» (2 Паралипоменон 36:14-16).
Перед восшествием на престол первого из царей-отступников Бог призвал священника Иеремию, сына Хелкии из Анафофа (Иеремия 1:1), стать глашатаем Божьей воли к иудеям. Иеремия, видя, в каком духовном состоянии находится народ, отказался:
«О, Господи Боже! Я не умею говорить, ибо я ещё молод». Но Господь отвечает ему: «Не говори: „я молод“; ибо ко всем, к кому пошлю тебя, пойдешь, и все, что повелю тебе, скажешь. Не бойся их; ибо Я с тобою, чтобы избавлять тебя, сказал Господь»
(Иеремия 1:6-8).
Во время царствования Иосии казалось, что Иуда был очищен от того, что Господь называет «мерзостью язычников». В Библии описаны меры, какие принимал Иосия для того, чтобы вернуть народ к Богу. По приказу царя были разрушены «жертвенники Ваалов и статуи, возвышающиеся над ними; и посвященные дерева он срубил, и резные и литые кумиры изломал, и разбил в прах, и рассыпал на гробах тех, которые приносили им жертвы. И кости жрецов сжёг на жертвенниках их, и очистил Иудею и Иерусалим» (2 Паралипоменон 34:4-5). Он также разрушил «дома блудилищные, которые были при храме Господнем, где женщины ткали одежды для Астарты» (4 Царств 23:7). Но, увы, реформы по приказу царя не привели к желаемому результату. И все те мерзости были восстановлены после смерти Иосии, согласно короткой заметке, которую приводит Писание, говоря о каждом из последующих царей, что «делал он неугодное в очах Господних во всём так, как делали отцы его» (4 Царств 23:32-37; 24:9-19). Внешнее, поверхностное очищение, по приказу «сверху», не помогает, если не было внутреннего очищения, к которому призывал пророк Божий.
Слова о жертвенниках и статуях идолов понятны, но слова о том, что при храме Господнем были «дома блудилищные» как-то не вмещались в моём сознании. Я решил сверить это место Писания с английским переводом короля Иакова, а также с традиционным еврейским переводом, заглянул также в еврейско-русский словарь. Все эти три источника согласны между собой, они открыли мне отталкивающую картину, которую переводчики Синодальной Библии, очевидно, пытались смягчить. Привожу традиционный еврейский текст: «…The houses of the sodomites, that were in the house of the Lord» (…Дома (комнаты) содомлян, которые были в доме Господнем, (Иеремия 23:7). Из этого видно, что до Иосии в храме – именно в храме! – были комнаты для содомлян, и в правление четырёх царей-отступников они были восстановлены наряду с другими мерзостями язычников.
Божье долготерпение
Не удивительно ли Божье долготерпение, что даже после такого Он, в течение более 20 лет настойчиво продолжал призывать народ вернуться:
«…Скажи им: так говорит Господь: разве, упав, не встают и, совратившись с дороги, не возвращаются? Для чего этот народ, Иерусалим, находится в упорном отступничестве? Они крепко держатся обмана и не хотят обратиться. Я наблюдал и слушал: не говорят они правды, никто не раскаивается в своем нечестии, никто не говорит: „что я сделал?“; каждый обращается на свой путь, как конь, бросающийся в сражение»
(Иеремия 8:4-6).
И в результате упорного, многолетнего отказа повиноваться определениям Господа
«Он навёл на них царя Халдейского, – и тот умертвил юношей их мечом в доме святыни их, и не пощадил ни юноши, ни девицы, ни старца, ни седовласого: всё предал Бог в руку его. И все сосуды дома Божия, большие и малые, и сокровища дома Господня, и сокровища царя и князей его, всё принёс он в Вавилон. И сожгли дом Божий, и разрушили стену Иерусалима; и все чертоги его сожгли огнём, и все драгоценности его истребили. И переселил он оставшихся от меча в Вавилон; и были они рабами его и сыновей его до воцарения царя Персидского…»
(2 Паралипоменон 36:17-20).
Размышляя над удивительным долготерпением Бога и упорством человека, мы видим связь причины и следствия, и нет сомнения в том, где находятся теперь эти цари-отступники. Да и не только они, но каждый, кто пренебрегает Божьими предупреждениями.
Богач и Лазарь
Господь Иисус рассказал историю двух человек, живших до или во время Его земной жизни. Одного звали Лазарь, имя другого не названо. Этот безымянный человек был по-своему верующим – именно по-своему, как большинство людей всех времён. Он не был особенно грешным. Он был просто «верующим» эгоистом. И такое случается. Он любил, также по-своему, своих братьев. Позже он умолял праотца Авраама послать Лазаря к братьям его, когда – к своему ужасу -после смерти оказался не там, где надеялся быть, как потомок Авраама: не на «лоне Авраама», а в аду (Лука 16:19-31). Это действительная история, а не притча; это случай с определённым человеком, жизнь, смерть и место которого в вечности Иисус, Сын Божий, знал Руководимый Духом Святым, евангелист Лука не назвал историю с Лазарем притчей, поэтому мы имеем основание считать, что это исторический случай.
Почему так важно подчеркнуть эту истину? Да потому, что к притче, как у читателя, так и у толкователя, иное отношение, чем к действительному факту жизни. Мы вольны толковать притчу каждый по-своему – конечно, в известных пределах, – но когда приведен действительный случай, как здесь, тогда необходимо обращать внимание на каждую деталь, и нет места для наших собственных «толкований». Богач оказался в аду, и там, будучи в муках, поднял глаза свои, увидел вдали Авраама и, возопив, сказал: «…Я мучаюсь в пламени сем!» Какой ужас и потрясение для обманувшегося и обманутого потомка Авраама!
Итак, где место для отступников всех времён, включая современников пророка Иеремии? Где будущее место для безбожников нашего времени? Из приведенной истории видно, что современники Иеремии, которые пренебрегали Божьим Словом, издевались над посланцами Бога, разделяют свою участь в том же самом месте, где и умерший богач, также потомок Авраама, – не на «лоне Авраама», а в аду. Об их вечной участи написано в последних стихах 20-й главы последней книги Библии.
Задумаемся, какая участь была предназначена для отступников времён Иеремии: вечная жизнь или вечная погибель? Если Бог через пророка убеждал их встать и обратиться, то, значит, у них была возможность не погибнуть! Не так ли? Но они не вняли словам пророка и пошли в погибель. Значит ли это, что они были предназначены погибнуть, как считают кальвинисты?! Как рассматривать призыв Бога и Его пророка к тем, кто от вечности предназначен Богом идти в ад – подняться, встать, покаяться, вернуться на путь жизни? Что это значит, разве Бог так поступает?! Подумаем только: Бог предназначил их идти в ад, избежать этого они не могут, и вдруг Бог уговаривает их встать и обратиться к Нему! Как назвать такие действия Бога, если учение кальвинизма истинно? Если же права Библия, в которой сказано, что Бог «хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины» (1 Тимофею 2:4 ), то нам становится понятной Божья любовь ко мне, к вам, ко всем людям, Его призыв и удивительнейшее долготерпение к людям, тонущим в грехах и пороках.
Почему не хотят встать?
Вернёмся теперь к нашему тексту и обратим внимание на аргумент, который приводит Господь, аргумент основанный на нормальной реакции здорового человека: разве, упав, не встают? Конечно же встают! Так почему же современники Иеремии не встали? У них, несомненно, была возможность встать, так как пророк Божий долгие годы призывал их к этому, согласно Божьему указанию! Почему же они не вняли, почему не повиновались призыву Божьей любви? Почему пренебрегли Его милостью? Вот ответ: «Они крепко держатся обмана и не хотят обратиться» (Иеремия 8:5). Да, не хотят. Так сказал о них Бог.
Как ни удивительно, но люди не изменились до сегодняшнего дня. Евангелист Иоанн записал слова Господа Иисуса, сказанные иудеям того времени: «Исследуйте Писания, ибо вы думаете чрез них иметь жизнь вечную; а они свидетельствуют о Мне. Но вы не хотите придти ко Мне, чтобы иметь жизнь» (Иоанн 5:39-40). Как в одном, так и в другом случае, Бог указывает истинную причину, почему люди идут в ад. Это не Божье предназначение к погибели. Нет! Причина в том, что люди не хотят. Обманутые князем мира сего – диаволом, они просто не хотят. Да имеют ли они право » не хотеть», несмотря на то, что Бог хочет?! Очевидно, имеют. Это право дал каждому человеку Бог Творец. Кто готов оставить грех и покаяться, того Бог принимает с распростёртыми объятиями.
В каком состоянии находятся народы нашего времени по отношению к Богу и Его Слову? На первой странице информационного листка Института исследований творения (Institute for Creation Research) за июнь 2005 г. была напечатана короткая статья «Дарвин и Церковь в Англии», косвенно затрагивающая этот вопрос. В 1972 г. сотрудник этой христианской организации приехал в Лондон для участия в научной конференции. Перед началом конференции он решил посетить богослужение в знаменитом храме Metropolitan Tabernanacle Church, где в своё время проповедал Чарльз Сперджен. Представьте его потрясение, когда в зале, рассчитанном на 5000 человек, на утреннем воскресном богослужении присутствовало всего лишь около ста посетителей. «Начиная с конца XIX ст. по всей Великобритании посещаемость церквей крайне низкая», – отмечается далее в статье. Это с того времени, когда Великобритания, в лице своих духовных пастырей, приняла кальвинизм и эволюционную теорию Дарвина за истину. Сегодня меньше 3 % британцев посещают христианские храмы. Такое же положение во многих других странах Западной Европы. К народам этих стран обращен Божий вопрос: разве, упав, не встают?
Примеры упавших, но вставших
Приведем некоторые примеры упавших, но вставших после падения: царь Давид, апостол Пётр, неизвестный член церкви в Коринфе (1 Коринфянам 5:1). Давид, когда обличил его пророк Нафан, не стал отнекиваться и оправдываться. Он признал:
«Согрешил я пред Господом. И сказал Нафан Давиду: „И Господь снял с тебя грех твой; ты не умрёшь. Но как ты этим делом подал повод врагам Господа хулить Его, то умрёт родившийся у тебя сын“»
(2 Царств 12:13-14).
Давид, как мы знаем, привлёк своих слуг и военачальника Иова к участию в преступлении. Об этом стало известно, по-видимому, в Иерусалиме. Поэтому простого признания вины не было достаточно. Давид дал повод врагам Господа хулить Его, и за это Господь лишил жизни младенца. Пост и молитва Давида (2 Царств 12:16-22) были уже не о получении прощения, а о жизни сына.
Господь прощает грех при покаянии и исповедании. Он вернул Давида на трон, но молитву о даровании жизни младенцу не принял. Кроме того, убийство Урии Хеттеянина, мужа Вирсавии, который, как видно из его слов (2 Царств 11:11), пришёл к вере в истинного Бога, женился на еврейской девушке, влился в число избранного народа, стал одним из «тридцати храбрых», принесло свои осложнения. Вирсавия была дочерью Елиама, также одного из «тридцати храбрых», и внучкой Ахитофела, советника царя (2 Царств 11:3; 15:12; 23:34). По всему видно, что, как отец, так и дедушка Вирсавии, были глубоко возмущены поступком Давида, но должны были молчать. Может быть поэтому, когда Авессалом, сын Давида, восстал против отца, Ахитофел присоединился к восставшим (2 Царств 15:31; 17:1-3). И если бы не исключительная милость Божия к Давиду, который, следует заметить, был духовно жив, то царём в Израиле мог стать кто-нибудь другой.
Что касается апостола Петра, то никто не видел, что он «выйдя вон, горько заплакал» (Лука 22:61-62). Это были слёзы раскаяния, и никто не знал этого, кроме Бога. Что произошло во дворе первосвященника, мог знать из учеников только Иоанн, так как он был знаком с первосвященником и его слугами (Иоанн 18:16). Позже об этом стало известно и другим, о чём написал Матфей: Пётр дважды отрекся от Христа, а позже перед слугами первосвященника «начал клясться и божиться, что не знает Сего Человека» (Матфей 26:74). Это публичное падение, да ещё перед безбожными людьми; это нарушение заповеди Моисея и Учителя Христа. И всё же дальнейшая жизнь Петра показала, что он был духовно жив и был готов подняться. Слёзы Петра и его раскаяние были известны Христу, и, через короткое время, у Тивериадского озера Господь Иисус восстановил Петра на служение. Сколько времени прошло между падением Петра и его восстановлением, точно неизвестно, но определённо не месяцы или годы. Может быть, две-три недели.
Случай с согрешившим членом церкви в Коринфе – особый по нескольким причинам (1 Коринфянам 5:1-6). Во-первых, это был такой грех, «какого не слышно даже у язычников» (ст. 1). Во-вторых, коринфяне этим «возгордились, вместо того, чтобы лучше плакать…» (ст. 2). Представляете духовный уровень церкви?! В-третьих, об этом грехе знала вся церковь. В-четвертых, все члены Коринфской церкви находилась в крайне низком духовном состоянии (3:1-3), но мудрствовали «сверх того, что написано и превозносились один перед другим» (4:6). Вся церковь нуждалась в том, чтобы её духовно встряхнуть и привести в должное духовное состояние. Поэтому апостол Павел «решил… сделавшего такое дело… предать сатане во измождение плоти, чтобы дух был спасен в день Господа нашего Иисуса Христа» (ст. 3-5). И это в какой-то мере помогло.
Позже Павел даёт совет простить и утешить согрешившего, «дабы он не был поглощен чрезмерною печалью» (2 Коринфянам 2:7). Этот человек оказался духовно живым – он встал. Теперь библейский совет согрешившему: не ожидая разоблачений со стороны, поступить так, как советует апостол Иоанн:
«Дети мои, сие пишу вам, чтобы вы не согрешали; а если бы кто согрешил, то мы имеем Ходатая пред Отцом, Иисуса Христа, Праведника: Он есть умилостивление за грехи наши, и не только за наши, но и за грехи всего мира. Если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправды»
(1 Иоанн 2:1-2; 1:9).
В молитве согрешивший должен исповедать свой грех перед Господом, просить о прощении. Бог в Своём Слове обещает простить кающегося.
А если, упав, не можешь подняться?
Если же кто упал и не в силах сам победить новые искушения, то Слово Божие даёт следующий совет:
«Признавайтесь друг перед другом в проступках и молитесь друг за друга… много может усиленная молитва праведного»
(Иаков 5:15-16; (Псалом 144:19).
Следует опасаться, однако, чтобы тот, перед кем признаёшься и просишь о молитвенной поддержке, не стал разглашать доверенную тайну, или, возомнив о себе, не стал судьёй, злорадно злословящим тебя (такое бывает со стороны духовно падшего человека). Иаков писал:
«Не злословьте друг друга, братья: кто злословит брата или судит брата своего, тот злословит закон и судит закон… Един Законодатель и Судья, могущий спасти и погубить: а ты кто, который судишь другого?»
(Иаков 4:11-12).
К сожалению, не каждый – пастор, пресвитер, проповедник, христианин – стоит на должной духовной высоте, чтобы ему можно было вполне и всегда довериться. Положение в церкви или титул – не гарантия духовности. Быть может, иногда лучше довериться брату или сестре, которые сознают собственные падения, слабости и согрешения, и с ними помолиться о совместной поддержке.
Как-то в церкви у нас возник разговор на тему о падении и восстановлении. Один из братьев-старцев, с большим духовным опытом, сказал, что в некоторых церквах нашего времени никого из троих, упомянутых выше, не восстановили бы в членстве, а, тем более, в служении. И, конечно же, из благочестивых побуждений. По нашей греховной природе, мы, скорее, склонны быть судьями, чем милосердными самарянами, и забываем о том, что «все мы много согрешаем» (Иаков 3:2).
Слово Божие учит, как относиться к павшим, но желающим встать: «Братья, если и впадёт человек в какое согрешение, вы, духовные, исправляйте такого в духе кротости, наблюдая каждый за собою, чтобы не быть искушённым» (Гал. 6:1). Удивительно – чтобы не быть искушённым! Чем же? Своей гордостью, самоправедностью, желанием возвыситься над упавшим, мыслью о собственном духовном превосходстве? – «Боже, благодарю Тебя, что я не таков, как …этот мытарь» (Лука 18:11). И такое бывает, о чём знает сердцеведец Бог. Духовность познаётся не по тому, какое положение в церкви занимает человек, но по тому, что руководит им в отношении к слабому и упавшему; желание помочь упавшему встать или же – возвыситься в своих глазах и унизить другого.
Несколько слов ободрения для упавших, но встающих
Во-первых, будьте готовы к косым взглядам современных фарисеев. Фарисеи, завистники, высоко думающие о себе, были во время Господа Иисуса, есть в церкви наших дней и никогда не переведутся. Во-вторых, молитесь Богу о том, чтобы не озлобиться и не поддаться искушению уйти от общения с верующими. Этого желает, кроме фарисеев, только одна личность – диавол, сатана. В-третьих, если открывается возможность какого-либо служения, с надеждой на Господа, начинайте трудиться. Господь поддержит вас! В-четвёртых: предай Господу путь твой, и уповай на Него, и Он совершит. Возложи на Господа заботы твои, и Он поддержит тебя (Псалом 36:5; 54:23). Скажите словами пророка:
«Не радуйся…, неприятельница моя! Хотя я упал, но встану; хотя я во мраке, но Господь свет для меня. Гнев Господень я буду нести, потому что согрешил перед Ним, доколе Он не решит дела моего и не совершит суда надо мною; тогда Он выведет меня на свет, и я увижу правду Его»
(Михей 7:8).
В заключение ещё раз прочитаем вопрос, заданный Богом через пророка Иеремию: разве, упав, не встают и, совратившись с дороги, не возвращаются? Божьей милостью упавшие могут встать, совратившиеся с дороги могут возвратиться, если в них есть жизнь от Духа Святого!
Источник: www.titel.ru