(Матфей 1-2; Лука 1-2; Иоанн 19-21; Деяния 1-2)
Круглолицая, смуглая еврейская девушка лет шестнадцати-семнадцати сидит перед своим домом в городке Назарете в Северной Галилее. Она трет ячменные зерна для лепешек, которые любит есть сама и любит подавать родным за обеденным столом. Эту девушку зовут, по-нашему, — Мария, а по-еврейски — Мариам, как сестру Моисея. Имя Мариам — распространенное в ее народе. Она скромна и богобоязненна, послушна родителям и услужлива.
Девочек, как правило, воспитывали матери, но имя матери Марии не упоминается в Библии, и только по поведению Марии мы можем установить, что ее воспитание было хорошим, и отдаем честь ее матери. Сердце Марии с детства прилепилось к живому Богу ее народа — Иегове, она любила Его и служила Ему.
Второе место в ее сердце принадлежит ее жениху, богобоязненному и трудолюбивому плотнику Иосифу, соседу ее отца. Его мастерская находится невдалеке от их дома, и до Марии доносится стук молотка и свист рубанка, а иногда она подходит ближе и видит, как из-под его загорелых, мускулистых рук выходят гладкие хомуты, коромысла, колыбели, лохани и бадьи. Мария — невеста Иосифа, они помолвлены, и хотя по древнему обычаю их народа уже официально считаются мужем и женой, еще живут раздельно, проходя год испытательного ожидания. При встречах они тихонько говорят о своей предстоящей свадьбе и будущей совместной жизни.
Мария перетирает зерна и поет хвалу Богу своих предков. Она знает много хвалебных песен, которые слышит в храме, куда ходит с родителями на праздники и жертвоприношения. Мария еще не знает горя. Ей пока что известна только радость детства и юности, а теперь, когда Иосиф стал ее женихом, чаша ее радости переполнена.
Горехвостка пропела свою песенку на веточке развесистой тенистой маслины, под которой Мария работает, и она приостановила свое занятие и пение и, рассмеявшись, прислушалась к пению вторящей ей птички.
Внезапно Мария оборвала смех на полутоне и оглянулась. Кто-то стоял позади нее под деревом. Каменный пестик был все еще у нее в руке, когда она подняла свой взор на представшее пред нею светлое существо. Голос этого необыкновенного незнакомца звучал чисто и ясно: «Радуйся, благодатная, Господь с тобою!» С Марией говорил Ангел Божий Гавриил, посланный к ней от Бога.
Почувствовав страх девушки, светлый Ангел заговорил еще более нежно: «Не бойся, Мария, ты обрела благодать у Бога. Ты зачнешь и родишь Сына, и назовешь Его Иисус. Он будет велик и назовется Сыном Всевышнего, и даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его, и будет царствовать над домом Иакова вовеки, и Царству Его не будет конца».
Когда Ангел Гавриил заговорил с Марией, она сидела на низеньком стульчике, но тотчас же встала и посмотрела на него широко раскрытыми, полными недоумения и удивления глазами. То, что она услышала, было невыносимым и непостижимым для нее. Пестик выпал у нее из руки и она, собравшись, наконец, с духом, спросила: «Как это будет, если я мужа не знаю?»
«Дух Святой сойдет на тебя и сила Всевышнего осенит тебя, поэтому и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим», — ответил Ангел и прибавил: «Вот и родственница твоя Елисавета, называемая неплодною, зачала сына в старости своей и ей уже шестой месяц».
Мария подняла брови: «Елисавета?»
«Да, у Бога нет ничего невозможного», — сказал Ангел.
Мария никогда не слыхала голос Божий, но в голосе этого небесного посетителя она узнала Бога. От сознания, что с нею через Ангела говорит Сам Бог, Мария вздохнула облегченно, поклонилась небесному посетителю с благоговением и смирением и сказала: «Я раба Господня, да будет мне по слову твоему». И Ангел отошел от нее.
В Израиле каждая посвященная Богу женщина, принадлежавшая к верному остатку этого избранного для известной цели народа, мечтала в глубине своего сердца стать матерью обещанного Мессии. У нас нет основания думать, что и Мария мечтала о такой участи, но если она и подумывала об этом, у нее не было по этому поводу корыстных чувств, и потому Бог нашел ее сердце свободным от всякий личных интересов и полностью привязанным к Нему. Иначе Он не избрал бы ее для такого важного дела. Он предвидел ее реакцию, и момент посещения Марии Ангелом Гавриилом весьма важен для нас. Это момент вознаграждения за собранность, целеустремленность и чистоту жизни. «Она обрела благодать у Бога». Эта фраза есть во всех описаниях рождения Спасителя, и об этом стоит подумать всем женщинам.
Придя в себя после происшедшего, сообразив, что с нею говорил Ангел и она своими лазами видела его, Мария снова почувствовала себя нормально. За свои 16-17 лет жизни она привыкла беседовать с Богом в молитве, но ей никогда не приходилось видеть небесных существ или слышать их голос. Но почему-то от этого посещения у нее осталось приятное впечатление и мир в сердце и, как ни странно, совершенно не было больше страха, хотя она и спросила Ангела: «Как все это будет, если я не знаю мужа?» Объяснение Ангела успокоило ее вполне, и благоговение возросло в душе, когда она узнала, с кем говорила и с Кем имеет дело. Если все это будет совершать Бог, ей нет нужды беспокоиться, потому что Он все делает правильно и хорошо. Не удивительно, что ее ответ был простым и коротким: «Да будет мне по слову твоему».
Никакой борьбы перед принятием решения, ни тени беспокойства или озабоченности. Она уже была посвящена Богу, Который теперь решил послать в мир Своего Сына через нее. Ее душа и дух принадлежали Ему и тело, храм Его Духа, тоже было полностью в Его распоряжении. Марии не нужно было наново посвящать себя, потому что посвящение Богу было у нее уже совершившимся и утвердившимся фактом задолго до явления ей Ангела Гавриила. Ей понадобился только один миг для того, чтобы задать чисто человеческий, невинный вопрос и распознать голос Божий, и ее ответ пришел быстро, свободно и чистосердечно.
Как реагируем мы, когда с нами говорит Бог и ожидает от нас послушания? Достаточно ли для нас только момента для освоения с Его предложением? Достаточно ли для нас двух-трех чисто человеческих вопросов или нам нужно повторять все сначала? Происходит ли в нас внутренняя борьба перед тем, как мы примем правильное решение?
Если наше посвящение Богу урывочное, непостоянное, лучше было бы, если бы Он не просил нас слушаться Его в чем-то жизненно важном. Он знает нас, и потому многие из нас никогда не получают от Него серьезных поручений. В теории любая верующая женщина может быть призвана к такому Божьему делу, которое по важности близко к делу Марии, но, к сожалению, не каждая женщина обладает постоянной и полной посвященностью и верой Марии, благодаря которой она «обрела благодать у Бога». Поныне «Бог гордым противится, а смиренным дает благодать». Когда призывает Бог, важно прежде всего знать, что это именно Его голос, а когда это установлено, послушание должно быть автоматическим. Но это возможно только при условии, что мы, подобно Марии, проводили ежедневно время с Ним и были Его верными рабынями.
Вера КУШНИР
Источник: www.titel.ru