На уроке литературы дети прочитали рассказ своего земляка, курского писателя Евгения Носова «Покормите птиц!» Петя пришел домой радостно-возбужденный, и тут же принялся мастерить из молочного пакета кормушку. На следующий день он купил на птичьем рынке корм для попугаев и насыпал его в кормушку. Несколько дней птички пировали за его окном. Но корм вскоре закончился, и хотя прилетавшие птички ничего не находили, они по-прежнему теснились у кормушки.
– Дети, вы не забываете добавлять корм птичкам? – спросила через несколько дней учительница. – Ведь они привыкают находить пищу в вашей кормушке, и уже не ищут ее в других местах. Не найдя в кормушке привычной пищи, они не улетят, а будут ждать ее, и могут даже погибнуть от голода и холода. Помните, что говорил Маленький Принц из повести Антуана де Сент Экзюпери? Мы в ответе за тех, кого приручили!Воспитание ответственности, начиная с детства – задача для родителей и учителей столь благородная, сколь и неблагодарная. С безответственностью на самом разном уровне мы знакомы не понаслышке. Вот несколько жизненных и библейских примеров.

Саша и Сережа, певцы молодежного церковного хора, решили подготовить и спеть дуэтом на служении песню «Христиане встают маяками». Первые две репетиции прошли успешно. Основная работа была сделана, оставалось устранить некоторые шероховатости. Однако Сережа напрасно ждал своего друга на заключительную репетицию. Саша так и не появился. Позже он объяснил, что не пришел на встречу, так как подумал, что они и так достаточно хорошо выучили песню.Николай Николаевич, опытный проповедник, должен был говорить проповедь на молитвенном служении. До начала служения оставалось не более пяти минут, а он все еще не появился в братской комнате. Пресвитер пробовал связаться с ним по мобильному телефону, но тот был отключен.

Человеку из притчи, рассказанной пророком царю Ахаву, было поручено охранять захваченного в сражении пленника. Однако, занявшись теми и другими делами, он потерял бдительность, и пленник благополучно скрылся (3 Царств 20:38-40).Раб, назначенный старшим над другими слугами, получил от господина поручение по организации их труда и отдыха. Но вместо заботы о своих сослуживцах, он стал избивать их, и, в конце концов, ушел в загул с подобными себе любителями пьяных кутежей (Матфей 24:48-49).

Пять неразумных подруг невесты не взяли масла в свои светильники, и в самый ответственный момент, когда ночью пришел жених, здорово подвели свою подругу (Матфей 25:1 и далее).Во всех этих примерах есть нечто общее. Их объединяет безответственность главных героев. По определению словарей, безответственный человек – это человек, не сознающий ответственности или пренебрегающий ею. А что же такое ответственность? Это необходимость, обязанность отдавать кому-нибудь отчет в своих действиях, поступках.

Ответственный человек – человек мужественный. Он осознает и принимает не только реальность сегодняшнего дня, но и устремлен в будущее. Ему важно, что будет завтра с ним и его близкими, что будет с городом и миром. Это человек надежный, ему можно доверять, на него можно положиться. Но кому человек обязан давать отчет о своих поступках? Перед кем он несет ответственность за свои действия? Стоит отметить, что ответственность наступает в связи с несколькими факторами. Рассмотрим их по порядку.Прежде всего – это личное решение, личный выбор. Юные певцы сами решили порадовать церковь своим талантом. Маленький Принц принял добровольную ответственность каждое утро приводить в порядок свою планету и кормить прирученного им лисенка. Подруги невесты – как мудрые, так и неразумные, – с радостью согласились быть с нею рядом в торжественный момент встречи жениха.

Во-вторых, это договор между двумя или несколькими лицами. Примером такого договора может служить покупка бытовой техники – покупатель несет ответственность за ее правильную эксплуатацию, а продавец – за исправную работу в течение гарантийного срока. В случае трудового договора также возникает взаимная ответственность. Хозяин виноградника, нанявший работников, принял ответственность заплатить каждому из них по динарию в конце рабочего дня. В свою очередь, они были обязаны добросовестно трудиться, а не бить баклуши (Матфей 20:1-2). При заключении брака между женихом и невестой оба они берут ответственность по отношению друг к другу и будущим детям.В-третьих, к появлению ответственности приводят действующие законы, распоряжения, приказы или поручения должностных лиц, которые имеют право и полномочия именно для данного распоряжения и в данной ситуации. Например распоряжение ученикам пробежать после уроков кросс, отданное учителем математики, к ответственности не приводит, а вот его же поручение написать контрольную работу по алгебре – вполне обосновано. Господин имел полное право назначить одного из рабов ответственным за порядок в доме на время своего отсутствия (Матфей 24:45). Человек, уезжающий в дальнее зарубежье, правомерно возложил ответственность за сохранность и приумножение оставляемого имения на своих слуг (Матфей 25:14).

И, наконец, это повеления Господа, Его заповеди. Еще Адаму, первому жителю земли, было сказано: «От всякого дерева в саду ты будешь есть, а от дерева познания добра и зла не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь» (Бытие 2:16-17).Таким образом, каждый человек ответствен за свои поступки, дела и их результаты, действия или бездействие перед самим собой, другими людьми (родителями, детьми, начальниками, подчиненными), обществом, государством и, самое главное, Богом. Причем перед Богом он несет ответственность даже за мысли и намерения (Евреям 4:12). Безответственный человек может не сознавать ответственности по причине этических, культурных, возрастных и прочих особенностей личности. Так, решивший помочь птичкам Петя попросту не предвидел всех последствий своего решения в силу юного возраста. Не смог определить приоритеты и сосредоточиться на главном стерегущий пленного. Видимо, другие занятия были более приятными. Понадеялись на «авось» и заснули спокойным сном пять неразумных подруг невесты. Интересно, в связи с этим, проанализировать поведение Адама и Евы после того, как они нарушили повеление Господа и ели от древа познания добра и зла.

«Адам сказал: жена, которую Ты мне дал, она дала мне от дерева, и я ел… Жена сказала: змей обольстил меня, и я ела»
(Бытие 3:12-13).

Взяв запрещенные плоды, Ева не понимала до конца всех последствий своего поступка, потому что была обольщена змеем. Адам же, напротив, вкусил плод вполне осознанно. Именно он стоит первым в многомиллионном ряду безответственных людей. Если незнание, не освобождая от ответственности, все же является смягчающим обстоятельством, то преднамеренное пренебрежение гораздо опаснее. Адам пытался переложить ответственность на Еву: «Жена… она дала мне от дерева, и я ел». Но на самом деле он обвиняет не только жену. Непрямо, но вполне определенно он перекладывает ответственность на Бога: «Жена, которую Ты мне дал…»

Явное пренебрежение к поручению и тому, перед кем придется отвечать, проявили злой раб – дебошир и пьяница, а также лукавый и ленивый раб, закопавший в землю полученный талант. Закономерно, что и он, пытаясь оправдаться, объясняет свой поступок чувством страха, попутно обвиняя своего господина в жестокости и желании поживиться чужим (Матфей 25:24).А есть ли ответственность за безответственность? Или ее все-таки можно избежать? Создается впечатление, что проявляя явную безответственность, некоторые полагаются на известную русскую пословицу: авось пронесет! Другие, игнорируя саму проблему или перекладывая вину на других, подобно персонажам 93-го Псалма, думают «Не увидит Господь, и не узнает Бог…» (ст. 7). Напрасные надежды! Закон причинно-следственной связи действует вполне эффективно. Действительность неумолима. И совершенно справедливо, что юные певцы и опытный проповедник потерпели закономерное фиаско в служении. Незадачливый сторож сбежавшего пленника оказался перед незавидной дилеммой: заплатить талант серебра потерпевшему или самому отправиться к нему в рабство? Пять подруг напрасно пытались убедить привратника у дверей свадебного пира, что они вовсе не чужие невесте. Оба наглых раба, возомнившие себя господами своей судьбы, оказались «во тьме внешней, где плач и скрежет зубов». Адам и Ева потеряли право на вечную жизнь в раю. И мы, их потомки, в труде и болезни совершаем короткий жизненный путь, пока не возвратимся в землю, из которой взяты. Такова ответственность за безответственность!

И вместе с тем, выбор остается за каждым. Сделай ответственный выбор сегодня! Не жди, когда тебя призовут к ответственности.

Источник: www.titel.ru

© 1961 - 2024

Мы в соцсетях: