Когда речь заходит о деньгах, большинство людей начинают думать об этом с максимально личной точки зрения. Даже многие христиане имеют тенденцию считать деньги сугубо личным делом и не позволяют никому постороннему вмешиваться в этот вопрос. Есть люди, которые посвятили свою жизнь Богу. Они предоставили Ему свои таланты и способности, отдали в руки Божьи своих детей. Но в тот самый момент, когда с ними начинают говорить о деньгах, они возражают: «О, минутку. Вы подходите слишком близко. Вы говорите о том, что принадлежит лично мне». Тем не менее, именно отношение к деньгам может изменить жизнь христиан так глубоко, что они начнут понимать истинную радость и во всей их жизни появится новый акцент.
ПОЧЕМУ ТЕМА ДЕНЕГ ВАЖНА?
Вы можете спросить: неужели деньги настолько важны для Бога? На первый взгляд может показаться, что между моим отношением к деньгам и моим христианским хождением нет никакой связи. Но так ли это? Использование нами денег и имущества – это решающее свидетельство о наших вечных ценностях. То, как поступаем с деньгами, ясно показывает, к какому царству мы принадлежим. И рано или поздно каждый человек должен встретиться лицом к лицу с ответственностью христианина в отношении денег, имущества, десятины и даяния.
Важность этой темы в Библии подтверждается тем фактом, что Иисус Христос говорил о деньгах больше, чем на любые другие темы. Как можно объяснить то, что в Библии в два раза больше стихов посвящено деньгам, чем вере и молитве вместе взятым? Почему Христос говорил о деньгах больше, чем о рае и аде? Неужели Он не знал, что важнее? Тот факт, что Писание уделяет так много внимания теме денег и сравнительно мало другим важнейшим темам, ставит вопрос: почему? Почему Бог заостряет наше внимание на деньгах и имуществе? Почему Спаситель мира уделил 15% из Его записанных слов именно этой теме? На все эти вопросы есть один ответ: это крайне важный предмет, и пренебрегать им или относиться к нему легкомысленно – крайне опасно.
БОГУ НУЖНЫ МОИ ДЕНЬГИ?
Мы знаем, что все, абсолютно все, принадлежит Богу. Не просто некоторые вещи, но все без исключения. Вы можете назвать хотя бы одну вещь, которую Бог не дал нам, людям, совершенно бесплатно? Первая реакция людей на эту идею – недоумение. Что ты имеешь в виду? Попытаемся разобраться.
Например, возьмем золото. Разве Бог не дал человечеству его бесплатно? Да, оно находится в земле. А как насчет серебра, меди, цинка, железа, алмазов? Вы не сможете найти ни одного исключения. Как насчет воздуха, которым мы дышим? Как насчет воды? Это тоже бесплатный дар. Мы можем также поговорить о продуктах питания. Возьмите любой фрукт или овощ. Вы сколько-нибудь заплатили Богу за редис или салат, который вырастает на вашей грядке? Они растут бесплатно.
Но дело в том, что наши деньги тоже не наши! Они принадлежат Богу! Он отдает их нам в пользование и хочет, чтобы мы приносили пожертвования. Бог владеет всем, но Он не будет ничего иметь, если Его народ не будет давать Ему. Мы – распорядители. Библия очень ясно показывает, что Господь дал нам возможность пользоваться материальным имуществом, быть распорядителями, заботиться о нем для целей Его царства.
МОЖЕТ ЛИ ЧЕЛОВЕК ОБКРАДЫВАТЬ БОГА?
Я верю, что Бог хочет, чтобы было больше богатых верующих в Иисуса Христа. Но Он не может благословить нас, потому что так много людей в христианских церквах дают мало, скупо, бедно. Тревожно видеть, как они стараются накопить больше имущества для себя и отдают Богу остатки. Во время сбора пожертвований одна старушка опустила в корзину пригоршню мелких купюр, при этом пробормотав: «Возьмите! Это мне не трэба!»
В Библии есть одно суровое предупреждение для Божьего народа, поступающего так. По закону, народ должен был отдавать Богу десятину из всего приобретенного и животных для принесения в жертву. Но вместо того, чтобы приносить в жертву хороших животных, они выбирали из своих стад слепое, хромое и уродливое. Таким образом, они отдавали Богу не начатки, а остатки, т. е. не самое лучшее, а самое худшее и негодное. И Бог через пророка Малахию сказал: «Разве вы не знаете, Кто Я? Я – Царь царей и Господь господствующих. Вы же отдаете Мне плохое, второсортное, просто сбываете то, что не нужно вам. Ваши дары показывают состояние вашего сердца. Вы скупы и отдаете то, что остается. А потом хотите, чтобы Я благословил вас».
«Можно ли человеку обкрадывать Бога? А вы обкрадываете Меня. Скажете: «Чем обкрадывали мы Тебя?» Десятиною и приношениями. Проклятием вы прокляты, потому что вы – весь народ – обкрадываете Меня. Принесите все десятины в дом хранилища, чтобы в доме Моем была пища, и хотя в этом испытайте Меня, говорит Господь Саваоф: не открою ли Я для вас отверстий небесных и не изолью ли на вас благословения до избытка?»
(Малахия 3:8-10).
Бог говорит: «Принесите все десятины в дом хранилища». Не удерживайте ничего. Послушный израильтянин не задавал вопроса, можно ли ему вместо этого принести 7% или отдать десятину с остатка дохода, а не от общей суммы. От всего, что дал нам Господь!
ИИСУС И ДЕСЯТИНА
Существует одна основная причина, по которой христианину нужно жертвовать десятую часть всех приобретений: десятина – библейская заповедь. Христианин не должен относиться к этому с пренебрежением, говоря, что это постановление относилось только к ветхозаветным верующим и нас оно не касается. Многие евангельские доктрины берут начало в Ветхом Завете. Например, учение об оправдании по вере восходит к временам Авраама.
Обличая фарисеев, Иисус говорит: «Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что даете десятину с мяты, аниса и тмина, и оставили важнейшее в законе: суд, милость и веру; сие надлежало делать, и того не оставлять» (Матфей 23:23). В этих словах Христос фактически утверждает десятину как правильную практику. Обратите внимание: «Сие надлежало делать и того не оставлять». Иисус лишь добавляет условие, что десятина непременно должна сочетаться с рассудительностью, милосердием и верой. Заметьте, Христос говорит: «Должно». Этим словом Иисус, можно сказать, устанавливает десятину для новозаветных верующих.
В Талмуде описано, как во времена Иисуса хранителям закона запрещалось сидеть за одним столом с тем, кто не давал десятины. Читая Евангелия, мы видим, что фарисеи сидят за одним столом с Иисусом, что косвенно подтверждает Его приверженность десятине. Хотя Христос часто обличал фарисеев, призывая их уделять больше времени более важным вещам, но Он ставил в пример их заботу о десятине (см. (Матфей 23:23; (Лука 11:42). Говоря о жертвенном отношении к деньгам и имуществу, Иисус ни разу не упоминал об отмене десятины – «нижней планки» в материальном служении. Напротив, Он показал, что «потолок» христианского даяния стал намного выше:
«Ибо, говорю вам, если праведность ваша не превзойдет праведности книжников и фарисеев, то вы не войдете в Царство Небесное»
(Матфей 5:20).
Как же мы должны относиться к десятине? Имеем ли мы право пренебрегать ею?
«И всякая десятина на земле из семян земли и плодов дерева принадлежит Господу: это святыня Господня»
(Левит 27:30).
Она «принадлежит Господу», а не нам. Десятина относится ко «всему», а не к части. Она «святыня», предназначенная для Бога, а не для какой-либо другой цели. Причем нужно особо подчеркнуть, что слово «десятина» означает именно «десятая часть». Некоторые люди называют «десятиной» определенную сумму, которую они отдают каждый месяц. Обычно эта сумма намного меньше десятой части их месячного заработка. Но это нельзя назвать «десятиной», так же, как нельзя «побелить» стену красной краской. Израильтяне это очень хорошо понимали. Они отлично знали, что приносить своему Творцу меньше, чем полные 10%, означало «обкрадывать Бога». Десятина принадлежала Ему, а не им.
БЛАГОСЛОВЕНИЯ ДЕСЯТИНЫ
Десятина очень важна. Она учит нас отдавать Богу первое место в нашей жизни. Возврат Господу десятины символизирует отдачу всей нашей жизни Ему. Десятина напоминает нам, кто мы такие, а также, что все, что мы имеем, дано нам Тем, Кто выше нас. Она наша дань Богу. Десятина – это не небольшая монетка или чаевые за хорошее обслуживание в ресторане, небрежно оставленные нами на столе, а выражение нашей зависимости от Господа и благодарности Ему за все, Кем Он для нас является, и за все, что Он дал нам.
Кроме этого, десятина требует счета. Оценивая количество данного нам Богом, мы с благодарностью считаем Божьи благословения. В буквальном смысле подсчитываем материальные благословения, которые Он нам дал. Десятина была и по-прежнему в каждый момент жизни остается напоминанием о нашем долге перед Богом. Посредством ее Он постоянно в течение жизни напоминает нам о том, что Ему принадлежит все: земля, скот, драгоценности, деньги и остальное.
САМОЕ ЛУЧШЕЕ — БОГУ
В Своем учении о материальных даяниях Иисус, помимо урока о десятине, приводит нам еще один красноречивый пример.
Марк описывает случай с бедной вдовой. Она опустила в ящик для пожертвований в храме две самые мелкие медные монеты. Но эти монеты были всем ее состоянием. Иисус подозвал учеников, чтобы на примере этой женщины преподать им урок. Подверг ли Он сомнению ее действия? Сказал ли Христос, что ей нужно было быть умнее и не отдавать последние средства для существования? Нет, напротив, Он безгранично похвалил ее за сделанный выбор. Иисус посчитал эту женщину мудрой и поставил ее в пример Своим ученикам. Он поместил этот ценный пример в Слово Божье, чтобы верующие грядущих поколений подражали ее вере, посвящению и жертвенной щедрости.
Иисус специально наблюдал за тем, как люди жертвовали в храме. Он находился достаточно близко к сокровищнице, чтобы заметить, как некоторые клали большие суммы. Достаточно близко, чтобы разглядеть две монетки, зажатые в руке старушки, и определить, что они были медные. Иисус сравнивает эти деньги с огромными суммами, которые давали некоторые люди. И Он говорит, что ее даяние было самым щедрым, потому что она отдала не 10, 20 или 50%, а все, что имела. Вот так Бог оценивает жертвенность. Он смотрит не на то, какое количество мы отдаем, а на то, что оставляем себе. При этом самое главное – это расположение сердца дающего. Этот принцип отражен и в новозаветном учении о даянии:
«При сем скажу: кто посеет скупо, тот скупо и пожнет; а кто сеет щедро, тот щедро и пожнет. Каждый уделяй по расположению сердца, не с огорчением и не с принуждением; ибо доброхотно дающего любит Бог»
(2 Коринфянам 9:6-7).
Мы можем выделить несколько принципов, касающихся христианского даяния.
1) Давайте со щедростью.
2) Давайте регулярно и систематически.
3) Давайте добровольно.
4) Давайте с радостью.
5) Давайте в поклонении Богу.
6) Давайте пропорционально.
7) Давайте жертвенно.
8) Давайте без разглашения.
9) Бог печется о дающем.
Не все могут давать одинаково, но все должны приносить пожертвования.
Какое количество даяния называется щедрым? На это нет однозначного ответа. Если вы еще не начали давать десятину, начните именно с этого. Но самыми радостными становятся шаги, превышающие десятину, когда мы доверяем Богу владение остальными 90%, которые также принадлежат Ему. Можем ли мы жить на определенную сумму, а все остальное отдавать Богу?
В этом мире есть много людей, которые вообще ничего не отдают Ему. Они даже не представляют, что можно что-то сделать для Господа. Если вы думаете, что можно во всем иметь успех и не заботиться о Божьем, прислушайтесь к Его словам, обращенным к вам.
Есть две возможности: либо вы смотрите на свое имущество и думаете, что приобрели его благодаря собственной смекалке и усилиям, и Бог не имеет к этому никакого отношения, и Ему не стоит доверять; либо вы верите, что Бог дал вам здоровье и разум, время и силы, и, поскольку все это от Него, доверяете Ему. Что вы выберете? Если вы отдаете должное Богу за материальные благословения, сделайте что-то для Него. Послужите Ему тем, что Он вверил вам.
Когда Дуайт Муди, известный евангелист XIX века, принимал крещение, кто-то окликнул его и сказал: «Подожди минутку! Ты не вынул из кармана свой кошелек!» На это Муди ответил: «Я не хочу вынимать его, потому что если и нужно что-то благословить вместе со мной, освятить и употребить для Царства Небесного более всего, так это мои деньги». Он был достаточно мудрым, чтобы понять это.
Но в чем же смысл истинной жертвенности? Бог позволяет нам учиться любить Его и давать Ему из того, что Он дал нам. И Господь обещает подарить нам в ответ большую радость. Поэтому обкрадывает себя тот, кто жертвует скупо. Он никогда не испытает истинной радости. Бог посылает радость тем, кто любит Его и отдает Ему первое место в своей жизни. А это выражается, в первую очередь, жертвенностью даяния.
Кроме того, когда отдаем Богу, Он дает нам возможность чувствовать, что мы реально что-то делаем для Него. Когда отдаем, мы несем Божье слово спасения миру. Наша жертвенность – это сильное свидетельство о том, что Бог изменил нашу жизнь.
В Малахии 3:10 Бог говорит, что если принесем Ему все дары, истинно жертвенный дар, Он благословит нас так обильно, что наша жизнь будет буквально переполнена благословением. Бог приглашает нас сделать это сегодня. Невозможно откладывать послушание Богу на потом, на «лучшие времена». Если вы еще не возвращаете Богу десятину, начните это делать уже со следующего сбора пожертвований. Если уже отдаете десятину, пусть Бог благословит вас стремлением и желанием приносить Ему еще больше. Давайте Господу жертвенно и наблюдайте за тем, что будет происходить. Посмотрите, как Он благословит вас, как откроет окна неба и изольет на вас Свои обильные благословения.
Мы будем удивляться тому, как Бог будет работать в нашей жизни. Будем поражены тем, какими благословениями, не только духовными, но часто и материальными, Он одарит нас. Необходимо учиться смотреть глазами веры. Нам всем необходимо доверяться Богу в вопросе распорядительности! И мы увидим в свое время, что Бог даст нам возможность отдавать Ему еще больше.
Источник: http://www.krinica.org/