Почему вы не поклоняетесь иконам? Такой вопрос неоднократно звучит из уст простого человека в адрес евангельских христиан-баптистов. Некоторые даже считают грехом не иметь икону дома и не поклоняться ей. Валерий Лепахин пишет: «Торжество Православия есть торжество иконы, иконопочитания, иконичности». (В. Лепахин. Икона и иконичность. Санкт-Петербург, 2002 г., стр. 4). Ясно, что на фоне таких заявлений мы должны дать ответ в своем уповании, как пишет ап. Петр, “с кротостью и благоговением” (1 Петра 3:15). Цель этой статьи как раз и состоит в том, чтобы ответить на поставленный вопрос не на основании логических умозаключений, а на основании Священного Писания — Библии, которую свято чтят истинные, в том числе православные, христиане.
Аарон делает образ Бога

Когда евреи остались в пустыне без своего лидера, который взошел на гору для беседы с Богом на сорок дней и сорок ночей, они понудили Аарона сделать бога, который шел бы перед ними. Как мы видим из контекста, они сделали себе образ не какого-то другого бога, но того, который вывел их из земли египетской. Слова народа нам указывают на это:

«Вот бог твой, Израиль, который вывел тебя из земли Египетской!»
(Исход 32:4).

Телец был только лишь образом живого Бога. Телец — символ силы в древности, поэтому он был выбран в качестве изображения Бога. И люди поклонялись не тельцу, а Господу Богу через тельца. Телец просто помогал им сосредоточиться на Боге и вспомнить о Его могуществе. Какова же реакция на это Всевышнего Бога? Он обращается к Моисею со следующими словами:

«Поспеши сойти, ибо развратился народ твой, который ты вывел из земли Египетской; скоро уклонились они от пути, который Я заповедал им»
(Исход 32:7-8).

Бог называет действия евреев развращением, независимо от того, что они сделали образ того Бога, Который вывел их из Египта. Велик был гнев Божий за этот поступок евреев, так что Он хотел истребить их с земли за этот грех.

Бог запрещает делать изображения

«Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли»
(Исход 20:4).

Неужели почитатели икон не читали этого места из Библии? Конечно же, читали. И вот что они на это отвечают: «…Этот запрет носит не абсолютный характер, а относительный: запрещаются не изображения вообще, а лишь изображения ложных богов, бездушных идолов, которым поклонялись как богам, вместо того, чтобы служить единому невидимому Богу» (В. Лепахин. Икона и иконичность. Санкт-Петербург, 2002 г., стр. 22). Но Бог не оставляет сомнения в том, что Его нельзя ни в каких случаях изображать:

«Твердо держите в душах ваших, что вы не видели никакого образа в тот день, когда говорил к вам Господь на [горе] Хориве из среды огня, дабы вы не развратились и не сделали себе изваяний, изображений какого-либо кумира, представляющих мужчину или женщину…»
(Второзаконие 4:15-16).

Как видим, Бог подчеркивает, что Его нельзя изображать в виде мужчины или женщины. Всякое такое действие называется развращением. Приходится недоумевать по поводу того, что в некоторых храмах находятся изображения Бога-Отца как дедушки с длинной бородкой… Это развращение! Здесь уместно сказать, что Бог запрещает делать изображения Себя Самого и любые другие изображения с целью поклонения им, а не изображения вообще. Сам же Бог повелевает Моисею, чтобы он сделал изображения херувимов, медного змея и т. д. Сторонники иконопочитания постоянно подчеркивают, что при поклонении в храме были изображения херувимов. Но евреи не поклонялись изображениям херувимов и не почитали их. Херувимы никогда не считались изображением Бога, а представляли духовный мир ангелов. Ангелы же, согласно Библии, это «суть служебные духи, посылаемые на служение для тех, которые имеют наследовать спасение» (Евреям 1:14). Поклонение же духам, которые служат нам, Библия категорически запрещает, хотя у человека есть склонность к тому, чтобы это делать. Например, Иоанн, видя ангела Божия, поклонился ему, на что последний возразил:

«Смотри, не делай сего; я — сослужитель тебе и братьям твоим, имеющим свидетельство Иисусово; Богу поклонись»
(Откровение 19:10).

Евреи стали кадить медному змею

История еврейского народа полна примеров отступления от заповедей Божьих. Было время, когда Бог повелел Моисею сделать медного змея и выставить его на знамя, чтобы ужаленный настоящим змеем мог взглянуть на это знамя и быть невредимым. Христос говорит, что это было прообразом Сына Божьего, Который будет вознесен на древо. Здесь уместно привести цитату из бл. Феодорита: «Как медный змей был изображением змиев, но не имел змеиного яда; так и Единородный Сын имел человеческое тело, но не имел греховной скверны. Как угрызаемые змиями, взирая на медного змея, получали спасение; так и уязвляемые грехом, несомненно веруя в страдания Спасителя нашего, оказываются победителями смерти, приобретая вечную жизнь» (А. Лопухин. Толкование на книгу Числа. Толковая Библия. Петербург, 1904-1907, стр. 557). Всякий здравый человек понимает, что медный змей не имел силы, чтобы предотвращать гибель евреев. Однако сами евреи впоследствии обожествили медного змея и стали ему кадить. Но когда воцарился Езекия, который делал угодное пред очами Божьими,

«он отменил высоты, разбил статуи, срубил дубраву и истребил медного змея, которого сделал Моисей, потому что до самых тех дней сыны Израилевы кадили ему и называли его Нехуштан»
(4 Царств 18:4).

Была уничтожена святыня, которая стала предметом поклонения, что было не угодно Богу. Езекия уничтожил, по воле Божьей, то, что было сделано Моисеем, и тоже по воле Божьей, но которое стало предметом почитания и каждения. Пророки высмеивают тех, кто делает изображения Бога. Бог вдохновляет пророков, чтобы они вели беспощадную войну против изображений. Они доходят до сарказма, говоря о сотворенных руками людей кумирах. Например, Исаия говорит, что человек берет дерево и часть из него использует для топлива, а из другой части делает себе бога. Потом повергается перед ним и говорит: «Спаси меня, ибо ты бог мой» (Исаия 44:16-17). Далее пророк, иронизируя, говорит:

«Не знают и не разумеют они … нет у него столько знания и смысла, чтобы сказать: «Половину его я сжег в огне и на угольях его испек хлеб, изжарил мясо и съел; а из остатка его сделаю ли я мерзость? Буду ли поклоняться куску дерева?»
(Исаия 44:18-19).

Бог, обращаясь к Израилю, как к Своей невесте, упрекает ее, говоря:

«И взяла нарядные твои вещи из Моего золота и из Моего серебра, которые Я дал тебе, и сделала себе мужские изображения, и блудодействовала с ними»
(Иезекииль 16:17).

Израиль старался изобразить Бога, Которому служил. Но Бог воспринимает это, как развращение, а в данном месте — как блудодеяние, т. е. измену Себе.

Пророк Иеремия, критикуя плавильщиков различных изображений и истуканов, говорит:

«Безумствует всякий человек в своем знании, срамит себя всякий плавильщик истуканом своим, ибо выплавленное им есть ложь, и нет в нем духа. Это совершенная пустота, дело заблуждения; во время посещения их они исчезнут»
(Иеремия 10:14-15).

Бог говорит, что в сделанном человеческими руками образе, истукане, идоле нет духа, а иконопочитатели учат, что Святой Дух пребывает в иконе: «Святой невидимо, но реально присутствует на своей иконе в Духе Святом, в Духе он слышит молитвы человека, и через Духа Святого проистекают чудотворения от святых икон» (В. Лепахин. Икона и иконичность. Санкт-Петербург, 2002 г., стр. 53). Кто прав, пророк Иеремия или же В. Лепахин, издавший свою книгу по благословению архиепископа Владимирского и Суздальского Евлогия?

Воплощение Иисуса Христа и Его изображения

Иоанн говорит:

«Бога не видел никто никогда; Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил»
(Иоанн 1:18).

Иисус Христос есть Бог. Более того, Библия говорит, что Он есть “образ ипостаси” Божией (Евреям 1:3). И, если Иисус явил Бога в человеческой плоти, значит ли это, что с этого момента мы, христиане, можем делать Его изображения и чтить их? Диакон православной церкви А. Кураев, впрочем не только он, говорит: «Итак, если в прежнюю пору Бога нельзя было изображать, потому что «вы не видели образа», то с тех пор, как «Он явил» и «вы видели», — изображения Бога во Христе уже возможны. И протестантские журналы полны изображениями Христа» (www.kuraev.ru). Можно предположить, что, действительно, кто-то запечатлел образ Иисуса и мы сейчас имеем Его изображение. Правда, эти изображения так отличаются друг от друга, в том числе и в журналах, что кажется, что истинного портрета Иисуса Христа так никто и не знал. Тем не менее, раз этот образ присутствует, можно ли его употреблять для того, чтобы перед ним молиться Иисусу, который был на земле? Что по этому поводу говорят Апостолы? Они, безусловно, заложили основание христианской веры и должны были пролить свет и на этот вопрос.

В первую очередь надо отметить, что все апостолы были евреями и они, согласно заповедей Божьих, не имели никакого права делать какие-либо образы для поклонения и молиться им.

Интересно также отметить, что после воскресения Иисуса Христа апостолы не узнавали Его в новом теле. Помните, когда ученики шли в селение Эммаус (Лука 24:16). Мария Магдалина не узнала Его в саду (Иоанн 20:15). Некоторые ученики, встретив Его после воскресения, усомнились (Матфей 28:17). Даже Петр не сразу узнал Его после воскресения (Иоанн 21). Апостолы не могли теперь изобразить Иисуса, потому что Он был в новом теле, неведомом для них, теле, которое способно проходить через стены дома, появляться и исчезать, в преображенном теле, которое вознеслось на небеса. Апостол Иоанн, находясь на острове Патмос, дает описание Воскресшего:

«Глава Его и волосы белы, как белая волна, как снег; и очи Его — как пламень огненный; и ноги Его подобны халколивану, как раскаленные в печи, и голос Его — как шум вод многих. Он держал в деснице Своей семь звезд, и из уст Его выходил острый с обеих сторон меч; и лицо Его — как солнце, сияющее в силе своей»
(Откровение 1:14-16).

Можно ли изобразить такого Иисуса? Ясно, что слава Иисуса Христа и сила Его превышает разумение и воображение наше. Поэтому-то и все изображения Христа не возможны и грешат своей неточностью. Мы же должны поклоняться Ему в духе и истине.

В каком образе явился Господь Савлу? Савла осиял свет с неба так, что он ослеп и услышал голос Христа. Итак, какой образ видел он, будучи ослепленным Светом, «Который просвещает всякого человека, приходящего в мир» (Иоанн 1:9)? Ответ очевиден. Из вышеизложенного мы видим, что никто из людей не может нарисовать действительного портрета Иисуса Христа, а все существующие изображения Иисуса Христа — это вымысел человека.

Но приведем цитату А. Кураева из книги «Протестантам о православии» в защиту иконопочитания: «Никто из пророков не укоряет иудеев за священные изображения, бывшие в храме. Пророки запрещают только делать изображения «других богов». Но на каком же основании слова, обличающие изображения языческих богов, следует считать верными и по отношению к изображениям Христа?» На это замечание можно только сказать еще раз, что евреи не поклонялись херувимам, изображения которых были и на стенах храма. А когда дошло до того, что народ стал кадить медному змею, тогда царь Езекия истребил его. Невозможно обойти молчанием еще одно примечание А. Кураева по поводу поклонения иконам: «В Новом Завете нет ни строчки, запрещающей изображения Христа. Протестанты же решили пристегнуть к делу ветхозаветные запреты на все изображения вообще».

Слава Богу, что в Новом Завете есть строчки, которые освещают данный предмет. Находясь в Афинах, ап. Павел говорит:

«Итак, мы, будучи родом Божиим, не должны думать, что Божество подобно золоту, или серебру, или камню, получившему образ от искусства и вымысла человеческого»
(Деяния 17:29).

Заметьте, мы даже не должны думать, что Божество подобно золоту… получившему образ… Наш ум не должен в этом направлении даже работать! Мы не можем изобразить ни Бога, ни Бога-Сына, ни Духа Святого! Божество не имеет ничего общего с теми образами, которые вымышляет человек!

Но ап. Павел говорит еще серьезнее по этому поводу следующее:

«Но как они, познав Бога, не прославили Его, как Бога, и не возблагодарили, но осуетились в умствованиях своих, и омрачилось несмысленное их сердце; называя себя мудрыми, обезумели, и славу нетленного Бога изменили в образ, подобный тленному человеку…»
(Римлянам 1:21-23).

Заметьте, что речь идет о людях, которые познали Бога, но не прославили Его. Это не просто язычники, которые не имели общения с Богом, но это те, которые имели с Ним взаимоотношения, потому что познали Его. Что же случилось далее? Они осуетились и дошло до того, что славу нетленного Бога изменили в образ, подобный тленному человеку. Иконопочитатели постоянно подчеркивают, что нет запрета изображать истинного Бога. Но Павел называет безумием то, что люди именно славу нетленного Бога (не другого бога, не языческого бога, а нетленного Бога) изменили в образ, подобный тленному человеку. Правда, люди, которые делают это, называют себя мудрыми.

Заключение

Подводя итог вышеизложенному, можно сказать, что мы, протестанты, не поклоняемся иконам и не молимся перед ними, потому что Бог запрещает делать изображение Самого Себя. Нет в Библии ни единого намека на то, что можно делать изображение Иисуса Христа и поклоняться Христу перед ним. Да и человек не может сделать истинное изображение воскресшего и прославленного Господа Иисуса Христа. Более того, поклонение изображениям Бог называет развращением, прелюбодеянием и безумием.

Источник: http://www.krinica.org/

© 1961 - 2024

Мы в соцсетях: