Тема молодежи актуальна во все времена, поэтому люди в церквах не перестают говорить об этом. 80 лет назад автор Борис Букин в журнале «Сеятель Истины» (март, 1932 г.) опубликовал свои размышления о молодежи. Поднятые вопросы актуальны и сегодня. Предлагаем вашему вниманию его статью под названием «Молодежь в церкви».
«Пустите детей приходить ко Мне и не препятствуйте им, ибо таковых есть царствие Божие»
(Марк 10:14).
Кем и когда начаты кружки молодежи в церкви, мне неизвестно, знаю только, что они необходимы. Вспоминаю рассказ о встрече Израиля со своим братом Исавом. Израиль был пастух и шел со своими женами, детьми, пастухами и стадами. Исав же был воин. Он шел к Израилю в сопровождении своих четырехсот воинов. Особенно мне нравится ответ Израиля своему брату, сильному воину:
«Господин мой знает, что дети нежны, а мелкий и крупный скот у меня дойный: если погнать его один день, то помрет весь скот. Пусть господин мой пойдет впереди раба своего, а я пойду медленно, как пойдет скот, который предо мною и как пойдут дети»
(Бытие 33:13-14).
Сколько великого опыта в этой простенькой речи! Наблюдая за людьми пришлось заметить следующее: взрослые люди более серьезны, вдумчивы, настойчивы, трудолюбивы, но требовательны, злопамятны, неуступчивы и трудно восприимчивы. Молодые люди зачастую легкомысленны, игривы, неустойчивы, но сильны, быстры, восприимчивы, выносливы, не так злопамятны, добры. Само собою разумеется, что есть исключения. Детки же совсем иное племя. Они слабосильны, капризны, суетливы, но совсем не злопамятны, миролюбивы, способны ко всякой науке и ко всему имеют интерес. Этих три класса людей на одном поводу не поведешь.
Взрослые люди пойдут настойчивым твердым шагом, ни перед чем не останавливаясь. Молодежь побежит и, скоро утомившись, разочаруется, тогда как детки побегут и тут же начнут отставать, пока совсем обессиленные не упадут на землю.
Знал я одного очень серьезного человека, который слыл хорошим христианином. Но до того был требователен, что члены его семьи не смели увлекаться мирскими рассказами. Он заставлял своих детей непременно, в известный час, читать Библию. Горе ребенку, который задремлет, слушая чтение. О, прут в руке отца пробудит и даст внимание к слушанию! В доме засмеяться? Боже сохрани! Что же вышло из этой непомерной строгости? Самые серьезные, даже суровые детские лица дома, до безобразия были смешными и болтливыми вне своего дома. Насильственное чтение Святой Книги не любовь к ней привило, а вызвало у детей отвращение, да и сами родители опостыли детям до такой степени, что они только и ждали достижения зрелого возраста, чтобы иметь право на работу, а потом… Серьезные лица превращались в самые, так сказать, разнузданные, даже нахальные. Святую Книгу с отвращением бросали в грязный угол, как мучительницу. А родительский дом им стал противен.
Один из сыновей этого строгого христианина вдали от своей родины стал членом церкви Христовой. Его привела ко Христу не строгость папаши, а старая негритянка. Христианская любовь к ближнему черной старушки, случайно нашедшей его замерзающим, беспомощного дервиша-пьяницу, воскресила в нем все то, что так глубоко отцовскою палкою было загнано в детскую душу. Этот воскресший молодой человек, после своего истинного обращения на путь Христа, стал не только искренним христианином, но церковью был избран диаконом, а после рукоположен. Он не только своих детей не заставлял читать Библию из-под палки, но и других умолял этого не делать.
Не гони молодых ягнят так, как идут старые волы или верблюды. Пусть каждый идет сообразно его возрасту и силе.
Взрослые люди любят рассуждать и думать. Им прилично беседовать о глубинах Священного Писания. Молодежь сильна и резва, им надо давать в церкви дело. У них много пылу и огня, масса того, что называют энтузиазмом. Пусть же они используют свою юную энергию во славу своему Искупителю. Не палкою надо заставлять их читать Библию, а привить у них любовь к этой Святой Книге. Нужно открыть их юное понятие к святым истинам, тогда они сами полюбят и примут в свое сердце ее истины. Как сказано у мудреца:
«Наставь юношу при начале пути его: он не уклонится от него, когда и состарится»
(Притчи 22:6).
Никто так не любит слушать рассказы, как дети. Есть матери, которые рассказывают детям народные былины, исторические события, про войны. Кто говорит, что это плохо? Дело в том, что иногда такого рода рассказы вызывают у детей желание быть такими же героями. Помню, когда я в детстве рассказал своим товарищам про богатыря Бону Королевича, одному из моих слушателей захотелось сделаться самому таким же богатырем и померяться с кем-либо силами. Он взял в руки палку, пошел к своему старшему брату и ею хватил его изо всей силы по голове, воображая себя богатырем, который сражается с другим. Брат не понял в чем дело и сильно высек его ременным кнутом. Вот и результат рассказа. Не кажется ли вам, что детективные романы Конон Дойля погубили массу прекрасной молодежи?
Помню, как моя милая мамочка, посадив меня на свои колени, рассказывала про Авраама, Иосифа, Моисея, Давида и многое из земной жизни Господа Иисуса Христа. У нее было сильное желание сделать меня священником. К своим рассказам она присовокупляла наставление: «Вот, детка мой, так и ты, будь верен Богу и честен пред народом, как эти мужи Божии». Слушая ее рассказы, я не раз со слезами давал Богу обещание быть честным и добрым.
С раннего детства в моем сердце загорелось желание служить Богу. Благодаря Новому Завету я научился читать еще до моего поступления в школу. В девять лет я пошел в школу и, к удивлению нашего священника, быстро мог открыть в Новом Завете любое место, много стихов и даже целых глав я знал наизусть.
Хотя в самой ранней моей юности мне пришлось расстаться с моей милой матушкой, но ее живые рассказы из Слова Божия сопровождают меня до сегодняшнего дня.
Когда я приехал к своим родителям погостить, моя мама постоянно просила меня прочесть ей еще из Евангелия, что я делал с величайшим наслаждением, а она, сложив свои сухенькие ручки в молитвенную позу, с глубоким вниманием слушала чтение. Мама не только мне рассказывала, но она со всею любовью желала и жить по Евангелию. Вот то, что и было везде неотступным моим спутником в трудной, полной приключений жизни! Эти мамочкины рассказы и сохранили мою метущуюся юность от губящих молодежь пороков. Хотя не раз стихии миpa сего готовы были поглотить меня, но слово Божие хранило от зла.
Зная Новый Завет, мне очень хотелось прочитать и Ветхий. То, что преподавали мне в школе: библейская священная история, библейская хрестоматия и тому подобные выдержки Святой Книги – это меня не удовлетворяло. Я хотел читать всю Священную Библию.
Когда же Господь позволил мне в первый раз открыть Свою Святую Книгу и прочесть в ней с первого по восьмой стихи шестой главы пророка Исайи, я так был тронут прочитанным, что предо мною появилось видение и я был болен и пролежал в постели пять суток.
Когда же Господу стало угодно избрать меня и поставить в церкви Своей учителем Библии, я не стал требовать, чтобы мои ученики ходили с поникшими лицами, за которыми не редко прячутся лицемеры и даже преступники. Нет нужды палкою учить детей читать Библию. Я прошу деток выучить только один стишок из Святой Книги и рассказать его в церкви. Так же прошу их не делать шуму там, где находятся взрослые, чтобы они не сердились на детей.
Молодежь нашей церкви я люблю до такой степени, что абсолютно не различаю, где мои родные дети и где дети моих братьев и сестер. Кроме любви к Богу, которая должна проявиться в любви к своему ближнему, никаких рецептов им не прописываю. Фактами жизни стараюсь объяснить им самую жизнь. Зачем требовать, чтоб девицы и молодые женщины не безобразили своих лиц красками да пудрой! Не лучше ли посоветовать им присмотреться к лицам крашенок и жен с натуральными лицами? Когда они поймут причину высохшей кожи на лице у крашенки и увидят морщинки на молодом лице (а не то и целые выбоины, наподобие следов оспы), то и сами перестанут злоупотреблять даром Божьей красоты. К тому же, если они спросят у порядочной женщины, почему кожа на ее старом лице сохранила свежесть и цвет, то узнают, что губительная косметика никогда не пачкала их лицо. Какая же из них после этого захочет прежде времени казаться старухой?!
Так же и юноши. Хотя у меня еще очень мало юношей, но и этим я стараюсь указывать на живые факты. Прошу их выучить как можно больше стихов из 118 псалма. Особенно рекомендую с 9 по 11, где сказано: «Как юноше содержать в чистоте путь свой? – Хранением себя по слову Твоему. Всем сердцем моим ищу Тебя; не дай мне уклониться от заповедей Твоих. В сердце моем сокрыл я слово Твое, чтобы не грешить пред Тобою». Первый и двадцать второй псалмы мы прочитываем все вместе наизусть.
Молодежь любит читать газеты. Очень поучительно для них указать на хронику и сравнить ее с советами указанных псалмов. Поступая так, я уверен, что труд мой не будет тщетен пред Господом моим!
О, вы, родители и духовные наставники, покажите вашей молодежи прямой путь чрез Голгофу в Жизнь Вечную! Воскресная школа – колыбель христианской молодежи. Заинтересовывайте ваших подростков энергичнее заниматься в ней, а ваш бдительный глаз да не закроется от нее и молитва ваша о воскресной школе да не остановится у вас пред Господом.
Делайте все, что в ваших силах, для того чтобы в вашей общине был хор и кружок молодежи. Помогайте им во всем. Молитесь об этом Божьем винограднике. А сами будем продолжать наше шествие к небесам приличным нашему возрасту мерным и твердым шагом впереди нашей милой молодежи. Господь с нами!
Источник: http://www.krinica.org/