Это устаревшее слово давно вышло из употребления в нашей разговорной речи. В Ветхом Завете оно выражает чистоту нравов. В Новом Завете греческий перевод означает чистоту, честность, непорочность, целость (chastity) и т.п. Так как в этом слове сочетаются целость и мудрость, очевидно, что для сохранения своей целости нужна мудрость, а мудрость, как правило, приходит только от Бога.
Вопрос, как хранить непорочность, особенно в молодости, всегда казался сложным. У отцов Церкви он решался обычно рядом строгих предупреждений и запретов, а в посланиях апостолов рядом увещеваний и наставлений. Старшим женщинам, например, советуется быть целомудренными (Титу 2:5), а в следующем стихе тот же совет дается юношам. Далее мы читаем:

«Ибо явилась благодать Божия, , научающая нас, чтобы мы, отвергнув нечестие и мирские похоти, целомудренно, праведно и благочестиво жили в нынешнем веке».
(Титу 2:11-12).

В 1Тим.совет дается женам (или, вообще, женщинам):

«Чтобы также и жены, в приличном одеянии, со стыдливостью и целомудрием украшали себя не плетением волос, ни золотом, ни жемугом, ни многоценною одеждою, но добрыми делами, как прилично женам, посвящающим себя благочестию» (2:9-10). И еще: «Ибо дал нам Бог духа не боязни, но силы и любви, и целомудрия»
(2 Тимофею 1:7).

Все это звучит назидательно и полезно, но для того, чтобы на деле быть целомудренными, нужна, во-первых, «спасительная для всех благодать Божия» и, во-вторых, «дух силы, любви и целомудрия».

Вот этот-то «дух силы» и нужен нам более всего, потому что мы часто бессильны отановить плотские помыслы и желания. Даже если мы не делаем ничего плохого, мы склонны помышлять о плохом. Среди нашей церковной молодежи есть много не рожденных свыше душ, то есть еще не обладающих «спасительной благодатью». Откуда же у них будет сила для борьбы с помыслами и воздержание, если то и другое является плодом Духа Святого?

Есть просто плотские люди, еще не родившиеся от Бога, и есть плотские верующие, которые, хотя и родились от Бога, не стали духовными, а остались плотскими, потому что не пожелали питаться Словом Божиим и молитвой. Они остались младенцами, духовно недоразвитыми карликами-уродами, а тут нужна сила Духа Святого!

«Я говорю: поступайте по духу и вы не будете исполнять вожделений плоти; ибо плоть желает противного духу, а дух — противного плоти: они друг другу противятся, так что вы не то делаете, что хотели бы. Если же вы духом водитесь, то вы не под законом. Дела плоти известны; они суть: прелюбодеяние, блуд, нечистота, непотребство, идолослужение, волшебство, вражда, ссоры, зависть, гнев, распри, разногласия, соблазны, ереси, ненависть, убийства, пьянство, бесчинство и тому подобное; предваряю вас, как и прежде преварял, что поступающие так Царства Божия не наследуют. Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание. На таковых нет закона»
(Галатам 5:16-23).

Из этого следует, что если эти качества являются плодами духа, то нам нужно быть духовным деревом, приносящим такие плоды.

Молодежь часто незрела в своей вере, и плоды духа у нее тоже незрелы. Если они и хранят себя в какой-то мере от нечистоты, то только в силу строгого воспитания в христианской семье и из страха перед родителями и церковью. Воздержание входит в число плодов духа, а без воздержания нет целомудрия, то есть нет целости христианского характера, нет чистоты нравов и помыслов.

В нашей обильной материально стране, при менее строгом наблюдении за молодежью в домах и церквах, повсеместно наблюдается повальное увлечение миром и всем мирским. При отсутствии личной духовности молодежь легко подпадает под влияние мира. Внешне она ничем не отличается от мирских сверстников, а внутренне бессильна бороться с плотскими желаниями и похотливыми мыслями, приводящими к дурным поступкам. Христос предупредил: «Бодрствуйте и молитесь, чтобы не впасть в искушение: дух бодр, плоть же немощна» (Матфей 26:41), а мы часто не стоим на страже своей души и потому постоянно впадаем в различные искушения. Диавол бьет всегда в самое слабое место.

Например, о желающих обогащаться тоже сказано, что они впадают в различные искушения, но мы не замечаем этого до тех пор, пока нам не придется объявить банкротство или, что еще хуже, сесть на скамью подсудимых. Если бы мы были духовными, а не плотскими, мы бы вовремя остановились на этом скользком пути и сошли бы с него, но потому, что мы зачастую плотские, Богу приходится иногда силой срывать нас с такого пути «за шиворот», ведь Он любит нас и желает нашего исправления.

Целомудрие — это чистота нрава, это высокая моральность. Апостол Павел пишет: «Все мне позволительно, но не все полезно; все мне позволительно, но ничто не должно обладать мною» (1 Коринфянам 6:12).

Вот, к примеру, невесте позволительно идти под венец в полуобнаженном виде, на это ведь нет закона, но полезно ли это и назидательно ли для притязающей на духовную зрелость девушки? Если она идет под венец в таком непристойном виде, под вопрос ставится её духовная зрелость. Она, возможно, дитя Божие и когда-то родилась свыше и приняла крещение, но она плотская, а не духовная. Ведь её обнаженное тело жених, став её мужем, увидит в свое время, а гостям оно вовсе не нужно и даже шокирует. Это просто полное отсутствие целомудрия и отказ от воспитания, данного ей верующими родителями в семье.

Женихи тоже должны предупредить невесту, что, если она намерена идти под венец полуобнаженной, ему это будет неприятно. Если она действительно любит его, она его послушается, если уже не послушалась никого другого. А что касается Небесного Жениха, то тут уже не может быть и речи о чем-то непристойном или неприличном! Брак — символ Христа и Церкви, и это ОЧЕНЬ серьезно! Идти под венец с обнаженным телом не только плохой тон, но и символ чего-то совсем другого…

Хотя девство (безбрачие) и брак не для всех, целомудрие — для всех. Гнушайтесь плохих помыслов, потому что они и тело растлевают, и душу оскверняют. Если мы стыдимся нечистоты наших дел перед людьми, насколько более должны стыдиться её перед всевидящим Богом. Бог видит в нас то, чего не видят люди. Ему видна нечистота страстных помыслов и похотливых желаний.

У современной молодежи есть такие соблазны, каких, возможно, не знала древность. У них есть «домик на колесах» и Интернет. То и другое и полезно, и вредно. Уединение с девушкой в машине где-то за городом, в пустынном месте, может привести ко греху того, у кого гормоны развились раньше мозгов, а Интернет предлагает грех во всех его разновидностях, включая порнографию для взрослых и детей. Тут нужна особая бдительность и духовная сила воздержания!

Говорят, что голуби удаляются оттуда, где заводится нечистота, и пчелы улетают от дыма. Так благодать Божия удаляется от сердца, где бродят нечистые помыслы и дымятся худые желания.

Нам нужно постоянно очищаться от земной грязи. В Ветхом Завете была очистительная кровь животных и очистительная вода с пеплом беспорочной рыжей телицы, которой священники окропляли служителей и народ. В Новом Завете, благодаря жертве Христа за нас, очищение стало доступней и проще: Иисус Христос, «будучи сиянием славы и образом ипостаси Его (Бога) и держа все словом силы Своей, совершив Собою очищение грехов наших, воссел одесную престола величия на высоте» (Евреям 1:3).

Будем же пребывать в Нем, в Слове Его и в молитвенном общении с Ним, дабы нам не впадать в различные искушения, но хранить себя неоскверненными, то есть целомудренными. Это борьба, но Бог дал нам Свое всеоружие для её ведения. (Ефесянам 6 гл.) Он не оставил нас неоснащенными в этой борьбе. Нам нужно только быть вполне посвященными Ему, и Он совершит!

В период 70-летнего советского режима и притеснений церквей, как православной, так и всех ответвлений протестантизма, древние традиции одежды для невест почти забылись. ЗАГС был местом бракосочетаний и давал наставления вступающим в брак. Затем вошло в силу подражание Западу и невесты начали носить подвенечные платья, но они были тоже не всегда приличными, а вуаль торчала на затылке позади венчика. Поэтому у меня появилось желание объяснить кое-что нашим молодым женихам и невестам.

Подвенечная вуаль состоит из двух частей — короткой для лица и длинной для остального тела. Короткая должна покрывать лицо до самого момента объявления пастором пары мужем и женой. Тогда по разрешению венчающего пару пастора жених может поднять вуаль и при всех поцеловать невесту-жену. Это не только красивая традиция, но и символически важная.

Из далекой древности, особенно среди восточных народов, и в частности в Израиле, спущенная до брака на лицо вуаль символизировала чистоту и невинность невесты. Но даже при этой строгости в древности родители имели право требовать других подтверждений невинности невесты (читайте Библию!); чистота (целомудрие) девушки была очень важна в глазах жениха, обеих семей и гостей. Сегодня, увы, на это мало кто обращает внимание!

Если же невеста идет полуобнаженная и к тому же еще с вуалью на затылке, она (по-традиции) показывает, что она уже не невинна и что жениху это тоже неважно, а гостям и подавно. Такая «реклама» говорит об отсутствии целомудрия и даже элементарных правил хорошего тона и приличия.

Традиция закрытого лица невесты древняя и очень долго сохранялась во многих странах, включая и нашу родину, и США. Она сохраняется и сегодня, только не всеми, особенно после «феминистской революции» конца 60-х годов прошлого века. Эта «революция» захлестнула почти весь мир (кроме мусульманского) и оставила свой разлагающий след и отпечаток на молодом поколении женщин и девушек. Наша иммиграция подхватила этот негативный пример, и мне хочется, если еще не поздно, возвратить этот старый обычай напоминанием о нем самим невестам, женихам и пасторам, которые готовят их к браку в предбрачных консультациях. Пусть не боятся пастора предупреждать о приличном одеянии невест и о том, что брак — символ Христа и Церкви. Ведь понятно, что полуобнаженная и с открытым лицом невеста безмолвно «кричит» своим видом о полном отсутствии целомудрия, святости и самой важной символики бракосочетания: образа ХРИСТА И ЦЕРКВИ — НЕВЕСТЫ ХРИСТА.

ПОЧЕМУ?

Эвкалипт без коры называют «бесстыдницей» метко.
Его ствол розоват, гладок, чист, до неловкости наг.
Эта кличка пришла из народа, и мало и редко
Кто-нибудь упрекал сам народ за «рискованный шаг».

Поговорки всегда из народа текли ручейками.
Их никто не судил — очень уж поучительна роль!
Почему же невесты, в угоду родным, папе, маме,
Не присвоят урок эвкалипта себе, как «пароль»?

Почему под венец выступают полуобнаженно?
И вуаль на затылке торчит, не скрывая лица?
Слово Божье дает наставленье девицам и женам:
Скромность женщину красит как до, так и после венца.

Почему у невест наших плечи и грудь не прикрыты,
И порою спина вся открыта почти до крестца?
Почему наставленья с примером родных позабыты
И не стыдно идти к жениху, не скрывая лица?

На вуаль и на платье хватило б обычно трех метров,
И прилично красив будет свадебный белый наряд.
Но девицы на шлейф иногда тратят полкилометра.
Для чего? Чтоб дорожку он мог подметать?

Образумьтeсь, родные девицы, красотки, невесты!
Эвкалипт вспомяните, что прозван «бесстыдницей» был
За свою наготу. Его ствол стал позорно известным.
Бог уроки дает, чтоб о них человек не забыл.

Вера Кушнир.

Источник: http://www.nashidni.com/

© 1961 - 2024

Мы в соцсетях: