Утром я сидел за завтраком с Робертом. Когда мы вот так же сидели с ним два года назад, он был в слезах. За день до этого он был уволен с работы. Он не ладил с сотрудниками и восстановил против себя руководителей компании. Настроившись на успех, каким его видит мир, Роберт оказался неудачником.
Причины его неудачи имели глубокие корни. Люди пытались помочь ему, но он не принимал советов. Потеряв работу и будучи не в силах справиться со своей неудачей, он пришел ко мне. Пока мы за чашкой кофе разбирались в причинах его неудачи, я подумал про себя: не типично ли то, что произошло с Робертом?
Мне кажется, что мы рассматриваем зрелость и успех как отсутствие борьбы в жизни, а не как процесс прилежания в борьбе. Неправильное понимание этого вопроса делает нас неспособными справляться с неудачами и промахами в жизни.
Однако неудача может оказаться самым лучшим наставником и учителем, потому что самые полезные уроки мы извлекаем из «школы трудностей». Я нередко задумывался над тем, почему Иисус, совершенный Учитель и Господь, Который знал все, не давал Своим ученикам ответов на все, о чем они Его спрашивали. Может быть, Он хотел, чтобы они, как и мы, пожизненно проходили «школу трудностей»?
Слово «неудача» стало неприемлемым в нашей культуре. Многие из нас научились находить извинения своим промахам, сваливая вину на других или создавая видимость успеха. Это имело место и в моей жизни. Я начал присматриваться к неудачам более зорко только после того, как некоторые мои сверстники, из любви ко мне, указали на мои недостатки. Я увидел свою маску успеха и то, как я разыгрывал из себя знатока, знающего ответы на все и никогда не ошибающегося, желающего всегда быть правым. Воображение, что я никогда не ошибаюсь, отдалило от меня окружающих, сознающих свое несовершенство.
Осознание своих недостатков и промахов может быть болезненным, но оно необходимо. Бог не только знает о наших неудачах, но и допускает их для нашего духовного роста.
Я рассказал Роберту о неудаче на моей первой работе. Я работал тогда механиком и был уволен с работы. Будучи молодым и неопытным, я был, естественно, удручен этим переживанием, но на самом деле я вполне заслуживал увольнения, потому что часто опаздывал на работу и не всегда исполнял поручения, постоянно роптал и даже проявлял неподчинение начальству.
Спустя годы, заучивая наизусть части Священного Писания, я натолкнулся на следующее место:
«И все, что вы делаете словом или делом, все делайте во имя Господа Иисуса Христа, благодаря через Него Бога и Отца… И все, что делаете, делайте от души, как для Господа, а не для людей»
(Колоссянам 3:17,23).
Эти стихи напомнили мне о Том, для Кого мы на самом деле работаем, что наш Начальник — Иисус Христос, и потому наш труд должен быть примерным. О, если бы я применил этот урок раньше, вместо того, чтобы самоправедно пытаться оправдывать свою безответственность тем, что мой «босс — болван»!
Я нашел, что Библия много говорит о работе. Когда мы с Робертом начали изучать ее, мы старались искать пути к проведению в жизнь того, что она нам открывала.
К тому же мы проверили «помощь», которую оказывали ему на его старой работе. Верующие часто используют один или два подхода к вопросу неудачи. Один из них — уравниловка: мы все падшие грешники, и потому важно исцеление и восстановление личности через покаяние. Это так, это приведет к прощению и милости, но не коснется основных вопросов.
Второй подход, традиционный: как хорошие «фарисеи», мы колотим людей по голове тем, что им нужно сделать после неудачи. Этот подход касается главного вопроса, но так же повергает в бессильное отчаяние, если неудача повторится, или в гордость, если будет иметь место успех. Нам нужен баланс между этими двумя подходами: необходимо решать вопрос в атмосфере прощения и милости, восстановления и поощрения.
Так поступил Иисус с Петром. Если бы от Петра требовалось только рвение, он был бы прекрасным бизнесменом, но его жизнь являет пример неудач и промахов. В его хождении со Христом мы видим недопонимание, личные амбиции, вспыльчивость. Во дворе первосвященника Петр отрекается от Иисуса трижды, говоря ложь ради самосохранения. Позже, у пустого гроба, Петр удивляется, что Христос может быть живым.
Иисус знал, что у Петра будут испытания и неудачи. Когда ученики спорили о том, кому быть большим в Царстве Христа, Иисус говорит не только к ним всем, но и определенно к Петру: «Симон! Симон! Се сатана просил сеять вас, как пшеницу, но Я молился о тебе, чтобы не оскудела вера твоя; и ты некогда, обратившись, утверди братьев твоих» (Лука 22:31-32). Иисус предвидит и наши неудачи и промахи сегодня.
Ко времени, когда Иисус явился ученикам в третий раз на берегу озера Галилейского, Петр вполне убедился в том, что он оказался неудачником. Когда все рушилось и нужно было действительно быть смелым, Петр подвел Учителя. И вот, сидя с Иисусом на берегу озера и вкушая с Ним рыбу на завтрак, Петр был вынужден признать себя неудачником не только перед самим собой, но и перед Спасителем. Что же сделал Иисус? Он поручил Петру важное дело: «Паси агнцев Моих… Паси овец Моих… Иди за Мною» (Иоанн 21: 15-19).
На примере Петра мы видим, что первый шаг к тому, как быть с неудачами, — признание перед самими собой, что мы несовершенны. Без этого признания невозможно исправление. Ап. Павел говорит, что «мы преображаемся» (2 Коринфянам 3:18), употребляя греческое слово «метаморфоза», применяемое к бабочкам. Мы становимся совершенно новыми. Признавая свои оплошности, мы становимся перед Богом обнаженными и наша готовность принять правду о себе помогает нам меняться или, как говорит ап. Павел, «преображаться».
В далеком прошлом я учился летать. Как большинство молодых кандидатов в пилоты, я был самоуверен, агрессивен и чрезмерно напыщен. Я воображал, что справлюсь с новой задачей без посторонней помощи. Все шло хорошо, пока дело не дошло до ночных полетов. Лететь в темноте было страшно! Все внизу выглядело как бесформенная, бездонная пропасть. Я растерялся.
Наконец, приглядевшись к инструментам, я смог направить самолет к аэропорту. Мы делали посадку на настоящем аэродроме, а не на учебном, где я садился раньше. Инструктор предложил помочь, когда я явно заблуждался, но я наотрез отказался от помощи.
Когда я успешно влился в посадочное движение и без крупных ошибок наладил связь с контрольной вышкой внизу, чувство гордости просто распирало меня. Инструктор спросил, хочу ли я, чтобы загорелись очерчивающие посадочную полосу огни. Они горят и мигают в начале полосы и на ее краях, помогая пилоту не сбиться с курса. Уверенный в своем подходе к делу, я сказал: «Нет!»
Как бы читая мысли инструктора, диспетчер также спросил, хочу ли я, чтобы он зажег огни. Я снова самоуверенно ответил: «Нет!» Мне нужно было бы догадаться, что они знают что-то, чего я еще не знал. Без лишних слов диспетчер зажег огни. Мы были так низко, что кабину залил яркий свет мигающих огней, но, к моему удивлению, не передо мной, а под самолетом слева направо. Я летел перпендикулярно к посадочной полосе в направлении автостоянки местной школы! Достаточно смирённый происшедшим, я сделал новый круг над аэродромом для правильной посадки. На этот раз я прислушивался к командам диспетчера.
Для меня это стало примером роли Духа Святого в исправлении нас, когда мы ошибаемся. Для успешной посадки нужно было участие моей воли и воли диспетчера; мы оба должны были исполнять свое задание. Если хотя бы один из нас поступил бы не по правилам, следствием была бы серьезная авария.
«Я говорю: поступайте по духу, и вы не будете исполнять вожделений плоти; ибо плоть желает противного духу, а дух — противного плоти… так что вы не то делаете, что хотели бы. Если же вы духом водитесь, то вы не под законом»
(Галатам 5:16-18).
Вспомним, что Христос сказал Петру: «Я молился о тебе, чтобы не оскудела вера твоя; и ты некогда, обратившись, утверди братьев твоих» (Лука 22:32).
Другие смогут учиться на нашем опыте. Бог создал нас взаимозависимыми. Для того, чтобы мы могли учить других, нам нужно самим быть честными и прозрачными. Если мы будем скрывать свои неудачи, все тело Христово будет страдать. Хотя мы и не желаем носить свои промахи «на рукаве», мы можем, будучи искренними и делясь своим опытом, оказывать значительную помощь другим.
Роберт нуждался в моем примере того, как я нашел корень моих неудач. Моей целью было оставаться честным в указании ему своих ошибок и их причин. Это помогло ему применить истину к его жизни, реагировать на разные ситуации жизни созидательно, учиться, расти и меняться духовно. Я же нашел, что в процессе всего этого я должен стать наставником Роберта, а не управителем, и это дало ему возможность увидеть, как я сам, при несовершенстве моей жизни, тоже исправляюсь и иду дальше.
Да, сегодня мы можем совершить ошибку, и это может вызвать у нас вопрос: «Что же я за верующий, и как смогу я теперь служить дальше моему Господу?» Но мы растем и развиваемся в нашей христианской жизни и должны, как ап. Павел, сказать:
«Я не почитаю себя достигшим, а только, забывая заднее и простираясь вперед, стремлюсь к цели, к почести вышнего звания Божия во Христе Иисусе»
(Филиппийцам 3:13-14).
Я вырос в сельской местности. Наши соседи разводили скот, лошадей и сажали фруктовые деревья. Вспоминаю, как я первый раз видел рождение теленка. Нам объяснили, что нас пригласили на случай, если понадобится помощь. Иногда корова долго мучится и теленка можно потерять. Все обошлось без помощи посторонних. Теленок родился и начал сразу же пытаться встать на неустойчивые ножки. К тому же ему было немного трудно дышать после долгого родового процесса. Когда я попытался помочь теленку, тяжелая рука фермера легла мне на плечо и он сказал: «Не тронь его, не мешай ему развиваться». «Но ведь он может умереть!» — сказал я. На что фермер ответил, что эта первая неуклюжая борьба и попытки начать стоять и дышать жизненно важны для его дальнейшего развития. Слишком ранняя помощь может повредить теленку. Усилие при попытке встать на ноги, борьба за первый глубокий вздох, поиски материнского вымени — все это играет важную роль в развитии выносливости теленка.
Иногда борьба при неудачах нужна нам по той же самой причине.
«С великою радостью принимайте, братья мои, когда впадаете в различные искушения, зная, что испытание веры вашей производит терпение; терпение же должно иметь совершенное действие, чтобы вы были совершенны во всей полноте, без всякого недостатка»
(Иаков 1:2-4).
Глядя на неудачи и промахи других, будем помнить, как отреагировал Иисус на поведение Петра: не одобрением, но и не отвержением, не осуждением, но пониманием, не снисхождением, но справедливостью. Разве мы смеем делать что-то меньше этого друг для друга?
Источник: www.nashidni.com