Впрочем, в такие грубые заблуждения наука впадает редко. Гораздо чаще отклонение от истины бывает незначительным: достаточно небольшой подправки — и соответствие истине полное.
Мой любимый пример — космология Данте Алигьери. Великий поэт средневековой Италии был в некотором роде и ученым, — точнее, философом науки.

В 1300 году большинство людей думало, что земля плоская. Данте же, и не он один, верил, что это шар.

Он правильно представлял себе расположение планет. Но — грубая ошибка! — Данте в центре мироздания помещал Землю. Зато в остальном его взгляды на строение Вселенной почти полностью совпадают с совре­менными.

Вслед за египетским астрономом Птолемеем (II в. н.э.), Данте считал, что из всех небесных тел Луна — ближайшее к Земле (так и есть), а звезды — самые отдаленные (что тоже верно). Орбиты пяти видимых планет Данте размещал в таком порядке: Меркурий, Венера, Марс, Юпитер, Сатурн. Это согласуется и с данными совре­менной науки. Данте даже знал, что орбиты Меркурия и Венеры находятся между солнечной и земной. А орбиты других планет он помещал за солнечной.

Абсолютно неверно — и удивительно близко к истине. Все, что нужно, чтобы сделать схему верной, — это поменять Местами Солнце и Землю. Тогда Вселенная Птолемея и Данте становится » современной».

А может быть, к теории всеобщей эволюции надо подходить так же, как к дантовской картине Вселенной? Может быть, и эта теория очень близка к истине — и абсолютно ошибочна?

Не будем, по крайней мере, исключать такую возможность.

© 1961 - 2024

Мы в соцсетях: