Примеры, приведенные в этой главе, показывают целенаправленность природных явлений. Создается впечатление, что природа сознательно «работает на будущее». У философов есть термин – «телеология», этим греческим словом они обозначают учение о целенаправленности процессов.
Вплоть до первой половины девятнадцатого века люди рассматривали природу как телеологический механизм. Затем Дарвин революционировал научное мышление. Он убедил интеллигенцию, что ни один биологический феномен – даже такой сверхэффективный прибор как человеческий глаз – не был создан предумышленно, что все развилось случайно.
Но вот убедил ли он самого себя – это еще вопрос. В 1860 году он писал своему коллеге Азе Грею:
«Помню время, когда при мысли о глазе меня прошибал холодный пот. Потом это прошло, а теперь мне частенько бывает не по себе при виде устройства крохотных мелочей. Всякий раз, как я вижу перо в павлиньем хвосте, мне просто плохо становится».
Герцог Аргайльский вспоминает, как он, беседуя со смертельно больным Дарвином, заговорил о различных чудесах природы и спросил, не видит ли тот во всем этом проявлений Высшего Разуму?
Никогда не забуду ответ Дарвина. Он посмотрел на меня пристально и сказал: «Такие мысли нередко на меня обрушиваются, но иногда, – он неопределенно качнул головой, – вроде уходят» .
Твердокаменных атеистов такая тенденция пугает. Тот же Мейнард Смит в упоминавшейся уже рецензии пишет: «Панглоссизм … – это вера в то, что живые существа умеренно наделены свойствами, позволяющими им – целым видам и экологическим сообществам – выжить в борьбе за существование».
И хотя обычно обвинения в панглоссизме с негодованием отвергаются, подобные взгляды широко распространены среди эволюционистов, экологов и этологов… Однако, при всей популярности этой идеи, не все с нею согласны. Некоторые эволюционисты пытаются дать нетелеологические объяснения природных явлений.
Среди европейских и американских биологов верят в христианскую доктрину Творения немногие. Мейнард Смит беспокоится зря: ни о каких полчищах панглоссистов и телеологистов нет и речи. И все же многие биологи, даже не будучи христианами, сознают, что за всеми чудесами природы должен стоять сверхъестественный разум.
Да и как не прийти к такому выводу, имея столько доказательств! Для верующих же эта перемена в настроениях ученого мира – событие долгожданное и радостное. Большинство дарвинистов до недавних пор подобных сомнений не знали. Но все меняется, и в биологию вновь проникает телеология. Биологи не могут больше закрывать глаза на целенаправленность природных процессов.