Около двадцати лет назад я присутствовал на большой конференции в Лондонском университете. Она называлась «Эволюция и Религия», и вступительное слово было дано известному богослову.

Он говорил на тему «Эволюция и Богословие». Он потратил свое время, в клочья разнося первые три главы Библии. По его словам, не было никакого такого места как сад Едемский, не было и Адама с Евой. Что говорили «эксперты» — это верно, а потому то, что говорит Книга Бытия — неправда. Таким образом, подытожил он торжественно, мы должны сегодня воспринимать Книгу Бытия как собрание мифов и легенд.

Среди известных людей присутствовал и знаменитый английский ученый Халдейн (ныне покойный). Был также никому неизвестный студент.

Как только было объявлено о начале прений, студент встал и процитировал следующие отрывки из Библии:

«Ибо, как смерть чрез человека, так чрез человека и воскресение мертвых. Как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут»
(1 Коринфанам 15:21-22).

«Как одним человеком грех вошел в мир, и грехом смерть, так и смерть перешла во всех людей… Смерть царствовала от Адама до Моисея и над несогрешившими подобно преступлению Адама… Ибо, если преступлением одного подверглись смерти многие, то тем более благодать Божия и дар по благодати одного Человека, Иисуса Христа, преизбыточествует для многих»
(Римлянам 5:12-15).

«И я хотел бы спросить оратора, — сказал студент, — как, по его мнению, мы должны комментировать новозаветное учение о спасении? Отрывки говорят о том, что Павел считал Адама реальным лицом, принесшим грех и смерть в мир, и что Иисус Христос, тоже реальное лицо, вернул праведность и вечную жизнь. Если Павел ошибался относительно самых начал своего учения, как мы можем полагаться на то, что он говорит о спасении? Если одно из двух ключевых лиц — Адам — был мифическим, как можем мы быть уверенными, что и второе ключевое лицо — Иисус — не был мифом?»

Богослов-знаменитость выглядел очень растерянным. Встав, он пробормотал, что предмет слишком велик, чтобы говорить о нем, не имея достаточно времени, и затем сел.

Но он почувствовал себя еще более неуютно, когда атеист Халдейн начал сыпать соль на его раны.

«Я хотел бы развить то, что было сказано здесь молодым человеком, — начал он. — Пришло время таким правоверным богословам, как наш сегодняшний оратор, критически взглянуть на самих себя. Они прямо дерутся, защищая невозможные, абсурдные положения. Они пытаются навязать компромисс там, где компромисс невозможен. От начала до конца Библия утверждает, что она — богодухновенное, непогрешимое Слово Бога. Или это верно, или нет. Половинчатый ответ невозможен. Если это неверно (как я полагаю), то для христианства нет абсолютно никакой основы. Если же это верно (как полагает этот молодой человек), тогда христиане обязаны принимать всю Библию. Не существует никакой логической альтернативы».

При последних словах великого ученого в зале воцарилась тишина.{mospagebreak}

Никакого компромисса

Халдейн был, конечно же, прав. Бывают ситуации, когда компромисс полезен, а бывает, что он просто не имеет смысла.

Вообразите, что вы обращаетесь к работнику бензоколонки, только что залившему бензин в бак вашей машины: «Шесть галлонов по 36.50 это — два фунта 19, не так ли?», — а он отвечает: «Боюсь, что нет, сэр, два фунта 29, будьте добры».

Скажете ли вы ему: «Хорошо, придем к компромиссу: два фунта 25?»

Конечно, не скажете. Компромисс в подобных ситуациях — абсурд. Вы знаете, что правильный ответ может быть только один (ваш ответ), и вы на нем будете настаивать.

Также и проницательный ум Халдейна видел только один возможный ответ для христианина. Иисус просил (Иоанн 13:13; Матфей 23:8,10) называть Его Учителем. Слово, используемое им, не означало «босс»; оно значило «школьный наставник». Он называл своих последователей учениками в значении «студенты». Он ясно определил их отношения:

«Ученик не бывает выше своего учителя… Что вы зовете Меня: Господи! И не делаете того, что я говорю?»
(Лука 6:40,46).

Урок ясен. Наше дело находиться у ног Иисуса и учиться, как делала это Мария (Лука 10:39). Если мы позволим себе возноситься над Иисусом и указывать Ему на ошибки, то накличем беду на свои головы.

Однако именно этим и занимаются многие современные теологи, говоря, что Библия есть смесь правды и вымысла. Иисус учил совершенно иному.

Когда Христос ходил по земле, четыре пятых Библии было уже написано; это было то, что мы теперь называем Ветхим Заветом, а тогда евреи называли „Писанием», или „тем, что написано», или «Законом», или «Законом и пророками», или «Моисеем и пророками». Иисус пользовался той же терминологией, и вот что он говорил об этом :

«И не может нарушиться Писание»
(Иоанн 10:35).

«Но скорее небо и земля прейдут, нежели одна черта из закона пропадет» (Лука 16:17); („черта» — это небольшой штрих в букве древнееврейского алфавита, похожий на черту в английской букве t).

«Если бы вы верили Моисею, то поверили бы и Мне, потому что он писал обо Мне. Если же его писаниям не верите, — как поверите Моим словам?»
(Иоанн 5:46,47).

«У них есть Моисей и пророки; пусть слушают их… если Моисея и пророков не слушают, то, если бы кто и из мертвых воскрес, не поверят»
(Лука 16:29-31).{mospagebreak}

Поступки заявляют о себе громче слов

Иисус был проповедником, жившим по Своему собственному учению. Он не только утверждал, что Ветхий Завет верен, но и Сам подавал пример жизни в соответствии с его требованиями.

Посмотрите, как Иисус преодолел искушение. Трижды искуситель подходил к нему в пустыне и трижды уходил ни с чем. Каждый раз Христос использовал один и тот же способ. «Написано…,» — говорил Он, цитируя место из Ветхого Завета, относящееся к искушению (Матфей 4:4,7,10). Искуситель не успокоился. Он не сказал Иисусу: «Да, но это написано не Моисеем, а приписано переписчиком через сотни лет после смерти Моисея». Было известно, что Иисус принимал библейское Пятикнижие как Слово Божье, переданное Моисеем (Иоанн 5:46, 7:19; Лука 20:37). Если что-то было «написано…», то для Иисуса это было однозначно Словом.

Подобным же образом Иисус неоднократно заставлял фарисеев и саддукеев замолчать, ссылаясь на Писание. «Заблуждаетесь, не зная Писаний, ни силы Божией» (Матфей 22:29), — обвинял их Он.

Шесть раз на протяжении одного Евангелия от Матфея прямо задает Он вопрос: «Не читали ли вы…?» (Матфей 12:3; 12:5; 19:4; 21:16; 21:42; 22:31). Всякий раз затем следовала цитата — из Бытия, Исхода, 1Царств, Чисел и дважды из Псалтиря. Каждый раз оппонентам приходилось умолкать.

Много раз Он прекращал диспут, цитируя Писания. Когда Иисус говорил Своим оппонентам: «Так написано», — что записано, как минимум, шесть раз (например, Матфей 21:13; Мк.7:6; Лк.10:26; 20:17; Ин.6:45; 8:17), дискуссия всегда на этом оканчивалась.

Иисус мог, конечно, положиться и на Свой авторитет, чтобы положить конец спорам. Он указывал на то, что слова Его есть Слово Бога (Ин.12:49,50; 14:10). Часто Он говорил о Своем авторитете так: «Истинно, истинно говорю вам…» (например, 5:19). Но в важнейших случаях Иисус всегда апеллировал к Писанию — высшему авторитету, абсолютной Истине. Писанию невозможно было противоречить.{mospagebreak}

Скорбный крестный путь

Иисус шел по жизни не так, как большинство из нас, — как получится. Он с самого начала знал, что Ему предстоит Крест. В конце Он ясно объявил это Своим ученикам:

«С того времени Иисус начал открывать ученикам Своим, что Ему должно идти в Иерусалим и много пострадать от старейшин и первосвященников и книжников, и быть убиту, и в третий день воскреснуть»
(Матфей 16:21).

Путь на Голгофу был не легок, он потребовал всей Его решимости пройти его до конца. А ведь за пару часов до ареста Он еще имел возможность поддаться искушению и отказаться. Лука повествует о том, как Иисус молился «в агонии», и

«был пот Его, как капли крови, падающие на землю»
(Лука 22:44).

Пусть будет, что будет; Он знал, что должен идти дальше. Он выразил это в словах:

«Отче… не Моя воля, но Твоя да будет»
(Лука 22:42).

С этой решимостью победить искушение плоти и последовать Божьей воле Он принял ужасную смерть. Но откуда Ему было известно, что такова именно воля Бога? Надо было иметь громадную убежденность, что это необходимо, прежде чем добровольно отправиться на крестные муки. Но Он знал! Знал все, что надлежало Ему претерпеть. Снова и снова рассказывал Он ученикам об этом. Перед нами четыре примера, по одному — из каждого Евангелия:

«Отозвав же двенадцать учеников Своих, сказал им: вот, мы восходим в Иерусалим, и совершится все написанное чрез пророков о Сыне Человеческом: ибо предадут Его язычникам и поругаются над Ним, и оскорбят Его, и оплюют Его, И будут бить, и убьют Его; и в третий день воскреснет»
(Лука 18:31-33).

«Сын Человеческий идет, как написано о Нем; но горе тому человеку, которым Сын Человеческий предается»
(Матфей 26:24).

«Он сказал им в ответ: …Сыну Человеческому, как написано о Нем, надлежит много пострадать и быть уничижену»
(Марк 9:12).

«Исследуйте Писания… они свидетельствуют о Мне»
(Иоанн 5:39).

Не будь Спаситель распят, не было бы и христианства. И Он не был бы распят, не верь Иисус так безоговорочно в справедливость Писания о грядущих Его испытаниях. Какими бы мы были учениками Его, если бы считали, что Он печально ошибался в понимании Писания?

Но, увы, есть «псевдоученики», полагающие, что Он все же ошибался. Они даже выработали соответствующую теорию о «Его ошибках» и дали ей греческое название — «кеносис», что означает «упустивший шанс» или «опорочивший себя» (Филиппийцам 2:7). Но это так называемое объяснение относится лишь к смертной жизни Иисуса; «творцы» этой теории признают, что Сын Божий не мог сделать ошибок после того, как Он восстал из мертвых к славному бессмертию.

Следовательно, они напрасно тратят время, заявляя, что Иисус имел ошибочные представления, пока был смертным. Ведь Иисус придерживался тех же суждений после воскресения, что и до него. Воскресший Иисус, который мог сказать: «Вся власть дана Мне, как на небе, так и на земле!» (Матфей 28:18) — смог произнести и это:

«О, несмысленные и медлительные сердцем, чтобы веровать всему, что предсказывали пророки! Не так ли надлежало пострадать Христу и войти в славу Свою? И начав от Моисея, из всех пророков изъяснял им сказанное о Нем во всем Писании… надлежит исполниться всему, написанному о Мне в законе Моисеевом и в пророках и псалмах»
(Лука 24:25-27,44).

«Немысленными» назвал их воскресший Иисус, потому что они не верили всему, написанному в Ветхом Завете. Глупцы! Вы не можете помочь, сочувствуя этим бедным ученикам. Должно быть очень унизительно быть названными глупцами Сыном Божьим.{mospagebreak}

«Притязания» Ветхого Завета

Нетрудно увидеть, почему Иисус так почитал Ветхий Завет. Он рассматривал его таким, каков он есть. Снова и снова Ветхий Завет говорит о том, что является Божьим Словом, обращенным к человеку. Иисус это принимал. Здравый смысл подсказывает, что можно либо принимать, либо нет; невозможно оставаться посередине и не конфликтовать со здравым смыслом. Согласно одному исследованию, подобное утверждение приводится в Ветхом Завете 3 808 раз — в среднем, по четыре раза на одной странице. Даже если это преувеличение, то все равно счет идет на тысячи.

Особенно часто повторяют это пророки. Аггей, например, говорит в первои и третьем стихах книги: «И было слово Господне чрез Аггея пророка»; во втором же стихе им сказано: «Так говорит Господь». Аггей использует подобные выражения более 20 раз в книге объемом всего в две страницы.

Даже в данных Моисею законах встречаются такие фразы: «И написал Моисей все слова Господни» и «сказал Господь Моисею» (это только два примера из сотни — Исход 24:4; Левит 17:1).

Такие же фразы есть и в исторических книгах, хотя они и не так многочисленны: «Господь сказал Иисусу, сыну Навину» (Навин 1:1); «Так говорит Господь» (Судей 6:8); «Господь… открыл Себя Самуилу в Силоме чрез слово Господне» (1 Царств 3:21).

Авторы Ветхого Завета не только передают слова Бога, сказанные им или через них, но иногда приводят даже образцы выражений Бога:

Давид: «Дух Господень говорит во мне, и слово Его на языке у меня» (2 Царств 23:2).

Исаия: «И коснулся уст моих (горящим углем из алтаря небесного), и сказал: вот, это коснулось уст твоих, и беззаконие твое удалено от тебя, и грех твой очищен. И услышал я голос Господа, говорящего: кого Мне послать? И кто пойдет для Нас? И я сказал: вот я, пошли меня. И сказал Он: пойди и скажи этому народу…» (Исаия 6:7-9).

Иеремия: «А я сказал: о, Господи Боже! Я не умею говорить, ибо я еще молод. Но Господь сказал мне: не говори «я молод»; ибо ко всем, к кому пошлю Я тебя, пойдешь, и все, что повелю тебе, скажешь… и простер Господь руку Свою, и коснулся уст моих, и сказал мне Господь: вот, Я вложил слова Мои в уста твои… (уже много позже) и подумал я: не буду я напоминать о Нем и не буду более говорить во имя Его; но было в сердце моем, как горящий огонь, заключенный в костях моих, и я истомился, удерживая его, и — не мог» (Иеремия 1:6-9; 20:9).

Как и следовало ожидать, апостолы Иисуса относились к Ветхому Завету точно так же, как и их Учитель:

«Ты устами отца нашего Давида, раба Твоего…»
(Деяния 4:25).

«Хорошо Дух Святой сказал отцам нашим чрез пророка Исаию…»
(Деяния 28:25).

«Бог, многократно и многообразно говоривший издревле отцам в пророках»
(Евреям 1:1).

«Я действительно служу Богу отцов моих, веруя всему написанному в законе и пророках»
(Деяния 24:14).

«Я до сего дня стою, свидетельствуя малому и великому, ничего не говоря, кроме того, о чем пророки и Моисей говорили, что это будет»
(Деяния 26:22).

Отметьте, о чем говорится в трех первых цитатах:

1. То, что сказал Давид (автор многих псалмов), то сказал Бог.

2. Написанное в книге Исаии, сказано ему Духом Святым.

3. Слова пророков, на самом деле, сказаны Богом.

Неудивительно, что в последних цитатах Павел говорит, что верил всему Ветхому Завету и проповедовал только его.{mospagebreak}

«Притязания» Нового Завета

Конечно, возможны два варианта объяснения «притязаний» обоих Заветов.

Они могут быть и верными, и неверными. Позже мы попытаемся прийти к одному выводу. А пока оставим вопрос открытым. Постараемся сконцентрироваться на том, чтобы понять, о чем идет речь. Согласно Новому Завету, Бог говорил и через его авторов. Иоанн говорил, что Иисус обещал использовать апостолов таким образом:

«Когда же приидет Он, Дух истины, то наставит вас на всякую истину»
(Иоанн 16:13).

«Утешитель же, Дух Святой, Которого пошлет Отец во имя Мое, научит вас всему и напомнит вам все, что Я говорил вам»
(Иоанн 14:26).

Итак, Матфею, Марку, Луке и Иоанну не было необходимости припоминать, что им говорил Иисус в свое время. При написании Евангелий Святой Дух помогал им вспомнить истинное учение Иисуса. Так, по крайней мере, говорит нам Евангелие от Иоанна.

Петр и Павел тоже неоднократно говорили о том, что ими движет Дух Святой:

Петр: «Им открыто было, что не им самим, а нам служило то, что ныне проповедовано вам благовествовавшими Духом Святым, посланным с небес» (1 Петра 1:12).

«Чтобы вы помнили слова, прежде реченные святыми пророками (Ветхий Завет), и заповедь Господа и Спасителя, преданную апостолами вашими» (Новый Завет) (2 Петра 3:2).

Павел: «Принявши от нас слышанное слово Божие, вы приняли не как слово человеческое, но как слово Божие» (1 Фессалоникийцам 2:13).

«Возвещаю вам, братья, что Евангелие, которое я благовествовал, не есть человеческое; ибо и я принял его и научился не от человека, но чрез откровение Иисуса Христа» (Галатам 1:11-12).

Очевидно, что апостолы верили, что Бог использовал их так же, как в свое время ветхозаветных пророков. Они также были руководимы Духом Святым и при речении, и при письме. Дух сподобил их к написанию Нового Завета. По крайней мере, так утверждают апостолы.{mospagebreak}

Вдохновение

Большинство согласится, что если Бог есть, то Он должен обладать способностью творить незаметно земные дела. Как поется в гимне Каупера:

«Пути Господни неисповедимы в творении чуда…».

Библия дает определение творящему невидимое на земле — Дух Святой, Дух Божий или просто — Дух.

Это подходящий термин, потому что он является переводом с древнееврейского и древнегреческого одного и того же слова, означающего «ветер». В наше время мы понимаем, что такое ветер, — благодаря метеосводкам! Но в древние времена ветер был чем-то странным, мистическим, грозным. Люди думали, что это невидимая сила Бога, работающая на земле.

Понятно, поэтому, почему говорилось, что Бог творил большинство Своих великих чудес посредством Своего Духа. Слово Божье также является своего рода чудом. Когда люди говорили или писали Слово Божье, Дух подвигал их на это. Вновь и вновь говорится в Ветхом Завете, что Дух Господа сходил на них, и они пророчествовали.

Когда Ветхий Завет был почти завершен, через тысячу лет после того, как Моисей начал его, пророк Неемия подвел итог:

«И Ты (Бог) дал им Духа Твоего благого, чтобы наставлять их (Израиль)… Ты медлил многие годы, и напоминал им Духом Твоим чрез пророков Твоих… цари наши, князья наши, священники наши и отцы наши не исполняли закона Твоего, и не внимали заповедям Твоим, которыми Ты напоминал им»
(Неемия 9:20,30,33,34).

Как апостол Петр сказал еще через несколько сотен лет:

«Никакого пророчества в Писании нельзя разрешить самому собою, ибо никогда пророчество не было произносимо по воле человеческой, но изрекали его святые Божии люди, будучи движимы Духом Святым»
(2 Петра 1:20-21).

Подобным же образом, в соответствии со стихами, цитированными ранее в этой главе, Новый Завет тоже был написан под воздействием Духа Святого. Как сказал им Иисус перед тем, как они начали:

«Но вы примите силу, когда сойдет на вас Дух Святой, и будете Мне свидетелями»
(Деяния 1:8).

Библия предлагает особое слово для описания воздействия Духа Святого: «вдохновение». Павел так его использует:

«Все Писание богодухновенно»
(2 Тимофею 3:16).

Вдохновение. Это не просто описательное слово, оно настраивает вас на мысль, что Бог лично участвует в ниспослании Его Слова. И все же это слово еще не достаточно хорошо, т.к. оно не вполне передает мысль Павла. Фраза «Все Писание богодухновенно….» является переводом одного длиннейшего греческого слова, означающего «Богом вдохнутый» (вспомните также, что по-гречески «дух» означает «ветер, дыхание»).

Поэтому, хотя это выглядело бы и не столь элегантно, но точнее было бы перевести фразу Павла как «Все Писание выдохнуто Богом». Иными словами, Библия скорее выдохнута Богом, чем вдохнута, т.е. оно вышло из уст Бога, как и наше собственное дыхание.

За тысячу лет до этого еврейский псалмопевец также отметил это в книге Псалмов:

«Словом Господа сотворены небеса, и духом уст Его — все воинство их»
(Псалом 32:6).

Он имел в виду первую главу Бытия, где Бог сотворил небо и землю. Слова: «И сказал Бог: да будет…,» — повторяются в этой главе, как припев. Слова Бога — сказаны, дела Божие свершились.{mospagebreak}

Всякое слово имеет вес

Все сказанное приводит к важному выводу. Если повторяющиеся утверждения Библии оправданы — если есть смысл в том, что Библия есть „то, что выдохнуто из уст Божьих» — это должно означать, что каждое слово Библии пришло от Бога, а не только мысли. Поначалу это кажется преувеличением, но чем больше об этом думаешь, тем очевиднее становится справедливость мысли.

Для не очень важного документа — к примеру, журнальной статьи или романа — не важно какие именно слова были использованы, важно, какой смысл вложил в них автор. Но в важном документе, например, парламентском законе или духовном завещании, каждое слово приобретает особую значимость. Один богатый человек написал однажды очень простое и короткое завещание: «Я оставляю все мои деньги моему племяннику Перси». Бедный Перси. Он получил всего лишь несколько фунтов. Было совершенно ясным, что именно имел в виду дядя. Но дядя не сказал того, что он подразумевал. «Деньги», пояснили адвокаты, — это казначейские билеты и монеты королевства. Богатство же дяди заключалось в банковских вкладах, биржевых и ценных бумагах, а они не являются деньгами в строгом смысле слова. Истинное богатство перешло к более дальнему родственнику дяди, тогда как Перси досталось содержимое карманов дяди на день его смерти.

Можно ожидать, что, если Библия реально является тем, о чем в ней заявлено — самым важным документом в мире — то слова, использованные в ней, чрезвычайно важны. И это именно то, о чем она говорит. Никто из авторов Библии никогда не говорит: «Бог дал мне послание в очень туманных выражениях, а потом оставил меня, чтобы я изложил это своими словами».

Напротив, многие из них подчеркивали драгоценную природу послания, данного им Богом:

Давид: «Все это в письме от Господа… как Он вразумил Меня» (1 Паралипоменон 28:19).

Иеремия: «Так говорит Господь… скажи ко всем городам Иудеи… все те слова, какие повелю тебе сказать им… не убавь ни слова… возьми себе книжный свиток и напиши в нем все слова, которые Я говорил тебе» (Иеремия 26:2; 36:2).

Иисус: «Слова, которые говорю Я вам, суть дух и жизнь» (Иоанн 6:63).

Павел: «И возвещаем не от человеческой мудрости, но изученными от Духа Святого» (1 Коринфянам 2:13).

Иоанн: «И если кто отнимет что от слов книги пророчества этого, у того отнимет Бог участие в книге жизни, и в святом городе, и в том, что написано в книге этой» (Откровение 22:19).

Нет необходимости говорить, что сказанное не относится к переводу Библии на русский (английский и т.д.). Давно уже нет той старушки, что сказала: «Если эта версия Библии (один из переводов на английский язык) была хороша для Святого Павла, то она хороша и для меня». Люди, писавшие оригиналы Писания, были вдохновлены Богом, а не те, кто позднее переписывал манускрипты и переводил их на другие языки. (Кстати, о том, насколько можно доверять переписчикам тех лет и переводчикам, мы узнаем дальше).{mospagebreak}

Автор, а не секретарь-машинистка

Есть что-то сверхъестественное в виде большого работающего компьютера. Сердце компьютера так хрупко, что его помещают в особую камеру с вентилятором, как недоношенного младенца — в инкубатор. Кабели связывают хрупкую центральную часть с другими машинами, через которые операторы задают проблемы для разрешения Кабель соединяет компьютер с принтером, куда выводятся ответы.

Удивительное зрелище составляет вид такого принтера, печатающего с умопомрачительной скоростью, как будто некто невидимый управляет им, тогда как сигналы поступают от компьютера и человек вовсе не вмешивается в работу этой пары.

Но это не похоже — повторяю, НЕТ! — на вдохновенную работу Бога. Авторы Библии не были простыми секретарями, бездумно записывающими слова, которые диктовал им Бог. Они имели индивидуальные черты характера, сказавшиеся впоследствии на стиле их книг.

Такое утверждение поначалу может показаться противоречащим тому, что говорилось раньше: как могли они в таком случае записать точные выражения Бога?

На самом деле это не такая уж проблема, как может показаться. Помыслим так. Меткий стрелок может поразить мишень и при сильном ветре благодаря вносимой им поправке на силу и направление ветра. Если сильный ветер дует слева, он целится левее мишени, так как знает траекторию полета пули. Когда ветра нет, поправка не нужна, и он целится прямо в мишень, ожидая, что его пуля проделает кратчайший путь до центра мишени.

Короче, конечный результат не зависит от ветра. Пуля очень меткого стрелка всегда попадет туда, куда он задумал. Что зависит от ветра, так это траектория полета пули.

Бог также знает какой конечный результат будет получен, если Он будет Своим особым образом корректировать его в процессе. Он таким же образом может вносить поправку в работу автора, как стрелок делает поправку на ветер.

Когда Ему понадобилась книга, написанная в особом стиле Иеремии, Он взрастил единственного, нужного Ему автора. Более того, Он сказал Иеремии, что начал формировать его для работы пророка еще до его рождения (Иеремия 1:5). Когда же пришло время для начала великого дела Иеремии, он был уже совершенно подходящим для этого человеком. И тогда даже покорность и беспокойный характер Иеремии помогли его работе (Иеремия 1:6-9; 17-19).

Конечным результатом была именно книга Иеремии. Никакой другой автор не написал бы ее так же. Но так как Бог специально взрастил Иеремию для этого, то книга Иеремии наполнилась именно Божьими словами. То же можно сказать и о любой другой книге Библии.{mospagebreak}

Что доказала эта глава?

Тема того, что Библия является «вдохновленным» Богом словом, очень обширна. Она одна может потребовать целой книги. В пределах одной лишь главы я смог только обозначить проблему. Если вы захотите углубиться в вопрос, вам надо обратиться к специальной литературе.

Однако ни одна из книг, как и эта глава, не доказывает, что Библия действительно богодухновенна. Всегда надо избегать зацикливания в рассуждениях: из моих предыдущих рассуждений не следует, что богодухновенность Библии доказана; доказано лишь, что если Библия так утверждает, то она себе и не противоречит, все сходится.

Авторы Библии все говорят в один голос:

«Мы говорим не своими словами. Бог чудесным образом нас контролировал и направлял в написании Его Слова. Следовательно, все, нами написанное, принадлежит Всемогущему. Все написанное нами верно».

Поэтому возможны лишь два варианта: либо Библия правдива, либо вся она — крупнейшая мистификация в истории!

Но, как мы видели в начале главы, многие религиозные деятели видят еще и третью возможность — смесь правды и вымысла.

Разумеется, они не говорят прямо так. Они преподносят свой «взгляд» в таком виде, что простому человеку легко запутаться. В отличие от пророков, в отличие от Иисуса Христа, в отличие от апостолов, эти ученые-библиисты полагают, что Библия ни то, ни се, а смесь того и этого. Таких людей достаточно много, и отмахнуться от них нельзя. Следующая глава будет посвящена отдельно их позиции и тому, куда она ведет.

© 1961 - 2024

Мы в соцсетях: